Налогообложение ИП

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

На первоначальном этапе становления любого бизнеса одним из важных шагов является выбор системы учета и налогообложения, согласно которой будут отражаться все хозяйственные операции индивидуального предпринимателя. Для выбора системы налогообложения индивидуальному предпринимателю нужно просчитать при какой системе налогообложения ему будет вести бизнес проще и выгоднее.

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 158.82 Кб (Скачать)

колхозного рынка.

В первые годы Советской власти зажим рынка вызывал сопротивление, явное и скрытое. Но постепенно предприниматели стали приспосабливаться к новым условиям. Так возникла и укрепилась структура, параллельная официальной экономике, использующая ее слабости, заполнившая все наиболее прибыльные "ниши" в хозяйственном обороте, — "теневая экономика", т. е. экономическая деятельность, не учитываемая официальной статистикой и не попадающая под налогообложение.

70-80-е гг. XX в. — это расцвет теневой экономики. Целые отрасли народного хозяйства — заготовка и переработка хлопка, местная и легкая промышленность, бытовое обслуживание населения, государственная торговля и общепит — были в значительной степени вовлечены в теневую экономику.

Причины существования  теневого бизнеса следует искать в том, что административно-командная  система не в состоянии сбалансировать отраслевую структуру экономики, обеспечить соответствие производства и платежеспособного  спроса. Социалистическое планирование постоянно порождало нестыковку госзаказов и их ресурсного обеспечения. 

В экономической  литературе понятие «предприниматель»  впервые появилось во Всеобщем словаре  коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель»  употреблялось в работах известного английского экономиста начала XVIII в. Ричарда Кантильона. Он считал, что расхождение между спросом и предложением на рынке дает возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары подешевле и продавать их подороже. Именно этих субъектов отношений он назвал предпринимателями, что в переводе с французского означает «посредник». Р.Кантильон обратил внимание, что такие люди действуют не только в сфере обращения, но и в сфере производства товаров, не обязательно являются собственниками средств производства, но всегда принимают на себя риски.

Адам Смит под  предпринимателем понимал собственника предприятия, который целью своей  деятельности видит получение предпринимательского дохода. Известный французский экономист XIX в. Жан Батист Сэй считал, что

функцией предпринимателя  является соединение, комбинация условий  производства - земли, капитала и труда.

Альфред Маршалл  и его последователи большое  внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может стать предпринимателем - для этого необходимы особые предпринимательские способности. Своеобразную трактовку предпринимательства предлагал Йозеф Шумпетер, считавший, что предпринимателем может быть не только отдельный человек, но и группа лиц. Предприниматель не обязательно является собственником условий производства, полагал Й. Шумпетер, предпринимателем субъект бизнеса будет лишь тогда, когда он внедряет в производство или обращение новые, не применявшиеся ранее приемы деловой деятельности.

Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность субъекта бизнеса, который, владея, пользуясь либо распоряжаясь полностью или частично какими-либо благами (земля, сооружения, оборудование, ноу-хау, информация, денежные ресурсы), самостоятельно – индивидуально  или с привлечением наемного труда  предпринимает усилия по созданию и сбыту продукции, оказанию услуг и выполнению работ. В соответствии с Законом «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

   1.3 

   Развитие  малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. 
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. 
 
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса
 
Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе: 
укрепление единого внутреннего рынка ЕС; 
устранение административных барьеров; 
унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества. 
 
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств. 
 
Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.  
 
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. 
 
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. 
 
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере. 
 
Малое предпринимательство и бизнес в Испании 
Формирование малого предпринимательства в Испании берет свое начало с 70-х годов прошлого века. Высокий уровень развития малого предпринимательства способствовал высокому уровню экономики страны. Предприниматели обеспечили отсутствие безработицы в стране и повлияли на улучшение экономической ситуации в стране в целом. 
 
Наибольшую часть малых предприятий в Испании составляет сельское хозяйство – до 80%, остальные отрасли, такие как строительство, промышленность, судостроение составляют около 25-30%. Рассмотрим основные причины, способствующие успеху Испании в развитии малого предпринимательства. 
 
В Испании существует множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Правительство страны уделяет большое внимание тем субъектам малого предпринимательства, которые принимают активное участие в социальной политике страны путем создания дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких как студенты, женщины, иммигранты и т.д., а также способствуют развитию регионов с низкими экономическими показателями. 
 
Правительство Испании большое внимание уделяют развитию наукоемких отраслей и научных достижений. Программы развития малого предпринимательства основываются на европейских программах, распространяющихся на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и другие. 
 
Государство содействует поддержке малого предпринимательства, создавая большое количество различных организаций и фондов. Такие организации делятся на две группы, в которые входят общества по поддержке малого предпринимательства на территории стран Евросоюза. 
 
К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями. 
 
Вторая группа включает в себя общества взаимного финансирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит Государственный институт официального кредитования Испании. 
 
Кроме того, в Испании существует большое количество организаций, которые защищают интересы малого предпринимательства. Примером может послужить Ассоциация малого бизнеса и торгово-промышленная палата, филиалы которых расположены в каждом городе. 
 
К положительным сторонам развития малого предпринимательства в Испании следует отметить низкий уровень бюрократии. Для регистрации малого предприятия и получения лицензии предприниматели тратят не более 24 часов. Такие же условия распространяются и на нерезидентов страны. В результате, иностранные граждане принимают участие в развитии малого предпринимательства страны. 
 
Малое предпринимательство в Германии: торгово-промышленные палаты 
Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки. 
 
Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита для развития малого предпринимательства для следующих объектов: 
предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных разработок; 
предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране; 
малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны; 
предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий; 
малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения условий производства.  
К основным программам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства в Германии относятся:  
«Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; 
«Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса». 
 
С помощью первой программы осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением проектов «start-up». Для реализации и контроля выполнения данных программ был создан специальный орган государственного назначения – Кредитный совет по восстановлению, который относится к федеральному руководству Германии. Также данные программы способствуют получению кредитов субъектами малого предпринимательства для развития их бизнеса с применением низких процентных ставок по кредитам (5-8%) и увеличением срока пользования кредитными средствами до 5-15 лет. 
 
Малое предпринимательство Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с эпохи зарождения капитализма, в стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время ТПП функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты. В Германии все законодательные акты, относящиеся к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены ТПП. 
 
Все торгово-промышленные палаты Германии объединены в специальную ассоциацию, представляющую интересы субъектов малого предпринимательства на государственном уровне. Члены ассоциации тесно сотрудничают с представителями ТПП других стран Европейского союза. Все ассоциации входят в Объединение ТПП Европейского сообщества. 
 
Сегодня все торгово-промышленные палаты Германии принимают участие в формировании бюджетов на всех уровнях, совершенствованию отраслей строительства и промышленности, разработке законодательных актов в отношении регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. ТПП влияют на все направления деятельности общества путем участия в заседаниях местных органов власти и принятия важных социально-экономических решений для развития экономики страны в целом. Основной задачей ТПП является предоставление поддержки малому предпринимательству Германии. 
 
Развитие малого предпринимательства в Японии 
Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве. 
 
Законодательные акты по регулированию предпринимательской деятельности, принимаемые правительством Японии, выделяют статус предприятий малого бизнеса и устанавливают размер льгот для них в соответствии с видом деятельности. Большое количество законодательных актов регулирует антимонопольную деятельность в Японии. 
 
Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого предпринимательства. 
 
Регулированием деятельности малого предпринимательства в Японии занимается Управление малых предприятий, которое подчиняется Министерству внешней торговли и промышленности Японии. Управление малых предприятий занимается контролем выполнения антимонопольного законодательства, обеспечением государственной защиты интересов малого предпринимательства страны, ограничение контроля владельцев бизнеса, определением ответственности заказчиков и исполнителей при заключении между ними договорных соглашений. 
 
С целью облегчения процедур получения кредитов субъектами малого предпринимательства и правительством Японии была создана Корпорация страхования малого и среднего предпринимательства и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого предпринимательства Китая, США и других стран. 
 
Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей. 
 
К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся: 
усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли; 
внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий; 
содействие развитию легкой и пищевой промышленности; 
разработка и внедрение новых видов продукции;  
создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности. 
 
Экономика Южной Кореи: роль малого предпринимательства
 
История экономического развития Южной Кореи показывает значение малого предпринимательства в данном процессе. В 50-е годы Южная Корея была практически самой отсталой страной Азии и всего мира. Основной причиной этого послужила война в Корее и раздел страны на две части: Северную и Южную. При этом вся промышленность и научно-технические организации остались в Северной Корее. 
 
Бюджет Южной Кореи пополнялся за счет сельского хозяйства, благодаря чему малое предпринимательство было сосредоточено на аграрном секторе экономики. Возникло большое количество фермерских хозяйств с частной формой собственности, которые стремительно развивались и обеспечивали потребности как внутреннего, так и внешнего рынков. Предприимчивые жители Южной Кореи были настроены на создание собственных малых предприятий. 
 
Конец 60-х годов характеризуется возникновением новой политики развития экономики. Такая политика государства базировалась на сотрудничестве с США и привела к созданию крупных организаций и концернов, увеличению экспорта продукции в США и другие страны мира. Рост экспорта привел к увеличению оборотов выпускаемой продукции, благодаря чему Южная Корея вошла в список развитых стран мира. 
 
Не смотря на это, правительство Южной Кореи продолжало поддерживать крупные предприятия, создавая большие корпорации. Кредиты предоставлялись в основном крупным предприятиям. У малого предпринимательства не было возможности развивать свои объемы производства, поэтому они подавлялись крупными организациями. 
 
Стремительное развитие крупного предпринимательства привело к возникновению финансового кризиса. Крупные предприятия нуждаются в больших денежных инвестициях, поэтому они широко использовали банковские кредиты для увеличения объемов производства. В 1997 году банки прекратили кредитовать крупные предприятия из-за возникшей огромной задолженности, что привело к банкротству многих предприятий. После финансового кризиса 1997-1998 гг., который в Южной Корее и в других странах Азии правительство страны обратило внимание на малое предпринимательство, осознав их роль в развитии экономики. 
 
После завершения финансового кризиса, правительство начало поддерживать некоторые малые и средние предприятия, погасив часть их кредитной задолженности. С помощью поддержки правительства Южной Кореи были созданы специальные ассоциации, инвестиционные фонды и научно-технические центры, которые ориентировались на субъекты малого предпринимательства. Банки начали активно предоставлять кредитные средства малым предприятиям. Произошла смена направлений малого предпринимательства из аграрной, пищевой промышленности на развитие инновационного и наукоемкого производства. Благодаря росту количества малых предприятий произошло уменьшение уровня безработицы, пополнение бюджета страны и увеличение ВВП. 
 
Сейчас Южная Корея является одной из развитых стран мира. Широко известны в мире южнокорейские концерны: Samsung , LG , Sony и другие. В то же время и малые предприятия играют значительную роль в развитии экономики страны. Их деятельность направлена на экспорт своей продукции в разные страны мира, удовлетворяя потребности внутреннего рынка Южной Кореи. 
 
Развитие экономики Китая: становление малого предпринимательства 
Правительство Китая большую роль отводит развитию малого предпринимательства в экономике страны. Именно благодаря малым предприятиям создается большое количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в Китае все же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти Китая стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства. 
На сегодняшний день малое предпринимательство в Китае действует в соответствии с Законом «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства», принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику Китая. 
 
В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого и среднего предпринимательства. Их основная направленность заключается в обеспечении гарантийными обязательствами и залоговым обеспечением малые предприятия с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса. С этой целью Коммунистическая партия Китая разработала и утвердила положение о создании «Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства», который был финансирован за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов малого предпринимательства по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает для малого предпринимательства определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. 
 
Программы развития Китайской экономики предусматривают экономический рост государства и улучшение деятельности народного хозяйства за счет общего развития экономики страны, как со стороны крупного, так и малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило программы, направленные на совершенствование китайской экономики сроком до 2020-2050 годов. Одна из данных программ была принятая в 2003 году и направлена на социально-экономическое развитие Китая до 2020 года, а к 2050 году полное усовершенствование и перестройку всех отраслей экономики страны. 
 
Начиная с 2003 года, в Китае произошло стремительное развитие малого предпринимательства, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого предпринимательства. 
 
По данным Государственного комитета статистики КНР: в 2005 году в Китае функционировало 3 млн. малых предприятий и около 30 млн. предпринимателей. Поэтому малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий Китая. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% трудоспособного населения страны. 
 
Малое предпринимательство Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями. 
 
Поддержкой малого предпринимательства в КНР занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса
 
Еще одним важным органом, содействующим развитию экономики Китая, является государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Сеть CSMEO охватывает все регионы Китая, что дает возможность своевременно информировать население о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и технологических изобретениях, о развитии и состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства. 
 
Экономика в Сингапуре: значение и роль малого предпринимательства 
Сингапур является крупнейшим мировым центром переработки нефтяных продуктов и производства полупроводников. Многие специалисты считают, что Сингапур – лучшее место для осуществления предпринимательской деятельности. В стране широко развита рыночная экономика и финансовая инфраструктура, ведь именно здесь расположены представительства более 3000 крупнейших компаний мира. 
 
Рассмотрим основные причины процветания экономики и предпринимательства в Сингапуре: 
 
1. Наличие благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного климата в стране. Существует льготное налоговое законодательство в отношении к малого предпринимательства, которое направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций. Также отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии вложений денежных средств в экономику и т.д. 
 
2. Основой малого предпринимательства Сингапура является предоставление различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и других. Эти сферы услуг предоставляют рабочие места для подавляющей части населения страны, составляющей до 70-80%. Большинство жителей Сингапура занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью, некоторые владеют акциями и другими ценными бумагами различных компаний. Таким образом, средний класс в Сингапуре составляет около 80% от общего числа населения. 
 
3. Созданы приемлемые условия для открытия малого предпринимательства и для осуществления непосредственной деятельности, которые описаны в законодательных актах и подлежат строгому исполнению. Особые льготы рассчитаны на малые и средние предприятия, начинающие свой бизнес. 
 
В соответствии с проводимыми исследованиями CNN Time Warner Group, Сингапур занимает 5-е место по развитию малого предпринимательства. 
 
Малое и среднее предпринимательство в Сингапуре входят в одну группу. При этом главным критерием является количество занятых на предприятии рабочих, которое не должно превышать двухсот. Данную группу делится на две категории. Первая категория занимается организацией и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного и других сервисов. Малое предпринимательство в Сингапуре подчиняется жестким стандартам по обслуживанию туристов и обустройству помещений. Поэтому Сингапур ежегодно посещает не менее 6 млн. туристов. 
 
Вторая категория субъектов малого предпринимательства занята в сфере производства и применения инновационных разработок. Экономика Сингапура направлена на сотрудничество между предприятиями и объединение их в специальные союзы. Это делается для эффективного распределения труда и для достижения лучшего результата при внедрении новых технологий и производству новой продукции. 
 
В Сингапуре функционирует около 140 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет около 90 процентов всех предприятий страны. Малое предпринимательство обеспечивает рабочими местами значительную часть занятого населения страны, обеспечивая прирост около 5-6 процентов в год. 
 
Такое развитие малого предпринимательства было бы невозможно без поддержки государства. Правительство Сингапура заинтересовано в содействии развития малого и среднего предпринимательства с целью их конкурентоспособности на международном рынке. Поддержкой малого предпринимательства в Сингапуре занимается специально созданное агентство «Spring», которое занимается разработкой и реализацией различных программ содействия малому предпринимательству. Работа агентства включает следующие направления: 
развитие предпринимательских способностей субъектов малого предпринимательства; 
предоставление консалтинговых, бухгалтерских и консультационных услуг предпринимателям; 
оказание помощи предприятиям, касающейся специфики их работы;  
контроль качества предоставляемых услуг и производимых товаров; 
совершенствование структуры малого предпринимательства;  
подготовка кадров для управления малым предпринимательством. 
 
В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий. Для малых предприятий, численность рабочих на которых составляет не более 10 человек, создаются специальные льготные условия получения кредита. Вообще, банковская система кредитования в Сингапуре имеет поддержку и контролируется со стороны государства, постоянно снижая ставки по кредитованию. 
 
Правительство Сингапура финансирует в большой степени обучение и повышение квалификации кадров, которые заняты в сфере малого предпринимательства. Для этого функционируют государственные и некоторые частные учебные заведения. 
 
Несмотря на наличие в Сингапуре государственных контролирующих органов, наблюдающих за выполнением стандартов в различных отраслях экономики, бюрократия чиновников в стране сводится к минимуму. Следует заметить, что вероятность получения взятки должностным лицом исключается практически на 100%. Чиновникам Сингапура запрещено принимать любые подарки 
 
 
Экономика Египта: роль малых предприятий 
Основными и самыми крупными предпринимателями в Египте являются эмигранты, среди которых большое количество россиян, украинцев, европейцев. Наиболее прибыльный бизнес в стране связан с переработкой нефти и газа и принадлежит нескольким крупным предпринимателям, а остальные в основном заняты сельским хозяйством, а также торговлей, туристическим и гостиничном бизнесе. 
 
Для сельского хозяйства Египта сейчас наступило далеко не лучшее время. Сельским хозяйством в Египте занимается около 25% египтян, в то время как ранее в этой отрасли была занята большая часть населения Египта. Ежегодно происходит рост цен на землю, удобрения, соответственно растут накладные расходы, в результате чего повышается себестоимость продукции, а в связи с этим растут цены на финики, хлопок, бахчевые и другие сельскохозяйственные культуры. Большие площади сельскохозяйственных угодий находятся в заброшенном состоянии или же выкуплены физическими лицами с целью строительства на них коттеджей, отелей и других объектов. 
Развитие экономики в Египте связано с развитием туристической отрасли. В 80-90 годы, когда Египет считался одним из популярнейших мест отдыха туристов со всего мира, многие эмигранты, благодаря низкой цене земли, занимались строительством гостиниц, отелей, что дало им возможность просуществовать довольно длительное время. Для туристов была создана возможность использовать все виды сервиса (парикмахерские услуги, магазины, бары, рестораны) непосредственно на территории гостиниц или вблизи от них. Однако проблема заключалась в том, что малое предпринимательство, связанное с туризмом было сосредоточено в руках иностранных граждан, следовательно, огромные доходы, получаемые ними, оставались у них же. 
 
Жители Египта, которые пытались открыть свое предприятие, сталкивались с огромной конкуренцией в лице иностранцев. Они не имели больших сбережений, а состоятельные эмигранты позволяли себе большие инвестиции в малое предпринимательство. 
 
В 1997 году во время экскурсии в храме «Города мертвых» террористами были расстреляны 58 туристов, что послужило причиной большого оттока иностранных предпринимателей назад в США и Европейские страны. Большинство магазинов, баров, гостиниц, салонов красоты были проданы по небольшой цене египетским предпринимателям. Таким образом, малое предпринимательство сосредоточилось в руках граждан Египта. Но осталась проблема отсутствия туристов. В связи с тем, что жители запада перестали посещать Египет после прошедшего террористического акта, египетские предприниматели стали привлекать туристов из России и стран СНГ, проводя большие рекламные компании и предлагая внушительные скидки на отдых в Египте. Сейчас огромное количество россиян стали путешествовать в Египте на солнечных пляжах Красного моря. 
 
Египетские земли снова стали прекрасным способом для организации собственного малого предприятия. Жители страны, имеющие несколько десятков тысяч долларов, могут с легкостью открыть небольшой ресторан, бар и даже маленькую гостиницу, а те, которые владеют средствами в размере более чем в 60-70 тысяч долларов, считаются в Египте олигархами и миллионерами. 
 
Популярными видами предпринимательства в Египте сейчас стали заведения по обучению дайвингу, Интернет-кафе, салоны мобильных телефонов и другие. Такие предприятия требуют небольших затрат. 
 
В 2006 году в Египте произошел еще один террористический акт. Террористами-смертниками были взорваны 3 бомбы на немецко-итальянском курорте. Это снова послужило причиной вывода средств иностранцев из страны. Такой ситуацией воспользовались многие российские предприниматели, которые вложили свои сбережения в уже готовый бизнес, находившийся в отличном состоянии и продаваемый по цене около 10-20 тысяч долларов за ресторан, гостиницу и другие объекты. 
 
Особенностью малого предпринимательства в Египте является оплата труда наемных рабочих. Они получают не ежемесячную заработную плату, а определенный процент с прибыли предприятия. Такой способ оплаты труда стимулирует работников к улучшению трудоспособности, а значит и снижается риск убыточности предприятия. 
 
Следует также отметить систему кредитования малого предпринимательства в Египте, относящуюся к египтянам, которые работают за рубежом и вкладывают свои средства в местные предприятия. Для них государство гарантирует сохранность банковских вкладов, предоставление налоговых льгот при открытии предпринимательства на территории Египта, предоставление субсидий и льготных условий для получения кредитов. 
 
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
 

   В развитых странах с достаточно давними  налоговыми традициями основной целью  смягчения налогового режима для  малых предприятий является устранение налоговой дискриминации, которая проявляется главным образом в двух направлениях. Во-первых, издержки законопослушания для малого предприятия с большой вероятностью выше, чем для крупного, поскольку документация и информация, необходимая для налогового декларирования, в любом случае собирается и хранится крупными предприятиями для собственных целей. Во-вторых, можно предположить, что при равных ставках налогообложения эффективная ставка налогообложения дохода для малого предприятия будет больше (в отсутствие специальных льгот), поскольку возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов  у малых предприятий меньше. В таких случаях применяются пониженные налоговые ставки. Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству применяются в  Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии, Люксембурге и Великобритании. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде контролируемые канадцами частные корпорации получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если их  годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает  $200 000 . 
В ряде развитых стран традиционно применяется особый режим налогообложения малого бизнеса
Во Франции налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Наиболее упрощенная схема налогообложения предусмотрена для микропредприятий, годовой оборот которых не превышает 500 000 французских франков (если предприятие занимается торговыми операциями) или 175 000 французских франков (если предприятие оказывает услуги или является некоммерческим). Такие предприятия не подают декларации о налоге на добавленную стоимость, однако выплачивают подоходные налоги, уровень которых также зависит от рода деятельности (торговые операции, услуги и прочие виды деятельности). На микропредприятии ведется лишь учет закупок и финансовых поступлений, а также составляются формальные счета на НДС, в которых, впрочем, указывается, что НДС не взимается. 
Упрощенный налоговый режим применяется по отношению к малым и средним предприятиям, годовой оборот которых составляет от 500 000 до     5 000 000 французских франков (если предприятие занимается торговыми операциями) или от175 000 до 1 500 000 французских франков (если предприятие занимается предоставлением услуг или некоммерческой деятельностью). Налогооблагаемый доход в данном случае представляет собой разницу между фактическим доходом и расходами предприятия. Форма отчетности при упрощенном налоговом режиме также является упрощенной — малые и средние предприятия представляют в налоговые органы основные данные о своем балансе, основных фондах, размере инвестиций и финансовых результатах деятельности. Предприятия, занимающиеся оказанием услуг, могут несколько снизить свой налогооблагаемый доход, если они согласятся на проверку своей деятельности официальным аудитором. 
Малые и средние предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают подоходный налог по ставке 19%. Часть налогооблагаемой прибыли, с которой взимается сокращенный налог, должна быть использована для капиталовложений в это же предприятие. Такие предприятия также уплачивают и НДС, однако они делают это не ежемесячно, как остальные предприятия, а ежеквартально . 
В ряде случаев основной целью вмененного налогообложения является уменьшение возможности ухода от налогообложения. В таких случаях вводятся минимальные налоги, часто наряду с льготным или упрощенным налогообложением малого бизнеса. Например, Италия применяет минимальный вмененный налог, дифференцированный по видам деятельности. 
В развивающихся странах у малых предприятий и у налоговых органов существуют дополнительные проблемы, в  частности связанные с меньшей правовой грамотностью и со слабостью налоговой администрации. В этом случае использование малым предприятием обычных декларативных систем учета порождает столь значительные издержки законопослушания, что стимулирует уход их в теневую деятельность. В этих случаях разумное использование вмененных методов «может расширить налоговую базу за счет увеличения количества налогоплательщиков их платежей и может уменьшить уклонение от налогообложения  – все это при относительно низких административных издержках». В тех случаях, когда существует опасность произвола налоговых властей, устанавливается право выбора между вмененным налогообложением и традиционной системой уплаты налогов. 
В Чили налогоплательщик, чья выручка не превышает 3,000 налоговых единиц (налоговая единица в Чили – некоторая величина в денежном выражении, регулярно индексируемая и применяемая для целей налогообложения) в год (в среднем за последние 3 года), имеет право выбрать специальный режим. По специальному режиму распределенный доход облагается налогом при распределении, а удержанный доход по прекращении деятельности или по окончании специального режима. Доход, накопленный или фактически полученный, считается частью акционерного  капитала, пока он не изъят или не распределен. Изъятые или распределенные доходы облагаются налогом FCT (First Category Tax, налог на доходы корпораций в Чили) на уровне предприятия, при налогообложении этих доходов должны уплачиваться авансовые платежи. Мелкие торговцы, ведущие деятельность на улицах, платят фиксированный налог ежегодно (половину месячной налоговой единицы) вместе с муниципальной платой за лицензию. Продавцы газет облагаются ежегодным налогом, равным 0,5 % их продаж. 
Бразилия применяет систему налогообложения малых предприятий с валовым доходом в качестве налоговой базы и дифференцированными в зависимости от годового валового дохода ставками. Ставки налога изменяются от 3% до 7% валового дохода предприятия.  Критерием признания предприятия малым (или микро-) является валовой доход. А именно, доход микропредприятия в календарном году не должен превышать 120 000 реалов, а малого предприятия – 720 000 реалов. При этом индивидуальное предприятие, оказывающее услуги (например, мойка машин), может не регистрироваться в Главном кадастровом управлении налогоплательщиков и  иметь статус неформального предприятия. 
Ограничения для признания предприятий малыми или микро-, помимо дохода включают в себя форму собственности, вид деятельности (не разрешается налогообложение по системе малых предприятий для кредитно-финансовых, страховых, арендных, инвестиционных, охранных предприятий, производящих операции с ценными бумагами, валютой, недвижимостью), участие в уставном капитале данного предприятия определенных лиц (иностранные граждане и юридические лица, предприятия с участием госучреждения), участие самого предприятия в уставном капитале других юридических лиц, по осуществления экспортно-импортных сделок, вид оказываемых услуг (недопустимо в системе оказание услуг маклера, певца, предпринимателя, режиссёра театра, композитора, балетмейстера, терапевта, дантиста, медицинской сестры, ветеринара, инженера, архитектора, физика, химика, экономиста, бухгалтера, аудитора, администратора, программиста, адвоката, психолога, преподавателя, журналиста, и др.), наличие дебиторской задолженности по обязательным платежам, социальному страхованию, превышение совокупного дохода владельца от данного предприятия и участия в других предприятиях определенного предела. 
Предприятие имеет право выбрать общепринятую норму налогообложения, то есть налогообложение по системе для малых предприятий не является обязательным . 
В Голландии малые и средние предприятия подчиняются обычным правилам расчета и декларирования дохода, однако имеют ряд преимуществ, связанных, в основном, с прогрессивной шкалой налогообложения
Предприятия, налогооблагаемый доход которых не превышает 50 000 гульденов, уплачивают подоходный налог по ставке 30%; если же такой доход превышает 50 000 гульденов — по ставке 35%. Налогооблагаемый доход уменьшается за счет инвестиций в некоторые капитальные активы. Правительство также поощряет научно-исследовательскую деятельность предприятий: в том случае, если компания принимает на работу сотрудника для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то она получает право на уменьшение налогов на фонд заработной платы. Объектом особого льготного налогообложения являются вновь создаваемые предприятия. 
Специальная личная льгота, снижающая налогооблагаемый доход, предоставляется индивидуальным предпринимателям. Размер этой льготы изменяется в зависимости от величины полученной предпринимателем налогооблагаемой прибыли: когда такая прибыль составляет менее 96 170 гульденов, позволяется вычитать 13 110 гульденов; когда же прибыль превышает 108 395 гульденов, вычитаемая сумма снижается до 8 730 гульденов. Предприниматель, супруга/супруг которого работает на данном предприятии, имеет еще одну налоговую льготу. 
В Швеции каких-либо особых налоговых режимов для малых и средних предприятий нет. Налоговое законодательство построено по принципу нейтральности, в соответствии с которым ко всем предприятиям, независимо от их юридической формы, типа хозяйственной деятельности, размера или места нахождения, применяются одна и та же налоговая база, одни и те же ставки налогообложения
Однако из этого принципа нейтральности имеются исключения в форме налоговых льгот, специально предоставляемых малым предприятиям. Они представляют упрощенную налоговую декларацию, используют кассовый метод учета доходов и обязаны зарегистрироваться только в налоговой инспекции. Малые предприятия с доходом менее$110000могут подавать налоговую декларацию только раз в год, а не ежемесячно, как предприятия с большим доходом. 
Частично освобождаются от налога дивиденды компаний, акции которых не котируются на бирже. Эта льгота имеет целью стимулирование инвестиций в малые предприятия и компенсирование им более высокой стоимости заемного капитала . 
Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Общих принципов определения такого критерия не существует, и они широко варьируются между странами. Иногда в качестве критерия используется численность работников предприятия (в Дании до 10 человек, в Ирландии – до 50 человек для малого бизнеса, до 250 для среднего). Распространенным критерием является совокупный годовой оборот предприятия (в Испании до 500 млн. песет). В Италии определяется доход предприятия, который не должен превышать 360 млн. лир для предприятий в сфере услуг и 1 млрд. лир для остальных фирм. В ряде случаев критерии более сложные. Так, в Бельгии и Великобритании предприятие, имеющее право на признание малым должно одновременно удовлетворять ограничениям на численность занятых, совокупный годовой оборот и валюту баланса (в Бельгии эти величины не должны превышать соответственно 100, 145 млн. бельгийских франков и 70 млн. бельгийских франков; в Великобритании – 250, 11,2 млн. фунтов стерлингов и 5,6 млн. фунтов стерлингов). В некоторых странах предприятие должно для признания малым удовлетворять одному из сложных критериев. В Люксембурге малые предприятия должны иметь оборотный капитал, не превышающий 500000 люксембургских франков и годовой оборот в пределах  2 млн. или прибыль в пределах 60000 люксембургских франков. Для средних предприятий ограничения устанавливаются на те же показатели, что и в Бельгии и Великобритании, но в Люксембурге пороговыми значениями служат 50 человек  для штата, 88 млн. люксембургских франков для оборота и 44 миллиона люксембургских франков для валюты баланса . 
Таким образом, можно сделать вывод, что единой теории налогообложения малого бизнеса не существует. В различных странах при использовании особых режимов налогообложения преследуются различные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению – в разных странах различны традиции уплаты налогов, различна налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, различаются возможности контроля и принуждения  со стороны налоговых администраций, различна степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.

 
 
 
 

   Мировая практика налогообложения субъектов малого предпринимательства основывается на применении в отношении данной категории налогоплательщиков различных режимов налогообложения. На рассмотрении этих режимов мы и остановимся несколько более подробно.

 

 Понятие «режим налогообложения субъектов малого предпринимательства» можно представить как особый, присущий исключительно для данной категории налогоплательщиков, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

   Фактически  режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства в достаточной степени различны в зависимости от страны, целей и условий в которых они применяются. Однако применяемые режимы можно условно разделить на три группы:

   o                     режимы, основанные на общеустановленной системе налогообложения, но предусматривающий для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов (условно данные режимы можно обозначить как «особые режимы налогообложения»);

   o                     упрощенные режимы налогообложения;

   o                     режимы построенные на использовании косвенных методов определения налоговых обязательств налогоплательщика (два последних вида режимов могут быть выделены как специальные режимы налогообложения).

   Первый  вид, в наименьшей степени выделяющий субъектов малого предпринимательства  среди остальных налогоплательщиков, как уже было сказано, основывается на общеустановленной системе  налогообложения. Данный режим заключается в сохранении всех видов налогов для малого предпринимательства, но предусматривает для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов.

   Одним из основных налоговых стимулов способствующих развитию малых предприятий является применение в рамках общеустановленной  налоговой системы прогрессивных  ставок налогообложения. То есть увеличение налоговой ставки по мере роста налоговой базы. Здесь хоть и нельзя в полной мере утверждать, что данное положение направлено исключительно на малый бизнес, однако однозначно малые предприятия и индивидуальные предприниматели в большей степени выигрывают от применения прогрессивных ставок.

   Помимо  этого, как отдельные меры стимулирования в отношении малого предпринимательства  могут применяться менее строгие  требования по ведению налогового и  бухгалтерского учета, а также может  быть заметно упрощен порядок  предоставления различной отчетности.

   Наиболее  действенной льготой, предоставляемой вновь созданным малым предприятиям являются так называемые налоговые каникулы. То есть установленный законом срок, в течение которого данная специфическая категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. Данная льгота подразумевает под собой период, в течение которого субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты налога на прибыль либо платят его только с какой-то определенной части прибыли. В Российской Федерации до 2001 года применялся механизм, когда прибыль малых предприятий, осуществляющих производство отдельных видов продукции, в первые два года их работы освобождалась от уплаты налога на прибыль.

   Дополнительно, в отношении временных факторов, немаловажным преимуществом для  малых предприятий является используемое достаточно часто освобождение от обязанности  по уплате авансовых налоговых платежей.

   Кроме того, в различных странах субъектам  малого предпринимательства предоставляется  право на налоговые вычеты, производимые в виде исключения из налоговой базы определенных сумм. К примеру, в Великобритании малое предприятие может уменьшать  налогооблагаемый доход на 150% затрат на НИОКР. Компании, еще не получающие прибыли, могут получить у государства  кредит в наличной форме, составляющий порядка 24% понесенных издержек[1].

   В налоговом законодательстве могут  быть предусмотрены и косвенные  методы стимулирования развития субъектов  малого предпринимательства. Так, к  примеру, законодательством о налогах  и сборах может быть установлено  снижение ставки налога на доходы с  физических лиц и корпораций на процентные доходы от ссуд, предоставленных начинающим предприятиям и предпринимателям. Что  не является непосредственной льготой  для субъектов малого предпринимательства, однако в значительной степени стимулирует  решение проблемы нехватки финансовых ресурсов, которая всегда остро стоит  перед вновь открывшимся и  развивающимся бизнесом. Кроме того, этой же цели служит и предоставляемая  налоговым законодательством возможность  вычитать убытки от ссуд, выделяемых начинающим предприятиям, из базы налогообложения.

Информация о работе Налогообложение ИП