Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:04, лекция
Место и роль в финансовой и экономической системах общества и налоговую деятельность государства следует рассматривать как сложную и противоречивую систему явлений и процессов в их многообразии, неоднозначности и динамичности при перераспределении денежных доходов в пользу государства для выполнения им своих экономических и социальных функций, особенно в период становления рыночных отношений.
Введение. Предмет и задачи курса………………………...8
1. Налоги в системе финансов общества рыночной
экономики.
1.1. Роль налогов в системе экономических
отношений распределения денежных
доходов в обществе. ………………………………………….9
1.2.Место налогов в валовом внутреннем продукте………………9
1.3.Методология изучения теории и практики
налоговой деятельности государства.
«Кривая Лаффера»……………………………………………10
1.4.Сущность и функции налогов. Их взаимосвязь……………….15
1.5.Элементы налога………………………………………………..17
2. Налоговая система государства.
2.1. Понятие «Налоговая система».
Противоречие между потребностями в
налоговых доходах и возможностями их получения………18
2.2. Принципы построения налоговой системы РФ…………….19.
2.3. Налоговый кодекс РФ, его значение и содержание………...21.
3. Классификация налогов в налоговой системе.
3.1. Понятие «классификация налогов».
Группировка налогов по однородным признакам…………..22
3.2. Классификация налогов по способу
установления, по категориям плательщиков,
по объекту обложения, по способу изъятия,
по методу налогообложения, по месту поступления………..22
3.3. Специальные налоговые режимы…………………………….25
4. Налоговое планирование.
4.1. Понятие «Налоговое планирование».
Два направления в налоговом планировании………………..26
4.2. Пути оптимизации налогов………………………………………27
5. Налог на прибыль предприятий и организаций
5.1. Плательщики налога на прибыль.
Объект налогообложения……………………………………28
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении
прибыли……………………………………………………….28
5.3. Ставка налога, порядок исчисления, порядок
и срок уплаты…………………………………………………30
6. Налог на имущество.
6.1. Плательщики налога. Объект налогообложения…………..31
6.2. Особенности расчета. Ставка налога. Срок оплаты………..32
7. Налог на добавленную стоимость
7.1.Плательщики налога. Объект налогообложения………………34
7.2.Налоговая база. Ставки налога. Роль счетов-фактур
2 варианта расчета налога. Срок уплаты……………………36
8. Акцизы и пошлины
8.1. Акцизы. Их специфические черты. Перечень
подакцизных товаров………………………………………..41
8.2. Плательщики, объект налогообложения,
налоговая база акцизов……………………………………….41
8.3. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты……………….…42
8.4. Таможенные пошлины. Две группы
таможенных пошлин – основные и
факультативные. Регулирующая функция
таможенных пошлин………………………………………….43
8.5. Признаки таможенных пошлин в зависимости от
объекта, цели взимания, назначения………………………….44
8.6. Субъект, объект, срок уплаты, исчисление
таможенных пошлин……………………………………………45
9. Налог на доходы физических лиц.
9.1. Роль подоходного налога в налоговой системе.
Его принципы……………………………………………..…….46
9.2.Плательщики налога, объект налогообложения,
налоговый период……………………………………………….47
9.3. Доходы и налогооблагаемая база
налогоплательщика. Налоговые вычеты……………………….47
9.4. Ставки налога, сроки уплаты…………………………………...49
10. Налог на имущество физических лиц.
10.1.Налог на имущество физических лиц. Объект,
налоговая база, ставки, срок оплаты………………………….50
11. Единый социальный налог
11.1.Налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база…………………………………………………..51
11.2.Ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога….……...54
12. Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения.
12.1.Плательщики, размер налога, льготы по налогу,
срок оплаты……………………………………………………..57
13. Налогообложение доходов физических лиц от
предпринимательской деятельности.
13.1. Предприниматель. Его формальный признак и
определение……………………………………………………..58
13.2. Постановка на учет в налоговых органах – как
необходимое условие для начала деятельности………………58
13.3.Особенности учета индивидуального предпринимателя.
Объект налогообложения……………………………..……….59
13.4.Местные налоги, уплачиваемые
индивидуальным предпринимателем………………………….60
13.5.Ставка налога. Срок уплаты……………………………………..60
14. Государственная налоговая инспекция.
14.1.Государственный финансовый контроль………………………61
14.2.Государственный налоговый контроль…………………………62
14.3.Права налогоплательщика……………………………………….62
14.4.Обязанности налогоплательщика……………………………….63
15. Органы государственного налогового контроля
и их компетенция.
15.1.Состав управления налогообложения в РФ………………….64
15.2.Состав центрального аппарата Министерства РФ…………..65
15.3.Вспомогательные функции ряда управлений………………..65
центрального аппарата министерства по налогам и сборам.
16. Налоговая проверка.
16.1. Цель налоговой проверки. Камеральные и
выездные проверки налоговых и таможенных органов. …66
16.2. Налоговые правонарушения. Виды штрафных санкций….67
17. Местные налоги. Транспортный налог, налог на землю,
налог на образование, налог на содержание милиции,
налог на рекламу, сбор на право торговли,
регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью.
17.1.Транспортный налог. Плательщики, налоговая
база, ставки налога, срок оплаты……………………………69
17.2.Налог на землю. Плательщики, налоговая
3.3. Специальные налоговые режимы.
3.1.Понятие «классификация налогов». Группировка налогов по однородным признакам
Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов.
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам:
- по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);
- по уровню управления (федеральные, регион, местные);
- по субъектам обложения (налоги с юридических и физических лиц);
- по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, на прибыль);
- по целевому назначению (общие и специальные).
3.2. Классификация налогов
В первую очередь существует зависимость налогов от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства отдельных государств, в т.ч. и РФ, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные.
Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.
Перечень региональных налогов установлен НК, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов.
Таков же порядок введения местных налогов с разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.
Применительно к РФ систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.
В зависимости от метода взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или на имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и др.) Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта обложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.
Если в налоговой системе сделан акцент на косвенное и имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, юридических лиц, их имущества, то речь идет о высокоразвитой экономике.
В конце Х1Х века доля прямых налогов в налоговых поступлениях казны составляла: Россия – 30%, Франция – 25,6%, Англия- 30%, Германия – 35,4%.
В 1987 году эта картина выглядела так: США – 91,1%, Япония – 71,2%,
Англия – 54,3%, ФРГ – 4,1%. Россия в 1999 г. – 45%, 2000 г. – 48%.
Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка и владение имуществом, их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика (земельный, имущество). Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность ( налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).
Косвенные налоги подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальными и универсальными. Универсальный акциз – НДС, который применяется в мировой системе с конца 60-х – начала 70-х годов, в РФ – с1992г. Индивидуальные акцизы устанавливаются как на отдельные виды товаров, так и по группам товаров.
Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. В отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины.
Государственная фискальная монополия в России отсутствует.
В зависимости от их использования (назначения) налоги подразделяются на общие и специальные. К общим относятся большинство взимаемых налогов, которые после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются, расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете. Специальные налоги имеют строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов (единый социальный налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, дорожные фонды).
По полноте прав использования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные налоги полностью или в твердо фиксированной доле поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены (на имущество). Регулирующие налоги используются для регулирования в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденном в законодательном порядке (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физ. лиц).
В зависимости от метода обложения налоги могут быть твердыми (специфическими) лил процентными (адвалорными). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли .Они применяются при обложении земельными налогами, налогами на имущество, в обложении акцизными налогами. Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка растет с увеличением объекта обложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной ставки является подоходный налог, действовавший в 2001г., когда вся сумма годового совокупного дохода граждан делилась на 3 части.1 – до 50т.р. облагалась 12%,
П– 50-150т.р.- 20%, Ш – более 150 т.р. – 30%.
Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В России это введенный с 2001г. ЕСН.
По способу обложения налоги подразделяются на кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные («у источника»).
Взимание налога «у источника» является по сути изъятие налога до получения владельцем дохода. Взимание этого налога осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда.
В отличие от данного порядка взимание налога «по декларации» представляет собой изъятие части дохода после его получения. Налогоплательщик подает в налоговые органы декларацию – официальное заявление налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени.
Кадастровый метод, как видно из его названия, предполагает использования кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы). Указанный способ применяется при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и др.
3.3.Специальные налоговые режимы
Особой категорией налогов является так называемый специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов:
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- единый налог для сельскохозяйственного производителя;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- система налогообложения при разработке неиспользованных и малодебитных нефтяных скважин.
Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующего субъекта РФ с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.
Тема 4. Налоговое планирование
Вопросы к теме.
4.1. Понятие «Налоговое планирование».
Два направления в налоговом планировании.
4.2. Пути оптимизации налогов.
4.1.Понятие «Налоговое планирование». Два направления в налоговом планировании
Налоговое планирование – планирование коммерческой или инвестиционной деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налоговых платежей, или, можно сказать, искусство освобождать капитал от налогов.
Поскольку налоговые платежи являются одной из статей расходов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов.
Существуют два варианта этой стратегии. Первый – использовать легальные возможности снижения налогов путем перестройки своей деятельности на минимизацию налоговых обязательств. Второй – пытаться скрыть свою деятельность, свои доходы от налоговых властей, не останавливаясь перед искаженной налоговой отчетностью.
Первый легальный путь называется «избежанием налогов», он не приветствуется властями, но охраняется законом.
Второй путь связан с нарушением налоговых законов и называется «уклонением от налогов».
Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренных ими методами.
4.2.Пути оптимизации
Налоговое планирование предполагает «подстраивание» налогоплательщика под избранный им благоприятный налоговый режим, меняя форму или даже содержание объекта.
Изменения должны касаться тех признаков, на которые ориентируется налоговое законодательство.
Во – первых, это объект обложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим и вид обложения. Например, вместо продажи земли часто продают кампанию, владеющую землей, продажа оборудования часто заменяется передачей его в лизинг и т.д.
Во – вторых, нередко можно заменить и субъект обложения, т.е. самого налогоплательщика, изменив свою юридическую форму: из товарищества с неограниченной ответственностью превратиться в ООО, ЗАО, АО, даже в ЧП и платить только подоходный налог. Можно разделить фирму или слить ее с другой.
В – третьих, можно заменить и саму налоговую власть, т.е. перейти из одной налоговой юрисдикции в другую, сменив страну. Переход под более выгодную налоговую юрисдикцию возможен и внутри одной страны. В России, например, такие условия предлагают Ингушетия и Калмыкия.
В – четвертых, можно менять сами обстоятельства
( по крайней мере в глазах налоговых властей), сопутствующие той или иной облагаемой налогом деятельности.
Это возможно при использовании различного рода вычетов, скидок, списаний и других льгот, допускаемых при определении облагаемого дохода в целях исчисления подоходного налога.
Кроме перечисленных существует еще целый ряд стандартных налоговых приемов: обмен налоговыми льготами, обмен долгами, использование преимуществ международных соглашений.
Наибольшую эффективность обеспечивает последовательное и согласованное использование нескольких приемов и методов, а эти схемы могут быть разработаны только для каждого отдельного налогоплательщика.
Тема 5. Налог на прибыль предприятий и организаций
Вопросы к теме:
5.1. Плательщики налога на прибыль. Объект налогообложения.
5.2. Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли.
5.3. Ставка налога, порядок исчисления, порядок и срок уплаты.
5.I.Плательщики налога на прибыль. Объект налогообложения
Федеральный налог, установлен Законом РФ от 27 декабря 1991г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций».