Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.
Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 147.68 Кб (Скачать)

На малом предприятии  на бухгалтерию возлагается обязанность  по ведению  кадрового учета организации, решению юридических вопросов,подготовки проектов договоров, оформлению пакета документов,необходимых для получения кредитов и иных заемных средств, составлению

бизнес-планов, выполнению функций  финансового менеджмента.

В этой ситуации возникает  противоречие между отсутствием  возможностиу отдельных субъектов малого предпринимательства,осуществляющих многогранную деятельность, привлечения высококвалифицированноговсесторонне грамотного специалиста и необходимостьюиметь такового.

3. Существенное влияние налогового законодательства на организацию

бухгалтерского  учета. Ограниченность финансовых и техническихвозможностей для организации одновременно налогового,управленческого и финансового учета заставляет малые предприятияотдать предпочтение одному из них, и, как показывает практика, именноналоговому.

4. Зависимость от имеющихся стандартных программных комплексовавтоматизации бухгалтерского учета и отсутствие возможностиих адаптации к особенностям, субъекта. Но, вне всякого сомнения,наличие программного продукта позволяет значительно облегчитьи сократить объем рутинной работы в бухгалтерии. Хотя в силу автоматическогоформирования типовых операций (запись по корреспондирующимсчетам), которые сопровождают вводимый первичный документ, использование программы автоматизации бухгалтерскогоучета приводит к значительному снижению уровня понимания сотрудникамимеханизма отражения хозяйственных операций в бухгалтерскомучете, осмысления метода двойной записи и превращает бухгалтерав оператора по вводу информации.

В этой связи я считаю, в организации ведения бухгалтерскогоучета хозяйствующим субъектом малого бизнеса следует обозначитьследующие проблемы.

Во-первых, существует необходимость  в разработке структурыи выделении функций бухгалтерской службы малого предприятия.

Во-вторых, проанализировать основные элементы учетнойполитики организации, которые будут способствовать выявлению взаимосвязимежду бухгалтерским учетом и имеющимися налоговыми,в том числе специальными, режимами юридических лиц — участниковмалого предпринимательства.

В-третьих, определить наиболее приемлемые современные программыобработки учетной информации.

На мой взгляд, организационная  структура бухгалтерии малогопредприятия должна обеспечить соблюдение принципов сплошного документирования всех хозяйственных операции, систему внутреннегоконтроля, в соответствии с которыми достигается надежностьи точность учета, а также предоставление менеджменту сведений,позволяющих оперативно управлять бизнесом.

Посредством структурирования задач в бухгалтерии должнаобеспечиваться логичная и систематичная организация работы с разделеннымизадачами. С помощью разделения функций, когда каждомуработнику бухгалтерии поручается лишь часть функций, можно,с одной стороны, повысить качество их выполнения, с другой — реализовать дополнительную контрольную функцию, тем самым ее усилив,путем согласования заключительных результатов работы другихработников. Кроме того, разделение функций внутри бухгалтериибудет препятствовать недобросовестным действиям, так как их пришлосьбы совершать совместно двум или более работникам.

Помимо этого, одной из основных функций лиц субъектовмалого предпринимательства, ведущих бухгалтерский учет, являетсяправильное исчисление налоговых обязательств. Особенности организацииналогового учета зависят от применяемого организациейрежима налогообложения.

В соответствии с действующим  налоговым законодательствомс 2004 года субъекты малого бизнеса могут уплачивать налоги по следующимналоговым режимам:

1) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный

доход (ЕНВД);

2) упрощенная система  налогообложения (УСНО);

3) УСНО наряду с ЕНВД;

4) общая система налогообложения  (ОСЬЮ);

5) ОСНО наряду с ЕНВД.

В действующем законодательстве есть прямые указания на зависимостьорганизации и ведения бухгалтерского учета от выбранного налогового

режима (например, УСНО). В  тех случаях, когда таких обязательных применению правил не установлено, но тем не менее существуетотличительное влияние механизма налогообложения на организациюбухгалтерского учета, перед субъектом малого бизнеса встает вопрос унификацииположений учетной политики с целью сближения бухгалтерскогои налогового учета.

Система влияния  основных элементов учетной политики на содержание учетной и налоговой информации в субъектах малого предпринимательства включает в себя основные позиции.

1. Влияние на организацию бухгалтерского учета:

а) ЕНВД (при отсутствии иных режимов) — минимальное,что обусловливается отсутствием необходимости расчета величиныналога на основании данных бухгалтерского учета;

б) УСНО — в зависимости  от объема хозяйственных операцийи объекта налогообложения (организации могут вести либо не вестибухгалтерский учет, если объект налогообложения доходы или доходыза минусом расходов);

в) ОСНО — максимальное, что прежде всего связано с применениемглавы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»;

г) при совмещении различных  налоговых режимов — влияниеопределяется с учетом особенностей каждого режима.

2. Выбор метода признания доходов и расходов. Как в бухгалтерском,так и в налоговом учете факты хозяйственной деятельностиотражаются с использованием метода начисления (ПБУ 1/98, п. 6;НК РФ, ст. 271, 272). Однако субъектам малого бизнеса разрешено в бухгалтерском учете при определении доходов и расходов пользоватьсякассовым методом их признания (приказ Хд 64н, п. 20). Что касаетсяНК РФ, то также допускается применение кассового метода признаниядоходов и расходов. Но при ОСНО это право предоставляетсялишь тем организациям, у которых доходы от реализации без учетаНДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысили1 млн руб. за каждый квартал (НК РФ, ст. 273, п. 1), при УСНО применяетсятолько кассовый метод (НК РФ, ст. 346.17, п. 1), при режиме

в виде ЕНВД можно сказать, что доходы признаются по методу начисления.

Особенностью режима в  виде ЕНВД является то, что доходом(вмененным доходом) признается потенциально возможный доход(независимый от фактически оказанных услуг, работ (реализованноготовара) или полученных средств), рассчитываемый с учетом совокупностифакторов, непосредственно влияющих на получение указанногодохода.

3. Применение различных способов начисления амортизациии определение сроков полезного использования основных средств. Длясогласования бухгалтерских и налоговых данных с 1 января 2002 годапри определении сроков полезного использования основных средствцелесообразно пользоваться п. 1 постановления Правительства РФ от1 января 2002 г. № 1 «О классиффикации основных средств, включаемыхв амортизационные группы». В бухгалтерском учете п. 18 ПБУ 6/01амортизация может начисляться: линейным способом; способом уменьшающегосяостатка (в настоящее время не может применяться в связис отсутствием законодательно установленных коэффициентов); способомсписания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции(работ).

Для налогообложения при  ОСНО амортизацияосновных средств может определяться (НК РФ, ст. 259, п.1) линейнымметодом (для амортизационных групп с 8 по 10; со сроком полезногоиспользования 20—30 лет); нелинейным методом (для амортизационныхгрупп 1—7; со сроком полезного использования 1—20 лет).

При этом выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизациине может быть изменен в течение всего периода начисленияамортизации по объекту амортизируемого имущества. Кроме того,организация может использовать: пониженные нормы амортизации(НК РФ, ст. 259, п. 10); специальные коэффициенты (НК РФ, ст. 259,п. 7, 8); обязательные специальные коэффициенты (НК РФ, ст. 259,п. 9). Таким образом, единственным методом начисления амортизации,подходящим и для целей налогообложения по ОСНО и для бухгалтерскогоучета, является линейный. Что касается УСНО, то порядок признаниястоимости основных средствв составе расходов для целейналогообложения носит уникальный характер, и для бухгалтерскогоучета применяться не может. Режим в виде ЕНВД не устанавливает

порядка начисления амортизации  для целей налогообложения.

4. Установление лимита стоимости основных средств в бухгалтерскомучете в пределах которого допускается единовременноесписание их стоимости на расходы. Согласно п. 18 ПБУ 6/01 объектыосновных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иноголимита, установленного в учетной политике, исходя из технологическихособенностей, разрешается списывать на затраты производства(расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

При расчете налоговой  базы по налогу на прибыль при ОСНОимущество стоимостью менее 10 000 руб. за единицу не включаютсяв состав амортизируемого имущества (НК РФ, ст. 256, п. 1) и включаютсяв состав материальных расходов по мере ввода их в эксплуатацию(НК РФ, ст. 254, п. 1, пп. 3, ст. 256, п. 1). С нашей точки зрения,исходя из принципа рациональности целесообразно изменить п.18ПБУ 6/01 с целью исключения имущества стоимостью не более10 000 руб. за единицу из состава основных средств и применения к этомуимуществу порядка списания, установленного для материально-производственныхзапасов.

5. Выбор способа начисления амортизации по нематериальным

активам. В соответствии с п. 15 ПБУ 14/2000 суммы амортизационных отчислений по нематериальным активам могут определяться следующимиспособами: линейным способом; способом уменьшаемогоостатка; способом списания стоимости пропорционально объему продукции(работ). Согласно п. 1 ст. 259 НК РФ для целей налогообложенияамортизация нематериальных активов может осуществляться:линейным способом; нелинейным способом.

Аналогично основнымсредствам, единственным методом начисления амортизации, подходящими для целей налогообложения, и для бухгалтерского учета, являетсялинейный.

6. Установление способа определения стоимости сырья и материалов,

отпущенных в производство, а также стоимости реализованныхтоваров.

Согласно п. 16 ПБУ 5/01 стоимость  материально-производственныхзапасов при отпуске их в производство и ином выбытииопределяется по одномуиз следующих методов: по себестоимости каждойединицы; по средней себестоимости; по методу ФИФО; по методуЛИФО. Пунктом 8 ст. 254 НК РФ и пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ предусмотреныдля ОСНО те же способы определения стоимости сырьяи материалов, отпускаемых в производство, и реализуемых товаров.

Что касается УСНО, то для  целей налогообложения установлен особый

порядок, неприемлемый в  рамках имеющейся нормативной базы,для бухгалтерского учета.

7. Применение порядка создания резерва на ремонт основныхсредств. В бухгалтерском учете расходы на ремонт основных средствмогут

отражаться следующим  образом:

— единовременно относить на расходы организации всей суммырасходов на ремонт. Данныйметод целесообразно применять только в тех случаях, когда расходына ремонт носят незначительный характер;

— создавать резерв на ремонт основных средств, что предусмотреноп. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета с цельюравномерного включения расходов на ремонт в стоимость готовой продукции(товаров, работ, услуг). Данный способ применяется в организациях,у которых ремонт основных средств производится регулярнои расходы на его осуществление могут оказать значительное влияниена калькулирование себестоимости готовой продукции (работ, услуг);

— относить фактические  затраты по ремонту на счет расходов будущих периодов с постепенным  списанием их на текущие расходыотчетного периода. Данный метод, как правило, применяется тольков случае осуществления непредвиденных дорогостоящих ремонтов.

Порядок принятия расходов на ремонт основных средств дляцелей налогообложения при ОСНО установлен ст. 260 НК РФ, которойпредусмотрено, что расходы на ремонт могут признаваться организацией:в качестве прочих расходов в отчетном периоде их осуществленияв размере фактических затрат (НК РФ, ст. 260, п. 1); в течениенескольких отчетных периодов путем создания резерва на ремонтосновных средств (НК РФ, ст. 260, п. 3), т.е. возможно совмещениеметодов создания резервов на ремонт основных средств для целейналогообложения и бухгалтерского учета. При УС НО созданиерезервовне предусматривается.

8. Введение порядка создания резерва по сомнительным долгам.

Данный порядок предусмотрен п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета. Согласно данному пункту резерв по сомнительнымдолгам создается на основании результатов инвентаризации дебиторскойзадолженности организации. При этом величина определяетсяотдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансовогосостояния должника и оценки вероятности погашения долга.

В налоговом учете при  ОСНО порядок создания резерва по сомнительнымдолгам содержится в п. 4 ст. 266 НК РФ, где указывается, что суммарезерва определяется по результатам проведенной на последнююдату отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторскойзадолженности.

При этом порядок определения  суммы резерва находитсяв прямой зависимости от срока возникновения сомнительнойзадолженности и не учитывает финансового положения должника.

Кроме того, НК РФ ограничивает максимальную величину резервапо сомнительным долгам 10% доходов от реализации. Тем не менеес целью сближения бухгалтерского и налогового учета имеется достаточноточек соприкосновения в порядке создания резерва по сомнительнымдолгам. При УСНО создание подобного резерва не предусмотрено.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)