Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25

Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

дипломная - налоги.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

Аналогично системе обложения корпоративным подоходным налогом из базы исчисления НДС исключены обороты по реализации в социальной сфере (культура, наука, образование, медицинская и ветеринарная деятельность), услуги, оказываемые некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, а также финансовые услуги, обороты, связанные с землей и зданиями жилищного фонда. Данные нормы казахстанского законодательства соответствуют международной практике применения НДС, которым некоторые послабления по данному налогу применяются для социально чувствительных или трудных для администрирования сфер, например, освобождаются от НДС организации образования и здравоохранения, деятельность, осуществляемая в интересах общества, а не для получения прибыли (благотворительная, просветительская, социальная и т.д.).

Хотя НДС является косвенным налогом и не влияет на финансовые показатели налогоплательщиков, так как в конечном итоге оплачивается потребителем, однако его величина скрыта в цене реализуемых товаров (работ, услуг). Благодаря относительной стабилизации экономической динамики Казахстана стало возможно снижение ставок НДС за период с 2001 года с 20% и до 12% в 2009 году.

Таким снижением НДС государство дало дополнительный источник организациям для инвестиционной деятельности, так как практика показала, что при этом не наблюдается тенденции к снижению цен, что приводит к снижению доли НДС в цене товаров (работ, услуг) и повышению рентабельности.

Доля НДС в доходах республиканского бюджета составила в 2003 году 34 % в 2004 году -26 %,в 2005 - 25 %.

Одновременно с подобными радикальными мерами, налоговое законодательство Казахстана предусматривает систему мер по НДС, направленную на стимулирование обновления основных средств, модернизацию производства.

К подобным мерам можно отнести уплату НДС методом зачета при импорте оборудования (т.е. фактически освобождение от НДС), освобождение от НДС импорта предметов лизинга. Данные льготы распространяются на оборудование, включенное в специальные пе­речни, утверждаемые Правительством. Уплата НДС методом зачета заключается в освобождении от уплаты НДС на импорт, парал­лельно с сохранением права импортера на вычет суммы НДС, пола­гавшейся к уплате при импорте. При этом оборудование должно использоваться непосредственно импортером оборудования. С 2009 года введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого дебетового сальдо. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств.

Стоит отметить, то с 2009 года увеличен порог минимума оборота по обязательной постановке на учет по НДС с 15000 МРП до 30000 МРП.

Налогообложение фонда оплаты труда

Одно из важнейших изменений в сфере налогообложения Ка­захстана последних лет - снижение уровня налогообложения лич­ных доходов граждан и расходов работодателей на оплату труда. Так, абсолютно поменялся порядок исчисления ИПН – теперь он исчисляется за каждый месяц отдельно (до 2007 года налог исчислялся с нарастающим итогом). Установлена фиксированная ставка ИПН – 10%. Данная ставка применяется ко всем видам доходов физических лиц, кроме дивидендов, облагающихся  по ставке, равной 5%, а также теперь значительно увеличены выплаты, которые применяются  при исчислении данного налога. Раньше за каждого работника и члена семьи, состоящего на иждивении, производился вычет в размере месячного расчетного показателя. Теперь же только один вычет, равный минимальной заработной плате.  Данная мера должна способствовать уменьшению заработной платы, не попадающей под налогообложение, и, как следствие, должна способствовать увеличению поступлений налога в бюджет, а также пенсионных отчислений (особенно это касается физических лиц, имеющих значительный доход)

Для работодателей - со­циальный налог, исчисляемый от фонда оплаты труда, ранее исчислялся по регрессивной шкале налогообложения со ставками от 20 до 7 процентов. С 2009 года установлена фиксированная ставка в 11%.

Совершенствование налогообложения физических лиц в Казахстане в последние годы имело целью легализацию и привлечение средств населения в экономику и осуществлялось в двух взаимоувязанных направлениях: через снижение уровня налогообложения оплаты труда, как основного источника доходов населения и второе направление, тесно связанное со второй задачей, реализовано через совершенствование налогообложения средств населения, направленных на сбережение.

Одновременно создавая условия для раскрытия истинных раз­меров доходов населения, государство создает условия для роста поступлений в накопительные пенсионные фонды, страховые орга­низации, активизации использования населением новых форм сбе­режения, отличных от валютных накоплений, таким образом, при­влеченные в финансовый сектор сбережения населения обретают форму инвестиций в реальный сектор казахстанской экономики.

Налоги на собственность.

Данная группа налогов приобретает в условиях рыночной экономики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходят в отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации. Налоги на собственность поступают в местные бюджеты.

К налогам на собственность относятся: земельный налог, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транспортные средства.

Налог на имущество был введен в налоговую систему Республики Казах­стан в рамках "Налогового кодекса" с 1 июля 1995 года. Им облагаются основ­ные производственные и непроизводственные фонды юридических лиц, кроме транспортных средств, а также недвижимое имущество физических лиц. По­строение механизма взимания налога на имущество зависит от использования имущества в получении предпринимательского дохода. Для юридических лиц ставка налога установлена 1,5 % к среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Для юридических лиц, эксплуатирующих объекты питьевого водоснабжения ставка налога установлена 0,1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

              С 1 января 2009 года изменен срок уплаты сумм текущих платежей по налогу с 20 на 25 число (февраля, мая, августа и ноября текущего года, соответственно), а также изменен срок представления расчета текущих платежей по налогу на имущество с 20 на 15 февраля. Аналогично на 15 число вместо 20 (февраля,   мая, августа и ноября текущего года, соответственно) изменен срок представления расчета при изменении обязательств в течение налогового периода. Установлен порядок определения стоимости объектов налогообложения, устанавливаемый по состоянию на 1 января каждого года уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.

 

  Экономическая природа налога на имущество показывает, что он выпла­чивается независимо от деятельности предприятии. Отсюда их неотвратимость: "обойти" эти налоги практически невозможно. Поэтому государство может не только с предельной точностью прогнозировать их поступления в бюджет, но и вправе реально рассчитывать на это.

              Налог на транспортные средства.

              Плательщиками данного налога являются физические и юридические лица. Объектом являются транспортные средства, подлежащие государственной регистрации.

              В целях введения норм прямого действия, в новом Налоговом кодексе предусмотрен полный перечень хозяйствующих субъектов, а также физических лиц, не являющихся плательщиками налога на транспортные средства. Исключены понижающие поправочные коэффициенты в зависимости от года выпуска и страны происхождения транспортного средства. При этом снижены ставки налога по легковым и грузовым автотранспортным средствам. Изменен срок уплаты налога по физическим лицам - с 5 июля на  1 октября текущего налогового периода.

Земельный налог. Его цель – обеспечение экономическими методами рациональное использование земель и формирование доходов местных бюджетов, в том числе и для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади – гектар, квадратный метр. Максимальные ставки устанавливаются на земли населенных пунктов; эти ставки установлены за квадратный метр площади и дифференцированы по видам населенных пунктов: на базовые ставки за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями сооружениями при нем; и на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями сооружениями при нем. С 2009 года отменена норма по 10-кратному увеличению базовых налоговых ставок по земельным участкам, отведенным под территории рынков; норма по корректировке ставок земельного налога на 50% по решению местного представительного органа теперь не распространяется на земельные участки, выделенные под автостоянки, АЗС и казино. Изменен срок уплаты сумм текущих платежей с 20 на 25 число (февраля,   мая, августа и ноября текущего года, соответственно).

Налогообложение недропользователей

Другим важным разделом налоговой системы Казахстана явля­ется налогообложение недропользователей. Специфика налогооб­ложения недропользователей основана на том факторе, что приме­нительно к сектору добычи полезных ископаемых государство вы­полняет две функции: обладает налоговым суверенитетом и являет­ся собственником природных ресурсов. В качестве носителя нало­гового суверенитета, государство обязано принимать меры к тому, чтобы данный сектор вносил наравне с другими секторами эконо­мики должный вклад в бюджет. Будучи собственником природных ресурсов, государство должно решать, когда и в каком объеме раз­рабатывать природные ресурсы страны, а также обеспечивать по­лучение за них надлежащей платы и распределение благ от освое­ния ресурсов, способствующее устойчивому экономическому раз­витию и служившее различным поколениям.

С 1 января 2009 года недропользователи уплачивают следующие специальные платежи и налоги недропользователей: подписной бонус;  бонус коммерческого обнаружения;  платеж по возмещению исторических затрат;  налог на добычу полезных ископаемых; налог на сверхприбыль. Одним из важных изменений налогообложения недропользователей является введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти. Исчисление НДПИ производится от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам.

Наряду с этим, при сохраняющейся в течение последних лет благоприятной конъюнктуре мировых цен на нефть и значительном росте рентабельности экспортеров данного сырья, введен рентный налог на экспорт, основная суть которого за­ключается в обеспечении стабильного дохода государства, частич­ном решении проблемы трансфертного ценообразования. Введение данного налога стало шагом в создании четкого механизма изъятия ренты у экспортеров нефти в зависимости от места конечной реали­зации сырья: внутренний рынок или экспорт и в определенной кор­реляции с динамикой мировых цен на экспортируемые ресурсы. С 1 января 2009 года норма стабильности отменена, в связи с чем недропользователям необходимо исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате.

Налогообложение малого бизнеса

Среди распространенных налоговых льгот, применяемых другими странами, - уменьшение ставок налога на прибыль (доход) для среднего и малого предпринимательства. Специфика указанной льготы в том, что она редко признается налоговой льготой, обычно пониженные ставки налога на прибыль для среднего и мелкого предпринимательства вводятся в виде самостоятельного направления налоговой политики. В США, например, на федеральном уровне, наряду с максимальной ставкой корпоративного налога в 35 %, для средних и мелких корпораций используются две более низкие ставки - 15 и 25 %. В Англии выделяется специальная пониженная ставка корпоративного налога на мелкое предпринимательство в 25 %. Пониженные ставки налога на прибыль для мелкого и отчасти среднего предпринимательства используются и во многих других развитых странах.

Казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью и подразумевает наряду с общеустановленным специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, крестьянских фермерских хозяйств и юридических лиц - производителей сельхозпродукции.

Механизмы налогообложения в рамках данных режимов, пред­полагающие расчеты с бюджетом на основе па­тента или упрощенной декларации, позволяют учитывать разли­чия на каждом уровне развития предпринимательской деятельности в возможностях по найму квалифицированных специалистов по на­логам, постепенно прививать предпринимателю навыки налоговой грамотности, сделать постепенный переход индивидуального пред­принимателя, выросшего в солидное предприятие, к цивилизован­ным формам учета и налоговой отчетности.

Выбор специального налогового режима или общеустановлен­ного порядка налогообложения производится предпринимателем на добровольной основе.

Специальный налоговый              режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:

1) для индивидуальных предпринимателей: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек, включая самого индивидуального предпринимателя; предельный доход за налоговый период составляет 10 000,0 тысяч тенге;

2) для юридических лиц: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 50 человек; предельный доход за налоговый период составляет 25 000,0 тысяч тенге.

Исчисление производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения ставки в размере 3%. Также предусмотрена корректировка в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 % от суммы налога за каждого работника,  если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц - не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы.

Упрощенная декларация представляется в налоговый не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Уплата в бюджет производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога. При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов, социальный налог - в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в ГФСС.

Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны