Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:00, дипломная работа
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.
Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего
В настоящее время предусмотрены правила перехода от общего режима налогообложения к упрощенному и от упрощенного режима к общему. Они довольно сложны, и их влияние на налоговые обязательства и динамику налоговых обязательств недостаточно исследовано. Следует, однако, принимать во внимание, что идеальных налоговых режимов не бывает, и тем более решение проблемы взаимодействия различных режимов при их одновременном применении не может быть абсолютным. Даже ценой избыточных усложнений, порождающих значительные издержки, связанные с уплатой налогов и их администрированием, трудно исключить все несоответствия, возникающие при одновременном применении налогов или при переходе с одного режима на другой.
Обобщая результаты исследования, кратко приведу основные тезисы, лежащие в обосновании далее приводимых выводов.
Как показано выше, действующая в настоящее время система налогообложения малого бизнеса не только не устраняет возможности уклонения от налогообложения, но и создает для него новые возможности. При этом она не является ни нейтральной к инвестициям, ни распределительно справедливой. Более того, поскольку использование схем уклонения, предполагающих сделки между лицами с разными режимами, недоступно «настоящему» бизнесу и может легко использоваться более крупными предприятиями, эта система не только не снижает барьеров для входа малых предприятий, но даже усиливает их.
Один из основных доводов, используемых сторонниками льгот и иных преференций для малого бизнеса, – наличие особых (не обусловленных технологией, а связанных с установленными государством правилами или несовершенством рынков или некоторых институтов) издержек, которые относительно велики для малых предприятий. Это возможно по разным причинам. Когда удельные издержки такого рода отрицательно зависят от масштаба производства; например, издержки, связанные с выполнением налогового законодательства, имеют значительную постоянную составляющую. Или в том случае, когда альтернативные издержки для крупного бизнеса существенно ниже, чем для малого; в случае издержек, связанных с выполнением налогового законодательства, можно выделить такой компонент, как ведение налогового учета. Поскольку для крупных предприятий, особенно в форме ОАО, существует внутренняя потребность в бухгалтерском учете, результаты которого в немалой части используются для налогового учета, альтернативные издержки ведения налогового учета у таких предприятий ниже. Несовершенство рынков может проявляться в недоступности для малого бизнеса заемных средств или их ограниченной доступности, не в полной мере обусловленной повышенными рисками, а связанной с относительно высокими для кредиторов издержками получения информации. Эти и другие примеры показывают, что средние издержки, связанные с деятельностью государства или несовершенствами государства и рынка, могут зависеть от масштаба и порождать искажения, проявляющиеся в преобладании предприятий, превышающих эффективный масштаб производства, определенный исходя из особенностей технологии и стоимости факторов производства, или в дестимулирующем воздействии на отрасли с малым эффективным масштабом производства.
Коррекция таких искажений может быть целесообразной, в том числе и налоговыми мерами, но при этом следует осознавать, что льготы и преференции, превышающие необходимые для коррекции, также создают искажающие эффекты противоположного направления.
Поэтому избыточные льготы
приводят к потерям общества, превышающим
сумму предоставленной
Коррекция такого рода издержек посредством их сокращения может быть гораздо более оправданной с точки зрения благосостояния общества.
Вторая причина, которая часто выдвигается в качестве обоснования льгот и особых режимов, это необходимость снижения барьеров вхождения в рынок. Начинающие деятельность предприятия не только несут перечисленные выше издержки, но эти и подобные им издержки могут быть для них выше в силу недостаточного опыта и отсутствия репутации.
В этом случае также (и особенно)
важна коррекция издержек, но для
достижения цели снижения барьеров входа
необходимо, чтобы одновременно стимулировалось
развитие предприятий с последующим
переходом к общему режиму налогообложения
(если применяются особые режимы). При
этом особенно важно, чтобы преференциями
не могли воспользоваться те предприятия,
которым они не предназначены, иначе
поставленная цель не будет достигнута.
Более того, предприятия, уже действующие
на рынке, а также более крупные,
если для них не устранена возможность
тем или иным способом получать выгоду
от специальных режимов, в некоторых
случаях (в частности, в случае системы
налогообложения малых
Третья из важных причин использования особых режимов для малого бизнеса – распространенное в малом бизнесе уклонение от налогообложения (как правило, нелегальное). Возникновение относительно большего, чем в случае крупного или среднего бизнеса, уклонения обусловлено рядом факторов. Во-первых, некоторые из мелких предприятий (особо малый или микробизнес) могут не иметь постоянного места осуществления деятельности (например, при торговле вразнос газетами или иными товарами, при оказании услуг на дому и т.п.), продавать товары преимущественно за наличный расчет, не используя должного учета продаж, т.е. относиться к так называемым трудным для налогообложения предприятиям. В то же время налоговые органы могут быть недостаточно заинтересованы в проведении частых или тщательных проверок малых предприятий, поскольку издержки на проведение проверок могут быть немалыми, а дополнительные начисления налогов и штрафов малы даже в случае выявления нарушения. Предприятия (их руководство) формируют ожидания о верояттности проверки на основании прошлого опыта (собственного и аналогичных предприятий), поэтому, ожидая низкую вероятность проверки, при прочих равных условиях уклоняются в большей степени.
Следует также отметить, что ни просто увеличение числа малых предприятий, ни увеличение оборотов на малых предприятиях не являются рациональными целями. При значительных льготах может происходить дробление малого бизнеса ради их использования, что порождает рост статистических показателей как числа, так и оборотов малых предприятий.
Так же можно отметить, что если целью является снижение барьеров
для конкуренции, важно определить
не только и не столько то, какие
выгоды создает налоговая система
для уже действующих участников
рынка, сколько то, как она влияет
на решения потенциальных
3.2. Предложение по разработке мероприятий по эффективности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
3.2.1. Особенности
организации налогового
В современной экономике
малое предпринимательство
В настоящее время процесс
формирования в России эффективной,
отвечающей современным требованиям
рыночной экономики, системы налогообложения
объективно привел к пониманию необходимости
согласования достаточно противоречивых
интересов государства и
Для субъектов малого предпринимательства
эффективное налоговое
Одной из целей малого бизнеса
является выработка оптимальных
решений в финансово-
Малые предприятия постоянно
изыскивают различные пути минимизации
своих расходов, в том числе
и налоговых расходов. Поэтому
применение налогового планирования особенно
актуально для малых
Малым предприятиям следует придавать особое значение налоговому планированию:
- на стадии создания
предприятия (с момента
- на стадии функционирования
предприятия (в процессе
Налоговое планирование можно подразделить на несколько стадий.
1. Принятие решения о
наиболее выгодном с налоговой
точки зрения месте нахождения
организации, ее руководящих
2. Выбор юридической формы и структуры организации с учетом характера и целей ее деятельности.
3. Выбор системы налогообложения,
4. Определение наиболее
рациональных с налоговой
Процесс налогового планирования субъектов малого предпринимательства должен включать следующие этапы:
1. Определение целей и
задач создания малого
2. Выбор организационно-правовой
формы предпринимательской
3. Оценка всех предоставленных
законодательством налоговых
4. Выбор системы налогообложения
предпринимательской
5. Разработка стратегии развития малого бизнеса.
6. Выбор налоговой политики малого предприятия.
7. Исследование различных
финансово-хозяйственных
8. Разработка системы
мероприятий,
Уменьшение налоговых выплат в результате их оптимизации должно вести к увеличению размера прибыли предприятия, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия. Однако эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной.
Сокращение одних налогов может привести к увеличению других, а также к налоговым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а минимизация бремени налогов на базе роста производства, продаж и доходности бизнеса, т.е. построения эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной была вся структура бизнеса. Долговременность, устойчивость эффекта снижения налогового бремени могут быть обеспечены путем эффективного вложения средств в производство, развитие предприятия, в том числе и средств, высвободившихся от эффекта снижения налогового бремени.
Оптимизация налогообложения
и налогового планирования должна строиться
также и на поддержании
Максимальная эффективность от оптимизации налогообложения достигается, если она проводится на этапе создания малого предпринимательства, пока еще не совершено ошибок, которые могут вызвать негативные последствия при сдаче отчетности в налоговые органы.
Естественно, качественная
и грамотная оптимизация
Это объясняется тем, что налоговое законодательство постоянно меняется и необходима своевременная корректировка в организации налогового планирования.
Специалист разрабатывает
индивидуальные решения в области
оптимизации налогообложения
Налоговое планирование может помочь малому предпринимательству:
1) соблюдать налоговое
законодательство путем
2) свести до минимума налоговые суммы;
3) максимально увеличить прибыль;
4) разработать структуру взаимовыгодных сделок - помочь заказчикам и поставщикам;
5) управлять потоками денежных средств;
6) избежать штрафных платежей.
Российское законодательство
оказывает влияние на систему
экономических отношений и
Рассмотрим способы
Оптимизации налога на прибыль. Традиционно для снижения нагрузки по налогу на прибыль используются следующие способы:
Информация о работе Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)