Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:04, лекция
Место и роль в финансовой и экономической системах общества и налоговую деятельность государства следует рассматривать как сложную и противоречивую систему явлений и процессов в их многообразии, неоднозначности и динамичности при перераспределении денежных доходов в пользу государства для выполнения им своих экономических и социальных функций, особенно в период становления рыночных отношений.
Введение. Предмет и задачи курса………………………...8
1. Налоги в системе финансов общества рыночной
экономики.
1.1. Роль налогов в системе экономических
отношений распределения денежных
доходов в обществе. ………………………………………….9
1.2.Место налогов в валовом внутреннем продукте………………9
1.3.Методология изучения теории и практики
налоговой деятельности государства.
«Кривая Лаффера»……………………………………………10
1.4.Сущность и функции налогов. Их взаимосвязь……………….15
1.5.Элементы налога………………………………………………..17
2. Налоговая система государства.
2.1. Понятие «Налоговая система».
Противоречие между потребностями в
налоговых доходах и возможностями их получения………18
2.2. Принципы построения налоговой системы РФ…………….19.
2.3. Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание………...21.
3. Классификация налогов в налоговой системе.
3.1. Понятие «классификация налогов».
Группировка налогов по однородным признакам…………..22
3.2. Классификация налогов по способу
установления, по категориям плательщиков,
по объекту обложения, по способу изъятия,
по методу налогообложения, по месту поступления………..22
3.3. Специальные налоговые режимы…………………………….25
4. Налоговое планирование.
4.1. Понятие «Налоговое планирование».
Два направления в налоговом планировании………………..26
4.2. Пути оптимизации налогов………………………………………27
5. Налог на прибыль предприятий и организаций
5.1. Плательщики налога на прибыль.
Объект налогообложения……………………………………28
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении
прибыли……………………………………………………….28
5.3. Ставка налога, порядок исчисления, порядок
и срок уплаты…………………………………………………30
6. Налог на имущество.
6.1. Плательщики налога. Объект налогообложения…………..31
6.2. Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты………..32
7. Налог на добавленную стоимость
7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения………………34
7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур
2 варианта расчета налога. Срок уплаты……………………36
8. Акцизы и пошлины
8.1. Акцизы. Их специфические черты. Перечень
подакцизных товаров………………………………………..41
8.2. Плательщики, объект налогообложения,
налоговая база акцизов……………………………………….41
8.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты……………….…42
8.4. Таможенные пошлины. Две группы
таможенных пошлин – основные и
факультативные. Регулирующая функция
таможенных пошлин………………………………………….43
8.5. Признаки таможенных пошлин в зависимости от
объекта, цели взимания, назначения………………………….44
8.6. Субъект, объект, срок уплаты, исчисление
таможенных пошлин……………………………………………45
9. Налог на доходы физических лиц.
9.1. Роль подоходного налога в налоговой системе.
Его принципы……………………………………………..…….46
9.2.Плательщики налога, объект налогообложения,
налоговый период……………………………………………….47
9.3. Доходы и налогооблагаемая база
налогоплательщика. Налоговые вычеты……………………….47
9.4. Ставки налога, сроки уплаты…………………………………...49
10. Налог на имущество физических лиц.
10.1.Налог на имущество физических лиц. Объект,
налоговая база, ставки, срок оплаты………………………….50
11. Единый социальный налог
11.1.Налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база…………………………………………………..51
11.2.Ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога….……...54
12. Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения.
12.1.Плательщики, размер налога, льготы по налогу,
срок оплаты……………………………………………………..57
13. Налогообложение доходов физических лиц от
предпринимательской деятельности.
13.1. Предприниматель. Его формальный признак и
определение……………………………………………………..58
13.2. Постановка на учет в налоговых органах – как
необходимое условие для начала деятельности………………58
13.3.Особенности учета индивидуального предпринимателя.
Объект налогообложения……………………………..……….59
13.4.Местные налоги, уплачиваемые
индивидуальным предпринимателем………………………….60
13.5.Ставка налога. Срок уплаты……………………………………..60
14. Государственная налоговая инспекция.
14.1.Государственный финансовый контроль………………………61
14.2.Государственный налоговый контроль…………………………62
14.3.Права налогоплательщика……………………………………….62
14.4.Обязанности налогоплательщика……………………………….63
15. Органы государственного налогового контроля
и их компетенция.
15.1.Состав управления налогообложения в РФ………………….64
15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ…………..65
15.3.Вспомогательные функции ряда управлений………………..65
центрального аппарата министерства по налогам и сборам.
16. Налоговая проверка.
16.1. Цель налоговой проверки. Камеральные и
выездные проверки налоговых и таможенных органов. …66
16.2. Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций….67
17. Местные налоги. Транспортный налог, налог на землю,
налог на образование, налог на содержание милиции,
налог на рекламу, сбор на право торговли,
регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью.
17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая
база, ставки налога, срок оплаты……………………………69
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая
Плательщиками налога на прибыль являются предприятий и организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения -прибыль.
Не являются плательщиками налога на прибыль:
- предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции;
- организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
- предприятия , переведенные на единый налог на временный доход по прибыли, полученной от видов деятельности , попадающим под действие ЕНВД.
Объект налогообложения – прибыль предприятий и организаций. Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных доходов необходимо вычесть расходы, связанные с получением этих доходов.
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли
С 1 января 2002г. согласно ст.252 НК, организации смогут уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на все обоснованные и документально подтвержденные расходы, если они связаны с получением дохода , а не согласно перечня, каким сегодня является Положение о составе затрат.
В главе 25 НК РФ для квалификации затрат организаций в качестве расходов установлены следующие условия:
- обоснованность;
- документальная подтвержденность;
- связь затрат с доходами.
Принцип налогообложения: нет доходов – нет расходов.
Расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли (ст.270)
- штрафы, пени и иные санкции, перечисляемые в бюджет;
- вклады в установленные капиталы и др. организаций;
- сумма налога на прибыль;
- сверхнормативные взносы на добровольное страхование и др.
Расходы, связанные с производством и реализацией (ст.253 НК РФ)
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- амортизация;
- прочие расходы (ст.264), рекламные, представительские расходы и расходы на подготовку кадров также включены в перечень затрат, связанных с производством и реализацией.
Рекламные расходы учитываются при налогообложении прибыли полностью, а прочие расходы на рекламу не должны превышать 1 % от выручки организации (без НДС).
Организации смогут в полном объеме учитывать при налогообложении расходы на подготовку и переподготовку кадров при условии:
-соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию, либо иностранными образовательными учреждениями , имеющим соответствующий статус;
- подготовку (переподготовку) проходят работники , которые числятся в штате организации;
- программа подготовки способствует повышению квалификации работника и соответствует деятельности организации.
Представительские затраты связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, прибывших на заседание совета директоров организации или его ревизионной комиссии. Представительские затраты включают на проведение официального приема (завтрака, обеда, ужина ) указанных лиц, их транспортное обеспечение, посещение культурных мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров, оплату переводчиков, не состоящих в штате организации. Не относятся к представительским затратам расходы на организацию досуга, развлечений и отдыха. Включение представительских расходов в себестоимость допускается при наличии первичных документов, в которых указывается программа мероприятия, состав участников и т.д. Норматив представительских расходов – 4% от фонда оплаты труда.
С 1 января 2002 года установлены ограничения по расходам на ремонт основных средств в целях налогообложения. Фактические расходы могут отнести на затраты транспорта, строительства, геологии и разведки ЖКХ. Прочие организации (торговые, консалтинговые, и др.) могут отнести на затраты только 10% от первоначальной стоимости основных средств.
Для определения прибыли от реализации основных средств иного имущества, для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов. При получении отрицательного результата от реализации сумма убытка не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
Прибыль от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценами их реализации и приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
К внереализованным операциям относятся доходы и расходы, не связанные с производством продукции и их реализацией (доходы):
- от долевого участия в деятельности других организаций;
- от сдачи имущества в аренду;
- дивиденды, проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам и др.
Состав внереализационных расходов:
- расходы по аренде имущества;
- анулированные производственные заказы;
- оплата услуг банка;
- дебиторская задолженность и истекшим сроком исковой давности;
- потери от брака;
- потери от стихийных бедствий и т.д.
5.3.Ставка налога, порядок исчисления и срок уплаты
Ставка налога на прибыль с 1 января 2002г. – 24%.
Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.
Предприятия уплачивают в бюджет в течении квартала авансовые взносы налога на прибыль , определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налоговый период и ставки налога.
Уплата налога в бюджет в виде авансовых взносов должна производится не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога.
Уплата налога на прибыль производится по месячным расчетам не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, по квартальным расчетам – в пятидневный срок со дня установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
Вопросы к теме:
6.1.Плательщики налога. Объект налогообложения.
6.2.Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты.
6.1.Плательщики налога. Объект налогообложения
Налог на имущество предприятий установлен на территории РФ с 1 января 1992 года. Федеральным законом от 13.12.91г. № 2030-1 в качестве регионального налога. Территориальные законодательные (представительные) органы устанавливают конкретные ставки этого налога, дополнительные сверх предусмотренных федеральным законом, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В соответствии с Налоговым Кодексом этот налог, а также налог на имущество физических лиц и налог на землю должны в перспективе быть заменены налогом на недвижимость.
Плательщиками налога на имущество предприятий являются:
1. Предприятия, учреждения, включая банки и др. кредитные организации, а также организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся по российскому законодательству юридическими лицами.
2. Филиалы и др. аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный или текущий счет.
3. Любые организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на российской территории.
Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. При этом установлено, что основные средства, нематериальные активы для целей налогообложения должны учитываться по остаточной стоимости.
6.2.Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты
Для расчета налоговой базы и суммы налога необходимо определить среднегодовую стоимость имущества предприятия. Она определяется за отчетный период (квартал, полугодие , 9 месяцев и год) путем деления на 4, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года на первое число следующего за отчетным периодом месяца ( 1 апреля,1 июля, 1 октября, 1 января), а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Для определения среднегодовой стоимости имущества необходимо знать, что должно включатся в перечень имущества. В него включаются отражаемые в активе баланса остатки по счетам бухгалтерского учета, причем они отличаются по налогоплательщикам , осуществляющим специфические виды деятельности.
В частности , по всем предприятиям и организациям, за исключением банков, кредитных учреждений, страховых и других компаний, аналогичным им, в перечень имущества включаются остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:
-01 «Основные средства» (за минусом суммы износа);
-04 «Нематериальные активы» ( за минусом суммы износа);
-10 «материалы»;
-11 «Животные на выращивании и откорме»;
-15 «Заготовление и приобретение материалов»;
-16 «Отклонение от стоимости материалов»;
-20 «Основное производство»;
-21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
-23 «Вспомогательное производство»;
-29 «Обслуживающее производство и хозяйство»;
-36 «Вспомогательные этапы по незавершенным работам»;
-40 «Готовая продукция»;
-44 «Расходы на продажу»;
-45 «Товары отгруженные».
Кроме того, по всем без исключения налогоплательщикам в налогооблагаемой базе должны учитываться запасы и затраты, отражаемые по статье «Прочие материальные ценности и затраты» раздела 2 актива баланса.
Несмотря на то, что налог на имущество является региональным, федеральное законодательство установило достаточно широкий перечень предприятий, организаций и учреждений, имущество которых не должно облагаться налогом. Данным налогом не должны облагаться имущества:
- бюджетных организаций и учреждений, органов законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды;
- коллегии адвокатов и их структурных подразделений;
- предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет 70% общей выручки от реализации;
- используемое исключительно для нужд образования, науки и культур;
- аварийно-спасательных служб, религиозных, общественных организаций и объединений;
- жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ и др.
Одновременно с этим, федеральное законодательство установило, что стоимость имущества предприятий, организаций и учреждений может быть уменьшена на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа) следующих объектов, находящихся на балансе:
- объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения;
- объектов охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;
- ледоколов, судов с ядерными установками, магистральных трубопроводов , др.
Предельный размер ставки налога на имущество предприятий не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Исчисленная сумма налога вносится в бюджет и относится на финансовые результаты деятельности предприятий.
Уплата налога на имущество производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерской отчетности за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за год.
Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются предприятию-плательщику в десятидневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.
Тема 7. Налог на добавленную стоимость
Вопросы к теме:
7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения.
7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур. 2 варианта расчета налога. Срок уплаты.
7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.
Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве случаев стран с рыночной экономикой. В Российской Федерации НДС введен с 1992г.