Налогообложение предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:04, лекция

Описание работы

Место и роль в финансовой и экономической системах общества и налоговую деятельность государства следует рассматривать как сложную и противоречивую систему явлений и процессов в их многообразии, неоднозначности и динамичности при перераспределении денежных доходов в пользу государства для выполнения им своих экономических и социальных функций, особенно в период становления рыночных отношений.

Содержание

Введение. Предмет и задачи курса………………………...8

1. Налоги в системе финансов общества рыночной
экономики.

1.1. Роль налогов в системе экономических
отношений распределения денежных
доходов в обществе. ………………………………………….9
1.2.Место налогов в валовом внутреннем продукте………………9
1.3.Методология изучения теории и практики
налоговой деятельности государства.
«Кривая Лаффера»……………………………………………10
1.4.Сущность и функции налогов. Их взаимосвязь……………….15
1.5.Элементы налога………………………………………………..17

2. Налоговая система государства.

2.1. Понятие «Налоговая система».
Противоречие между потребностями в
налоговых доходах и возможностями их получения………18
2.2. Принципы построения налоговой системы РФ…………….19.
2.3. Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание………...21.

3. Классификация налогов в налоговой системе.

3.1. Понятие «классификация налогов».
Группировка налогов по однородным признакам…………..22
3.2. Классификация налогов по способу
установления, по категориям плательщиков,
по объекту обложения, по способу изъятия,
по методу налогообложения, по месту поступления………..22
3.3. Специальные налоговые режимы…………………………….25

4. Налоговое планирование.

4.1. Понятие «Налоговое планирование».
Два направления в налоговом планировании………………..26
4.2. Пути оптимизации налогов………………………………………27


5. Налог на прибыль предприятий и организаций

5.1. Плательщики налога на прибыль.
Объект налогообложения……………………………………28
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении
прибыли……………………………………………………….28
5.3. Ставка налога, порядок исчисления, порядок
и срок уплаты…………………………………………………30

6. Налог на имущество.

6.1. Плательщики налога. Объект налогообложения…………..31
6.2. Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты………..32

7. Налог на добавленную стоимость

7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения………………34
7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур
2 варианта расчета налога. Срок уплаты……………………36

8. Акцизы и пошлины

8.1. Акцизы. Их специфические черты. Перечень
подакцизных товаров………………………………………..41
8.2. Плательщики, объект налогообложения,
налоговая база акцизов……………………………………….41
8.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты……………….…42
8.4. Таможенные пошлины. Две группы
таможенных пошлин – основные и
факультативные. Регулирующая функция
таможенных пошлин………………………………………….43
8.5. Признаки таможенных пошлин в зависимости от
объекта, цели взимания, назначения………………………….44
8.6. Субъект, объект, срок уплаты, исчисление
таможенных пошлин……………………………………………45

9. Налог на доходы физических лиц.

9.1. Роль подоходного налога в налоговой системе.
Его принципы……………………………………………..…….46
9.2.Плательщики налога, объект налогообложения,
налоговый период……………………………………………….47
9.3. Доходы и налогооблагаемая база
налогоплательщика. Налоговые вычеты……………………….47
9.4. Ставки налога, сроки уплаты…………………………………...49

10. Налог на имущество физических лиц.

10.1.Налог на имущество физических лиц. Объект,
налоговая база, ставки, срок оплаты………………………….50

11. Единый социальный налог

11.1.Налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база…………………………………………………..51
11.2.Ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога….……...54


12. Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения.

12.1.Плательщики, размер налога, льготы по налогу,
срок оплаты……………………………………………………..57


13. Налогообложение доходов физических лиц от
предпринимательской деятельности.

13.1. Предприниматель. Его формальный признак и
определение……………………………………………………..58
13.2. Постановка на учет в налоговых органах – как
необходимое условие для начала деятельности………………58
13.3.Особенности учета индивидуального предпринимателя.
Объект налогообложения……………………………..……….59
13.4.Местные налоги, уплачиваемые
индивидуальным предпринимателем………………………….60
13.5.Ставка налога. Срок уплаты……………………………………..60


14. Государственная налоговая инспекция.

14.1.Государственный финансовый контроль………………………61
14.2.Государственный налоговый контроль…………………………62
14.3.Права налогоплательщика……………………………………….62
14.4.Обязанности налогоплательщика……………………………….63


15. Органы государственного налогового контроля
и их компетенция.

15.1.Состав управления налогообложения в РФ………………….64
15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ…………..65
15.3.Вспомогательные функции ряда управлений………………..65
центрального аппарата министерства по налогам и сборам.

16. Налоговая проверка.

16.1. Цель налоговой проверки. Камеральные и
выездные проверки налоговых и таможенных органов. …66
16.2. Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций….67


17. Местные налоги. Транспортный налог, налог на землю,
налог на образование, налог на содержание милиции,
налог на рекламу, сбор на право торговли,
регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью.

17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая
база, ставки налога, срок оплаты……………………………69
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая

Работа содержит 1 файл

Лекции по налогообложению..doc

— 412.00 Кб (Скачать)

              Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономческие процессы в обществе.

Налоги в этой функции могут играть следующие роли:

-         поощрительную (стимулирующую)

-         ограничительную

-         контролирующую.

Так, те предприятия, которым представлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других.  Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Значительное повышение налогов способствует не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государство, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получать больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

 

1.5.Элементы налога

 

Элементы налога – отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используется в законодательных актах и нормативных документах государства.

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд.

Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога  субъекту налога, а не государству.

Объект налога (объект обложения) – имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом.

Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога.

Единица(масштаб) налога – единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога.

Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога.

Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога.

Необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, полностью освобождаемая от обложения.

 

 

Тема 2.   Налоговая система государства

 

                            Вопросы к теме.

2.1.Понятие «Налоговая система». Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения.

2.2. Принципы построения налоговой системы РФ.

2.3.Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание.

 

2.1.Понятие «Налоговая система». Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения

 

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Эффективная налоговая система  должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его доходов. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

              Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании всех налоговых систем. В развитых странах идет постоянный поиск путей уменьшения государственных расходов и, следовательно, сокращения потребностей в налоговых доходах, с одной стороны, и увеличения эффективности существующих систем – с другой.

По мнению западных экономистов, основные налоговые проблемы, общие для развитых стран, состоят в следующем:

-         Современные налоговые системы слишком сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает изощренные способы уклонения от налогов.

-         Личное подоходное обложение характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым  уровнем обложения. Это вызывает протесты со стороны налогоплательщиков и подрывает устои «налоговой» морали.

-         Высокие маржинальные ставки налогов отрицательно влияют на процесс принятия экономических решений. Налогоплательщики, попадающие в эту группу обложения , теряют стимулы к работе, проявляют интерес к «подпольной»  экономике и сталкиваются с трудностями в накоплении сбережений.

Налогообложение заставляет кампании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно   сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

 

2.2.Принципы построения налоговой системы

 

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных политических  и социальных условий, поэтому они отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, уровню, масштабам и количествам предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков, но вместе с тем, для всех стран существуют общие, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы принципы.

Принципы налогообложения

Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика  налогов заключается   в их соответствии  определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы  Адамом Смитом  в работе «Исследования  о природе богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога. Ренту, прибыль и заработную  платы. Общие  воззрения А.Смита  интересны  и сейчас:

1) налоги   не должны  быть чрезмерно  обременительными;

2) налоги должны быть понятны налогоплательщикам;

3) каждый налогоплательщик  должен знать  какую сумму  и в какой срок  он должен уплатить;

4) налоги должны быть справедливыми;

5) государство должно уметь  собирать  налоги – каждый налог должен  взиматься  в то время или тем способом , когда и как плательщику удобнее всего платить  его.

Как видно А.Смит исходил  из следующих  принципов.

- равномерность, то есть равно напряженность налоговых  изъятий, единство  требований государства  к налогоплательщикам, всеобщность   налоговых правил;

- определенность,  означающая, четкость, ясность, стабильность   основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность   в течение длительного периода времени, что касается   в первую  очередь перечня  взимаемых налогов и уровня налоговых изъятий;

- простота и удобство, понимаемые   в прямом  смысле  этих  слов;

- неотягощенность, т.е.  умеренность налогов, относительно  невысокий  уровень  налоговых   сумм, уплата которых  не ложится  тяжким  бременем   не  налогоплательщика.

В рационально построенной  системе налогообложения  соблюдение этих  принципов  становится  очевидным,  однако  на практике   последние два принципа реализуются не всегда.   Поскольку   в настоящее  время   налоги  используются   как  инструмент    экономической    и  структурной   политики,  уровень   налогового бремени   устанавливается   в   зависимости  от  конкретных  задач  государственного  регулирования   и  особенностей  экономической  ситуации.

Перечисленные  выше  исторически  сложившиеся   принципы  оказались   применимы   и к современному  налогообложению. Однако  по мере   развития  регулирующей  функции государства  в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень:

-         всеобщность – охват  налогами всех  экономических субъектов, получающих доходы;

-         стабильность – устойчивость  видов налог и налоговых ставок во времени;

-         равнонапряженность  (платежеспособность) -  взимание   налогов по идентичным   для  всех  налогоплательщиков ставок , в доле от дохода  и прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями.

-         обязанность  - принудительность налога,   неизбежность   его  выплаты;

-         социальная справедливость – установление  налоговых  ставок  и налоговых льгот  таким образом, чтобы  они  ставили  всех  в примерно   равные условия   в отношении  налоговой  нагрузки  и оказывали  щадящее   воздействие   на  низкодоходные  предприятия и группы населения;

-         горизонтальная справедливость – находящиеся  в равном положении по уровню  доходов   должны  трактоваться  налоговыми законами одинаково;

-         вертикальная  справедливость – находящаяся  в неравном положении по уровню доходов трактоваться   налоговыми  законами неодинаково.

Современные  принципы налогообложения должны также  учесть:

1.      Налоги не должны подавлять и тем более убивать  заинтересованность  коллективов и работников в повышении дохода и прибыли.

2.      Налоги не должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина  вместе    с другими поступлениями  в бюджет должна уравновешивать  государственные расходы, которые  в противном случае надо уменьшать.

3.      Налогообложение  не должно приводить к снижению  реальных доходов граждан ниже предельно допустимого  уровня, определяемого  величиной прожиточного минимума.

Естественно, что построить  систему налогообложения,  отвечающую  всем  перечисленным принципам, крайне   сложно. 

 

2.3.Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание

 

  К концу 90-х годов в Российской Федерации налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

В 1998г. была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая и так называемая общая часть Налогового кодекса РФ. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Но принятие первой части НК не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной часть. Кодекса, которая была принята в августе 2000г. и вступила в действие с 1 января 2001г.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач:

-         построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в  рамках единого налогового правового пространства;

-         развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты  закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходами;

-         создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;

-         снижение общего налогового бремени (до 32.4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 28);

-         формирование единой налоговой правовой базы;

-         совершенствование системы ответственности  плательщика за нарушение налогового законодательства.

 

 

Тема 3. Классификация налогов в налоговой системе

 

Вопросы к теме.

3.1. Понятие «классификация налогов». Группировка налогов по однородным признакам.

3.2. Классификация налогов по способу установления, по категориям плательщиков, по объекту обложения, по способу изъятия, по методу налогообложения, по месту поступления.

Информация о работе Налогообложение предприятия