Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25

Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

дипломная - налоги.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

Помимо вышеперечисленного для субъектов малого бизнеса предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:

•          СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

•          СНР для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Для СНР для крестьянских или фермерских хозяйств изменена ставка

единого земельного налога  для исчисления налога по пашням – введена сложно-прогрессивная шкала от 0,1 %- 0,5 % в зависимости от площади земельного участка. Пересмотрен в сторону увеличения срок уплаты единого земельного налога, социального налога, ИПН у источника, ОПВ, социальных отчислений и отдельных плат (10 ноября, 10 апреля). Пересмотрен в сторону увеличения срок представления Декларации для плательщиков единого земельного налога. При этом в данную Декларацию также будут включаться исчисленные суммы плат за эмиссии в окружающую среду, пользование водными ресурсами поверхностных источников

Специальный налоговый режим, распространявшийся ранее только на юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотрен и для сельских потребительских кооперативов, членами которых являются исключительно крестьянские или фермерские хозяйства, а также кооперативы у которых доходы от сельхоздеятельности составляют не менее 90 %. Исчисленные сумм КПН, НДС, социального, земельного налогов, налогов на имущество, транспортные средства,  платы за пользование земельными участками будут подлежать уменьшению на 70%.

Таким образом, существующая градация налоговых режимов делает налоговую систему очень гибкой к потребностям предпри­ятия на всех этапах ее развития. Динамика количества субъектов малого бизнеса, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме, позволяет судить об их неуклонном росте. Так, в течение последних шести лет их количество возросло более чем в 2 раза, в том числе количество предприятий малого бизнеса – более чем в 1,5 раза, индивидуальных предпринимателей – в 3,2 раза, крестьянских хозяйств – в 1,6 раза.

 

2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан

Основными источниками государственного бюджета являются корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, социальный и индивидуальный подоходный налог. По вышеназванным видам налогов поступления в государственный бюджет составляют  около 74% от общего объема доходов.

              Рассмотрим структуру доходов государственного бюджета в динамике за ряд лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура доходов государственного бюджета в динамике за 2001-2006 гг.

млн. тенге

 

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

 

Наименование платежа

 

 

 

 

 

 

Доходы

808 040

1 004 678

1 286 914

2 098 273

2 338 034

 

Налоговые поступления

752 785

947 251

1 186 138

1 998 314

2 209 102

 

Корпоративный подоходный налог

209 053

272 632

382 814

834 332

776 608

 

Индивидуальный подоходный налог

77 381

93 281

98 535

122 999

165 033

 

Социальный налог

133 852

157 676

167 995

197 300

236569

 

Налог на имущество юридических лиц

23 293

25 835

30 008

35 157

45108

 

Налог на имущество физических лиц

1 166

1 353

1 571

2 115

3278

 

Земельный налог

5 766

5 874

6 294

7 254

7 991

 

Налог на транспортные средства

5 054

5 098

5 994

7 076

8 494

 

НДС на ТВП

62 837

80 516

57 782

88 305

128 213

 

Акцизы на ТВП

21 809

21 760

21 894

23 835

33 312

 

в том числе: акцизы на алкогольную продукцию

6 594

6 007

5 430

6 374

7 695

 

                    акцизы на бензин и дизтопливо

11 334

10 356

11 071

11 266

12 384

 

Таможенные платежи и налоги

155 335

198 539

243 533

327 450

485 366

 

в том числе: НДС на импортируемые товары

113 099

150 822

185 173

255 621

361 359

 

                   акцизы на импортируемые товары

3 634

5 226

8 020

9 581

14 121

 

Специальные платежи недропользователей

36 338

55 596

127 054

253 680

258 293

 

Неналоговые поступления

45 761

44 926

81 680

65 777

54 764

 

Доходы от операций с капиталом

9 494

12 502

19 096

34 182

74 165

 

Составлено по данным Министерства финансов РК.

Как видно из приведенных данных налоговые поступления имеют тенденцию роста. Так, за 2006 год доходы государственного бюджета исполнены на 108,9% при плане 2 147,3 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 338,0 млрд. тенге. Если сравнивать доходы государственного бюджета  с доходами за 2005 год, то можно отметить рост поступлений на 239,5 млрд. тенге, что составляет 111,4 %. План государственного бюджета за 2006 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 256,3 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 122,0 млрд.тенге, налогу на добавленную стоимость – 32,8 млрд.тенге и поступлениям за использование природных и других ресурсов – 50,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 8,9 млрд.тенге.

Если сравнивать исполнение доходов государственного бюджета за 2006 год с предыдущим 2005 годом, то можно отметить следующее: налоговые поступления в 2006 году увеличились на 210,7 млрд.тенге или 110,5%.

За 2007 год поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили 2 578 778 млн. тенге и исполнены на 101,9% к годовому плану

Рассмотрим исполнение государственного бюджета по состоянию на 1.01. 2009 г., т.е. за 2008 год.

 

 

 

 

тыс. тенге

Наименование платежа

План ГБ на 01.01.2009 г.

Факт ГБ на 01.01.2009 г..

%  испол-нения

темп роста, в % по сравнению с предыдущим годом

 

 

 

 

 

Налоговые поступления

2 830 428 844

2 819 509 700

99,6

119,7

Корпоративный подоходный налог

944 700 421

920 911 566

97,5

121,4

Индивидуальный подоходный налог

252 434 429

267 355 662

105,9

121,0

Социальный налог

254 149 925

251 221 944

98,8

84,9

Налог на имущество

74 103 358

77 837 414

105,0

127,3

Земельный налог

10 211 418

10 780 014

105,6

107,5

Налог на транспортные средства

13 454 092

14 270 104

106,1

125,8

Единый земельный налог

383 996

445 220

115,9

103,9

Налог на добавленную стоимость

750 428 137

640 982 808

85,4

101,9

1) НДС на товары внутреннего производства

205 862 221

143 237 927

69,6

86,9

2) НДС на импортируемые товары, всего

544 565 916

497 744 881

91,4

107,2

Акцизы, всего

60 902 011

56 528 023

92,8

96,2

1) Акцизы на товары внутреннего производства, всего

37 326 058

36 111 744

96,7

97,4

2) Акцизы на импортируемые товары

23 575 953

20 416 279

86,6

94,2

Поступления за использование природных и других ресурсов

125 601 027

131 076 452

104,4

99,2

Налоги на международную торговлю и внешние операции

317 259 551

421 391 786

132,8

280,3

Прочие налоги

10 819

36 190

334,5

0,0

Государственная пошлина

20 170 279

18 861 424

93,5

98,1

Неналоговые поступления

65 762 383

85 539 869

130,1

47,2

Поступления от продажи основного капитала

80 186 868

56 939 574

71,0

61,4

В С Е Г О  доходы (3 категории)

2 976 378 095

2 961 989 143

100

113

Поступления трансфертов

1 074 024 786

1 072 421 333

99,9

0

ИТОГО

4 050 402 881

4 034 410 476

99,6

140

Таможенные платежи и налоги

885 401 420

939 552 946

106,1

147,6

Из представленных данных видно, что по состоянию на 1 января 2009 года доходы государственного бюджета исполнены    на  99,6%    при   плане           4 050,4 млрд.тенге фактическое поступление составило 4 034,4 млрд.тенге.

За 2008 год неисполнение плана по налоговым поступлениям сложилось:

              - по  корпоративному   подоходному  налогу  при плане 944,7 млрд.тенге в бюджет поступило 920,9 млрд.тенге, или 97,5%.

- по социальному налогу при плане 254,1 млрд.тенге, в бюджет поступило 251,2 млрд.тенге, или 98,8%.

- по налогу на добавленную стоимость (НДС) неисполнение плана составило 109,4  млрд.тенге, в том числе: НДС на ТВП исполнен на  69,6%  или недоисполнен на 62,6 млрд.тенге, НДС на импортируемые товары исполнен на 91,4% или недоисполнен -  46,8 млрд.тенге.

Вместе с тем по следующим видам налогов наблюдается перевыполнение плана, так  по индивидуальному подоходному налогу – 14,9  млрд.тенге, налогу на имущество – 3,7 млрд.тенге,  налогу на транспортные средства – 0,8 млрд. тенге, поступлениям за пользование природных и других ресурсов – 5,5 млрд.тенге, налогу на международную торговлю и внешние операции - 104,1 млрд.тенге.

По налогу на имущество план исполнен на 105,0%, или при плане 74,1 млрд.тенге в бюджет поступило 77,8 млрд.тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы.

По налогу на добавленную стоимость при плане 750,4 млрд.тенге в бюджет поступило 641,0  млрд.тенге, или 85,4%, в том числе:

- по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства при плане 205,9 млрд.тенге в бюджет поступило 143,2 млрд.тенге, исполнен на 69,6%. По состоянию на 1 января 2008 года возмещение из бюджета составило 253,5 млрд.тенге, что на 69,2 млрд.тенге больше аналогичного показателя прошлого года.

- по налогу на добавленную стоимость на импортируемые товары при плане 544,6 млрд.тенге в бюджет поступило 497,7 млрд.тенге, или исполнен на 91,4%. Невыполнение плана связано с проблемами с кредитованием и замедлением темпов роста в строительной и других отраслях экономики. 

                            Всего по акцизам при плане 60,9 млрд.тенге в бюджет поступило 56,5 млрд.тенге, или 92,8%, неисполнение составило 4,4 млрд.тенге, в том числе:  по акцизам на товары внутреннего производства план исполнен на 96,7%, или   при  плане  37,3 млрд.тенге  поступления    составили   36,1 млрд.тенге.

По акцизам на импортируемые товары при плане 23,6 млрд.тенге фактически поступило 20,4 млрд.тенге, недоисполнение составило 3,2 млрд.тенге, за счет снижения объемов покупательской способности подакцизных автомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на дорогие автомобили с большими объемами двигателя импорта;

По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 125,6  млрд.тенге в бюджет поступило 131,1 млрд.тенге, план исполнен на 104,4%, в том числе:

              По налогам на международную торговлю и внешние операции исполнен на 132,8%, при плане 317,3 млрд.тенге в бюджет поступило 421,4 млрд.тенге.                            По неналоговым поступлениям при плане на отчетный период 65,8 млрд.тенге фактически поступило 85,5 млрд.тенге, исполнение плана составило 130,1%.

                            По поступлениям от продажи основного капитала недоисполнение составляет  23,2 млрд.тенге, что  связано со снижением поступлений от продажи земельных участков, за счет  финансовой несостоятельности покупателей в связи с затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второго уровня республики.

Всего с начала года по состоянию на 01.01.2009 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1 604,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора перечислено в сумме 1 700,5 млрд. тенге. 

Далее проанализируем состояние государственного бюджет республики на 1 квартал 2009 года.

За 1 квартал 2009 года поступления государственного бюджета без учета поступления займов составили  797,1 млрд.тенге и исполнены на 103,6% к плану на отчетный период, в т.ч. доходов поступило 796,3 млрд.тенге, или 103,5%. При запланированном дефиците в сумме 46,0 млрд.тенге фактически сложился профицит  в сумме 87,3 млрд. тенге. (Слайд 1).

Доходы государственного бюджета исполнены на 103,5%, при плане 769,1 млрд.тенге в бюджет поступило 796,3 млрд.тенге.  Несмотря на последствия мировых экономических проблем (финансовый кризис), которые отразились на экономике Казахстана, на снижение ставок по крупным налогам с введением нового Налогового кодекса (КПН на 10%, НДС на 1%, фиксированная ставка социального налога– 11%) наблюдается незначительный темп роста доходов государственного, республиканского бюджетов - 106,8 %, 107,1 %, по местным бюджетам снижение - 97,8% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) (Слайд 2).

 

 

Исполнение доходной части бюджета в основном зависят от полноты уплаты налоговых поступлений, наибольший удельный вес в которых занимает корпоративный подоходный налог (37,8% доля от общего объема налоговых поступлений), таможенные платежи (21,6%) и налог на добавленную стоимость на товары внутреннего производства (3,6%).

Корпоративного подоходного налога в бюджет поступило 194,7 млрд.тенге, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года поступления снизились на 11,9 млрд.тенге, на что повлияло замедление бизнес активности в непростой экономической ситуации в стране. (Слайд 3).

Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны