Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:04, лекция
Место и роль в финансовой и экономической системах общества и налоговую деятельность государства следует рассматривать как сложную и противоречивую систему явлений и процессов в их многообразии, неоднозначности и динамичности при перераспределении денежных доходов в пользу государства для выполнения им своих экономических и социальных функций, особенно в период становления рыночных отношений.
Введение. Предмет и задачи курса………………………...8
1. Налоги в системе финансов общества рыночной
экономики.
1.1. Роль налогов в системе экономических
отношений распределения денежных
доходов в обществе. ………………………………………….9
1.2.Место налогов в валовом внутреннем продукте………………9
1.3.Методология изучения теории и практики
налоговой деятельности государства.
«Кривая Лаффера»……………………………………………10
1.4.Сущность и функции налогов. Их взаимосвязь……………….15
1.5.Элементы налога………………………………………………..17
2. Налоговая система государства.
2.1. Понятие «Налоговая система».
Противоречие между потребностями в
налоговых доходах и возможностями их получения………18
2.2. Принципы построения налоговой системы РФ…………….19.
2.3. Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание………...21.
3. Классификация налогов в налоговой системе.
3.1. Понятие «классификация налогов».
Группировка налогов по однородным признакам…………..22
3.2. Классификация налогов по способу
установления, по категориям плательщиков,
по объекту обложения, по способу изъятия,
по методу налогообложения, по месту поступления………..22
3.3. Специальные налоговые режимы…………………………….25
4. Налоговое планирование.
4.1. Понятие «Налоговое планирование».
Два направления в налоговом планировании………………..26
4.2. Пути оптимизации налогов………………………………………27
5. Налог на прибыль предприятий и организаций
5.1. Плательщики налога на прибыль.
Объект налогообложения……………………………………28
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении
прибыли……………………………………………………….28
5.3. Ставка налога, порядок исчисления, порядок
и срок уплаты…………………………………………………30
6. Налог на имущество.
6.1. Плательщики налога. Объект налогообложения…………..31
6.2. Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты………..32
7. Налог на добавленную стоимость
7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения………………34
7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур
2 варианта расчета налога. Срок уплаты……………………36
8. Акцизы и пошлины
8.1. Акцизы. Их специфические черты. Перечень
подакцизных товаров………………………………………..41
8.2. Плательщики, объект налогообложения,
налоговая база акцизов……………………………………….41
8.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты……………….…42
8.4. Таможенные пошлины. Две группы
таможенных пошлин – основные и
факультативные. Регулирующая функция
таможенных пошлин………………………………………….43
8.5. Признаки таможенных пошлин в зависимости от
объекта, цели взимания, назначения………………………….44
8.6. Субъект, объект, срок уплаты, исчисление
таможенных пошлин……………………………………………45
9. Налог на доходы физических лиц.
9.1. Роль подоходного налога в налоговой системе.
Его принципы……………………………………………..…….46
9.2.Плательщики налога, объект налогообложения,
налоговый период……………………………………………….47
9.3. Доходы и налогооблагаемая база
налогоплательщика. Налоговые вычеты……………………….47
9.4. Ставки налога, сроки уплаты…………………………………...49
10. Налог на имущество физических лиц.
10.1.Налог на имущество физических лиц. Объект,
налоговая база, ставки, срок оплаты………………………….50
11. Единый социальный налог
11.1.Налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база…………………………………………………..51
11.2.Ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога….……...54
12. Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения.
12.1.Плательщики, размер налога, льготы по налогу,
срок оплаты……………………………………………………..57
13. Налогообложение доходов физических лиц от
предпринимательской деятельности.
13.1. Предприниматель. Его формальный признак и
определение……………………………………………………..58
13.2. Постановка на учет в налоговых органах – как
необходимое условие для начала деятельности………………58
13.3.Особенности учета индивидуального предпринимателя.
Объект налогообложения……………………………..……….59
13.4.Местные налоги, уплачиваемые
индивидуальным предпринимателем………………………….60
13.5.Ставка налога. Срок уплаты……………………………………..60
14. Государственная налоговая инспекция.
14.1.Государственный финансовый контроль………………………61
14.2.Государственный налоговый контроль…………………………62
14.3.Права налогоплательщика……………………………………….62
14.4.Обязанности налогоплательщика……………………………….63
15. Органы государственного налогового контроля
и их компетенция.
15.1.Состав управления налогообложения в РФ………………….64
15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ…………..65
15.3.Вспомогательные функции ряда управлений………………..65
центрального аппарата министерства по налогам и сборам.
16. Налоговая проверка.
16.1. Цель налоговой проверки. Камеральные и
выездные проверки налоговых и таможенных органов. …66
16.2. Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций….67
17. Местные налоги. Транспортный налог, налог на землю,
налог на образование, налог на содержание милиции,
налог на рекламу, сбор на право торговли,
регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью.
17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая
база, ставки налога, срок оплаты……………………………69
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая
15.3.Вспомогательные функции ряда управлений МНС
Ряд управлений центрального аппарата МНС осуществляют вспомогательные функции:
- юридическое управление состоит из отдела правового обеспечения налогообложения , в чьи функции входят: обеспечение соответствия нормативных актов, издаваемых в МНС, действующему законодательству; защита интересов министерства в судах и органах государственной власти и управления; участие в разработке нормативно-правовой базы в сфере налогообложения и т.д.
- управление административного и финансового обеспечения осуществляет планирование и финансирование расходов на содержание государственных налоговых инспекций; руководит постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах на местах и центральном аппарате; проводит работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров и т.д.
- управление делами включает инспекцию по контролю и организации делопроизводства, сектор правительственной корреспонденции и секретариат МНС РФ, в чьи функции входит – обеспечение в центральном аппарате МНС РФ единого, отвечающего установленным требованиям порядка ведения делопроизводства, а также отбор, учет, обработка и своевременная передача на государственное хранение документов Министерства.
Тема 16. Налоговая проверка
Вопросы к теме:
16.1.Цель налоговой проверки. Камеральные и выездные проверки налоговых и таможенных органов.
16.2.Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций.
16.1.Цель налоговой проверки. Камеральные и выездные проверки налоговых и таможенных органов.
Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка.
Они могут быть камеральными и выездными.
Если по результатам налоговой проверки выясняются факты неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, налоговые органы обязаны принять меры по обеспечению их выполнения, потребовав погасить задолженность и пени, а затем и штрафные санкции за выявленные в результате проверки нарушения.
Налоговый кодекс усилил защиту прав налогоплательщика, в частности, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика.
Законом запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам.
Таможенные органы имеют право проведения камеральных и выездных проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиками деклараций и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку при необходимости имеют право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика / ст.92 НК/.
Если документы, свидетельствующие о правонарушениях, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены, производится их выемка по акту, предусмотренному ст.94 НК. В акте должна быть обоснована необходимость выемки документов и приведен их перечень. Изъятые документы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью налогоплательщика. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа с целью проверки одного или нескольких налогов.
Налоговые органы могут проверять одного налогоплательщика в режиме выездной проверки несколько раз в году при условии, что тематика проверок будет охватывать либо разные налоги, либо разные периоды.
16.2. Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций.
Налоговым правонарушением признается /ст.106 НК РФ/ совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое установлена законодательная/НК РФ/ ответственность.
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. Санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий /штрафов/ в размерах, предусмотренных соответствующими статьями НК.
При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа уменьшается не менее чем в 2 раза. При отягощающих вину обстоятельствах размер штрафа увеличивается на 100%.
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет /ст.83 НК/ влечет взыскание 5 т.р., нарушение этого срока более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере
10 т.р.
Ст.117 НК РФ ужесточает ответственность за уклонение от налогового учета. Согласно этой статье, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени, но не менее
20 т.р. Если срок нарушения превышает 90 дней, то штраф
- 20% от дохода деятельности.
За не предоставление в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета – штраф 5 т.р.
За не предоставление в установленный срок налоговой декларации – штраф 5% от суммы по декларации., если срок превышает 180 дней – штраф 30% от суммы декларации
/ст.119 НК/.
За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета) взыскивается штраф 5 т.р., если более одного налогового периода – штраф 15 т.р./120 НК/.
Занижение налоговой базы или неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товара через таможенную границу РФ, влечет взыскание в размере 20% неуплаченной суммы, если нарушение умышленное – штраф 40% неуплаченной суммы налога /ст.122 НК/.
За пользование и распоряжение имуществом, на которое наложен арест налоговым органом, - штраф 10 т.р./ст.77 НК/.
Тема 17. Местные налоги. Транспортный налог, налог на землю, налог на образование, налог на содержание милиции, налог на рекламу, сбор на право торговли, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Вопросы к теме:
17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая база, ставки налога, срок оплаты
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая база, ставки налога, срок оплаты
17.3.Налог на образование. Плательщики, налоговая база, ставки налога, срок оплаты
17.4.Налог на содержание милиции. Плательщики, налоговая база, ставки налога, срок оплаты
17.5.Налог на рекламу. Плательщики, налоговая база, ставки налога, срок оплаты.
17.6.Сбор за право торговли. Объект обложения, плательщики сбора, налоговый период.
17.7. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Плательщики, ставка сбора, порядок государственной регистрации и уплаты сбора.
17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая база, ставки налога, срок уплаты
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера и т.д., зарегистрированные в установленном порядке.
Не являются объектом обложения:
1. весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощностью не свыше 5 л.с.,
2. автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами,
3. промысловые морские и речные суда,
4. пассажирские и грузовые морские , речные и воздушные суда, чья деятельность связана только с пассажирскими и грузовыми перевозками,
5. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, чья деятельность связана только с сельскохозяйственными работами,
6. транспортные средства, принадлежащие управлению федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба,
7. транспортные средства, находящиеся в розыске,
8. самолеты и вертолеты санитарной и медицинской службы.
Налоговая база определяется:
1.в отношении средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в л.с.;
2.в отношении водных несамоходных(буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3.в отношении водных и воздушных транспортных средств, не
указанных в подпунктах 1 и 2, как единица транспортного средства.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно, для физических лиц расчет по налогу производят налоговые органы.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларации в срок, установленный законами субъектов РФ.
Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая база, ставки налога, срок уплаты.
Плата за землю взимается на всей территории РФ, она стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель.
Форма оплаты – земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.
Ежегодный земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, передаанные в аренду, взимается арендная плата.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. В облагаемую налогом площадь включаются земли, занятые строениями, сооружениями, санитарно-защитные, технические зоны объектов.
По земельному налогу существуют льготы на:
- заповедники, ботанические сады;
- предприятия, занимающиеся народными промыслами в местах проживания малочисленных народов;
- научные организации;
- учреждения искусства;
- земли органов власти и управления;
- инвалиды 1 и П группы.
Плательщики исчисляют налог самостоятельно не позднее 1 июля и представляют в налоговые органы.
Срок оплаты в 2 приема – 15 сентября и 15 ноября.
Размер, условия и сроки внесения арендной платы оговариваются договором аренды.
Земельный налог и арендная плата имеют целевое значение и используются на мероприятия по землеустройству, охрану земель и повышение ее плодородия, освоение новых земель.
Налог направляется: 30% - в федеральный бюджет
20% - в субъекты федерации
50% - в местные бюджеты.
17.3.Налог на образование. Плательщики, налоговая база, ставки налога, срок уплаты.
Плательщиками налога на образование являются организации всех организационно-правовых форм, включая организации с иностранными инвестициями, филиалы, иные обособленные подразделения организаций, осуществляемые деятельность (в том числе совместную) на территории муниципального образования «Город Чайковский с прилегающей территорией».
Источником уплаты налога являются финансовые результаты деятельности организации.