Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
НДС на товары внутреннего производства при плане 40,5 млрд. тенге в бюджет поступило 18,3 млрд. тенге, или 45,2%. На неисполнение прогнозных сумм поступлений за отчетный период повлияло замедление темпов роста развития экономики и рост возмещенных сумм НДС по нулевой ставке. Так, по состоянию на 1 апреля 2009 года возмещено из бюджета в сумме 50,5 млрд.тенге, что на 6,3 млрд.тенге больше аналогичного показателя прошлого года, валовое поступление налога снизилось в сравнении с прошлым годом на 20,5 млрд.тенге. (Слайд 4).
Доходы местных бюджетов за 1 квартал 2009 года составили 400,3 млрд. тенге, или 104,9 % к плану. План по доходам местного бюджета исполнен в основном, всеми регионами, за исключением: г.Алматы (83,1%), г.Астаны (94,1%), Восточно-Казахстанской (99,1%), Южно-Казахстанской (99,2%), Акмолинской (99,6%) областей.(Слайд 5).
По указанным регионам план не исполнен по индивидуальному подоходному налогу на 0,6 млрд.тенге, в связи с уменьшением налогооблагаемой базы вследствие снижения объемов производства и сокращения количества работающих на предприятиях и социальному налогу на 2,1 млрд.тенге в связи с переходом с 1 января 2009 года от регрессивной шкалы социального налога от 13 до 5% на единую ставку 11% и уменьшением объемов производства.
Вместе с тем, наблюдается перевыполнение плана по доходам местных бюджетов за счет поступлений по плате за эмиссию в окружающую среду на 21,5 млрд.тенге (в том числе по Кызылординской области на 11,8 млрд.тенге, Западно-Казахстанской области на 4,7 млрд.тенге, Актюбинской области на 3,2 млрд.тенге) связанного с крупными поступлениями за выбросы в окружающую среду природопользователями по расчетам за 4 квартала 2008 года и с введенными дополнениями в Налоговый кодекс в текущем году ставок за выбросы вредных веществ при сжигании газа в факелах.
Предпринимаемые антикризисные меры Правительством Республики Казахстан дают результаты, которые можно наблюдать по поступлениям от продажи гражданам квартир. Прогноз по данному поступлению перевыполнен на 1,4 млрд. тенге в связи со сдачей объектов по Государственной программе развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы по г.Астане, Актюбинской и Алматинской областям.
Подводя итог проведенному анализу, необходимо отметить, что вследствие мирового финансового кризиса план государственного бюджета за 2008 год по налоговым поступлениям исполнен 99,6% или недоисполнение составило 10,9 млрд.тенге. С введением с 1 января 2009 года Нового налогового кодекса, особенностью которого стало снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики ситуацию удалось выправить - доходы государственного бюджета за 1 квартал исполнены на 103,5%.
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1 Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны
Уклонение от уплаты налогов – намеренное сокрытие и уменьшение налогоплательщиком объекта обложения (прибыли, дохода, товарооборота, имущества) с целью полной или частичной неуплаты налоговых платежей. Подобные незаконные действия налогоплательщиков наносят серьезный ущерб государственным интересам: государственный бюджет недополучит значительные средства, создаются дополнительные криминальные источники доходов у нарушителей налогового законодательства, искажаются основные пропорции движения стоимости в сфере предпринимательской деятельности, в отрасли, регионе и т.д.
Причины уклонения от налогов могут быть разные:
1) значительное налоговое бремя, не позволяющее нормально осуществлять хозяйственную, предпринимательскую или иную деятельность; большое количество и высокие ставки налогов могут способствовать уходу субъекта налогообложения в «теневую» (нелегальную) экономику;
2) сложность, а также нечеткость налогового законодательства, обилие в нем дополнений, изменений, поправок, позволяющих по-разному трактовать положения и нормы инструкций и правил;
3) недостатки в организации налоговой службы: низкая квалификация и некомпетентность работников, недостаточное знание смежных отраслей экономических знаний и правовых вопросов; недобросовестные действия работников при проверках;
4) умышленное преднамеренное стремление субъектов к неуплате налоговых сумм в целях использования их для обогащения или инвестирования в теневом бизнесе.
Огромные масштабы «теневой экономики», перевод денег на счета в банковские учреждения других стран, успешные усилия по занижению истинных масштабов предпринимательской деятельности, величины стоимости имущества – выводят из под контроля государства колоссальные суммы налоговых поступлений.
По некоторым данным нелегальная экономика в Казахстане составляет от одной трети до 40% валового внутреннего продукта. Неблагополучное положение в легальной экономике не позволяет полностью использовать ее налоговую базу для пополнения государственных финансовых ресурсов.
Сформировалась практика ведения «двойного» учета: для официальных органов и для собственного использования предпринимателей, в первом показываются лишь минимально допустимые результаты деятельности, во втором – истинные, необходимые для управления и развития бизнеса.
Административными положениями по налогам определены варианты действий налоговых органов при различных отклонениях от установленного порядка или нестандартных ситуациях при исчислении и уплате налогов; например, способы определения объекта обложения в случае нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, уничтожения или утраты учетных документов, несоответствия декларируемого дохода расходам на личное потребление, размеру имущества и других случаях.
Мерами ответственности за нарушение обязанностей налогоплательщиков являются: начисление пени, приостановление расходных операций по банковским счетам, ограничение распоряжения имуществом в счет налоговой задолженности, административная и уголовная ответственность.
Установлены меры принудительного взыскания налогов; наложения ареста на имущество налогоплательщика с возможной последующей реализацией имущества и зачета сумм в счет причитающихся к уплате налогов, пени и штрафов, приостановления хозяйственных операций. Определена ответственность за различного рода нарушения налогового законодательства: например, непредставление в установленные сроки налоговой отчетности в налоговые органы влечет применение к нарушителям налоговых санкций: в течение 10 рабочих дней по истечении сроков ее сдачи, налоговый орган имеет право приостановить расходные операции налогоплательщика по его банковским счетам; для физических лиц – штраф в размерах, кратным месячному расчетному показателю, а для юридических лиц – штраф в размере 10% от суммы налога, подлежащей уплате по этой отчетности, но не уплаченной; за непредставление налоговой отчетности по истечении более чем 90 дней – 50% от упомянутой суммы.
Принудительное взыскание налоговой задолженности производится в следующем порядке:
1) за счет денег, находящихся на банковских счетах;
2) за счет наличных денег;
3) со счетов дебиторов;
4) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;
5) принудительного выпуска объявленных акций.
Определена ответственность банков за проведение операций без предоставления в банковских документах регистрационных номеров налогоплательщиков; за непредставление налоговым органам сведений об остатках денег на банковских счетах хозяйствующих субъектов в случае задолженности перед бюджетом при их принудительной ликвидации; за открытие банковских счетов без документов налоговых органов, подтверждающих факты постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в этих органах.
Установлены и более жесткие меры ответственности в уголовном порядке за злостные нарушения налогового законодательства, причинившие значительный ущерб государству: ответственные лица субъектов хозяйствования наказываются, в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на обусловленный срок, привлекаться к общественным либо исправительным работам, а также лишению свободы.
Однако все перечисленные меры не устраняют проблему уклонения от налогов. Только по результатам проверок органов налоговой службы суммы доначислений составляют одну треть бюджетных доходов. Налогоплательщиками применяются все более изощренные способы сокрытия объектов налогообложения и доходов, учащаются случаи предоставления налоговым службам искаженных данных.
В Казахстане с начала 2007 года выявлены финансовые нарушения на общую сумму более 10 млрд тенге.
Так, по словам Министра финансов Жамишева Б.Б., комитетом финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов за 2007 год проведено 10633 контрольных мероприятий, в ходе которых контролем охвачено 8405 объектов контроля, в том числе 1053 государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, 5137 государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов и 2215 хозяйствующих субъекта.
Всего в 2007 году выявлено финансовых нарушений в сумме 54,4 млрд.тенге, в том числе неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 12,4 млрд.тенге; необоснованное использование бюджетных средств – 10,9 млрд.тенге; нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 1,3 млрд.тенге; недостачи денежных средств и материальных ценностей – 0,9 млрд.тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 0,8 млрд.тенге и другие нарушения – 28,1 млрд.тенге.
По итогам контрольных мероприятий, проведенных в 2007 году, возмещено в бюджет 7,4 млрд.тенге из подлежащих возмещению в бюджет 11,7 млрд.тенге.
Принятые меры по итогам контрольных мероприятий характеризируется следующим:
- наложено административных взысканий на 4 356 должностных лиц на сумму 40,5 млн.тенге, из них поступило в бюджет – 32,0 млн.тенге, в том числе за нарушения при проведении государственных закупок к административной ответственности привлечено 1938 должностных лиц, за финансовые нарушения – 2 418 должностных лиц;
- привлечено к дисциплинарной ответственности 5 729 работников проверенных объектов контроля, в том числе за нарушения, допущенные при проведении государственных закупок – 1 098, за финансовые нарушения – 4 631;
- передано в правоохранительные органы для принятия процессуального решения направлено 2837 материалов контроля, в том числе 690 материалов по итогам проверок, в ходе которых были установлены нарушения при проведении государственных закупок, по финансовым нарушениям – 2 147 материалов.
Существуют разнообразные способы уклонения от налогообложения. Наибольшее распространение получило уклонение от уплаты прямых налогов. По косвенным налогам это затруднено из-за особенностей их взимания. Но совершение товарно-денежных операций без участия банков, то есть фактическое сокрытие операций купли-продажи от учета, делает возможной неуплату акцизов, налога на добавленную стоимость.
Придание хозяйствующему субъекту статуса «бездействующего» создает возможность для ухода от налогов. В бухгалтерии действующих хозяйствующих субъектов поступают налоговые счета-фактуры, оформленные от поставщиков, которые являются бездействующими юридическими лицами. Благодаря ложным счетам-фактурам предприятия-покупатели уклоняются от НДС, так как ответственность за их достоверность по законодательству несет поставщик; и если предприятие – покупатель, использующие эту схему, обратится в иском в суд на действия налоговых органов, то решение будет в пользу предприятия (с «несостоятельного» поставщика нечего взять).
Бездействующие субъекты могут выступать учредителями других юридических лиц, вносят в них ликвидные активы в качестве уставного капитала; после этого хозяева объявляют о банкротстве, не погашая долги перед бюджетом (ложное банкротство).
Уклонение способствует несовпадение сроков регистрации в органах юстиции и налоговых органах, деятельность «фирм-однодневок» для обналичивания и сокрытия дохода.
Товарищества с ограниченной ответственностью обладают всеми правами, но отвечают по финансовым обязательствам лишь размерами Уставного фонда; фактически обладая минимальным размером уставного капитала они могут доводить свою кредиторскую задолженность, в том числе и перед бюджетом до значительных размеров без риска и последствий.
По налогообложению доходов наиболее характерным способом уклонения является занижение размеров дохода путем увеличения издержек производства или обращения (вычетов); на себестоимость продукции (работ, услуг) описываются материальные затраты по фиктивной (завышенной) цене, например, со ссылками на их приобретение по свободным розничным ценам, или прямые подделки расчетных документов. Аналогично, может быть завышена стоимость оборудования и других основных средств с целью завышения сумм амортизационных отчислений.
Занижение налогооблагаемого дохода также достигается отношением на вычеты (себестоимость) затрат, которые должны покрываться за счет дохода, оставляемого в распоряжении плательщика и расходов не связанных с предпринимательской деятельностью. К ним относятся командировочные расходы сверх установленных норм; приобретение основных средств; оплата представительских расходов сверх норм; расходы по участию в различных культурно-просветительских мероприятиях; заключение фиктивных договоров на поставку продукции, работ, услуг с организациями, имеющими льготы по налогу (с последующим отнесением штрафов на недопоставку или невыполнение договора на убытки); списание на затраты всей стоимости материальных ценностей независимо от объема передачи их в производство; фиктивное включение в затраты расходов по трудно проверяемым первичным документам на приобретение, как правило, от физических лиц товаро-материальных ценностей и оплату услуг наличными деньгами; списание штрафов, пени, начисленных налоговыми органами за нарушение налогового законодательства.
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны