Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25

Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

дипломная - налоги.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

Налогового законодательства, которое бы устраивало всех не было и не будет. В любом случае необходимо достижение баланса интересов государства и налогоплательщика.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшнего Казахста­на, ищущего лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Принятая налоговая политика ориентируется на воссоздание в стране западной модели налогообложения, которая становится эффективной только на достаточно высокой стадии экономического развития, при условии крупных разовых инвестиций в создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны широких масс налогоплательщиков.

Ориентировать налоговую политику в стране на прямое копирование западной налоговой системы, без учета существующих в республике реалий, является недопустимой и ее результатом может стать только дальнейшее торможение становления в стране цивилизованной и эффективной рыночной экономики. Так как, в стране еще не созданы необходимые условия: слаба система бухгалтерского учета, велика доля наличного оборота и безденежных обменов, хромает расчетная дисциплина, в том числе и со стороны банков, слаб контроль за вывозом капитала и использованием оффшорных фирм, процветает практика намеренных банкротств, за которые ни директора, ни учредители фирм не несут должной ответственности.

Если же конкретизировать цели адекватной для Республики Казахстан налоговой политики, то они должны состоять в следующем. Прежде всего, приоритетными направлениями   в   экономике  являются   необходимость   повышения эффективности производства во всех ее сферах, устранение диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики, а также улучшение реального жизненного уровня основной массы населения, что требует снижения налоговой нагрузки, прежде всего, на реальный сектор экономики, т.е. отечественных  товаропроизводителей.  Тем  самым  нужно  создавать благоприятные условия для наращивания оборотных средств предприятий и стимулирования их инвестиционной деятельности. В целях получения стабильных доходных источников было бы целесообразно в будущем Налоговом кодексе предусмотреть введение налога на имущество, переходящее в порядке наследства и дарения, с установлением предельной суммы стоимости наследства и дарения, освобожденной от налогообложения. Эти налоги действуют в Российской Федерации, и в США, и в Великобритании, т.е. во многих странах мира. 

При дальнейшем совершенствовании налоговой системы Республики Казахстан необходимо учитывать региональную дифференциацию производства по ряду ключевых параметров, а также проблемы изъятия и перераспределения природной и географической ренты; необходимость поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы и транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок на транспорте.

Также, для усиления эффективности принимаемых для повы­шения благоприятного инвестиционного климата мер в области на­логообложения, необходимо приведение в соответствие с междуна­родными стандартами основных компонентов инвестиционного климата:

-   качество инфраструктуры;

-   подготовка квалифицированной рабочей силы;

-           совершенствование судебной и административной систем с
целью создания подлинно независимых и компетентных судов,
снижение коррупции в государственных органах до минимума.

Лишь в последнее время к налогообложению как к одному из основополагающих принципов цивилизованного общества стала привыкать определенная часть налогоплательщиков. Только сейчас хозяйствующие субъекты и население начинают понимать, что на­логи - это вполне естественная и важная форма участия в решении общенациональных задач. Несмотря на все перемены в налоговой системе, до сих пор основная часть граждан редко, вступая в диалог с властью, представляет себя в качестве налогоплательщика и, как правило, обращается с просьбой или претензией к официальным органам как социально уязвимая категория населения или имеющая особые заслуги перед страной. Все это означает, что налогопла­тельщики еще не до конца принимают фундаментальные и обще­принятые в развитых странах ценности, одной из которых является парадигма "налоги - основа благосостояния государства и общест­ва". Поэтому, важнейшей задачей является улучшение налоговой культуры, результатом которой должен стать переход от восприятия налоговых обязательств как тяжелого бремени к формированию нового отношения налогопла­тельщика к ответственному выполнению своего гражданского дол­га по уплате налогов и осознанию своего положения как партнера государства в вопросе формирования государственных доходов.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. «Новый Казахстан в новом мире» (от 3 марта 2007 года).

2.  Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» //Алматы: «Юрист», 2009.

3. Об индивидуальном предпринимательстве //Основные законодательные нормативно-правовые акты по малому предпринимательству. Агентства по стратегическому планированию и реформам РК. - Акмола, 1999

4. О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства //Основные законодательные и нормативно-правовые акты по малому предпринимательству. Агентства по стратегическому планированию и реформам РК. - Акмола, 2001.

5.  «Об итогах исполнения государственного бюджета за 2007 год»,         Доклад Министра финансов Республики Казахстан Жамишева Б.Б.

6. Выступление Вице-Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан К. Айтекенова (21.10.2005 г.).

7.  Абдрахманова Г.А. О снижении рисков на финансовом рынке Республике Казахстан. // Бизнес и образование: вектор развития. Материалы V научной-практической конференции./ Под ред. Кузнецовой О.Н. Алматы 2006. С. 213-215.

8. Адамбекова А.А. основные направления кластерного подхода в развитии региональных финансовых рынков.// Бизнес и образование: вектор развития. Материалы V научной-практической конференции./ Под ред. Кузнецовой О.Н. Алматы 2005. – С. 220-225.

9.  Арыстанбаева С. С. Проблемы налогового регулирования экономики среднеазиатских республик // Вестник КазГАУ .№№1-2, 1997.

10. Аттапханов К.А. Налоговая система как составляющая экономической безопасности Казахстана. //Вестник по налогам и инвестициям, №3-4, 2005.

11.  Бондарцова Л. Где зарыт фундамент модели процветания./ Ваше право, №39 (90), 2004.

12. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. /Экономист. Москва, 2006 г.

13. Нурумов А. Налоги и финансы рыночной экономики. // Елорда, Астана, 2004 г.

14. Идрисова Э.К. Некоторые вопросы совершенствования налоговой политики и механизм исчисления налогов.// Вестник КазГАУ, №№ 1-2 2003 г.

15. Илимжанова 3. О совершенствовании процесса прогнозирования налоговых поступлений на региональном уровне. Вестник налоговой службы РК №12(39) 2002г.

16. Интыкбаева С. Некоторые проблемы налоговой политики. // Каржы-Каражат, №1 2001.

17. Кайдаров Б. Анализ введения новых форм упрощенного налогообложения субъектов малого бизнеса. Вестник МГД РК №9(36) 2002 г.

18. Калюжнова Е. Налоговая система: какой она должна быть. //Казахстан: Экономика и жизнь, №№3-4, 2003.

19. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. - Алматы: Каржы-Каражат, 1994 - 48 с.

20. Макажанов М. Основные черты теневой экономики в Казахстане. Вестник МГД РК №5(32) 2002г.

21. Мельников В. Д. Проблемы государственного финансового регулирования экономики Казахстана //Вестник КазГАУ, №№1-2, 2004.

22. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы - Алматы: Каржы-Каражат, 2000г. -389с.

23. Налоговая реформа и направления налоговой политики. //Транзитная экономика, №1, 2003.

24. Оспанов М.Т. Проблемы совершенствования системы управления налогами в Республике Казахстан - Алматы, Познание, 1999.

25. Оспанов М.Т.   Гармонизация налоговых отношений. - Алматы, ТО Факсинформ, 2001 г.

26. Оспанов М. Наиболее слабым звеном в нашей налоговой системе остается налоговое администрирование. //Вестник по налогам и инвестициям, №5-6, 2005 г.

27. Порохов Е. Налогообложение - совершенствование правового механизма // Фемида, №3,2003.

28. Райханова К. Основы налогового законодательства и его принципы. Вестник МГД №11, 2006г

29. Ромлекулов А.С. Контроль как приоритетное направление в пополнении доходов бюджета. //Финансы Казахстана, №1-2, 2001.

30. Урузгалиев Н. И др. Анализ фискальной политики РК // Транзитная экономика, №2, 2006.

31. Усенова Н. Комментарий к Закону РК «О внесении изменений и дополнений   в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения». Вестник налоговой службы РК №12(39) 2002г.

32. Мельников В.Д. Финансовое государственное регулирование экономики. Алматы; Каржы-Каражат, 1995 - 130 с.

33. Еспаев С. Рыночные основы и механизмы налогообложения в Казахстане. //Столичное обозрение, 15 января 2001.

34. Идрисова   Э.К.   Налоговое   регулирование   предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. - Алматы: Каржы-Каражат. 2003 - 136 с.

35. Kazakhstan Today 18/04/2007, http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=89919

36. «Егемен Kазакстан», от 3 мая 2006 года

37. Официальный сайт Министерства финансов www.minfin.kz  

 

 

 

 

 

 

48



Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны