Налогообложение предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:04, лекция

Описание работы

Место и роль в финансовой и экономической системах общества и налоговую деятельность государства следует рассматривать как сложную и противоречивую систему явлений и процессов в их многообразии, неоднозначности и динамичности при перераспределении денежных доходов в пользу государства для выполнения им своих экономических и социальных функций, особенно в период становления рыночных отношений.

Содержание

Введение. Предмет и задачи курса………………………...8

1. Налоги в системе финансов общества рыночной
экономики.

1.1. Роль налогов в системе экономических
отношений распределения денежных
доходов в обществе. ………………………………………….9
1.2.Место налогов в валовом внутреннем продукте………………9
1.3.Методология изучения теории и практики
налоговой деятельности государства.
«Кривая Лаффера»……………………………………………10
1.4.Сущность и функции налогов. Их взаимосвязь……………….15
1.5.Элементы налога………………………………………………..17

2. Налоговая система государства.

2.1. Понятие «Налоговая система».
Противоречие между потребностями в
налоговых доходах и возможностями их получения………18
2.2. Принципы построения налоговой системы РФ…………….19.
2.3. Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание………...21.

3. Классификация налогов в налоговой системе.

3.1. Понятие «классификация налогов».
Группировка налогов по однородным признакам…………..22
3.2. Классификация налогов по способу
установления, по категориям плательщиков,
по объекту обложения, по способу изъятия,
по методу налогообложения, по месту поступления………..22
3.3. Специальные налоговые режимы…………………………….25

4. Налоговое планирование.

4.1. Понятие «Налоговое планирование».
Два направления в налоговом планировании………………..26
4.2. Пути оптимизации налогов………………………………………27


5. Налог на прибыль предприятий и организаций

5.1. Плательщики налога на прибыль.
Объект налогообложения……………………………………28
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении
прибыли……………………………………………………….28
5.3. Ставка налога, порядок исчисления, порядок
и срок уплаты…………………………………………………30

6. Налог на имущество.

6.1. Плательщики налога. Объект налогообложения…………..31
6.2. Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты………..32

7. Налог на добавленную стоимость

7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения………………34
7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур
2 варианта расчета налога. Срок уплаты……………………36

8. Акцизы и пошлины

8.1. Акцизы. Их специфические черты. Перечень
подакцизных товаров………………………………………..41
8.2. Плательщики, объект налогообложения,
налоговая база акцизов……………………………………….41
8.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты……………….…42
8.4. Таможенные пошлины. Две группы
таможенных пошлин – основные и
факультативные. Регулирующая функция
таможенных пошлин………………………………………….43
8.5. Признаки таможенных пошлин в зависимости от
объекта, цели взимания, назначения………………………….44
8.6. Субъект, объект, срок уплаты, исчисление
таможенных пошлин……………………………………………45

9. Налог на доходы физических лиц.

9.1. Роль подоходного налога в налоговой системе.
Его принципы……………………………………………..…….46
9.2.Плательщики налога, объект налогообложения,
налоговый период……………………………………………….47
9.3. Доходы и налогооблагаемая база
налогоплательщика. Налоговые вычеты……………………….47
9.4. Ставки налога, сроки уплаты…………………………………...49

10. Налог на имущество физических лиц.

10.1.Налог на имущество физических лиц. Объект,
налоговая база, ставки, срок оплаты………………………….50

11. Единый социальный налог

11.1.Налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база…………………………………………………..51
11.2.Ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога….……...54


12. Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения.

12.1.Плательщики, размер налога, льготы по налогу,
срок оплаты……………………………………………………..57


13. Налогообложение доходов физических лиц от
предпринимательской деятельности.

13.1. Предприниматель. Его формальный признак и
определение……………………………………………………..58
13.2. Постановка на учет в налоговых органах – как
необходимое условие для начала деятельности………………58
13.3.Особенности учета индивидуального предпринимателя.
Объект налогообложения……………………………..……….59
13.4.Местные налоги, уплачиваемые
индивидуальным предпринимателем………………………….60
13.5.Ставка налога. Срок уплаты……………………………………..60


14. Государственная налоговая инспекция.

14.1.Государственный финансовый контроль………………………61
14.2.Государственный налоговый контроль…………………………62
14.3.Права налогоплательщика……………………………………….62
14.4.Обязанности налогоплательщика……………………………….63


15. Органы государственного налогового контроля
и их компетенция.

15.1.Состав управления налогообложения в РФ………………….64
15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ…………..65
15.3.Вспомогательные функции ряда управлений………………..65
центрального аппарата министерства по налогам и сборам.

16. Налоговая проверка.

16.1. Цель налоговой проверки. Камеральные и
выездные проверки налоговых и таможенных органов. …66
16.2. Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций….67


17. Местные налоги. Транспортный налог, налог на землю,
налог на образование, налог на содержание милиции,
налог на рекламу, сбор на право торговли,
регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью.

17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая
база, ставки налога, срок оплаты……………………………69
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая

Работа содержит 1 файл

Лекции по налогообложению..doc

— 412.00 Кб (Скачать)

              Плательщиками НДС являются все предприятия и организации, вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и п.т., имеющих статус юридического лица. С 1 января 2001 года с принятием второй части НК, лица, являются плательщиками  НДС при определенных условиях.

              Вместе с тем, НК РФ впервые на практике российского налогообложения предусмотрел возможность освобождения как     юридических, так и физических лиц от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течении трех предшествующих  месяцев налоговая база этих  организаций или предпринимателей (без учета НДС) не превысила 1 млн.руб.

              При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически. Так и технически определить облагаемый оборот. Из самого названия налога вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства.

              В связи с этом необходимо установить понятие «добавленная стоимость» и как она рассчитывается. Добавленная стоимость исчисляется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Отсюда  логически должно было бы вытекать, что объектом обложения   НДС служит эта стоимость.

              Однако, действующее в России налоговое законодательство, установило иной объект обложения этим налогом. Объектом налогообложения НДС являются следующие операции:

1.        Обороты  по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ, в том числе, когда предприятие приобретает товар на стороне для дальнейшей перепродажи.

2.        Реализация товаров, работ и услуг оказываемых одним структурным подразделением другому структурному подразделению этого же предприятия, т.е. собственное потребление, затраты по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организации.

3.        Ввоз товаров на территорию России.

4.        Бартерные сделки.

5.        Суммы полученных авансовых и прочих платежей, а также суммы частичной оплаты др.

Не признаются объектом налогообложения НДС следующие операции:

1.           Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей и других подобных объектов органами государственной власти и  органами местного самоуправления.

2.           Передача имуществ государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, а также передача на безвозмездной основе объектов основных средств органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным  унитарным предприятиям. 

3.           Операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты, за исключением целей нумизматики и др.

С принятием НК существенно сокращается число льгот по НДС.  Основной перечень остающихся (достаточно большой) льгот  связан с экономической и социальной защищенностью   как населения, в целом, так и отдельных  категорий граждан в условиях рыночной экономики и касаются в основном социально значимых товаров и услуг.

 

7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур.

2 варианта расчета налога. Срок уплаты.

 

Для определения размера НДС необходимо знать порядок формирования налогооблагаемой базы.  Необходимо иметь в виду, что при реализации товаров, работ или услуг различных налоговых ставок налоговая база должна определяться отдельно по каждому  виду товаров, работ и услуг.

Налогооблагаемая база также зависит от применения тех или иных цен в действующей системе ценообразования.

Во-первых, необходимо иметь ввиду, что в выручку от реализации  продукции включаются доходы, поступающие как в натуральном, так и в денежной форме, включая оплату ценными бумагами.

Во-вторых,  выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу  Банка России, который действовал на дату   фактической  реализации  или на дату расходов.

В-третьих, цены на реализуемую продукцию  устанавливаются  налогоплательщиков  по согласованию  с покупателем, и в этом размере включается в налоговую базу.

Налоговые органы имеют право  проверять уровень цен только в следующих случаях:

-   между взаимозависимыми   лицами;

-         по товарообменным (бартерным) операциям;

-         по совершении внешнеторговых сделок;

-         при отклонении более  чем на 20% в сторону повышения или  понижения от уровня  цен по идентичным товарам или услуга  в пределах непродолжительного времени.

              Обложение НДС производится по трем основным налоговым ставкам и двум  расчетным налоговым ставкам, применяемым  к налоговой базе.

              Впервые в российской практике при налогообложении НДС введена ставка в размере 0 процентов. Она применяется, в частности,  при реализации товаров, экспортируемых за пределы России, при условии их фактического вывоза за пределы российской таможенной территории и представления в налоговые органы необходимых документов, факт экспорта.

              Исключение составляет реализация на экспорт нефти и газа, который экспортируется в государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ).

              По налоговой ставке 10 процентов облагаются отдельные социально-значимые товары, а также товары для детей. Перечень  этих товаров до 2000 года устанавливался  Правительством, начиная с 2000 года он устанавливается налоговым Кодексом.

              Реализация всех остальных товаров, работ и  услуг, не освобожденных от уплаты НДС, облагается налогом по ставке 20%.

              В случае реализации товаров, в цены которых включен НДС, применяются расчетные ставки    в размере, соответственно 9,09 и 16,67%.

              Поскольку предприятия производят и реализуют, как правило, большое число товаров, услуг и работ, как освобождаемых от НДС, так и облагаемых этим налогом, право на получение льгот они имеют только при введении раздельного учета операций по производству и реализации товаров, работ и услуг, не подлежащих налогообложению НДС.  

              Кроме того, с 2000г. установлено новое положение, утвержденное НК, согласно которому освобождение от НДС оборотов    от реализации производится только при наличии у предприятий лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с российским законодательством.

              Сумма НДС определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из соответствующих ставок, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек.

              В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога, представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно по соответствующей базе и ставке.

              Важным моментом при исчислении НДС является точное установление даты реализации  товаров, работ, услуг.

              В соответствии с действующим законодательством предприятие само определяет свою учетную политику, утвержденную приказом руководителя, в которой дата реализации определяется как:

а)  день оплаты товаров, работ и услуг, т.е. поступление денег на р/счет либо в кассу предприятия;

              б) день отгрузки (передача прав собственности) товаров.

              Причем, для налогоплательщиков, установивших в учетной политике дату реализации по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, датой реализации или передачи товаров и услуг, является наиболее ранняя из следующих дат:

-         день отгрузки товара;

-         день оплаты товара;

-         день предъявления покупателю счета-фактуры.

При реализации товаров на безвозмездной основе дата их реализации определяется как день отгрузки этого товара.

Особое требование со стороны налоговых органов предъявляется  к заполнению счетов-фактур, которые являются главным финансовым документом контроля за облагаемым оборотом. В нем должны быть заполнены все графы и обозначены все необходимые реквизиты, характеризующие покупателя и продавца.

Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и   выделяя   в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров и услуг, необходимых ему для производства своей продукции.

Налоговое законодательство предусматривает, что предъявленные налогоплательщику суммы  налога не включаются в расходы, принимаемые   к вычету при исчислении налога на прибыль, а должны учитываться отдельно (есть и исключения, например, при освобождении  от НДС – включаются). Таким  образом, налогоплательщик имеет право исключить из общей суммы своего налога, предъявленные ему налоги, которые в налоговом законодательстве называются налоговыми вычетами.    

При утверждении учетной политики по оплате налоговые вычеты могут применяться только после фактической оплаты за поставленные товары.

В результате осуществления всех положенных  по закону вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Если сумма налоговых вычетов превысит общую сумму исчисленного налога, полученную налогоплательщиком от своих покупателей, то в данном конкретном налоговом периоде данный налог в бюджет не уплачивается. Разница излишне уплаченного налога подлежит зачету в  счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу или же возвращается налогоплательщику  в установленном порядке.

В отличие от налога  на прибыль, который уплачивается налогоплательщиком  нарастающим итогом с начала года, НДС рассчитывается за каждый налоговый период (т.е. каждый календарный месяц).

Уплата налога производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Налогоплательщикам, у которых ежемесячные    в течение квартала суммы выручки от реализации не превышают 1 млн. руб., предоставлено право, уплачивать налог за истекший квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Не позднее сроков уплаты налога налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую  налоговую декларацию.

НК определены особенности исчисления и уплаты налога  организациями, имеющими  обособленные подразделения, расположенные в другом  регионе России. Эта организация уплачивает налог по месту  своего нахождения, а также  по месту нахождения каждого из обособленных подразделений согласно определенной доли, которая зависит от двух показателей:

-         удельного веса среднесписочной численности работников или фонда оплаты труда обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом;

-         удельного веса  стоимости основных производственных фондов  обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

Выбор метода исчисления определяется самостоятельно с последующим уведомлением налоговых  органов.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется по следующей формуле:

Сумма налога по подраздел. = ( Д х Н ) : 2

где: Д – уд. вес выбранного налогоплательщиком  показателя;

              Н – общая сумма налога, подлежащая уплате организацией.

Пример расчета налога на добавленную стоимость

              Порядок исчисления сумм НДС, подлежащих взносу в бюджет, конкретными налогоплательщиками рассмотрим на условном примере           ( таблица 1 ) взаимосвязанных предприятий.

 

 

Таблица 1.

Предприятия

 

 

 

 

 

 

Стоимость, закупленных для производственных целей сырья, материалов, топлива и т.д (тыс.руб).

Создан-ная на предпри-ятии добавлен-ная стоимо-сть, тыс. руб.

Стоимость реализованной продукции, тыс. руб.

НДС, подле-жащий взносу в бюд-жет, тыс.

руб.

 

Без НДС (включа-ется в затраты

НДС по ставке 20%

 

Без НДС

Выстав-лен в счете- фактуре НДС (20%)

Общая стои-мость по счету - фактуре

 

1

2

3

гр.2 х20%

4

5

гр. 4 +гр.2

6

гр.5х20%

7

гр.5 +гр.6

8

гр.6-гр.3

А

100

20

50

150

30

180

10

Б

150

30

100

250

50

300

20

В

250

50

150

400

80

480

30

Ито-го

 

 

300

 

 

 

60

Информация о работе Налогообложение предприятия