Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
Помимо вышеперечисленного для субъектов малого бизнеса предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:
• СНР для крестьянских или фермерских хозяйств
• СНР для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.
Для СНР для крестьянских или фермерских хозяйств изменена ставка
единого земельного налога для исчисления налога по пашням – введена сложно-прогрессивная шкала от 0,1 %- 0,5 % в зависимости от площади земельного участка. Пересмотрен в сторону увеличения срок уплаты единого земельного налога, социального налога, ИПН у источника, ОПВ, социальных отчислений и отдельных плат (10 ноября, 10 апреля). Пересмотрен в сторону увеличения срок представления Декларации для плательщиков единого земельного налога. При этом в данную Декларацию также будут включаться исчисленные суммы плат за эмиссии в окружающую среду, пользование водными ресурсами поверхностных источников
Специальный налоговый режим, распространявшийся ранее только на юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотрен и для сельских потребительских кооперативов, членами которых являются исключительно крестьянские или фермерские хозяйства, а также кооперативы у которых доходы от сельхоздеятельности составляют не менее 90 %. Исчисленные сумм КПН, НДС, социального, земельного налогов, налогов на имущество, транспортные средства, платы за пользование земельными участками будут подлежать уменьшению на 70%.
Таким образом, существующая градация налоговых режимов делает налоговую систему очень гибкой к потребностям предприятия на всех этапах ее развития. Динамика количества субъектов малого бизнеса, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме, позволяет судить об их неуклонном росте. Так, в течение последних шести лет их количество возросло более чем в 2 раза, в том числе количество предприятий малого бизнеса – более чем в 1,5 раза, индивидуальных предпринимателей – в 3,2 раза, крестьянских хозяйств – в 1,6 раза.
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан
Основными источниками государственного бюджета являются корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, социальный и индивидуальный подоходный налог. По вышеназванным видам налогов поступления в государственный бюджет составляют около 74% от общего объема доходов.
Структура доходов государственного бюджета в динамике за 2001-2006 гг.
млн. тенге
| 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
|
Наименование платежа |
|
|
|
|
|
|
Доходы | 808 040 | 1 004 678 | 1 286 914 | 2 098 273 | 2 338 034 |
|
Налоговые поступления | 752 785 | 947 251 | 1 186 138 | 1 998 314 | 2 209 102 |
|
Корпоративный подоходный налог | 209 053 | 272 632 | 382 814 | 834 332 | 776 608 |
|
Индивидуальный подоходный налог | 77 381 | 93 281 | 98 535 | 122 999 | 165 033 |
|
Социальный налог | 133 852 | 157 676 | 167 995 | 197 300 | 236569 |
|
Налог на имущество юридических лиц | 23 293 | 25 835 | 30 008 | 35 157 | 45108 |
|
Налог на имущество физических лиц | 1 166 | 1 353 | 1 571 | 2 115 | 3278 |
|
Земельный налог | 5 766 | 5 874 | 6 294 | 7 254 | 7 991 |
|
Налог на транспортные средства | 5 054 | 5 098 | 5 994 | 7 076 | 8 494 |
|
НДС на ТВП | 62 837 | 80 516 | 57 782 | 88 305 | 128 213 |
|
Акцизы на ТВП | 21 809 | 21 760 | 21 894 | 23 835 | 33 312 |
|
в том числе: акцизы на алкогольную продукцию | 6 594 | 6 007 | 5 430 | 6 374 | 7 695 |
|
акцизы на бензин и дизтопливо | 11 334 | 10 356 | 11 071 | 11 266 | 12 384 |
|
Таможенные платежи и налоги | 155 335 | 198 539 | 243 533 | 327 450 | 485 366 |
|
в том числе: НДС на импортируемые товары | 113 099 | 150 822 | 185 173 | 255 621 | 361 359 |
|
акцизы на импортируемые товары | 3 634 | 5 226 | 8 020 | 9 581 | 14 121 |
|
Специальные платежи недропользователей | 36 338 | 55 596 | 127 054 | 253 680 | 258 293 |
|
Неналоговые поступления | 45 761 | 44 926 | 81 680 | 65 777 | 54 764 |
|
Доходы от операций с капиталом | 9 494 | 12 502 | 19 096 | 34 182 | 74 165 |
|
Составлено по данным Министерства финансов РК.
Как видно из приведенных данных налоговые поступления имеют тенденцию роста. Так, за 2006 год доходы государственного бюджета исполнены на 108,9% при плане 2 147,3 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 338,0 млрд. тенге. Если сравнивать доходы государственного бюджета с доходами за 2005 год, то можно отметить рост поступлений на 239,5 млрд. тенге, что составляет 111,4 %. План государственного бюджета за 2006 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 256,3 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 122,0 млрд.тенге, налогу на добавленную стоимость – 32,8 млрд.тенге и поступлениям за использование природных и других ресурсов – 50,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 8,9 млрд.тенге.
Если сравнивать исполнение доходов государственного бюджета за 2006 год с предыдущим 2005 годом, то можно отметить следующее: налоговые поступления в 2006 году увеличились на 210,7 млрд.тенге или 110,5%.
За 2007 год поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили 2 578 778 млн. тенге и исполнены на 101,9% к годовому плану
Рассмотрим исполнение государственного бюджета по состоянию на 1.01. 2009 г., т.е. за 2008 год.
|
|
|
| тыс. тенге |
Наименование платежа | План ГБ на 01.01.2009 г. | Факт ГБ на 01.01.2009 г.. | % испол-нения | темп роста, в % по сравнению с предыдущим годом |
|
|
|
|
|
Налоговые поступления | 2 830 428 844 | 2 819 509 700 | 99,6 | 119,7 |
Корпоративный подоходный налог | 944 700 421 | 920 911 566 | 97,5 | 121,4 |
Индивидуальный подоходный налог | 252 434 429 | 267 355 662 | 105,9 | 121,0 |
Социальный налог | 254 149 925 | 251 221 944 | 98,8 | 84,9 |
Налог на имущество | 74 103 358 | 77 837 414 | 105,0 | 127,3 |
Земельный налог | 10 211 418 | 10 780 014 | 105,6 | 107,5 |
Налог на транспортные средства | 13 454 092 | 14 270 104 | 106,1 | 125,8 |
Единый земельный налог | 383 996 | 445 220 | 115,9 | 103,9 |
Налог на добавленную стоимость | 750 428 137 | 640 982 808 | 85,4 | 101,9 |
1) НДС на товары внутреннего производства | 205 862 221 | 143 237 927 | 69,6 | 86,9 |
2) НДС на импортируемые товары, всего | 544 565 916 | 497 744 881 | 91,4 | 107,2 |
Акцизы, всего | 60 902 011 | 56 528 023 | 92,8 | 96,2 |
1) Акцизы на товары внутреннего производства, всего | 37 326 058 | 36 111 744 | 96,7 | 97,4 |
2) Акцизы на импортируемые товары | 23 575 953 | 20 416 279 | 86,6 | 94,2 |
Поступления за использование природных и других ресурсов | 125 601 027 | 131 076 452 | 104,4 | 99,2 |
Налоги на международную торговлю и внешние операции | 317 259 551 | 421 391 786 | 132,8 | 280,3 |
Прочие налоги | 10 819 | 36 190 | 334,5 | 0,0 |
Государственная пошлина | 20 170 279 | 18 861 424 | 93,5 | 98,1 |
Неналоговые поступления | 65 762 383 | 85 539 869 | 130,1 | 47,2 |
Поступления от продажи основного капитала | 80 186 868 | 56 939 574 | 71,0 | 61,4 |
В С Е Г О доходы (3 категории) | 2 976 378 095 | 2 961 989 143 | 100 | 113 |
Поступления трансфертов | 1 074 024 786 | 1 072 421 333 | 99,9 | 0 |
ИТОГО | 4 050 402 881 | 4 034 410 476 | 99,6 | 140 |
Таможенные платежи и налоги | 885 401 420 | 939 552 946 | 106,1 | 147,6 |
Из представленных данных видно, что по состоянию на 1 января 2009 года доходы государственного бюджета исполнены на 99,6% при плане 4 050,4 млрд.тенге фактическое поступление составило 4 034,4 млрд.тенге.
За 2008 год неисполнение плана по налоговым поступлениям сложилось:
- по корпоративному подоходному налогу при плане 944,7 млрд.тенге в бюджет поступило 920,9 млрд.тенге, или 97,5%.
- по социальному налогу при плане 254,1 млрд.тенге, в бюджет поступило 251,2 млрд.тенге, или 98,8%.
- по налогу на добавленную стоимость (НДС) неисполнение плана составило 109,4 млрд.тенге, в том числе: НДС на ТВП исполнен на 69,6% или недоисполнен на 62,6 млрд.тенге, НДС на импортируемые товары исполнен на 91,4% или недоисполнен - 46,8 млрд.тенге.
Вместе с тем по следующим видам налогов наблюдается перевыполнение плана, так по индивидуальному подоходному налогу – 14,9 млрд.тенге, налогу на имущество – 3,7 млрд.тенге, налогу на транспортные средства – 0,8 млрд. тенге, поступлениям за пользование природных и других ресурсов – 5,5 млрд.тенге, налогу на международную торговлю и внешние операции - 104,1 млрд.тенге.
По налогу на имущество план исполнен на 105,0%, или при плане 74,1 млрд.тенге в бюджет поступило 77,8 млрд.тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы.
По налогу на добавленную стоимость при плане 750,4 млрд.тенге в бюджет поступило 641,0 млрд.тенге, или 85,4%, в том числе:
- по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства при плане 205,9 млрд.тенге в бюджет поступило 143,2 млрд.тенге, исполнен на 69,6%. По состоянию на 1 января 2008 года возмещение из бюджета составило 253,5 млрд.тенге, что на 69,2 млрд.тенге больше аналогичного показателя прошлого года.
- по налогу на добавленную стоимость на импортируемые товары при плане 544,6 млрд.тенге в бюджет поступило 497,7 млрд.тенге, или исполнен на 91,4%. Невыполнение плана связано с проблемами с кредитованием и замедлением темпов роста в строительной и других отраслях экономики.
Всего по акцизам при плане 60,9 млрд.тенге в бюджет поступило 56,5 млрд.тенге, или 92,8%, неисполнение составило 4,4 млрд.тенге, в том числе: по акцизам на товары внутреннего производства план исполнен на 96,7%, или при плане 37,3 млрд.тенге поступления составили 36,1 млрд.тенге.
По акцизам на импортируемые товары при плане 23,6 млрд.тенге фактически поступило 20,4 млрд.тенге, недоисполнение составило 3,2 млрд.тенге, за счет снижения объемов покупательской способности подакцизных автомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на дорогие автомобили с большими объемами двигателя импорта;
По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 125,6 млрд.тенге в бюджет поступило 131,1 млрд.тенге, план исполнен на 104,4%, в том числе:
По налогам на международную торговлю и внешние операции исполнен на 132,8%, при плане 317,3 млрд.тенге в бюджет поступило 421,4 млрд.тенге. По неналоговым поступлениям при плане на отчетный период 65,8 млрд.тенге фактически поступило 85,5 млрд.тенге, исполнение плана составило 130,1%.
По поступлениям от продажи основного капитала недоисполнение составляет 23,2 млрд.тенге, что связано со снижением поступлений от продажи земельных участков, за счет финансовой несостоятельности покупателей в связи с затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второго уровня республики.
Всего с начала года по состоянию на 01.01.2009 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1 604,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора перечислено в сумме 1 700,5 млрд. тенге.
Далее проанализируем состояние государственного бюджет республики на 1 квартал 2009 года.
За 1 квартал 2009 года поступления государственного бюджета без учета поступления займов составили 797,1 млрд.тенге и исполнены на 103,6% к плану на отчетный период, в т.ч. доходов поступило 796,3 млрд.тенге, или 103,5%. При запланированном дефиците в сумме 46,0 млрд.тенге фактически сложился профицит в сумме 87,3 млрд. тенге. (Слайд 1).
Доходы государственного бюджета исполнены на 103,5%, при плане 769,1 млрд.тенге в бюджет поступило 796,3 млрд.тенге. Несмотря на последствия мировых экономических проблем (финансовый кризис), которые отразились на экономике Казахстана, на снижение ставок по крупным налогам с введением нового Налогового кодекса (КПН на 10%, НДС на 1%, фиксированная ставка социального налога– 11%) наблюдается незначительный темп роста доходов государственного, республиканского бюджетов - 106,8 %, 107,1 %, по местным бюджетам снижение - 97,8% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) (Слайд 2).
Исполнение доходной части бюджета в основном зависят от полноты уплаты налоговых поступлений, наибольший удельный вес в которых занимает корпоративный подоходный налог (37,8% доля от общего объема налоговых поступлений), таможенные платежи (21,6%) и налог на добавленную стоимость на товары внутреннего производства (3,6%).
Корпоративного подоходного налога в бюджет поступило 194,7 млрд.тенге, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года поступления снизились на 11,9 млрд.тенге, на что повлияло замедление бизнес активности в непростой экономической ситуации в стране. (Слайд 3).
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны