Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками подоходного налога около 2 млн. человек. Таким образом, вне контроля находится значительная часть граждан. В основном это так называемые "челноки" - как казахстанские, так и иностранные граждане.
Вычеты (себестоимость) завышаются за счет списания НДС на затраты в части стоимости товаро-материальных ценностей, различного рода услуг, обложенных НДС.
Распространенным способом уклонения от налогообложения дохода является занижение и сокрытие дохода (выручки) от предпринимательской деятельности. Это нарушение трудно выявляется, так как для установления истинной выручки необходим анализ фактов большого числа бартерных и иных хозяйственно-финансовых операций, возможно корреспондирующих с движением товаров, услуг проверяемого плательщика; без полной компьютеризации всех плательщиков и их операций выявление нарушения требует много времени.
Уклонение от налогообложения может быть связано с неудовлетворительной постановкой бухгалтерского учета или его отсутствием, например, в крестьянских или фермерских хозяйствах. В таких случаях для восстановления результатов хозяйственной деятельности применяется косвенный или аналоговый метод: по израсходованной электроэнергии, других ресурсов по показаниям измерительных приборов, по реальным издержкам, оборотам, стоимости активов, показателям аналогичных видов деятельности и т.д.
Возможности неуплаты или недоплаты индивидуального подоходного налога, удерживаемого источника выплаты дохода, связана с распространившейся практикой расчетов по оплате труда в натуральном выражении, то есть продукцией предприятия или продукцией полученной по бартеру. В подобных случаях трудности возникают с реальной оценкой натуральной оплаты, которая может быть занижена для целей налогообложения.
Широко распространена практика завышения расходов на оплату труда путем выписки нарядов на подставных лиц, привлечения работников к «выполнению» работ по договору подряда, контракту, оказание фиктивных услуг со стороны, оформляемых документально.
Сокрытие дохода за счет завышения вычетов (себестоимости) производится путем включения в нее потребительских расходов владельцев, руководителей и работников сферы предпринимательства. Одновременно этот прием позволяет экономить на уплате социального и подоходного налогов, так как имеет место натуральная оплата. За счет фирмы содержатся квартиры для руководителей (под видом «помещения под офис», «служебный автотранспорт», покупается мебель, бытовая техника, оформляется подписка на газеты и журналы. Под статьей «фирменная одежда» можно скрыть приобретение дорогостоящей личной одежды и обуви.
При обложении доходов или имущества числе физических лиц применяется способ дробления дохода на несколько частей для уменьшения прогрессии обложения, преувеличение доходов, на которые распространяются скидки по закону.
Возможны и другие способы уклонения, связанные с особенностями исчисления издержек производства, порядком регистрации фирм, компаний, организаций. Так, при применении метода ускоренной амортизации появляется возможность увеличить издержки и, соответственно, уменьшить чистый доход фирмы (при равенстве цены на продукцию). Возможно также описание на издержки представительских расходов, затрат на рекламу и т.д.
Применяются способы фиктивной регистрации объекта обложения на территории, где действует большое количество льгот или ниже норма налогообложения.
Созданию предпосылок для нарушений налогового законодательства способствует негативная практика сроков рассмотрения исков по налоговым правонарушениям в судах: продолжительность прохождения и рассмотрения претензий со стороны налоговых органов позволяет недобросовестным ответчикам использовать это обстоятельство для разных фальсификаций и уловок с целью избежания наказания.
Особенно широко распространялись нарушения налогового законодательства в связи со снятием ограничений на рост оплаты труда, прекращением контроля за нормативами рентабельности продукции и либерализацией цен. Это дает возможность беспрепятственно перекладывать налоговые платежи на потребителей – население – путем безграничного увеличения цен.
Ограничить практику чрезмерной перекачки средств на оплату труда, которая получила широкое распространение в условиях инфляции и падения производства, возможно также и налоговыми методами. Для этого используется налогообложение дохода в его экономическом смысле – сумме фонда оплаты труда и прибыли.
По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Налогового комитета Республики Казахстан, у нас эта цифра выше. Это в свою очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.
Возможности уклонения от налогов открываются и в международных финансово-экономических отношениях. Для этого используются так называемые «налоговые убежища» страны, где проводится политика привлечения капиталов из-за рубежа путем предоставления широких налоговых льгот. Регистрация бизнеса в такой стране позволяет вывести из-под налогообложения получаемую прибыль, процентные доходы, дивиденды. Подобные цели достигаются регистрацией в оффшорных, свободных, специальных зонах, где налоговый режим ослабляется или не обязательно декларирование доходов по законодательству. Здесь же могут быть организованы фиктивные дочерние компании, филиалы, через которые проходят платежи и осуществляется налоговое маневрирование с целью занижения налогов или полного их избежания.
Так, интернет-издание "Навигатор" обнародовало любопытные данные, согласно которым главным внешнеэкономическим партнером Казахстана стали Бермудские острова. По данным казахстанского агентства по статистике, экспорт республики на Бермудские острова за январь – апрель 2004г. составляет 701,3 млн. долларов. По данным статистики, получается, что объемы товарооборота Казахстана с США в 18 раз меньше, чем с Бермудами. Бермудские острова - страна с населением в 60 тысяч человек (в 238 раз меньше количества населения Казахстана) и территорией в 59 кв.км (в 46 220 раз меньше территории Казахстана) - офшорная зона, которая служит для укрытия финансовых средств коррумпированных режимов и мафиозных структур всего мира.
Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях "легального" снижения размера уплачиваемого налога.
Неуплата или заниженная уплата налоговых сумм порождает падение «налоговой морали», эффект безнаказанности подрывая авторитет государственных органов и самого государства. Поэтому борьбе с уклонением от уплаты налогов должно придаваться первостепенное значение в работе налоговых органов.
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана
Современный этап развития Казахстана проходит в условиях ускорения глобализационных процессов и обострения налоговой конкуренции между странами. Настоящий курс на активное привлечение инвестиционных ресурсов в страну требует, в том числе, и активной налоговой политики. Существующая высокая концентрация привлеченных средств в сырьевом секторе делает необходимым для государства достижение одновременно двух целей:
первая - улучшение международной конкурентной позиции Казахстана в части повышения инвестиционной привлекательности;
вторая - повышение сравнительной привлекательности для инвестирования в несырьевой сектор экономики, что согласуется со стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года, основной целью которой является уход от сырьевой направленности экономики, ее дальнейшая диверсификация и развитие новых технологий.
Поэтому важнейшие тенденции совершенствования налогового законодательства последних лет были направлены на реализацию задач по обеспечению стабильных темпов роста в обрабатывающем секторе, симулированию создания высокотехнологических производств.
На сегодняшний день в условиях мирового экономического кризиса когда государство особо нуждается в денежных средствах налоговое регулирование приобретает особо важное значение.
Нестабильность на мировых финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпы развития Казахстана.
Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор. В результате этого наблюдается значительное замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие, снижение глобального спроса на товары и услуги.
Правительством, Национальным банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан оперативно был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках.
В рамках «ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ» предусмотрены следующие мероприятия оп регулированию налогообложения:
С 1 января 2009 года введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора экономики.
Корпоративный подоходный налог будет поэтапно снижен с 30 до 20 % в 2009 году, до 17,5 % — в 2010 году и до 15 % — в 2011 году.
Ставка налога на добавленную стоимость с 1 января 2009 года снижена с 13 до 12 %.
Увеличен в 2 раза минимальный объем оборота, не облагаемого НДС, до 38 млн. тенге.
Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога будет введена единая ставка в размере 11%.
Для всех предприятий экономики предусмотрены налоговые преференции для осуществления инвестиций. В частности, для недобывающих секторов предусмотрена ускоренная амортизация, для недропользователей — двойная норма амортизации.
Для предприятий малого и среднего бизнеса отменено требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу.
Также предусмотрен перенос сроков убытков для всех предприятий с 3 до 10 лет
Снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям только в 2009 году высвободить порядка 500 млрд. тенге и направить их на развитие экономики.
В целом главные нововведения в налоговом законодательстве вытекают из приоритетов, обозначенных в Послании главы государства от 6 февраля 2008 года, и базируются на трех основных целевых критериях:
- снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики;
- снижение административных барьеров;
- повышение эффективности налогового администрирования.
Также, в третьем квартале текущего года был оперативно принят закон о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках». Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.
Правительством прагматично сформирован проект республиканского бюджета на 2009—2011 годы с учетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках. Доходы бюджета на этот период рассчитаны исходя из мировой цены на нефть 60 долл. США за баррель. Правительство скорректировало параметры проекта республиканского бюджета на 2009—2011 годы с учетом необходимости обеспечения фискальной устойчивости в среднесрочном периоде. Доходы бюджета в 2009 году уточнены с учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. Сокращены неприоритетные расходы, а финансирование некоторых программ перенесено на более поздние сроки. При этом социальные расходы не сокращены.
Дефицит республиканского бюджета в 2009—2010 годах запланирован в размере 3,4—3,5 % к ВВП, а в 2011 году уже будет снижен до 2,4 % к ВВП.
Трехлетний республиканский бюджет в текущих условиях становится ключевым инструментом поддержания экономической активности. Совокупный спрос и деловая активность будут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов, направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурных и индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитие человеческого капитала.
Целью Плана станет смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
Помимо этого, с целью совершенствования налогового администрирования в республике с 1 января 2009 года вводится система управления рисками. Налоговые проверки будут осуществляться на основе системы управления рисками (СУР), т.е. на основе анализа и оценки вероятности неисполнения и (или) не полного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиком. СУР - инструмент для осуществления налогового контроля, в т.ч. отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, используется в странах Евросоюза и других развитых странах. Внедрение СУР будет оценивать всех налогоплательщиков по определенным критериям. Преимущества СУР:
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны