Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
В последние годы структура налоговой службы РК изменилась коренным образом, и стала базироваться на принципе функционального назначения. Ранее, структура комитета соответствовала имеющимся видам налогов. Оптимизация структуры связана, в первую очередь, с задачами, возлагаемыми на органы налоговой службы. Министерство финансов Республики Казахстан разработало «Руководство по внедрению функциональной структуры», где определение и предназначение функций налогового комитета рассматривается исходя из двух целей: увеличения поступлений в бюджет и предотвращения возможности фактов коррупции. Структура на уровне центрального и областного аппаратов идентична и несколько раздроблена на уровне районов.
Общая стратегическая политика в области налогообложения позволила поднять уровень экономики в регионах и способствовала установлению рыночного порядка в новых условиях. В период формирования рыночной экономики достигнуты реальные результаты в улучшении благоприятного климата для эффективного функционирования всей системы экономики Казахстана.
Проблема формирования бюджета, рационального использования его ресурсов не решена и на региональном уровне. Придание бюджету силы закона в определенной мере лишает его региональной гибкости, что накладывает отпечаток на экономическую политику регионов. Экономическая политика сводится в основном лишь к изменению финансовой политики либерализации цен и введению высоких или низких налогов, а более весомые вопросы реформы, затрагивающие базис экономики - производство, остаются нерешенными. В результате к реформе по-настоящему не приступили, нужного оживления экономики по отдельным отраслям не происходит.
Формирование как республиканского, так и местных бюджетов (в частности областных) сопровождается, во-первых, сильным перераспределением доходов, что никак не снимает дефицита последних, во-вторых, местные органы власти (особенно в городах) лишены возможности сформировать такой бюджет, который соответствовал бы объективным экономическим ситуациям на их территории. В связи с этим актуальной остается проблема взаимоотношений республиканского бюджета с региональными, местными и районными. Трудность решения этих проблем объясняется тем, что до сих пор не разграничены функции каждого из структурных подразделений администрации. Противоречия возникают, прежде всего, при решении вопросов о том, какую долю областного бюджета следует передать местным бюджетам городов и районов. Каковы должны быть нормативы по регулируемым налогам - источникам доходов местных бюджетов?
Местное самоуправление на своих территориях пока ничего не выиграло от реформ, проводимых с центром. Дополнительных прав не приобрели, зато увеличились обязанности и ответственность, необходимость нести дополнительные расходы. К тому же формирование местных бюджетов, несмотря на формальную автономность, находится по-прежнему под полным контролем вышестоящих органов власти.
Основным недостатком прежней системы государственного финансового регулирования экономики было чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную жизнь предприятий. Проведенный экономический анализ показывает, что доля государственного бюджета в макроэкономических показателях до перехода на рыночные отношения была значительно выше, чем в показателях развития экономики Казахстана за последние годы.
Подводя итог изложенному, можно сделать однозначный вывод о необходимости дальнейшего совершенствования механизмов налоговой системы Республики Казахстан в части не только научно-методической ее обеспеченности, но и структурной организации, администрирования и информационно-аналитической функции в управлении экономикой.
2.2. Виды налогов, действующих на территории Казахстана
С 1 января 2009 года введен в действие Новый налоговый кодекс, который был принят Законом РК от 10 декабря 2008 года №100-IV, при этом Кодекс РК от 12 июня 2001 года утратил свою силу с 1 января 2009 г. Согласно Новому кодексу в республике функционирует 13 видов налогов, 4 вида сборов, 10 плат, государственная пошлина и консульский сбор.
Налоги:
1) корпоративный подоходный налог;
2) индивидуальный подоходный налог;
3) налог на добавленную стоимость;
4) акцизы;
5) рентный налог на экспорт;
6) специальные платежи и налоги недропользователей;
7) социальный налог;
8) налог на транспортные средства;
9) земельный налог;
10) налог на имущество;
11) налог на игорный бизнес;
12) фиксированный налог;
13) единый земельный налог.
Другие обязательные платежи в бюджет:
государственная пошлина;
сборы:
регистрационные сборы;
сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
сбор с аукционов;
лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;
платы:
за пользование земельными участками;
за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
за эмиссии в окружающую среду;
за пользование животным миром;
за лесные пользования;
за использование особо охраняемых природных территорий;
за использование радиочастотного спектра;
за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;
за пользование судоходными водными путями;
за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Для отдельных групп плательщиков предусмотрены специальные налоговые режимы, предусматривающие применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и представления отчетности по ним. К ним относятся:
специальный налоговый для субъектов малого бизнеса:
- на основе патента
- на основе упрощенной декларации
СНР для крестьянских (фермерские) хозяйств
юридические лица – производители сельхозпродукции и сельских потребительских кооперативов.
Эти режимы представляют собой разновидность (комбинацию) подоходных, поимущественных, социального, косвенных налогов.
Характеризуя налоговую систему в целом, необходимо иметь достаточное представление о сущности каждого вида налогов, сборов и других обязательных платежей. Этим понятием присущи специфические особенности, которые связаны с определенными операционными циклами, источниками уплаты и другими факторами, которые необходимо принять во внимание.
Основу налоговой системы Казахстана составляют корпоративный подоходный налог, НДС, социальный и индивидуальный подоходный налоги.
Казахстанская налоговая система предполагает стандартный механизм налогообложения доходов, применяемый практически всеми странами - достаточно либеральная система вычетов, перенос убытков, более мягкий режим налогообложения малого бизнеса, предоставление льгот приоритетным отраслям национальной экономики и т.д.
Объектом обложения подоходным налогом является налогооблагаемый доход, определяемый как разница между совокупным годовым доходом (СГД) и разрешенными законодательством вычетами. Из СГД разрешено вычитать большинство хозяйственных расходов, связанных с получением предпринимательского дохода, амортизационные отчисления, расходы по процентам за кредит, сомнительные долги и так далее.
Не облагаются корпоративным подоходным налогом доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (образование, здравоохранение, наука, спорт, культура, социальная защита и социальное обеспечение, библиотечное обслуживание, организации, использующие труд инвалидов).
Действует система корректировки налогооблагаемого дохода в пределах 3-х процентов при осуществлении расходов на содержание объектов социальной сферы, безвозмездной передаче имущества некоммерческим организациям, при использовании налогоплательщиками труда инвалидов в зависимости от размера оплаты их труда.
С о в о к у п н ы й г о д о в о й д о х о д (С Г Д) | ||||||||||
| ||||||||||
Корректировка СГД
|
| |||||||||
| ||||||||||
Вычеты (расходы, связанные с получением СГД в пределах, регламентированных законодательством) | ||||||||||
| ||||||||||
Н а л о г о о б л а г а е м ы й д о х о д | ||||||||||
| ||||||||||
Корректировка налогооблагаемого дохода |
| |||||||||
| ||||||||||
Перенос убытков (-) |
| |||||||||
| ||||||||||
Н а л о г о о б л а г а е м ы й д о х о д | ||||||||||
С Т А В К И
| ||||||||||
С у м м ы н а л о г а | Д о х о д п о с л е н а л о г о о б л о ж е н и я |
|
В государственный бюджет Остается у плательщика
Особенностью нового налогового законодательства в части подоходного налогообложения является увеличение срока переноса убытков предприятий до 10 лет – вместо действующего 3-летнего срока.
Согласно новому налоговому законодательству, ликвидированы обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса, т.е. не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи налогоплательщики, у которых СГД с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий предыдущему налоговому периоду, не превышает сумму, равную 325000-кратному размеру МРП.
С целью снижения общей налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение трех лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года – до 20%, с 2010 года – до 17,5%, с 2011 года – до 15%. Для сельскохозяйственных предприятий, для которых земля является основным средством. Ставка установлена в 10%. Чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, подлежит налогообложению по ставке 15%. Снижение налога создаст дополнительные источники финансирования для приобретения и модернизации основных средств и позволит расширить инвестиционные возможности предпринимателей.
Декларацию по КПН представляет в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря. Налогоплательщики обязаны вносить в бюджет авансовые платежи ежемесячно в течение налогового периода (календарный год) не позднее 20 числа каждого месяца. Окончательный расчет по налогу производится в течение 10 дней после срока, установленного для сдачи декларации.
Анализ налоговой политики промышленно развитых стран, в которых общей практикой налогообложения потребления является использование НДС, свидетельствует, что одной из главных закономерностей этих стран в последние годы является повышение роли данного налога. В частности, наблюдается рост удельного веса налогов на потребление этих стран, так как усиление налогообложения потребления по сравнению с налогообложением производства в меньшей степени подавляет экономический рост. Наличие в национальной налоговой системе НДС является одним из обязательных условий членства в ЕС, при этом установлена стандартная ставка на уровне не ниже 15%, что по мнению стран-участниц способствует выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны