Налогообложение предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:04, лекция

Описание работы

Место и роль в финансовой и экономической системах общества и налоговую деятельность государства следует рассматривать как сложную и противоречивую систему явлений и процессов в их многообразии, неоднозначности и динамичности при перераспределении денежных доходов в пользу государства для выполнения им своих экономических и социальных функций, особенно в период становления рыночных отношений.

Содержание

Введение. Предмет и задачи курса………………………...8

1. Налоги в системе финансов общества рыночной
экономики.

1.1. Роль налогов в системе экономических
отношений распределения денежных
доходов в обществе. ………………………………………….9
1.2.Место налогов в валовом внутреннем продукте………………9
1.3.Методология изучения теории и практики
налоговой деятельности государства.
«Кривая Лаффера»……………………………………………10
1.4.Сущность и функции налогов. Их взаимосвязь……………….15
1.5.Элементы налога………………………………………………..17

2. Налоговая система государства.

2.1. Понятие «Налоговая система».
Противоречие между потребностями в
налоговых доходах и возможностями их получения………18
2.2. Принципы построения налоговой системы РФ…………….19.
2.3. Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание………...21.

3. Классификация налогов в налоговой системе.

3.1. Понятие «классификация налогов».
Группировка налогов по однородным признакам…………..22
3.2. Классификация налогов по способу
установления, по категориям плательщиков,
по объекту обложения, по способу изъятия,
по методу налогообложения, по месту поступления………..22
3.3. Специальные налоговые режимы…………………………….25

4. Налоговое планирование.

4.1. Понятие «Налоговое планирование».
Два направления в налоговом планировании………………..26
4.2. Пути оптимизации налогов………………………………………27


5. Налог на прибыль предприятий и организаций

5.1. Плательщики налога на прибыль.
Объект налогообложения……………………………………28
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении
прибыли……………………………………………………….28
5.3. Ставка налога, порядок исчисления, порядок
и срок уплаты…………………………………………………30

6. Налог на имущество.

6.1. Плательщики налога. Объект налогообложения…………..31
6.2. Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты………..32

7. Налог на добавленную стоимость

7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения………………34
7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур
2 варианта расчета налога. Срок уплаты……………………36

8. Акцизы и пошлины

8.1. Акцизы. Их специфические черты. Перечень
подакцизных товаров………………………………………..41
8.2. Плательщики, объект налогообложения,
налоговая база акцизов……………………………………….41
8.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты……………….…42
8.4. Таможенные пошлины. Две группы
таможенных пошлин – основные и
факультативные. Регулирующая функция
таможенных пошлин………………………………………….43
8.5. Признаки таможенных пошлин в зависимости от
объекта, цели взимания, назначения………………………….44
8.6. Субъект, объект, срок уплаты, исчисление
таможенных пошлин……………………………………………45

9. Налог на доходы физических лиц.

9.1. Роль подоходного налога в налоговой системе.
Его принципы……………………………………………..…….46
9.2.Плательщики налога, объект налогообложения,
налоговый период……………………………………………….47
9.3. Доходы и налогооблагаемая база
налогоплательщика. Налоговые вычеты……………………….47
9.4. Ставки налога, сроки уплаты…………………………………...49

10. Налог на имущество физических лиц.

10.1.Налог на имущество физических лиц. Объект,
налоговая база, ставки, срок оплаты………………………….50

11. Единый социальный налог

11.1.Налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база…………………………………………………..51
11.2.Ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога….……...54


12. Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения.

12.1.Плательщики, размер налога, льготы по налогу,
срок оплаты……………………………………………………..57


13. Налогообложение доходов физических лиц от
предпринимательской деятельности.

13.1. Предприниматель. Его формальный признак и
определение……………………………………………………..58
13.2. Постановка на учет в налоговых органах – как
необходимое условие для начала деятельности………………58
13.3.Особенности учета индивидуального предпринимателя.
Объект налогообложения……………………………..……….59
13.4.Местные налоги, уплачиваемые
индивидуальным предпринимателем………………………….60
13.5.Ставка налога. Срок уплаты……………………………………..60


14. Государственная налоговая инспекция.

14.1.Государственный финансовый контроль………………………61
14.2.Государственный налоговый контроль…………………………62
14.3.Права налогоплательщика……………………………………….62
14.4.Обязанности налогоплательщика……………………………….63


15. Органы государственного налогового контроля
и их компетенция.

15.1.Состав управления налогообложения в РФ………………….64
15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ…………..65
15.3.Вспомогательные функции ряда управлений………………..65
центрального аппарата министерства по налогам и сборам.

16. Налоговая проверка.

16.1. Цель налоговой проверки. Камеральные и
выездные проверки налоговых и таможенных органов. …66
16.2. Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций….67


17. Местные налоги. Транспортный налог, налог на землю,
налог на образование, налог на содержание милиции,
налог на рекламу, сбор на право торговли,
регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью.

17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая
база, ставки налога, срок оплаты……………………………69
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая

Работа содержит 1 файл

Лекции по налогообложению..doc

— 412.00 Кб (Скачать)

 

              Различают три варианта учета деятельности предприятия:

-         учет в условиях традиционной системы налогообложения в соответствии с НК ч.2 гл.23;

-         учет по упрощенной системе;

-         учет в условиях единого налога на вмененный доход.

Учет доходов и расходов хозяйственных операций ведется ИП путем фиксирования в «Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций  ИП » операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов по каждому из видов осуществляемой предпринимателем деятельности.

Объектом налогообложения предпринимателя могут служить любые доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ за исключением:

-         государственные  пособия (кроме пособий по нетрудоспособности);

-         государственные пенсии;

-         вознаграждения донорам;

-         алименты;

-         сумма единовременной помощи из-за стихийных бедствий или в связи со смертью работника;

-         доходы, получаемые от осуществления тех видов деятельности, по которым он является плательщиком единого налога на вмененный доход;

-         сумма, не превышающая 2000 рублей в виде ценного подарка, материальной помощи, выигрыша при проведении конкурса;

-         стипендии учащихся;

доходы от ведения личного хозяйства.

              Для целей налогообложения доходы предпринимателя уменьшаются на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Данные расходы являются профессиональными вычетами (ст.221 НК). В том случае, если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве предпринимателя, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от суммы доходов, полученной предпринимателя от предпринимательской деятельности, зарегистрированной в налоговых органах. 

              Расходы включают в себя: материальные, расходы на оплату  труда, прочие расходы, связанные с производством и реализацией товаров ( выполнением работ, оказанием услуг).

             

13.4.Местные налоги, уплачиваемые предпринимателем

 

              Кроме налога на доходы ИП является плательщиком ряда местных налогов:

-         налог на имущество физ. лиц;

-         земельный налог;

-         регистрационный сбор с физ. лица, занимающегося предпринимательской деятельностью;

-         налог на строительство в курортной зоне;

-         сбор за право торговли;

-         целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и др. цели. Ставка сборов не может превышать размера 3% от 12 уст. МРОТ для физ. лиц, 3% от ФОТ – для юридического лица;

-         налог на рекламу;

-         сбор с владельцев собак;

-         налог на перепродажу автомобилей, вычислительную технику и персональных компьюторов;

-         лицензионный сбор за право торговли вино – водочными изделиями и т.д.

 

13.5.Ставка налога. Срок уплаты.

 

Ставка налога на доходы  предпринимательской деятельности  составляет 13% .

С 2001 года налоговые декларации в обязательном порядке должны представлять в налоговые органы по своему месту жительства:

-         индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой;

-         граждане, получившие от физических лиц, не являющихся налоговыми  агентами, вознаграждения по договорам

гражданско – правового характера;

-         налоговые резиденты РФ, получившие доходы от источников, находящихся за пределами РФ;

-         граждане, получившие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан налог.

Последний срок представления налоговой декларации -  

30 апреля года, следующего за отчетным.             

 

 

 

Тема  14.    Государственная налоговая инспекция

 

Вопросы к теме:

14.1.Государственный финансовый контроль.

14.2.Государственный налоговый контроль.

14.3.Права налогоплательщика.

14.4.Обязанности налогоплательщика.

 

14.1.Государственный финансовый контроль

 

              Государственный финансовый контроль - существенный элемент управления государственными финансами, основная цель которого – реализация финансовой политики государства в процессе формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Так как государственные доходы и расходы - это основные составляющие финансовой системы, то финансовый контроль в первую очередь направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации доходов, правомерности и целесообразности расходования государственных средств.

              Свыше 80 % общего объема доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счет налогов и сборов, взимаемых  с физических и юридических лиц, что определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля.

 

 

14.2.Государственный налоговый контроль

 

              Государственный  налоговый контроль – это система мероприятия по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов  государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

              Налоговый контроль как элемент управления налогообложения является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, завершающей стадией управления налогообложением. Его двойственная природа обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов – возможности количественного отражения налоговых поступлений, с другой стороны, налоги – это принудительные денежные отношения, т.е. налоговый контроль необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять  свою фискальную функцию – образование денежных фондов государства.

 

14.3. Права налогоплательщика

 

              За налогоплательщиками законодательством закреплены ст.21 НК  определенные права:

1)      получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

2)      получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3)      использовать налоговые льготы;

4)      получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

5)      на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных(взысканных);

6)      представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично;

7)      представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, по актам проведенных налоговых проверок;

8)      присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9)      получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать  в установленном порядке возмещения в полном объеме  убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими  обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

 

14.4.Обязаности налогоплательщика

 

Помимо прав НК определил ст.23  круг обязанностей налогоплательщика:

1)      уплачивать законно установленные налоги;

2)      встать на учет в налоговых органах;

3)      вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4)      представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

5)      представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6)      выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

7)      предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

8)      в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных б/учета и др. документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

Налогоплательщики  должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета следующие сведения:

-         об открытии или закрытии счетов( в десятидневный срок);

-         обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в течение 1 м-ца);

-         обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (в течение 1 м-ца);

-         об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации (в течение 3х дней);

-         об изменении своего места нахождения или места жительства(в течение 10-ти дней).

За невыполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. 

 

 

 

Тема 15.   Органы государственного налогового контроля        

и их компетенция

 

Вопросы к теме:

15.1.Состав управления налогообложения в РФ.

15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ.

15.3.Вспомогательные функции ряда управлений центрального аппарата МНС.

 

15.1.Состав управления налогообложения в РФ

 

              Управление налогообложения в РФ представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому принципу:

1)      министерство по налогам и сборам МНС РФ, состоящее из подразделений по руководству и контролю за налогообложением;

2)      межрегиональные налоговые инспекции, состоящие каждый из семи федеральных округов России, в чьи функции входит перепроверка налогоплательщиков и контроль за нижестоящими инспекциями;

3)      Управления МНС республик, краев, областей, городов республиканского подчинения;

4)      Государственные налоговые инспекции (инспекции МНС) городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения.

Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекции четвертого уровня, главная задача которого – создать условия для оптимальной деятельности инспекции по подведомственной территории.

 

 

15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ

 

Центральный аппарат Министерства РФ по налогам и сборам включает следующие основные подразделения:

1.      Управление налогообложение прибыли юридических лиц.

2.      Управление налообложение природных ресурсов и земельного налога.

3.      Управление налогообложение физических лиц.

4.      Управлние местных и прочих  налогов и сборов.

5.      Управление косвенных налогов.

6.      Управление внешнеэкономического и международного налогообложения.

7.      Управление поступлений в государственные внебюджетные фонды и доходов от приватизации.

Каждое управление МНС РФ выполняет следующие задачи:

-         анализ практики применения действующего налогового законодательства;

-         разработка элементов концепции налоговой политики;

-         участие в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения;

-         разработка инструктивных материалов и методических рекомендаций.

Информация о работе Налогообложение предприятия