Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
Из этих данных можно сделать несколько важных выводов.
Во-первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП.
Во-вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для казахстанских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в Республике Казахстан в последние годы не превышал 21% ВВП.
Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении казахстанской налоговой системы и её нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития казахстанской экономики на современном этапе.
В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в Республике показывает, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.
Рассмотрим, какие же факторы оказывают благоприятное влияние на показатель изъятия налогов в казахстанской налоговой системе.
Во-первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в стране складывается в условиях практически повсеместного отсутствия налоговой дисциплины. Далеко не все налогоплательщики исправно и в полном объеме платят в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги, одни показывая так называемые нулевые балансы, а другие вообще не становятся на учет в налоговых органах.
По различным оценкам, в казахстанской экономике от 20 до 30% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих около половины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около одной пятой ВВП.
Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в Республике влияет ещё и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия через налоги ВВП рассчитана исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в казахстанской экономике не одно и тоже. Дело в том, что казахстанские налогоплательщики уплачивают налоги в бюджет, исходя не из принципа "сколько положено по закону и созданной конкретным налогоплательщиком налоговой базы", а исходя из своих реально, а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых возможностей. Иными словами, каждый налогоплательщик вносит в бюджет не сколько надо по закону, а сколько хочет или может. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда долги в бюджет по многим предприятиям стали существенно превышать их текущие налоговые платежи.
Таким образом, т. е., исходя не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и планирование поступления налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Минэкономики и бюджетного планирования РК, региональные финансовые органы страны при составлении проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по разным видам налогов от 70 до 99% суммы налогов, вытекающих из проектируемой налогооблагаемой базы.
Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды.
В третьих, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги казахстанским налогоплательщикам. Несовершенство рыночных отношений, а также несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя казахстанского налогоплательщика. Преобладание в казахстанской налоговой системе косвенных налогов также ещё более отягощает это положение, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности, а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.
Таким образом, перед казахстанской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему казахстанской экономики.
И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в казахстанской налоговой системе - неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики страны, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. При этом налоговая система Республики предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и других форм, вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки это правильно, но с позиции налоговой нагрузки её распределение осуществляется неравномерно, и сводный показатель налогового бремени подлежит корректировке с учетом этих условий.
Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющие её переработку.
Поэтому ясно, что налогоплательщики, не имеющие льготных условий налогообложения, платят в бюджет несколько больше, чем это получается в среднем по стране.
Из сказанного можно сделать вывод, что казахстанская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В связи с этим при анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности экономики страны, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.
В принципе налоговая система Республики Казахстан построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо "дискриминации" налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в казахстанской налоговых системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Одновременно негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего налогового бремени во все большей степени оказывает теневой сектор экономики. Поэтому проблема снижения налогового бремени в казахстанской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, "расчистки" неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, для работы с законопослушными налогоплательщиками целиком и полностью зависит от решения этих проблем.
Если рассматривать установленную с 1 января 2004 года систему налогов и сборов с качественной стороны, то здесь также можно отметить достаточно много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения, в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу казахстанской налоговой системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы их существования к ним адаптировались и казахстанские налогоплательщики.
При этом конкретный налогоплательщик будет платить далеко не все налоги и сборы из тех, что предусмотрены в Кодексе, поскольку среди них достаточно много специфических, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся в частности, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачиваемых физическими лицами.
Снижение налоговых ставок с 1 января 2004 года по НДС с 16 до 15%, с 2007 года до 14%, с 2008 года до 13%, а с 2009 до 12%; введение с 2007 года единой фиксированной ставки в 10% подоходного налога с физических лиц; снижение ставки корпоративного подоходного налога до 15% в 2009 г. должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что должно привести к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это способствует увеличению государственных доходов, сдерживанию роста цен и инфляции, выходу "на свет" теневой экономики.
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы
Следует признать, что человечество до сих пор еще не имеет совершенной налоговой системы. Нельзя однозначно ответить на многие вопросы о действии налогов, а постоянные налоговые реформы почти во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.
В развитых западных странах система налогообложения организована таким образом, чтобы налоги не давили производственную активность предприятий, не снижали уровень покупательского спроса населения и не подрывали внутренние источники накопления. Сложившаяся налоговая практика в нашей стране не вполне соответствует основополагающим принципам западных стран и тем более не в полной мере обеспечивает прерогативу устойчивого роста экономики.
В Соединенных Штатах Америки не случайно сильна роль местных налогов, по разным штатам они колеблются от 36 до 48% от общей суммы налоговых поступлений, так как перечень местных налогов передан в компетенцию правительств соответствующих штатов. Вопросы установления размеров, сроков и видов налогов находятся в юрисдикции местных властей. Они же определяют плательщиков, порядок уплаты и направление использования налогов.
Тем не менее, роль федеральной службы сбора налогов (ССН) заключается в оказании необходимой методической и консультационной помощи, что позволяет направить ее усилия в основном на выполнение своих непосредственных обязанностей - организацию сбора налогов, обработку налоговых деклараций, проведение ревизий и обслуживание налогоплательщиков с применением современных технических средств.
В Великобритании Департамент внутренних доходов является самостоятельным подразделением Министерства финансов. Одна из особенностей департамента - вхождение на правах ведущего в его структуру управления по налоговой политике, разрабатывающего ее приоритетные направления. Работники департамента подразделены на инспекторов и контролеров. Инспектора обязаны правильно и вовремя оценить и выставить налоговые платежи, обеспечить своевременность предоставления отчетов и деклараций. Кроме того, они участвуют в составлении прогнозов в пределах территорий, изменении ставок обложения, курируют нижестоящие налоговые органы. Контролеры следят за достоверностью предоставляемых сведений, участвуют в проведении контроля финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности на предприятиях, в формировании доходной части бюджета соответствующего уровня. На таможенный департамент Великобритании возложены вопросы организации оценки и сбора косвенных налогов.
Все вопросы налогообложения в Германии решаются различными службами финансовых ведомств. Министерство финансов федерации занимается разработкой проектов налогового законодательства. Сбор информации о поступлениях налогов на местах находится в юрисдикции Министерств финансов восемнадцати входящих в Германию земель, которые также организуют работу подчиненных местным властям финансовых управлений районов и общин.
Зарубежная практика свидетельствует о наличии тенденции неуклонного углубления специализации фискальных служб, в том числе по вопросам совершенствования налогового законодательства, прогнозирования налогов и налогово-управленческих проблем.
Рассмотрим предполагаемую тенденцию на примере налоговой системы США. Здесь сбор подоходного налога с основной массы населения был законодательно установлен в 1944 году, несмотря на то, что налоговая система функционирует с момента образования государства. Причиной этому стала необходимость расширения источников финансирования государства, а ранее обложению подоходным налогом подвергались только группы богатых людей. Введение массового подоходного налога привело к необходимости оказания помощи по исчислению налогов и заполнению бланков миллионам граждан. В свою очередь, это затруднило деятельность сотрудников налоговой службы по исполнению своих непосредственных функциональных обязанностей, и поэтому помощь оказывалась только тем, кто посещал отделы налоговых служб или поручал заполнение налоговых документов государственным служащим. Для успешного проведения этой государственной акции была введена официальная программа оказания помощи налогоплательщикам. Но полностью функционировать эта программа стала значительно позже.
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны