Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:04, лекция
Место и роль в финансовой и экономической системах общества и налоговую деятельность государства следует рассматривать как сложную и противоречивую систему явлений и процессов в их многообразии, неоднозначности и динамичности при перераспределении денежных доходов в пользу государства для выполнения им своих экономических и социальных функций, особенно в период становления рыночных отношений.
Введение. Предмет и задачи курса………………………...8
1. Налоги в системе финансов общества рыночной
экономики.
1.1. Роль налогов в системе экономических
отношений распределения денежных
доходов в обществе. ………………………………………….9
1.2.Место налогов в валовом внутреннем продукте………………9
1.3.Методология изучения теории и практики
налоговой деятельности государства.
«Кривая Лаффера»……………………………………………10
1.4.Сущность и функции налогов. Их взаимосвязь……………….15
1.5.Элементы налога………………………………………………..17
2. Налоговая система государства.
2.1. Понятие «Налоговая система».
Противоречие между потребностями в
налоговых доходах и возможностями их получения………18
2.2. Принципы построения налоговой системы РФ…………….19.
2.3. Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание………...21.
3. Классификация налогов в налоговой системе.
3.1. Понятие «классификация налогов».
Группировка налогов по однородным признакам…………..22
3.2. Классификация налогов по способу
установления, по категориям плательщиков,
по объекту обложения, по способу изъятия,
по методу налогообложения, по месту поступления………..22
3.3. Специальные налоговые режимы…………………………….25
4. Налоговое планирование.
4.1. Понятие «Налоговое планирование».
Два направления в налоговом планировании………………..26
4.2. Пути оптимизации налогов………………………………………27
5. Налог на прибыль предприятий и организаций
5.1. Плательщики налога на прибыль.
Объект налогообложения……………………………………28
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении
прибыли……………………………………………………….28
5.3. Ставка налога, порядок исчисления, порядок
и срок уплаты…………………………………………………30
6. Налог на имущество.
6.1. Плательщики налога. Объект налогообложения…………..31
6.2. Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты………..32
7. Налог на добавленную стоимость
7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения………………34
7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур
2 варианта расчета налога. Срок уплаты……………………36
8. Акцизы и пошлины
8.1. Акцизы. Их специфические черты. Перечень
подакцизных товаров………………………………………..41
8.2. Плательщики, объект налогообложения,
налоговая база акцизов……………………………………….41
8.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты……………….…42
8.4. Таможенные пошлины. Две группы
таможенных пошлин – основные и
факультативные. Регулирующая функция
таможенных пошлин………………………………………….43
8.5. Признаки таможенных пошлин в зависимости от
объекта, цели взимания, назначения………………………….44
8.6. Субъект, объект, срок уплаты, исчисление
таможенных пошлин……………………………………………45
9. Налог на доходы физических лиц.
9.1. Роль подоходного налога в налоговой системе.
Его принципы……………………………………………..…….46
9.2.Плательщики налога, объект налогообложения,
налоговый период……………………………………………….47
9.3. Доходы и налогооблагаемая база
налогоплательщика. Налоговые вычеты……………………….47
9.4. Ставки налога, сроки уплаты…………………………………...49
10. Налог на имущество физических лиц.
10.1.Налог на имущество физических лиц. Объект,
налоговая база, ставки, срок оплаты………………………….50
11. Единый социальный налог
11.1.Налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база…………………………………………………..51
11.2.Ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога….……...54
12. Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения.
12.1.Плательщики, размер налога, льготы по налогу,
срок оплаты……………………………………………………..57
13. Налогообложение доходов физических лиц от
предпринимательской деятельности.
13.1. Предприниматель. Его формальный признак и
определение……………………………………………………..58
13.2. Постановка на учет в налоговых органах – как
необходимое условие для начала деятельности………………58
13.3.Особенности учета индивидуального предпринимателя.
Объект налогообложения……………………………..……….59
13.4.Местные налоги, уплачиваемые
индивидуальным предпринимателем………………………….60
13.5.Ставка налога. Срок уплаты……………………………………..60
14. Государственная налоговая инспекция.
14.1.Государственный финансовый контроль………………………61
14.2.Государственный налоговый контроль…………………………62
14.3.Права налогоплательщика……………………………………….62
14.4.Обязанности налогоплательщика……………………………….63
15. Органы государственного налогового контроля
и их компетенция.
15.1.Состав управления налогообложения в РФ………………….64
15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ…………..65
15.3.Вспомогательные функции ряда управлений………………..65
центрального аппарата министерства по налогам и сборам.
16. Налоговая проверка.
16.1. Цель налоговой проверки. Камеральные и
выездные проверки налоговых и таможенных органов. …66
16.2. Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций….67
17. Местные налоги. Транспортный налог, налог на землю,
налог на образование, налог на содержание милиции,
налог на рекламу, сбор на право торговли,
регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью.
17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая
база, ставки налога, срок оплаты……………………………69
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая
Исходя из установленного законодательством объекта налогообложения, соответственно определяется и налоговая база.
Налоговая база налогоплательщиков – работодателей определяется как величина начисленной суммы вознаграждений в любой форме (денежной, натуральной, социальной) или других благ в виде иной материальной выгоды, за исключением не подлежащих обложению доходов.
В отличии от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды, налогоплательщики – работодатели при исчислении ЕСН должны определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом при определении налоговой базы не должны учитываться доходы, полученные работниками от других работодателей.
Налоговая база налогоплательщиков – предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения, которые ими получены за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности в России, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
НК определяет широкий перечень доходов, которые не являются объектом обложения ЕСН, и, соответственно, не подлежат налогообложению (пособия по временной нетрудоспособности; по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; и другие выплаты социального и компенсационного характера).
Помимо значительного перечня доходов, которые не включаются в налогооблагаемую базу по ЕСН, российское законодательство установило также отдельные налоговые льготы по единому социальному налогу:
1. Для стимулирования использования труда инвалидов, от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм – с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течении календарного года, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
2. В этих же целях освобождаются от налогообложения суммы доходов, не превышающие 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, у следующих категорий работодателей:
2.1. У общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80% и их структурных подразделений.
2.2. У организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %.
2.3. Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям – инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Вместе с тем. Указанные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых.
3. Налогоплательщики - предприниматели, являющиеся инвалидами I, II и III групп, освобождаются от уплаты ЕСН, если их доход не превысит 100 тыс. руб. в течение налогового периода, а также в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования.
11.2.Ставки ЕСН, порядок исчисления и уплаты налога
Ставки ЕСН, учитывая социальный характер использования, предусматривают их распределение по соответствующим социальным фондам:
1. Для налогоплательщиков-
2. Для налогоплательщиков, исключенных из п.1 применяются ставки налога по таблице 2.
Все вышеперечисленные ставки налога применяются, при условии, что в предыдущем налоговом периоде, то есть за истекший календарный год, величина налоговой базы в среднем на одного работника превышала 50 тыс.руб. В том случае, если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, то в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре. Если данное условие не соблюдается, то налогоплательщик должен уплачивать налог по ставкам, предусмотренным при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 тыс.руб, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Данное положение вступает в силу с 2002 г. Кроме того, законом предусмотрено еще одно условие применения указанных выше ставок налога.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организации с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10% работников, имеющих наибольшее по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек не учитываются 30 % работников, имеющих наибольшее по размеру доходы.
В том случае, если на момент очередной уплаты налога накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 4200 руб, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог по ставкам, предусмотренным при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 тыс.руб, независимо от фактической виличины налоговой базы на каждого отдельного работника.
3. Для налогоплательщиков - предпринимателей применяются следующие ставки налога (табл.3).
Для исчисления налога важно определить дату получения доходов и осуществления расходов. Дата определяется в зависимости от категории, к которым относится налогоплательщик:
1. Для налогоплательщиков – работодателей датой считается день исчисления доходов пользу работника.
2. Для налогоплательщиков – предпринимателей –это день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.
Порядок исчисления и уплаты налога:
1. Налогоплательщики – работодатели исчисляют сумму налога отдельно в отношении каждого фонда. Ведут учет отдельно по каждому работнику. Уплачивают авансовые платежи в установленный срок, но не позднее 15 числа следующего месяца.
2. Налогоплательщики – предприниматели. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом на основании подаваемых деклараций не позднее 30 апреля. Уплачиваются на основании налоговых уведомлений, в следующие сроки:
- за январь-июнь – не позднее 15 июля в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
- за июль-сентябрь – не позднее 15 октября в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь-декабрь – не позднее 15 января в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Окончательный расчет налога производится самостоятельно. Разница между суммами авансовых платежей и окончательным расчетом, подлежит уплате не позднее 15 июля следующего за отчетным налоговым периодом. В случае превышения эта сумма может быть зачтена в счет платежей или возвращена плательщику.
При налоговой базе до 100 тыс.руб.
|
| Пенс. фонд | Соц. Стр. | Мед.страхов. | Всего
| |
Фед. | Терр. | |||||
1 | Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) | 28% | 4% | 0,2% | 3,4% | 35,6% |
2 | Работодатели, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. | 20,6% | 2,9% | 0,1% | 2,5% | 26,1% |
3 | Предприниматели | 19,2% |
| 02% | 3,4% | 22,8% |
Тема 12. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
Вопросы к теме:
12.1.Плательщики, размер налога, льготы по налогу, срок оплаты.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, уплачивается в случае, когда физические лица принимают в порядке наследования или дарения жилые дома, квартиры, дачи, автомобили, яхты и др. транспортные средства, ювелирные изделия и т.п.
Плательщиками налога являются граждане РФ, иностранные подданные и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории РФ по наследству или в виде дарения.
Налог взимается при условии выдачи нотариусом свидетельств на право на наследство. Обязательным добавлением является стоимость имущества. Для открытия наследства эта стоимость должна превышать 850-кратный установленный законом минимальный размер оплаты труда (МРОТ), при дарении -
80-кратный МРОТ.
Наследополучатели могут продать, обменять или подарить это имущество только после уплаты налога.
Конкретный размер налога определяется от стоимости имущества и от очередности наследника. Так, если имущество относится к самой низкой стоимости оценочной группы (от 850 до 1700 – кратного МРОТ), то наследники
1й очереди платят 5% от стоимости имущества, 2 –10%, Ш – 20%. При дарении минимальный % - 3% (от 80 до 850 МРОТ),
max – 502 МРОТ + 40% от стоимости имущества, превышающего 2550 МРОТ.
От налога освобождаются:
- если супруг дарит супруге или наследует ей;
- если наследники проживали совместно в наследуемом помещении;
- если наследуют инвалиды 1 и П группы;
- если наследники, члены семьи военнослужащих, потерявших кормильца.
Исчисление налога производится в течение 15-ти дней со дня получения документа.Срок уплаты - 3 месяца.
Тема 13. Налогообложение доходов физических лиц от
предпринимательской деятельности
Вопросы к теме:
13.1 Предприниматель. Его формальный признак и определение.
13.2. Постановка на учет в налоговых органах– как необходимое условие для начала деятельности.
13.3. Особенности учета ИП. Объект налогообложения.
13.4.Местные налоги, уплачиваемые ИП,
13.5.Ставка налога. Срок уплаты.
13.1.Предприниматель. Его формальный признак.
По Гражданскому кодексу РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Соответствующей деятельностью могут заниматься не только юридические лица, но и отдельные граждане. Для тех и других является обязательным закрепленный ГК формальный признак: они должны быть в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность ( ст.23 ч.1).
В соответствии с НК индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством РФ
( в т.ч. нотариусы, частные охранники, частные детективы или иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской) (ст.11 ч.1).
13.2.Постановка на учет в налоговых органах – как необходимое условие для начала деятельности
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ч.1 ст.83).
При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства (ст.84).
Банки открывают счета ИП только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
13.3.Особенности учета индивидуального предпринимателя.
Объект налогообложения.