Обзорные лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

1. Классификация налогов (критерии, виды).
2. Отчисления на социальные нужды, сущность, налоговая база, распределение платежей.
3. НДС: экономическая сущность и объекты налогообложения. Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
4. Налог на прибыль организаций. Методы признания доходов и их определение для целей налогообложения прибыли.
5. Налог на прибыль организаций. Расходы организаций при производстве и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли.
6. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база.
7. Упрощенная система учета и налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Обз ЛК БУАА 2012.docx

— 1.92 Мб (Скачать)

24 июля 2002 года принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

1 января 2003 года года был отменён налог на пользователей автомобильных дорог.

В 2003 году был отменён налог с  валютообменных операций в размере 1 %, а также ведена упрощённая система налогообложения для малых предприятий. В том же году был введён транспортный налог, который заменил ранее действовавший налог на владельцев транспортных средств и часть налога на имущество физических лиц.

1 января 2004 года ставка НДС была  снижена с 20 % до 18 %.[83]

20 июля 2004 года принят федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 ч. 2 Налогового кодекса РФ, Федеральный закон „Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

В 2004 году был отменён налог с продаж, а также произошло реформирование налога на имущество организаций (в частности, из объектов налогообложения исключили нематериальные активы, затраты и запасы).

В 2005 году был закреплён перечень федеральных, региональных и местных налогов. Федеральными остались 10 налогов, включая НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций и единый социальный налог. Региональных налогов осталось 3: транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес. Налог на имущество физических лиц и земельный налог относятся к местным налогам. В том же году был отменён налог на наследство, а максимальная ставка единого социального налога была снижена с 35,6 % до 26 %.

1 января 2009 года ставка налога на прибыль была снижена с 24 % до 20 %.

 

 

 

  1. Постановка налогового учета в организации.

Налоговый учет должен быть организован  таким образом, чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности, систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

Статьей 313 НК РФ установлено, что в  случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Кроме того, налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Отсюда следует, что законодатель предусмотрел различные варианты обобщения информации для целей налогового учета. Для систематизации и накопления информации, например, о доходах и расходах, формирующих налоговую базу организации, могут быть использованы:

  • регистры бухгалтерского учета;
  • регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами (при недостаточности информации для определения налоговой базы);
  • аналитические регистры налогового учета.

Таким образом, налогоплательщик может  выбрать одну из трех моделей налогового учета с учетом степени его  автономности по отношению к системе бухгалтерского учета.

В настоящее время выделено три  модели ведения налогового учета. Рассмотрим каждую из них.

 

Модель 1

Данная модель предусматривает  использование самостоятельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским. Эта модель приведена на рисунке 1.

Аналитические регистры налогового учета  составляются на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством, и представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период. Регистры налогового учета формируются по всем операциям, которые учитываются для целей налогообложения. Налогоплательщик самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должны быть представлены все данные, необходимые для правильного определения показателей налоговой декларации.

Преимуществом данной модели является то, что она дает реальную возможность  получать данные для формирования налоговой базы непосредственно из налоговых регистров. При этом исключаются ошибки в исчислении налоговой базы, поскольку показатели налоговых регистров формируются в соответствии с требованиями налогового законодательства, а не бухгалтерского учета. Взаимодействие двух систем учета при использовании этой модели сводится к минимуму. Общими для бухгалтерского и налогового учета являются лишь данные первичных документов.

Вместе с тем такое параллельное ведение двух видов учета требует  значительных затрат, связанных с  необходимостью создания в организации отдела или группы налогового учета, привлечения высококвалифицированных специалистов для разработки налоговых регистров, системы документооборота и программных продуктов, модернизации учетного процесса и вычислительной техники.

Такие затраты могут позволить  себе только крупные организации, где  могут быть созданы (или уже имеются) внутренние налоговые службы или  отделы налогового учета как обособленные структурные подразделения организации.

 

Модель 2

В основу этой модели положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета. Эта модель представлена на рисунке 2.

Такая модель учета позволяет снизить  объем работы сотрудников бухгалтерских  служб, поскольку и для бухгалтерского, и для налогового учета используются одни и те же регистры.

Вместе с тем комбинированные  регистры могут быть использованы в  налоговом учете только в тех  случаях, когда порядок группировки  и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета. Например, при наличии дополнительных реквизитов бухгалтерские регистры, отражающие расходы, связанные с производством и реализацией, в том числе не принимаемые для целей налогообложения, могут использоваться в налоговом учете.

Однако в тех случаях, когда  требуется определить стоимость приобретенных материально-производственных запасов или основных средств, учесть убыток от реализации основных средств или по операциям уступки права требования согласно правилам бухгалтерского учета и налогового законодательства либо когда организация выбирает разные способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам для целей бухгалтерского и налогового учета, применять комбинированные регистры практически невозможно.

К тому же неопределенность количества и состава операций, подлежащих корректировке, создает предпосылки для совершения ошибок.

 

Модель 3

В данной модели используются регистры и бухгалтерского, и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

Для налогового учета операций по реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, например, можно использовать данные регистров бухгалтерского учета, поскольку порядок группировки доходов от реализации в бухгалтерском и налоговом учете почти идентичен. В том случае, если необходимы незначительные корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения, могут быть использованы бухгалтерские справки. При различных правилах учета целесообразно наряду с бухгалтерскими регистрами применять аналитические регистры налогового учета. Данная модель представлена на рисунке 3.

В отличие от модели 2 в данной модели основанием для составления аналитических  регистров налогового учета являются не первичные учетные документы, а регистры бухгалтерского учета и бухгалтерские справки.

Такая модель позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учета и в конечном счете сближает две системы учета.

В ее основе лежат регистры бухгалтерского учета, обеспечивающие возможность рационально, с наименьшими финансовыми затратами вести оба вида учета.

Для этого определяют те объекты  учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета идентичны; устанавливают  регистры бухгалтерского учета, которые  могут быть использованы для учета  в целях налогообложения; определяют те объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета различны, выделив объекты налогового учета; разрабатывают формы аналитических регистров налогового учета для выделенных объектов.

Данный подход не требует создания отдельного рабочего места, так как бухгалтерские справки оформляются работниками бухгалтерии.

 

  1. Законодательная база налоговой системы России.

Систему налогового права  в Российской Федерации составляет законодательство о налогах и сборах, представляющее собой совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации. Оно подразделяется на: законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.  

  Нормативные правовые  акты о налогах и сборах  подразделяются на акты органов  исполнительной власти (федеральных  и субъектов РФ), акты исполнительных  органов местного самоуправления  и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. ГТК РФ при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством РФ.

Важно подчеркнуть, что издаваемые государственными органами обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Налогообложение представляет собой ограничение права собственности лиц. В связи с тем, что отношения собственности регулируются гражданским законодательством, для правильного понимания установленных условий налогообложения необходимо знание не только налогового, но и гражданского законодательства. Гражданское законодательство представляет собой совокупность актов гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.

Важно подчеркнуть, что если в актах законодательства о налогах  и сборах РФ не устанавливается особых значений терминов или понятий, то для целей налогообложения применяются термины и понятия гражданского и других специальных отраслей права (семейного, жилищного, земельного и т.д.).

 

Налоговый кодекс, его структура, иерархия нормативно-правовых актов

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает  систему налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также  общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения  (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  и сборов субъектов Российской  Федерации и местных налогов  и сборов;

4) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) и их должностных  лиц.

Действие Налогового Кодекса  распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех  случаях, когда это прямо предусмотрено  Налоговым Кодексом.

Существует иерархия нормативно-правоых  актов о налогах и сборах

1 уровень – Конституция  РФ

2 уровень – Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (в т.ч. Налоговый кодекс)

3 уровень - Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом.

4 уровень - Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом.

5 уровень - Нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Они принимаются Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции.

Информация о работе Обзорные лекции по "Налогам"