Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.
Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 147.68 Кб (Скачать)

Доля заемного капитала в собственном  капитале мала, следовательно, основные средства приобретаются за счет собственного капитала предприятия.

Сравнительный анализ общей и упрощенной систем налогообложения на примере предприятия ООО «САР-холдинг»

Общество с ограниченной ответственностью «САР-холдинг» применяет общий режим налогообложения, с использованием метода начисления  при определении доходов и расходов.

При этом организация уплачивает следующие виды налогов:

Федеральные:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;

Региональные:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;

Местные:

  • земельный налог;

В случае применения упрощенной системы налогообложения  компанией ООО «САР-холдинг, будет предусматриваться освобождение от уплаты следующих налогов:

    • - налога на прибыль организаций;
    • - НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
    • - налога на имущество организаций;

Эти налоги заменяются единым налогом, исчисляемым  по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.

В то же время , применяя упрощенную систему налогообложения, ООО «САР-холдинг» будет продолжать уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование работников, а также прочие налоги:

    • - налог на операции с ценными бумагами;
    • - таможенная пошлина;
    • - государственная пошлина;

Рассмотрим, какие последствия имеет для  ООО «САР-холдинг» переход на упрощенную систему налогообложения с точки зрения освобождения от уплаты вышеперечисленных налогов.

Главное негативное последствие освобождения от уплаты НДС заключается в том, что одновременно с исчезновением обязанностей составления счетов-фактур, ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, лишается возможности выделять в своих документах НДС, предъявляемый покупателям, который он мог бы предъявить к вычету. Следовательно, это отразится на цене реализации: если раньше контрагент готов был уплатить более высокую цену с учетом НДС (рассчитывая на последующий вычет), то в настоящее время, скорее всего, цену придется снизить именно на ставку НДС. Это ведет к так называемой упущенной выгоде, которая выражается в недополученном организацией доходе от реализации.

В связи  с этим приведем формулы, которые  позволят рассчитать экономический  эффект от перехода на упрощенную систему  налогообложения:

- для  налогоплательщика, принимающего  в качестве объекта налогообложения  доходы:

Э = (НП + НИ + НДС) - (Д х 6% + УВ);

- для  налогоплательщика, принимающего  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину  расходов:

Э = (НП + НИ + НДС) - ((Д - Р) х 15% + УВ),

где НП - налог на прибыль, руб.;

НДС - налог  на добавленную стоимость, руб.;

Д - доход, сформированный в соответствии со ст.ст.249 и 250 НК РФ, руб.;

Р - сумма расходов, учитываемая при налогообложении в соответствии со ст.346.16 НК РФ, руб.;

УВ - упущенная  выгода, которая формируется за счет снижения цен реализации и может  составлять до 20% от суммы дохода налогоплательщика (Д), руб.;

6%, 15% - ставки  единого налога по результатам  хозяйственной деятельности в  зависимости от объекта налогообложения.

Расчет  целесообразно осуществлять по данным за 9 месяцев года, предшествующего  году перехода на упрощенную систему  налогообложения.

Очевидно, что если экономический эффект меньше, равен или близок к нулю, то ООО  «САР-холдинг», ранее применяющий общий режим налогообложения, переход на упрощенную систему налогообложения не рекомендуется.

Итак, очевидны преимущества «упрощенки». Вместо того, чтобы платить множество налогов (на прибыль, НДС, на имущество, ЕСН), фирмы, работающие по «упрощенке», платят один налог. Его называют единым. Кроме того, организации, перешедшие на упрощенную систему, могут не вести бухгалтерский учет (п.3 ст.4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ). Исключение сделано только для основных средств и нематериальных активов. Но и это вовсе не означает, что придется отражать их на счетах бухучета. Достаточно завести на каждый из объектов (или на каждую группу) учетные карточки и начислять амортизацию по правилам, которые прописаны в Положениях по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) и «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).

Какие еще  недостатки, помимо проблем с НДС, есть у упрощенной системы? Один из них – оборотная сторона ее преимущества. Как мы уже сказали, предприятия, перешедшие на «упрощенку», вправе не вести бухучет.

С одной  стороны, это хорошо – значительно  упрощается работа бухгалтера, а фирма  экономит деньги, которые раньше тратились  на подготовку бухгалтерской отчетности. С другой стороны, ни одна организация не застрахована от того, что в какой-то момент ей не придется вернуться с упрощенной на обычную систему налогообложения. Например, из-за того, что по итогам года доход превысит 20000000 руб. Тогда бухгалтер столкнется с трудной задачей – восстановить все данные бухучета.

Неудобен  отказ от бухгалтерского учета и  тем фирмам, которые наряду с уплатой  единого налога по «упрощенке» платят единый налог на вмененный доход. Ведь при ЕНВД бухучет вести надо.

И, наконец, отмечу еще один недостаток упрощенной системы. Доходы и расходы в этом случае признаются по кассовому методу (что противоречит учетной политике ООО «САР-холдинг». Это означает, что, рассчитывая единый налог, стоимость товаров (работ, услуг) можно включить в расходы, если выполнено два условия:

- товары (работы, услуги) получены (приняты)  и использованы в производственной  деятельности или перепроданы;

- за них  перечислены деньги или передано  имущество продавцу.

Такой порядок  ведет к тому, что существенно  занижается сумма расходов (в них  не включается стоимость неоплаченных покупок) и осложняется работа бухгалтера. Ведь чтобы правильно рассчитать налог, ему нужно следить не только за приходом и расходом товарно-материальных ценностей, но и за их оплатой.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что переход на упрощенный режим налогообложения  компании ООО «САР-холдинг» не эффективен, от этого организация может понести убыток в виде упущенной выгоды, что крайне не допустимо.

Глава 3. Предложения  по совершенствованию налогообложения  малого бизнеса.

3.1.  Проблемы налогообложения малого бизнеса и предложения по их устранению.

 

Политика в отношении  малого предпринимательства стоит  на повестке дня в России в течение  длительного времени. Один из важных компонентов этой политики – налоговая  политика. Казалось бы, законодатели пошли  навстречу многим пожеланиям малого  бизнеса – в России доступ к  режимам для малого бизнеса определяется набором правил, который можно  считать одним из самых свободных  в мировой практике. При этом действует несколько режимов (номинально два – упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; однако в рамках упрощенной системы предусмотрены три режима), причем налоговые обязательства, определяемые в соответствии с этими режимами, для большинства налогоплательщиков должны быть существенно ниже, чем при  налогообложении в рамках общего режима.

Три порядка, предусмотренные  упрощенной системой налогообложения (налоги с объектами налогообложения  «доходы», «доходы, уменьшенные на величину расходов», а также упрощенная система  налогообложения на основе патента, применяемая индивидуальными предпринимателями), являются добровольно выбираемыми.

 Налог на вмененный доход является обязательным для лиц с определенными характеристиками, если введен решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, но база налога при ставке 15% установлена относительно низкой, и в некоторых случаях предприятиям тех видов деятельности, для которых налог предусмотрен, выгодно дробление бизнеса ради применения вмененного налога.

 Тем не менее, несмотря  на принимаемые меры, ими не  удовлетворены как предприниматели,  так и правительство, а также  законодательные органы власти. Чтобы понять причины этой  неудовлетворенности, нужно сформулировать  предположения относительно задач,  которые должны быть решены  в рамках государственной политики, и рассмотреть, насколько конкретные  меры этой политики могут способствовать  достижению этих задач. На основании  такого анализа и с учетом  информации о возможных вариантах  политики в отношении малого  бизнеса и об опыте других  стран можно сформулировать, какие  действия в отношении малого  предпринимательства целесообразно  осуществить в дальнейшем.

 

3.1.2. Проблема идентификации  малого бизнеса

 

Один из важнейших вопросов, который возникает при принятии решения о налогообложении малого (а также о любой политике в  отношении малого бизнеса): какой  именно бизнес является малым? Ответ  на этот вопрос, разумеется, зависит  от тех целей, которые преследуются разрабатываемой политикой. Скажем, если задача состоит только в том, чтобы добиться регистрации и  хотя бы какого-то налогообложения  труднооблагаемого бизнеса, именно такой бизнес и должен быть отнесен к «малому» или «микробизнесу» для целей налогообложения. Если задача состоит в снижении издержек, связанных с уплатой налогов, и издержек администрирования, круг лиц, относящихся к малому бизнесу, окажется иным. Например, при решении вопроса о пороге регистрации в качестве плательщика НДС следует принимать во внимание указанные издержки и искать такую величину порога, при которой потери от недоплаченного налога не превысят этих издержек.

В случаях, когда речь идет не о налоговых льготах, а об иных формах государственной поддержки, пороговые значения выбранных критериев  могут быть существенно выше. Во-первых, эта политика может быть направлена на коррекцию несовершенств рынка  и государства, распространяющихся на более широкий круг лиц, чем  относительно высокие издержки, связанные  с исполнением налогового законодательства. Во-вторых, процедура получения помощи иная, чем в случае налогообложения: реципиент, обращаясь за помощью, доказывает свое право на нее; если же налоговая  льгота используется неправомочно, доказывать это надлежит, как правило, налоговым  органам. А одна из причин применения специальных режимов как раз  и заключается в высоких издержках  контроля малых предпринимателей по сравнению с получаемыми дополнительными  налоговыми доходами. В-третьих, иные формы  поддержки могут быть единовременными, поэтому выгода от их применения может  не превышать издержек, связанных  с дроблением бизнеса ради их получения. Налоговая льгота, получаемая постоянно, создает такой стимул.

Обычно критерии, используемые для определения права на льготы для малого бизнеса или обязанности  применения специальных режимов  для уменьшения масштабов уклонения  от налогообложения, включают оборот, численность занятых, характеристики собственников. Кроме того, используют величину активов налогоплательщика  и некоторые иные параметры.

Наличие большого числа параметров, используемых для выделения налогоплательщиков, которые имеют право или должны применять специальные режимы, является нерациональным, если целью является упрощение налогообложения и/или  администрирования. В этом случае сама проблема отнесения налогоплательщика  к целевой группе будет решаться со значительными издержками.

Однако, как правило, сложно ограничиться одним критерием, не внося  в налоговую систему дополнительных искажений и несправедливости. В  одних отраслях при значительных оборотах может быть относительно малая  прибыль (например, в торговле при  высокой конкуренции), в других малая  стоимость активов может сопровождаться высокими доходами (скажем, в консалтинговом бизнесе). Не всегда масштабы бизнеса  адекватно характеризуются и  численностью занятых. Обычно как численность занятых, так и оборот используются в качестве критериев одновременно.

Очень важным является такой  параметр, как характеристики собственников. Во многих странах упрощенные режимы применяют только к индивидуальным предпринимателям, семейному бизнесу  или партнерствам физических лиц. В  некоторых случаях может быть ограничено и использование наемных  работников. Такие ограничения имеют  достаточно рациональные основания, хотя, конечно, вопрос рациональности зависит  от поставленных целей.

Первая по важности с аллокационной точки зрения задача – снижение издержек исполнения налогового законодательства. Если для ее решения выбрано упрощение учета для тех, у кого обычный налоговый учет вызывает относительно высокие издержки, то доводом в пользу применения к юридическим лицам и предпринимателям, имеющим  наемных работников, общего режима служит тот факт, что расчет обязательств по налогам на заработную плату и взимаемым у источника налогам на доходы работников уже требует определенной квалификации. В этом случае определение доходов от предпринимательской деятельности является некоторым усложнением, но не столь существенным, поскольку технически эти расчеты ненамного сложнее расчетов, связанных с заработной платой.

Вторая возможная задача использования специальных режимов  – поощрение регистрации наиболее мелкого бизнеса, его легализация  также, вероятно, не требует для своего решения применения специальных  режимов к юридическим лицам. Такой бизнес может осуществляться в форме индивидуального предпринимательства  или семейного бизнеспартнерства (товарищества).

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)