Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25

Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

дипломная - налоги.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

31

 



Глава 2. Анализ состояния налоговой системы республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны

 

2.1  Становления и развитие национальной налоговой

системы Казахстана

В различные исторические периоды разными странами приме­няются обширные и весьма различные механизмы регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику, но почти все­гда и везде заметную роль в процессе государственного регулиро­вания играла налоговая политика. Среди разнообразных видов мак­роэкономической политики правительства стран в большинстве случаев считает «своей» именно налогово-бюджетную политику. Определив цели и задачи налоговой политики, государство выби­рает методы и инструменты ее осуществления.

Не является исключением из этого правила и Казахстан.

Обретение 12 лет назад государственного суверенитета, а затем и полной независимости Казахстана потребовало создания в кратчайшие сроки собственной, отвечающей потребностям общества налоговой системы. И начало такой налоговой системы было положено путем принятия пакета законодательных актов по налоговым вопросам. Устанавливаемый ими порядок налогообложения мало отличался от существовавшего в последние годы в СССР, что было вполне оправданным, поскольку экономика республики в те годы еще не претерпела существенных преобразований и развитие рыночных отношений находилось в зачаточном состоянии.

О крайней серьезности экономического положения тогда  в стране можно судить хотя бы по тому, что в то время общий объем неплатежей в экономике примерно равнялся объему ВВП; ставки рефинансирования Национального Банка превышали 400%; более половины предприятий были либо полными банкротами, либо уже на грани банкротства. Все это требовало адекватных механизмов перехода на рыночные условия.

Принятый в конце 1991 года пакет законов по налогам включал в себя 14 законодательных актов, основополагающим среди которых был Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан». Именно он определил общие принципы построения налоговой системы, порядок взимания налогов и платежей, а также права и обязанности плательщиков, их ответственность за полноту и своевременность перечисления платежей в бюджет. Им предусматривалось введение 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных налогов.

Вплоть до 1995 года предпринимались определенные меры по совершенствованию налоговой системы, но все они не носили системный характер, так как были направлены на «пристраивание» налоговой системы к изменяющимся экономическим условиям, для чего периодически изменялись и уточнялись лишь отдельные моменты налогообложения.

Основы действующей казахстанской налоговой системы были заложены в 1995 году принятием Указа Президента Республики Ка­захстан от 24 апреля 1995 года, имевшего силу Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", введенного в действие с 1 июля 1995 года, которым было обеспечено содержание всех нало­говых правил в едином налоговом законодательстве. Его основными целями являлись: снижение налогового бремени через сокращение количества действующих налогов, приближение к прогрессивному опыту международной практики налогообложения, обеспечение простоты и ясности в понимании налоговой системы. 

Необходимость сведения действующих налогов в единую сис­тему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преоб­разования потребовали выработки принципиально иной современ­ной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развиваю­щихся рыночных отношений.

С принятием указанного законодательного акта были достигнуты основные цели осуществления кардинальных изменений в налоговой системе, позволяющих максимально приблизиться к международным принципам налогообложения. Однако, этот законодательный акт не представлял собой жесткую конструкцию и вследствие проведения частых изменений в него нередко по нескольку раз в год (с даты введения до 1 января 2000 года было принято 31 поправочных законодательных акта), многие важные моменты Налогового кодекса были утеряны. Вносимые поправки решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих положений построения налоговой системы. Зачастую такие поправки вводились без соответствующей аналитической проработки возможных последствий вносимых изменений. Многие изменения и дополнения были направлены на скорейшее продвижение рыночных реформ, однако, при этом не соблюдался один из основных принципов налогообложения - принцип справедливости. В результате, Налоговый кодекс был до­полнен нормами льготного налогообложения субъектов отдельных отраслей экономики.

С целью скорейшего оздоровления финансового состояния предприятий, обремененных грузом старых догов, создания благоприятных условий для их нормального развития в новых условиях налогообложения было также принято решение отменить штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, действовавшего до 1 июля 1995 года.

В результате претворения в жизнь решения руководства республики о так называемой «налоговой амнистии» за нарушение налогового законодательства у более чем 95 тысяч проверенных ГлавНИИ хозяйствующих субъектов были отменены штрафы и пени на сумму около 28 млрд. тенге. То же самое на сумму 58 млн. тенге было сделано по 609 предприятиям, самим объявившим о своих неуплаченных налогах и внесшим их в бюджет до 15 сентября 1995 года. Главный же эффект первого Налогового кодекса состоит в снижении в среднем почти вдвое (с 75-85 до 45-55%) соотнесенного к получаемой прибыли налогового бремени. Таким образом, предприятия получили немалые дополнительные возможности для развития своего производства.

По мнению международных экспертов, указ сыграл огромную роль на этапе становления государственности и формирования собственной финансовой системы. Самое главное в указе – это существенное упрощение самой системы налогообложения, существенное сокращение количества налогов, упрощение налогового законодательства путем объединения всех основных положений в достаточно простой по форме и изложению документ.

Действие указанных норм в налоговом законодательстве наряду с положительным эффектом для отдельных субъектов рынка, оказало и негативное последствие, проявившееся в иждивенческих настроениях в предпринимательской среде. Кроме того, вследствие принятия таких решений как амнистии или предоставление отсрочки по пени и штрафам налогоплательщикам отдельных отраслей, был нарушен принцип справедливости по отношению к налогоплательщикам, своевременно и в полном объеме исполнявшим налоговые обязательства.

Кроме того, принципиальными недостатками действовавшей в 90-е годы системы было наличие целого ряда отчислений и обязательных платежей в специальные внебюджетные фонды, которые впоследствии были заменены на социальный налог (Дорожный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд. Всего социальный налог составил в 1998 году 22 %, затем 26 %, с 1 июля 2001 года — 21 %, с 2004 года введена регрессивная шкала ставок от 20 до 7 %).

Во второй половине 90-х годов значительное влияние на решения в области налоговой политики Казахстана оказывала неблагоприятная макроэкономическая ситуация в стране, вызванная общей стагнацией экономики. При выработке налоговой политики конца 90-х годов основной акцент делался на поддержку неконкурентоспособных отраслей экономики, находящихся в глубоком спаде. При этом, практика показала, что несмотря на принятые меры в области налогообложения, в отдельных отраслях экономики, в частности, текстильной, швейной, кожевенно-обувной, положительного результата в развитии отрасли и повышении конкурентоспособности продукции не удалось достичь. Данное свидетельствовало о неэффективности односторонних мер в области налогообложения при определении политики стимулирования развития экономики без соответствующих реформ в других сферах.

Формируя основы налоговой политики, Правительство Казах­стана столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы, сущность которой заключалась в том, что од­новременно необходимо было учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечи­вать доходную часть государственного бюджета; налоговая нагруз­ка должна была быть минимальной, чтобы не сдерживать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, чтобы платить налоги стало психологически предпочтитель­ней.

Вносимые частые изменения в конечном итоге привели к утрате одного из важных условий - предсказуемости налогового законодательства, что вызывало негативную реакцию со стороны налогоплательщиков.

Новым этапом развития казахстанского налогового законодательства явилось введение с 1 января 2002 года Кодекса Республики Казахстан от 12 июня 2001 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)". Принятие нового Налогового кодекса укрепило концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Осуществление комплексного пересмотра налогового         законодательства было предопределено необходимостью построения транспарентной налоговой системы, установления четких правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства, выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков.

Примечательно, что в налоговом кодексе 2002 года преемственность сохранена в полной мере. Так, сохранены все основные виды налогов, принципы их исчисления и уплаты, а также не вводятся какие-либо новые налоги. А, наоборот, отменяются сборы за использование национальной символики в товарных знаках и наименованиях фирм, за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации. За право реализации товаров на рынках.

Для достижения стабильности и обеспечения предсказуемости устранена порочная практика внесения в закон в течение года изменений по введению налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок или отмене налогов и сборов, установив, что таких поправки могут вносится только один раз в год с началом действия с января следующего года.

Еще одним новшеством Кодекса являлось раскрытие особенностей налогового учета отдельных видов операций, а также особенности при применении трансфертных цен. Помимо этого, налоговый кодекс способствует значительному развитию лизинговых отношений, так как с лизингом связаны большие надежды республики на активизацию отечественного производителя. Приобретение средств производства в рассрочку способно стимулировать отечественное производство. В развитых странах почти все обновление основных фондов осуществляется через лизинг. Однако данный механизм заработает, если налоговым законодательством будут предоставлены льготы по лизинговым операциям.

В налоговом кодексе введенном в действие с 1 января 2002 года учтены также серьезные замечания налогоплательщиков по амортизационной политике. По фиксированным активам, впервые введенным в эксплуатацию, налогоплательщику предоставляется возможность в первый год исчислить амортизационные отчисления по двойной норме амортизации, при использовании данных фиксированных активов не менее трех лет.

Также предоставляются инвестиционные налоговые преференции по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество, что означает права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков – юридических лиц, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по  вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестиционного проекта.

Для тех, кто работает в сфере малого бизнеса, введены упрощенные режимы налогообложения, стимулирующие работодателей развивать производство, создавать рабочие места.

Действующее налоговое законодательство основывается на принципах:

обязательности уплаты налогов;

определенности;

справедливости;

единства налоговой системы

и гласности налогового законодательства.

В Налоговом кодексе отсутствуют нормы по предоставлению льгот индивидуального характера для конкретного налогоплательщика. Стабильность налогового законодательства обеспечивается нормой о возможности введения в действие вносимых в него изменений по установлению новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок и налоговой базы действующих налогов, только с 1 января года, следующего за годом принятия поправок.

Несмотря на сравнительно короткий период своего существования, налоговая служба Казахстана успела пережить несколько метаморфоз, то входя в состав Министерства финансов, то подчиняясь непосредственно Правительству или Министерству государственных доходов как самостоятельное звено управления, а затем, в 2002 году, опять вернувшись в лоно Министерства финансов РК.

Но дело даже не в этом, поскольку определяющим является существование самой налоговой службы, где не имеет существенного значения, под каким названием она функционирует и в чьем подчинении находится.

На органы Налогового комитета возлагается ответственность за полноту сбора налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на основе налогового законодательства и других нормативно-правовых актов, предусматривающих поступление платежей государству.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса «на органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязанностей». Ранее такая трактовка была расплывчата и нацелена на общие задачи с учетом производительности труда налоговых работников, впоследствии была внесена поправка.

Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны