Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25

Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

дипломная - налоги.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

В последние годы структура налоговой службы РК изменилась коренным образом, и стала базироваться на принципе функционального назначения. Ранее, структура комитета соответствовала имеющимся видам налогов. Оптимизация структуры связана, в первую очередь, с задачами, возлагаемыми на органы налоговой службы. Министерство финансов Республики Казахстан разработало «Руководство по внедрению функциональной структуры», где определение и предназначение функций налогового комитета рассматривается исходя из двух целей: увеличения поступлений в бюджет и предотвращения возможности фактов коррупции. Структура на уровне центрального и областного аппаратов идентична и несколько раздроблена на уровне районов.

Общая стратегическая политика в области налогообложения позволила поднять уровень экономики в регионах и способствовала установлению рыночного порядка в новых условиях. В период формирования рыночной экономики достигнуты реальные результаты в улучшении благоприятного климата для эффективного функционирования всей системы экономики Казахстана.

Проблема формирования бюджета, рационального использования его ресурсов не решена и на региональном уровне. Придание бюджету силы закона в определенной мере лишает его региональной гибкости, что накладывает отпечаток на экономическую политику регионов. Экономическая политика сводится в основном лишь к изменению финансовой политики либерализации цен и введению высоких или низких налогов, а более весомые вопросы реформы, затрагивающие базис экономики - производство, остаются нерешенными. В результате к реформе по-настоящему не приступили, нужного оживления экономики по отдельным отраслям не происходит.

Формирование как республиканского, так и местных бюджетов (в частности областных) сопровождается, во-первых, сильным перераспределением доходов, что никак не снимает дефицита последних, во-вторых, местные органы власти (особенно в городах) лишены возможности сформировать такой бюджет, который соответствовал бы объективным экономическим ситуациям на их территории. В связи с этим актуальной остается проблема взаимоотношений республиканского бюджета с региональными, местными и районными. Трудность решения этих проблем объясняется тем, что до сих пор не разграничены функции каждого из структурных подразделений администрации. Противоречия возникают, прежде всего, при решении вопросов о том, какую долю областного бюджета следует передать местным бюджетам городов и районов. Каковы должны быть нормативы по регулируемым налогам - источникам доходов местных бюджетов?

Местное самоуправление на своих территориях пока ничего не выиграло от реформ, проводимых с центром. Дополнительных прав не приобрели, зато увеличились обязанности и ответственность, необходимость нести дополнительные расходы. К тому же формирование местных бюджетов, несмотря на формальную автономность, находится по-прежнему под полным контролем вышестоящих органов власти.

Основным недостатком прежней системы государственного финансового регулирования экономики было чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную жизнь предприятий. Проведенный экономический анализ показывает, что доля государственного бюджета в макроэкономических показателях до перехода на рыночные отношения была значительно выше, чем в показателях развития экономики Казахстана за последние годы.

Подводя итог изложенному, можно сделать однозначный вывод о необходимости дальнейшего совершенствования механизмов налоговой системы Республики Казахстан в части не только научно-методической ее обеспеченности, но и структурной организации, администрирования и информационно-аналитической функции в управлении экономикой.

 

2.2.  Виды налогов, действующих на территории Казахстана

С 1 января 2009 года введен в действие Новый налоговый кодекс, который был принят Законом РК от 10 декабря 2008 года №100-IV, при этом Кодекс РК от 12 июня 2001 года утратил свою силу с 1 января 2009 г. Согласно Новому кодексу в республике функционирует 13 видов налогов, 4 вида сборов, 10 плат, государственная пошлина и консульский сбор.

Налоги:

1) корпоративный подоходный налог;

2) индивидуальный подоходный налог;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизы;

5) рентный налог на экспорт;

6) специальные платежи  и налоги недропользователей;

7) социальный налог;

8) налог на транспортные средства;

9) земельный налог;

10) налог на имущество;

11) налог на игорный бизнес;

12) фиксированный налог;

13) единый земельный налог.

Другие обязательные платежи в бюджет:

государственная пошлина;

сборы:

регистрационные сборы;

сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

сбор с аукционов;

лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

платы:

за пользование земельными участками;

за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

за эмиссии в окружающую среду;

за пользование животным миром;

за лесные пользования;

за использование особо охраняемых природных территорий;

за использование радиочастотного спектра;

за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

за пользование судоходными водными путями;

за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Для отдельных групп плательщиков предусмотрены специальные налоговые режимы, предусматривающие применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и представления отчетности по ним. К ним относятся:

      специальный налоговый для субъектов малого бизнеса:

- на основе патента

- на основе упрощенной декларации

      СНР для крестьянских (фермерские) хозяйств

      юридические лица – производители сельхозпродукции и сельских потребительских кооперативов.

Эти режимы представляют собой разновидность (комбинацию) подоходных, поимущественных, социального, косвенных налогов.

Характеризуя налоговую систему в целом, необходимо иметь достаточное представление о сущности каждого вида налогов, сборов и других обязательных платежей. Этим понятием присущи специфические особенности, которые связаны с определенными операционными циклами, источниками уплаты и другими факторами, которые необходимо принять во внимание.

Основу налоговой системы Казахстана составляют корпоративный подоходный налог, НДС, социальный и индивидуальный подоходный налоги.

Корпоративный подоходный налог

Казахстанская налоговая система предполагает стандартный механизм налогообложения доходов, применяемый практически всеми странами - достаточно либеральная система вычетов, перенос убытков, более мягкий режим налогообложения малого бизнеса, предоставление льгот приоритетным отраслям национальной экономики и т.д.

Объектом обложения подоходным налогом является налогооблагаемый доход, определяемый как разница между совокупным годовым доходом (СГД) и разрешенными законодательством вычетами. Из СГД разрешено вычитать большинство хозяйственных расходов, связанных с получением предпри­нимательского дохода, амортизационные отчисления, расходы по процентам за кредит, сомнительные долги и так далее.

Не облагаются корпоративным подоходным налогом доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (образование, здравоохранение, наука, спорт, культура, социальная защита и социальное обеспечение, библиотечное обслуживание, организации, использующие труд инвалидов).

Действует система корректировки налогооблагаемого дохода в пределах 3-х процентов при осуществлении расходов на содержание объектов социальной сферы, безвозмездной передаче имущества некоммерческим организациям, при использовании налогоплательщиками труда инвалидов в зависимости от размера оплаты их труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема Исчисление и взимание корпоративного подоходного налога

С  о  в  о  к  у  п  н  ы  й     г  о  д  о  в  о  й     д  о  х  о  д    (С Г Д)

 

Корректировка СГД

 

 

 

Вычеты   (расходы, связанные с получением СГД в пределах, регламентированных законодательством)

 

Н  а  л  о  г  о  о  б  л  а  г  а  е  м  ы  й          д  о  х  о  д

 

Корректировка налогооблагаемого дохода

 

 

 

Перенос   убытков (-)

 

 

Н   а   л   о   г   о   о   б   л   а   г   а   е   м   ы   й              д   о   х   о   д

     С      Т     А      В       К      И

 

 

С  у  м  м  ы        н  а  л  о  г  а

Д  о  х  о  д      п  о  с  л  е

н а  л о г о о б л о ж  е  н  и  я

 

В государственный бюджет               Остается у плательщика

 

Особенностью нового налогового законодательства в части подоходного налогообложения является увеличение срока переноса убытков предприятий до 10 лет – вместо действующего 3-летнего срока.

Согласно новому налоговому законодательству, ликвидированы обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса, т.е. не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи налогоплательщики, у которых СГД с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий предыдущему налоговому периоду, не превышает сумму, равную 325000-кратному размеру МРП.

С целью снижения общей налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение трех лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года – до 20%, с 2010 года – до 17,5%, с 2011 года – до 15%. Для сельскохозяйственных предприятий, для которых земля является основным средством. Ставка установлена в 10%. Чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, подлежит налогообложению по ставке 15%. Снижение налога создаст дополнительные источники финансирования для приобретения и модернизации основных средств и позволит расширить инвестиционные возможности предпринимателей.

Декларацию по КПН представляет в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря. Налогоплательщики обязаны вносить в бюджет авансовые платежи ежемесячно в течение налогового периода (календарный год) не позднее 20 числа каждого месяца. Окончательный расчет по налогу производится в течение 10 дней после срока, установленного для сдачи декларации.

Налог на добавленную стоимость

Анализ налоговой политики промышленно развитых стран, в которых общей практикой налогообложения потребления является использование НДС, свидетельствует, что одной из главных закономерностей этих стран в последние годы является повышение роли данного налога. В частности, наблюдается рост удельного веса налогов на потребление этих стран, так как усиление налогообложения потребления по сравнению с налогообложением производства в меньшей степени подавляет экономический рост. Наличие в национальной налоговой системе НДС является одним из обязательных условий членства в ЕС, при этом установлена стандартная ставка на уровне не ниже 15%, что по мнению стран-участниц способствует выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.

Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны