Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.
Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 147.68 Кб (Скачать)

В настоящее время предусмотрены  правила перехода от общего режима налогообложения к упрощенному  и от упрощенного режима к общему. Они довольно сложны, и их влияние на налоговые обязательства и динамику налоговых обязательств недостаточно исследовано. Следует, однако, принимать во внимание, что идеальных налоговых режимов не бывает, и тем более решение проблемы взаимодействия различных режимов при их одновременном применении не может быть абсолютным. Даже ценой избыточных усложнений, порождающих значительные издержки, связанные с уплатой налогов и их администрированием, трудно исключить все несоответствия, возникающие при одновременном применении налогов или при переходе с одного режима на другой.

 

Обобщая результаты исследования, кратко приведу основные тезисы, лежащие  в обосновании далее приводимых выводов.

Как показано выше, действующая  в настоящее время система  налогообложения малого бизнеса  не только не устраняет возможности  уклонения от налогообложения, но и  создает для него новые возможности. При этом она не является ни нейтральной  к инвестициям, ни распределительно справедливой. Более того, поскольку  использование схем уклонения, предполагающих сделки между лицами с разными  режимами, недоступно «настоящему» бизнесу  и может легко использоваться более крупными предприятиями, эта  система не только не снижает барьеров для входа малых предприятий, но даже усиливает их.

Один из основных доводов, используемых сторонниками льгот и  иных преференций для малого бизнеса, – наличие особых (не обусловленных технологией, а связанных с установленными государством правилами или несовершенством рынков или некоторых институтов) издержек, которые относительно велики для малых предприятий. Это возможно по разным причинам. Когда удельные издержки такого рода отрицательно зависят от масштаба производства; например, издержки, связанные с выполнением налогового законодательства, имеют значительную постоянную составляющую. Или в том случае, когда альтернативные издержки для крупного бизнеса существенно ниже, чем для малого; в случае издержек, связанных с выполнением налогового законодательства, можно выделить такой компонент, как ведение налогового учета. Поскольку для крупных предприятий, особенно в форме ОАО, существует внутренняя потребность в бухгалтерском учете, результаты которого в немалой части используются для налогового учета, альтернативные издержки ведения налогового учета у таких предприятий ниже. Несовершенство рынков может проявляться в недоступности для малого бизнеса заемных средств или их ограниченной доступности, не в полной мере обусловленной повышенными рисками, а связанной с относительно высокими для кредиторов издержками получения информации. Эти и другие примеры показывают, что средние издержки, связанные с деятельностью государства или несовершенствами государства и рынка, могут зависеть от масштаба и порождать искажения, проявляющиеся в преобладании предприятий, превышающих эффективный масштаб производства, определенный исходя из особенностей технологии и стоимости факторов производства, или в дестимулирующем воздействии на отрасли с малым эффективным масштабом производства.

Коррекция таких искажений  может быть целесообразной, в том  числе и налоговыми мерами, но при  этом следует осознавать, что льготы и преференции, превышающие необходимые  для коррекции, также создают  искажающие эффекты противоположного направления.

Поэтому избыточные льготы приводят к потерям общества, превышающим  сумму предоставленной налоговой  субсидии. Более того, поскольку  точная компенсация приведенных  издержек невозможна, такие потери могут возникать и при умеренных  льготах.

Коррекция такого рода издержек посредством их сокращения может  быть гораздо более оправданной с точки зрения благосостояния общества.

Вторая причина, которая  часто выдвигается в качестве обоснования льгот и особых режимов, это необходимость снижения барьеров вхождения в рынок. Начинающие деятельность предприятия не только несут перечисленные выше издержки, но эти и подобные им издержки могут быть для них выше в силу недостаточного опыта и отсутствия репутации.

В этом случае также (и особенно) важна коррекция издержек, но для  достижения цели снижения барьеров входа  необходимо, чтобы одновременно стимулировалось  развитие предприятий с последующим  переходом к общему режиму налогообложения (если применяются особые режимы). При  этом особенно важно, чтобы преференциями  не могли воспользоваться те предприятия, которым они не предназначены, иначе  поставленная цель не будет достигнута. Более того, предприятия, уже действующие  на рынке, а также более крупные, если для них не устранена возможность  тем или иным способом получать выгоду от специальных режимов, в некоторых  случаях (в частности, в случае системы  налогообложения малых предприятий, принятой в России) могут получить большие выгоды, чем начинающие и действительно малые предприятия. В таком случаебарьеры входа в отрасль не снижаются, а увеличиваются, т.е. достигается результат, противоположный поставленной цели.

Третья из важных причин использования особых режимов для  малого бизнеса – распространенное в малом бизнесе уклонение от налогообложения (как правило, нелегальное). Возникновение относительно большего, чем в случае крупного или среднего бизнеса, уклонения обусловлено рядом факторов. Во-первых, некоторые из мелких предприятий (особо малый или микробизнес) могут не иметь постоянного места осуществления деятельности (например, при торговле вразнос газетами или иными товарами, при оказании услуг на дому и т.п.), продавать товары преимущественно за наличный расчет, не используя должного учета продаж, т.е. относиться к так называемым трудным для налогообложения предприятиям. В то же время налоговые органы могут быть недостаточно заинтересованы в проведении частых или тщательных проверок малых предприятий, поскольку издержки на проведение проверок могут быть немалыми, а дополнительные начисления налогов и штрафов малы даже в случае выявления нарушения. Предприятия (их руководство) формируют ожидания о верояттности проверки на основании прошлого опыта (собственного и аналогичных предприятий), поэтому, ожидая низкую вероятность проверки, при прочих равных условиях уклоняются в большей степени.

Следует также  отметить, что ни просто увеличение числа малых  предприятий, ни увеличение оборотов на малых предприятиях не являются рациональными  целями. При значительных льготах  может происходить дробление  малого бизнеса ради их использования, что порождает рост статистических показателей как числа, так и оборотов малых предприятий.

Так же можно отметить, что  если целью является снижение барьеров

для конкуренции, важно определить не только и не столько то, какие  выгоды создает налоговая система  для уже действующих участников рынка, сколько то, как она влияет на решения потенциальных участников.

 

3.2.  Предложение по разработке мероприятий по эффективности налогообложения субъектов малого предпринимательства.

 

3.2.1. Особенности  организации налогового планирования  на предприятиях малого бизнеса   как инструмент совершенствования  налогообложения.

 

В современной экономике  малое предпринимательство играет важную роль в решении экономических  и социальных задач. Развитие сектора  малых предприятий является одним  из важных стимулов экономического роста. В связи с этим особую значимость с позиции стимулирования развития малого предпринимательства приобретает  система налогообложения субъектов  малого предпринимательства.

В настоящее время процесс  формирования в России эффективной, отвечающей современным требованиям  рыночной экономики, системы налогообложения  объективно привел к пониманию необходимости  согласования достаточно противоречивых интересов государства и налогоплательщиков. От реализации этой задачи во многом зависит  выполнение государством функций пополнения и расходования бюджетных средств, дальнейшее развитие субъектов хозяйственной  деятельности, а также экономики  в целом. Инструментом, способствующим решению указанной проблемы, может  стать налоговое планирование.

Для субъектов малого предпринимательства  эффективное налоговое планирование должно быть важной составляющей как  текущего, так и стратегического  финансового планирования, что должно быть обусловлено не только возможностью минимизации затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей  безопасности малого предприятия.

Одной из целей малого бизнеса  является выработка оптимальных  решений в финансово-хозяйственной  деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.

Малые предприятия постоянно  изыскивают различные пути минимизации  своих расходов, в том числе  и налоговых расходов. Поэтому  применение налогового планирования особенно актуально для малых предприятий. Очень важно выработать особый подход к организации и осуществлению  налогового планирования на малых предприятиях.

Малым предприятиям следует  придавать особое значение налоговому планированию:

- на стадии создания  предприятия (с момента возникновения  идеи об организации предприятия);

- на стадии функционирования  предприятия (в процессе текущей  хозяйственной деятельности).

Налоговое планирование можно  подразделить на несколько стадий.

1. Принятие решения о  наиболее выгодном с налоговой  точки зрения месте нахождения  организации, ее руководящих органов,  основных производственных и  коммерческих подразделений и  т.д.

2. Выбор юридической формы  и структуры организации с  учетом характера и целей ее  деятельности.

3. Выбор системы налогообложения,  обеспечивающей правильное и  полное использования налоговых  льгот при определении облагаемого  дохода и при исчислении налоговых  обязательств.

4. Определение наиболее  рациональных с налоговой точки  зрения вариантов размещения  полученных прибылей и других  накоплений, выбор путей и методов  их расходования [2, с. 3 - 4].

Процесс налогового планирования субъектов малого предпринимательства  должен включать следующие этапы:

1. Определение целей и  задач создания малого предприятия.

2. Выбор организационно-правовой  формы предпринимательской деятельности.

3. Оценка всех предоставленных  законодательством налоговых льгот  при различных системах налогообложения.

4. Выбор системы налогообложения  предпринимательской деятельности.

5. Разработка стратегии  развития малого бизнеса.

6. Выбор налоговой политики  малого предприятия.

7. Исследование различных  финансово-хозяйственных ситуаций  с учетом возможных налоговых  рисков.

8. Разработка системы  мероприятий, предусматривающей  осуществление налогового плана  деятельности малого предприятия:  плана законной оптимизации налоговых  платежей в рамках налоговой  и экономической безопасности, учитывающего  специфику малого предприятия.

Уменьшение налоговых  выплат в результате их оптимизации  должно вести к увеличению размера  прибыли предприятия, а значит, и  отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия. Однако эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной.

Сокращение одних налогов  может привести к увеличению других, а также к налоговым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а  минимизация бремени налогов  на базе роста производства, продаж и доходности бизнеса, т.е. построения эффективной системы управления предприятием и принятия решений  таким образом, чтобы оптимальной  была вся структура бизнеса. Долговременность, устойчивость эффекта снижения налогового бремени могут быть обеспечены путем  эффективного вложения средств в производство, развитие предприятия, в том числе и средств, высвободившихся от эффекта снижения налогового бремени.

Оптимизация налогообложения  и налогового планирования должна строиться  также и на поддержании налогоплательщиками  своей ценовой конкурентоспособности  на рынке, имея в виду, что большая  часть налогов включается в продажные  цены товаров и оплачивается потребителями [1, с. 153 - 155].

Максимальная эффективность  от оптимизации налогообложения  достигается, если она проводится на этапе создания малого предпринимательства, пока еще не совершено ошибок, которые  могут вызвать негативные последствия  при сдаче отчетности в налоговые  органы.

Естественно, качественная и грамотная оптимизация налогообложения  предприятий малого бизнеса невозможна без привлечения квалифицированного специалиста.

Это объясняется тем, что  налоговое законодательство постоянно  меняется и необходима своевременная  корректировка в организации  налогового планирования.

Специалист разрабатывает  индивидуальные решения в области  оптимизации налогообложения малого предприятия, основываясь на особенностях организации бизнеса, что значительно увеличивает эффективность проводимых мероприятий.

Налоговое планирование может  помочь малому предпринимательству:

1) соблюдать налоговое  законодательство путем правильного  расчета налогов и своевременной  уплаты запланированных сумм;

2) свести до минимума  налоговые суммы;

3) максимально увеличить  прибыль;

4) разработать структуру  взаимовыгодных сделок - помочь заказчикам  и поставщикам;

5) управлять потоками  денежных средств;

6) избежать штрафных платежей.

Российское законодательство оказывает влияние на систему  экономических отношений и является основой развития малого предпринимательства, которое, оперативно реагируя на изменение  конъюнктуры рынка, обладая быстрой  оборачиваемостью капитала, способствует позитивной динамике национального  хозяйства и стабильному формированию налоговой базы. Однако действующая  система налогообложения не обеспечивает должным образом развития малого бизнеса. Несмотря на то что в ней заложены определенные инструменты, позволяющие малым предприятиям изменять уровень своей налоговой нагрузки, одной из главных причин возникновения конфликтов между государственными контролирующими органами и налогоплательщиками становится несовершенство правовой базы.

Рассмотрим способы оптимизации  налогообложения.

Оптимизации налога на прибыль. Традиционно для снижения нагрузки по налогу на прибыль используются следующие способы:

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)