Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
Усилия Службы внутренних доходов по поддержанию добровольного соблюдения налогового законодательства, минимизация расходов на сбор налогов, автоматизация переработки налоговых документов (как правило, отправленных почтой) принесли желаемые результаты спустя почти полвека.
Автоматизация налогообложения в Соединенных Штатах Америки для лиц, получивших специальное разрешение Службы Сбора Налогов, представлена сетью взаимосвязанных электронных систем, в том числе: Запоминания и Считывания Форм Налоговых Деклараций, Автоматизированного Приема Платежей и Перевода Налоговой Задолженности, которыми охвачены все налогоплательщики страны. В Центральном Файле Разрешений (ЦФР) электронной сети постоянно хранится и повседневно пополняется на любой предвиденный и непредвиденный случай значительная по объему конфиденциальная информация о каждом из зарегистрированных под индивидуальными кодовыми номерами налогоплательщиков, которая может быть всегда получена и использована по запросу соответствующих служб, имеющих к ней доступ на законном основании. Значительное внимание уделяется обеспечению налоговых служб самым совершенным современным оборудованием. Цель одна: постоянное улучшение сервисных услуг, предоставляемых налогоплательщикам.
Налоговая система Великобритании, недавно отметившая трехсотлетие, свидетельствует не только о значительных технических достижениях в области компьютеризации и автоматизации системы управления налогами, но и о невозможности эффективного реформирования налоговой системы без углубления специализации и кооперирования всех звеньев налоговой службы.
Реформы в области налогообложения должны осуществляться последовательно, целеустремленно, без нарушения сложившихся десятилетиями, а то и столетиями, отношений между государством и налогоплательщиками.
Впечатляет опыт Германии и Японии, сумевших восстановить налогооблагаемую базу своих стран и довести до значительного уровня налоговые поступления в доходной части бюджета после сокрушительного поражения во Второй мировой войне.
Для промышленно развитых стран мира характерно соответствие структуры управления налоговой системы специфике развития налоговых отношений. Налоговые службы США, Германии, Великобритании и других развитых государств мира отделились по экономическим соображениям от финансовых органов в качестве самостоятельных или специализированных подразделений, но продолжают оставаться в общей управленческой системе. Каждое подразделение выполняет свои функции, изыскивает источники для пополнения государственного бюджета.
Во многих странах мира налоговая политика реализуется различными подразделениями в рамках одной организации. Так, в США вопросами оценки и сбора налогов занимается Служба внутренних доходов Министерства финансов, а отдел налоговой политики этого же министерства планирует и составляет проекты налоговых законов. Министерство финансов Нидерландов имеет иерархическую структуру по функциональному типу и включает два департамента: налогов и налогового развития. Департамент налогов занимается реализацией «фискальной функции», то есть непосредственно сбором налогов и обеспечением контроля за соблюдением налогового законодательства. Он включает четыре подразделения, которые курируют налогообложение физических лиц, малых и средних компаний, больших компаний и таможни. Второй департамент специализируется на анализе текущей информации в области налогообложения, прогнозирования и оценки налоговых поступлений на перспективу. В его функции также входят разработка концепции налогообложения, подготовка предложений по совершенствованию налоговой системы.
Австралийская служба налогообложения (АТО) полностью занимается всеми вопросами, связанными с функционированием налогов: планирует и составляет проект налоговых законов, оценивает и собирает внутренние налоги.
В Германии применяется вертикальный принцип разделения функций. Формированием налоговой политики занимается только Министерство финансов Федерации, состоящее из главных финансовых дирекций. Сбором налогов и контролем за их поступлением в бюджет занимается управление районов и общин под руководством Министерства финансов земель.
В Канаде проектирование и прогнозирование налоговых поступлений возложено на Министерство финансов. Практические вопросы налогообложения решает Министерство национальных доходов.
Подготовкой налоговых законодательств в Японии занимается налоговое бюро Министерства финансов, которое впоследствии защищает эти законопроекты в Парламенте до окончательного принятия решений. Непосредственную реализацию принятых законов осуществляет Национальная налоговая администрация (NTA).
Теоретическое исследование зарубежного опыта по налоговому регулированию экономики позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от структуры, ведомственной принадлежности и характера подчиненности могут быть различные виды служб, занимающихся формированием налоговой политики, в том числе регулированием и планированием налоговых поступлений. В частности, такие службы могут входить в состав финансовых или налоговых органов:
- в виде их отдельных специализированных подразделений, имеющих самостоятельный баланс;
- в виде их структурных отделов и управлений, не имеющих статуса самостоятельных служб.
Нашему государству, унитарному по строению, возможно, подошли бы положительные моменты налоговой системы другого унитарного государства - Испании. К ним можно отнести организационную структуру Налогового агентства Испании. Это подчиняющиеся генеральному директору Налогового агентства Испании специализированные подразделения (региональные), провинциальные отделения и административные подразделения (муниципальные) с разными параметрами проверяемого контингента -государственное налоговое агентство проверяет крупных налогоплательщиков (банки, автозаводы) по специальному перечню, на региональные управления возложен контроль за предприятиями, находящимися на территории данного региона, годовой оборот которых или суммарный акционерный капитал составляет свыше 1 млрд песет, и конкретные предприятия по специальному перечню. Всеми остальными налогоплательщиками занимаются провинциальные управления. Контроль за мелкими предприятиями осуществляют специальные подразделения.
Безусловно, налоговые механизмы регулирования экономики будут совершенствоваться исходя из экономической ситуации и политического положения в каждой стране. Например, учет налогов в одном из старейших королевств мира - Швеции - ведется с XVI века, со времен викингов, и все сведения сохранились до сегодняшнего дня. С 1902 года в стране платят подоходный налог, и с тех пор каждый швед, в том числе ныне здравствующий король Карл-XVI Густав, ежегодно представляет в инспекцию свою налоговую декларацию. Основа налоговой системы остается неизменной в течение 10 лет.
Каждому гражданину страны с рождения присваивается свой номер, который вводится в компьютерную систему и служит своеобразным налоговым «паспортом», какие бы доходы в последующем он ни имел - все «берется на карандаш». Причем от уплаты налогов не освобождены ни пенсионеры, ни инвалиды, ни сам король или члены его семьи - это «общенациональная повинность». В любой налоговой инспекции страны, набрав соответствующий код, можно посмотреть доходы за минувший год любого интересующего вас гражданина, в том числе короля. Государство с помощью такого учета налогов успешно финансирует бюджетную и
социальные сферы (на что расходуется около 54% валового национального дохода).
Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важным прямым налогом является государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взиманий, из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.
Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника: налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.
До недавнего времени шведская налоговая система характеризовалась очень высоким уровнем налогов, но одновременно очень узкой базой налогообложения, что очень интересно для других. В течение последних десяти лет система претерпела коренные преобразования, основной целью которых являлось снижение уровня налогов и, одновременно, расширение базы налогообложения. Для расширения базы налогообложения был сокращен целый ряд вычетов, и в то же время налогообложение собственности стало более универсальным и эффективным. Весомая роль в доходах бюджета разных уровней принадлежит подоходному налогу граждан. Физические лица считаются резидентами, обязаны уплачивать национальный и муниципальный подоходный налоги на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции. Резиденты Швеции, выезжающие за рубеж на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания.
Частные лица платят подоходный налог и государству, и местным органам управления. Юридические лица облагаются только общегосударственным подоходным налогом. Уровень общегосударственного подоходного налога для юридических лиц составляет 28%.
Для физических лиц муниципальный налог составляет 27-33% (варьируется от года к году от 26 до 35%), а общегосударственный налог - 20% от полученных доходов в размере свыше 232600 крон. Доходы, превышающие 374000 шведских крон, облагаются налогом по 20% ставки на сумму от 232600 до 374000 крон плюс 25% от доходов свыше указанной суммы. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) составляет 58% (33%+25%). Более того, основная часть населения выплачивает 1% от налогооблагаемого дохода в качестве пожертвований для церкви.
Общая сумма налогов может быть несколько уменьшена за счет ряда вычетов, при этом основная скидка (индивидуальная льгота) составляет по меньшей мере 24% от базовой суммы, которая теперь будет возрастать только на 60% от общей инфляции. В 2000 году минимальный размер скидки составлял 8700 крон, а максимум - 18000 крон. Скидка распространяется и на алименты, выплачиваемые бывшему супругу или супруге.
Специальная система освобождения от налогов для иностранных ученых, временно работающих в Швеции, была упразднена. Теперь все их доходы полностью облагаются. Но существующая налоговая скидка, компенсирующая дополнительные затраты, связанные с пребыванием в Швеции, остается в силе.
Государственным налогом на недвижимость облагаются жилые дома, офисные помещения, частные дома (как используемые для постоянного проживания, так и летние) и строения на сельскохозяйственных фермах. Налог для многоквартирных и частных жилых домов в настоящее время составляет 1,5% от оценочной стоимости. Для недвижимости, облагаемой налогом по договорному принципу, имеется скидка. Для офисных зданий и офисов, расположенных в жилых домах, налог составляет 1 %. Но самое интересное то, что налоговое законодательство Швеции стимулирует покупателей не к приобретению старых стен, а к самостоятельному зодчеству или, по крайней мере, к вложению денег в новостройки. Владельцы новых объектов или капитально реконструированных зданий первые пять лет не платят налога на недвижимость вообще, а с шестого по десятый год жизни в таком здании могут ограничиваться половинной ставкой, то есть 0,75% от оценочной стоимости объекта (последнюю закон о налоге на недвижимость определяет как три четверти от цены на свободном рынке). Гербовый сбор, который платится на стадии покупки, составляет 1,5% от полной продажной стоимости.
Налогообложение доходов с капитала - к этой категории относятся доходы от капиталовложений, такие, как процентные платежи, дивиденды, возрастание и уменьшение суммы капитала, доходы от сдачи недвижимости частным лицам в аренду. Доходы от сдачи частных жилых помещений и квартир внаем декларируются как «доход с капитала», налог на которые составляет 30%. Доходы от капиталовложений облагаются единым 30%-ным налогом. Убытки в этой категории доходов приводят к налоговой скидке в размере 30% от суммы убытков, не превышающей 100000 крон.
Система обложения налога на добавленную стоимость (НДС) в Швеции сходна с системой обложения внутри ЕС. Почти все товары и услуги облагаются НДС. В Швеции налог взимается с коммерческой продажи, осуществляемой производителями, оптовыми и розничными продавцами и т.д., и с импорта налогооблагаемых товаров. Обычная ставка НДС - 25%. Пониженная ставка - 12% по продуктам питания и услугам по туризму, низкая ставка - 6% по газетным изданиям. Отчеты по НДС предоставляются ежемесячно вместе с документами, подтверждающими оплату НДС.
Другими непрямыми налогами, важными для государственного бюджета, являются акцизные сборы с табачных изделий и алкогольных напитков, которые в течение долгого времени были одним из главных источников дохода. Такой же значимостью обладают разного рода пошлины, связанные с транспортными средствами, включающие ежегодный налог на автомобили, налог на продажу новых автомобилей и различные налоги на автомобильное топливо, в частности, особый бензиновый налог, на дизельное топливо, уголь и электричество. Дополнительные налоги на углекислый газ и на серу введены 1 января 1991 года. Некоторые из этих непрямых налогов существенно возросли в последние несколько лет.
Шведская экономика стабильно работает в основном за счет правильной постановки системы налогообложения. В ней очень конкретно и четко указаны льготы за внедренческие и производительные работы. Такая система применяется во многих странах ЕС. Например, германское правительство все время, то есть ежепериодно, рассматривает вопросы влияния налоговых механизмов на производство.
Вместе с тем интересен опыт Японии, который принят к руководству многими странами мира. Для поднятия экономики страны они прибегали к такому механизму, как льготное кредитование и налогообложение. Фирмы, разрабатывающие и выпускающие принципиально новую продукцию (или технологию) получали налоговые льготы в размере 25%, а по некоторым видам - до 50% объема их затрат. Кроме того, фирмы, наладившие производство особо важных изделий в первый год выпуска в размере до 25% амортизационных отчислений и от 25 и до 70% доходов, полученных от экспорта, освобождались от налогообложения.
Вышеизложенные позитивные моменты ни в коей мере не означают отсутствие проблем в налоговых системах перечисленных государств: признанный и постоянно увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными слоями населения, невысокая эффективность социальных программ, малоэффективные образовательные и медицинские бюджетные программы -лишь малая их часть.
В связи с этим, невозможно переложение какой-либо из систем на налоговую систему Республики Казахстан, но использование позитивных моментов и не повторение известных ошибок необходимо.
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны