Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.
Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 147.68 Кб (Скачать)

1) формирование резервов (резерва по сомнительным долгам, резерва на ремонт основных  средств, резерва предстоящих  расходов на оплату отпусков) для обеспечения более равномерного  распределения налоговой нагрузки  по налоговым периодам, т.е. для  получения отсрочки по налогу  на прибыль;

2) использование элементов  налогового учета: выбор метода  начисления амортизации, способа  списания стоимости материалов  и т.д.;

3) перенос налогооблагаемой  базы на льготный налоговый  режим либо на предприятие  с меньшим уровнем налоговой  нагрузки и рефинансирование  без дополнительных налоговых  обязательств. Суть способа состоит  в переносе прибыли предприятия  на субъект льготного налогообложения.

Оптимизация НДС заключается в том, чтобы исходя из специфики расчета этого косвенного налога уменьшить НДС реализации и увеличить "входной":

НДС (подлежащий уплате в  бюджет) = НДС (реализации) - НДС ("входной").

"Выходной" НДС исчисляется  по всем операциям, которые  являются объектами налогообложения  согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а "входной" НДС подлежит вычету согласно ст. ст. 171, 172 НК РФ при следующих условиях:

- приобретенные ресурсы  используются в операциях, облагаемых  НДС (производство и реализация  товаров, выполнение работ и  оказание услуг, облагаемых НДС);

- приобретенные ресурсы  приняты к учету (товары оприходованы, работы приняты, услуги оказаны), что подтверждается соответствующими  первичными документами (накладными, актами);

- по приобретенным ресурсам  имеются в наличии счета-фактуры.

Оптимизация НДС отнюдь не заключается в том, чтобы освободиться от НДС в разрешенных НК РФ случаях, т.е. свести НДС реализации к нулю, поскольку в этом случае "входной" НДС из бюджета не возмещается, а включается в издержки производства и обращения, уменьшая тем самым прибыль организации. Более того, не имея возможности выставить покупателям (заказчикам) НДС реализации, организация, освободившаяся от НДС, лишает их права произвести налоговый вычет на "входной" НДС, которого просто нет.

Процесс оптимизации НДС  зависит от двух факторов:

1) является ли предприятие  конечным в цепочке производства  и реализации продукции (и если  да, то ему целесообразно использовать  освобождение от НДС);

2) потребляют ли продукцию  другие (в этом случае использовать  освобождения нецелесообразно, так  как льготы носят "мнимый" характер).

Оптимизация налога на имущество. Чтобы уменьшить налогооблагаемую базу, предприятию необходимо уменьшить стоимость активов на своем балансе. Способов оптимизации налога на имущество существует достаточно много - это один из самых "легких" для планирования налогов. Рассмотрим наиболее распространенные способы.

1. Передача имущества  оптимизируемого предприятия структуре,  имеющей льготы по этому налогу. Оптимизация платежей по налогу  на имущество сводится к передаче  основных средств на баланс  субъекта, который имеет льготы  по этому налогу:

- индивидуальным предпринимателям;

- организациям, применяющим  специальные налоговые режимы;

- организациям, использующим  труд инвалидов.

Такой способ более подходит для крупных предприятий, в которых  имеется особая фирма на льготном режиме, владеющая имуществом оптимизируемого  предприятия. Это специально выделенное юридическое лицо, как правило, не ведущее никакой деятельности, кроме  сдачи имущества в аренду, переведенное на один из льготных налоговых режимов. При этом данный способ не только обеспечивает оптимизацию налога на имущество, но и используется в планировании другого  важнейшего налога - налога на прибыль.

2. Переоценка основных  средств. Для проведения переоценки  применяется метод прямого пересчета.  В этом случае определяется  рыночная стоимость имущества.  Для этого могут быть использованы:

- данные о ценах на  аналогичную продукцию, полученные  от ее изготовителей;

- сведения об уровне  цен, полученные из средств  массовой информации;

- экспертные заключения  о стоимости отдельных объектов  основных средств и др.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской  отчетности предыдущего отчетного  года. Они учитываются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года и отражаются в бухгалтерском учете в январе.

Но существуют несколько  недостатков данного способа:

1) если предприятие провело  переоценку основных средств,  то в дальнейшем надо будет  делать это регулярно, независимо  от того, увеличилась или уменьшилась  их стоимость;

2) переоценке подлежат  группы однородных объектов основных  средств;

3) результаты переоценки  не учитываются при расчете  налога на прибыль, поэтому  бухгалтеру придется вести учет  разниц в соответствии с правилами ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" [4, с. 51 - 52].

Оптимизация прямых страховых взносов с фонда  оплаты труда. В распоряжении руководства малого предприятия находится лишь ограниченный набор способов снижения налогов с фонда оплаты труда. Основным способом является установление работникам минимального размера оплаты труда.

Но в данном случае проблема заключается в том, что облагаемая база (МРОТ) по прямым страховым взносам  одновременно служит основой для  расчета пенсионных взносов, а от их размера зависит будущая пенсия сотрудника. Поэтому, прежде чем оплачивать работу сотрудников по минимальному размеру, соответственно, минимизировать прямые страховые взносы, в том  числе и взносы в ПФР, необходимо узнать, как к этому отнесется  работник. Не исключено, что он предпочтет не экономить деньги предприятия  в ущерб своей будущей пенсии.

Оптимизация единого  налога на вмененный доход (ЕНВД). В розничной торговле ЕНВД платится с одного из двух базовых показателей - площадь торгового зала и торговое место. Соответственно, размер налога зависит от количества квадратных метров, используемых в качестве торгового зала, либо от количества мест, где заключаются сделки розничной купли-продажи.

Таким образом, способы оптимизации  ЕНВД в розничной торговле существуют следующие.

1. Уменьшение площади торгового зала путем разделения магазина перегородкой на две части, в одной из которых организовать подсобку или склад, так как при расчете налога учитывается только та площадь, которая занята оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также проходов для покупателей. Площадь же подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала [3, ст. 346.27 части второй].

2. Переоборудование торгового  помещения таким образом, чтобы  в нем вообще не осталось  торгового зала, оборудовав на  всей площади помещения склад,  оставив лишь место для продавцов-консультантов.  В данном случае налог придется  платить не с площади торгового  зала, а с торгового места.

Что касается исчисления ЕНВД, зависящего от численности персонала (при таких видах деятельности, как оказание бытовых и ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; развозная (разносная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения); оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей), то можно использовать перевод сотрудников на другое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) или в иной вид деятельности.

Следующий способ - часть  сотрудников уволить с предприятия, оформив с ними гражданско-правовые договоры по оказанию услуг по своей  специальности. Здесь необходимо учитывать, что, если организация сократит штат сотрудников, она уменьшит налог, но не сможет эффективно работать. Поэтому  кадровые перемещения нужно проводить  только на бумаге.

Оптимизация единого  налога при применении УСН. При применении УСН не платить единого налога либо свести его выплаты к минимуму двумя способами возможно путем:

1) уменьшения налогооблагаемых  доходов;

2) официального учета  всех расходов либо их увеличения.

Индивидуальные предприниматели  и организации, рассчитывающие единый налог по ставке в размере 15% с  разницы между доходами и расходами, могут применять оба способа, но если единый налог уплачивается по ставке в размере 6% с доходов, уменьшить его можно только путем  уменьшения самого дохода.

Чтобы сэкономить на едином налоге при УСН, целесообразно в  схему взаимодействия с партнерами и/или контрагентами по бизнесу  включить комиссионеров, поскольку  посредники платят единый налог только с суммы своего вознаграждения. Для  того чтобы иметь "своего" комиссионера, для начала его достаточно зарегистрировать. Затем с ним должен быть заключен договор комиссии. В этом случае товары можно продавать не напрямую, а через "своего" посредника на основании заключенного с ним  договора комиссии. До тех пор пока выручка будет храниться в  кассе комиссионера (или на его  расчетном счету), единый налог не платится, но рано или поздно комиссионеру все равно придется вернуть деньги продавцу товара, и тогда налог  придется уплатить в полной мере, хотя и с отсрочкой. Отсрочка уплаты единого  налога сама по себе может быть очень  выгодна при наличии многих обстоятельств  и факторов осуществления предпринимательской  деятельности. Тем не менее, учитывая возможности применения схемы по максимуму, наличие отсрочки в данном случае можно рассматривать не более  как промежуточный результат, хотя и положительный.

Понятно, что чем меньше прибыль, тем меньше и налог, а  величина прибыли, как известно, во многом зависит от расходов, вернее, от правильности оформления расходов. Одним из видов расходов является арендная плата. Сумма арендной платы  в полном размере (включая НДС) уменьшает  доход, с которого платится единый налог. Важно правильно составить договор  аренды.

С поставщиками рассчитаться лучше до перехода на УСН, поскольку  это позволит уменьшить налог  на прибыль. Допустим, что товар оплачен, но он поступил (доставлен) к налогоплательщику  после его перехода на УСН. Стоимость  этого товара следует включить в  расходы. Но, поскольку при уплате единого налога с выручки (по ставке в размере 6%) величина понесенных расходов значения не имеет, то выгоднее оформить документы так, чтобы товар значился приобретенным в период работы на обычной системе налогообложения. В этом случае появится возможность уменьшить налог на прибыль за этот период [5].

Таким образом, налоговое  планирование - это легальный и  надежный способ уменьшения налоговых  выплат предприятий малого бизнеса  для извлечения максимальных выгод  из применения специальных режимов  налогообложения. Эти мероприятия  состоят в первую очередь в  структурировании бизнеса и разработке юридических и налоговых схем по законной оптимизации НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество. В отличие от уклонения от уплаты налогов налоговое планирование является абсолютно законным средством  сохранить заработанные деньги.

 

3.2.2  Поддержка  субъектов малого и среднего  бизнеса на уровне муниципальнвх образований.

 

Формирование трехуровневой  системы государственной поддержки  малого предпринимательства в России, предусматривающей рациональное распределение  функций между федеральными, региональными  и местными органами власти, с делегированием широких прав на уровень административно-территориальных единиц – важнейшее условие претворения в жизнь стратегических планов поэтапного развития рыночной экономики.

Система государственной  поддержки малого предпринимательства  каждого из уровней управления при  общей глобальной цели (создание среднего класса собственников) имеет одинаковые структурные элементы, находящиеся  в тесной взаимосвязи . Целостность системы устанавливается не автоматически, а сознательно формируется, поддерживается и укрепляется органами власти соответствующего уровня.

Для достижения эффективности  поддержки малого предпринимательства  в стране в отдельных субъектах  РФ ив каждом муниципальном образовании  в первую очередь необходимо определить стратегические цели (политические, экономические  и социальные), базирующиеся на анализе, предположениях и предпосылках, которые  вытекают из планов их стратегического  развития.

Стратегическая задача государственной  поддержки малого предпринимательства  состоит не в передаче малым предприятиям финансовых, материальных, технических  и иных ресурсов, а в создании экономических, социальных и правовых условий для их выживания, выработке  “иммунитета” и способности расти, саморазвиваться в рыночной экономике.

Муниципальная программа  развития малого и среднего предпринимательства  должна быть взаимоувязана с существующими  программами социально-экономического и территориального развития.

Большое значение для выбора направлений стимулирования развития малого и среднего предпринимательства  имеет выявление существующих проблем  предпринимательства. Поэтому программа  должна разрабатываться на основе результатов  анализа социально-экономической  ситуации в муниципальном образовании,  оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов оценки состояния предпринимательства, влияния внешней среды, эффективности выполнения предыдущей программы или мер стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, проводимых на территории за прошедший период.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса в РФ (на примере ООО «САР-холдинг»)