Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
отсутствие «человеческого» фактора при определении налогоплательщиков, подлежащих налоговой проверке;
сосредоточение внимания на «недобросовестных» налогоплательщиках.
Вопрос возможности дальнейшего снижения налоговых ставок необходимо рассматривать в рамках бюджетного процесса и общей фискальной политики государства и исходить из принятых государством обязательств на среднесрочный период.
Учитывая, что безусловное снижение ставок налогов не гарантирует роста поступлений доходов бюджета в долгосрочной перспективе, дальнейшее снижение уровня налогообложения следует производить при наличии достаточного объема бюджетных ресурсов для удовлетворения приоритетных потребностей в расходах и полной оценки воздействия на экономику снижения налогов в течение последних лет.
Кроме социальных последствий подобный шаг приведет к росту денежных средств на руках налогоплательщиков. Безусловное снижение налогов станет серьезным фактором роста инфляции в условиях наличия запаздывания со структурированием ресурсной базы, неразвитости инвестиционной сферы. Увеличение располагаемых средств при отсутствии четкой стратегии развития станет причиной вымывания оборотных средств, проще говоря - «проеданию».
Кроме того, последствиями одностороннего снижения ставок налогов наряду с неоправданным снижением доходов бюджета может стать и привлечение инвесторов, заинтересованных только в получении краткосрочной прибыли («фирмы - однодневки»).
Так как с момента действия сниженных ставок основных налогов прошло совсем немного времени, а многие эффекты налогообложения имеют выраженный динамический или межвременный характер, например, влияние на сбережения и накопления, на экономический рост и т.д., оценка эффективности данной меры может быть проведена на основе динамики соответствующих экономических показателей за ряд лет. Поэтому, дальнейшее снижение ставок налогов без соответствующего анализа и без соответствующего отклика со стороны налогоплательщиков в форме участия в решении общенациональных задач через добросовестное и неукоснительное исполнение налоговых обязательств, может привести лишь к сокращению доходов бюджета.
Для максимального увеличения поступлений в государственный бюджет необходимо предусмотреть соблюдение жесткой налоговой дисциплины, создание специализированной структуры в Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан. Проведение реформы в области налогового и таможенного администрирования; расширение электронных услуг для налогоплательщиков, внедрение методов пресечения «лжепредпринимательства», деятельности «обнальных» фирм и теневого оборота, в том числе оборота подакцизной продукции.
Так же, в целях получения стабильных доходных источников было бы целесообразно в будущем Налоговом кодексе предусмотреть введение налога на имущество, переходящее в порядке наследства и дарения, с установлением предельной суммы стоимости наследства и дарения, освобожденной от налогообложения. Эти налоги действуют в Российской Федерации, и в США, и в Великобритании, т.е. во многих странах мира.
Так, налог с наследства введен в Великобритании с 1975 года. Оценкой и сбором данного вида налога по всей стране занимается самостоятельное управление с правом юридического лица департамента внутренних доходов Англии, где работают 650 человек. Предельные суммы стоимости наследства, освобождаемые от налогообложения, ежегодно меняются в зависимости от темпов инфляции. Это же управление следит за оценкой и сбором налогов с подарков. Ставка налога на подарки 20%.
Необходимо отметить, что в настоящий момент отсутствует четкая методика прогнозирования ожидаемых поступлений в бюджет. В каждой области существуют определенные расчеты, которые до сих пор не систематизированы в единую методологическую базу.
В целях более объективного бюджетного планирования и распределения доходов между бюджетами разных уровней следует отметить, что назрела острая необходимость разработки и утверждения на уровне Закона методики определения налогового потенциала и стимулирования развития налогооблагаемой базы региона. Необходимо создать условия, в которых каждый регион был бы заинтересован в более динамичном развитии налогооблагаемой базы, создавая тем самым возможность наращивания темпов развития социальных и экологических программ.
Лишь в последнее время к налогообложению как к одному из основополагающих принципов цивилизованного общества стала привыкать определенная часть налогоплательщиков. Только сейчас хозяйствующие субъекты и население начинают понимать, что налоги - это вполне естественная и важная форма участия в решении общенациональных задач. Несмотря на все перемены в налоговой системе, до сих пор основная часть граждан редко, вступая в диалог с властью, представляет себя в качестве налогоплательщика и, как правило, обращается с просьбой или претензией к официальным органам как социально уязвимая категория населения или имеющая особые заслуги перед страной. Все это означает, что налогоплательщики еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в развитых странах ценности, одной из которых является парадигма "налоги - основа благосостояния государства и общества". Поэтому, как в частной жизни граждан, так и в предпринимательской среде, к тем, кто уклоняется от налогов, вместо общей нетерпимости, прослеживается особое отношение - восхищение способностью обмануть "систему" и неуплата налогов практически не влияет на деловую репутацию.
Учитывая опыт проведения налоговых реформ в других странах, а также относительно низкую налоговую нагрузку на экономику, в среднесрочной перспективе основными направлениями налоговой политики должны стать:
1) дальнейшее совершенствование и развитие процессов
налогового администрирования;
2) принимая во внимание текущее состояние налоговой системы - наличие комплекса стимулирующих мер - необходимо переместить акцент на совершенствование применения существующих налоговых стимулов, провести анализ эффективности действующих мер налогового стимулирования, а именно, инвестиционных преференций, режимов СЭЗ, в частности, пересмотреть перечень приоритетных видов деятельности, пользующихся инвестиционными преференциями, основываясь на соответствующей методике, а также упростить порядок их применения;
3) в перспективе привести налоговое законодательство в соответствие с международными стандартами, т.е. в действительный
закон прямого действия, исключающий возможность определения
норм администрирования в подзаконных актах (правилах), а также
в ведомственных приказах, допускающих разночтения и неоднозначное толкование;
4) в ближайшие годы рассмотреть возможность постепенного перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц с целью усиления конкурентоспособности казахстанской экономики, при условии роста благосостояния населения. Основой данной меры должно стать значительное увеличение фонда оплаты труда и приближение уровня жизни в Республике Казахстан к уровню стран Восточной Европы. Данный механизм налогообложения применяется практически всеми развитыми странами и основывается на логике необходимости развития производства, конечной целью которой является повышение благосостояния населения.
Также, для усиления эффективности принимаемых для повышения благоприятного инвестиционного климата мер в области налогообложения, необходимо приведение в соответствие с международными стандартами основных компонентов инвестиционного климата:
- качество инфраструктуры;
- подготовка квалифицированной рабочей силы;
- совершенствование судебной и административной систем с
целью создания подлинно независимых и компетентных судов,
снижение коррупции в государственных органах до минимума.
Говоря о проблеме казахстанской налоговой политики, очень важно учитывать национальную специфику и стратегические цели социально-экономического развития республики, обусловленные ее природно-географическими факторами.
Во-первых, Казахстан – огромная страна с различными природными зонами и, следовательно, энергоемкость ВВП у нас существенно дифференцирована по регионам. Во-вторых, из-за масштабности территории транспортная составляющая в себестоимости продукции в республике выше, чем в большинстве развитых стран. В-третьих, Казахстан – страна с богатейшими в мире природными ресурсами. Но на фоне продолжающейся деградации отечественной обрабатывающей промышленности за Казахстаном в мировом разделении труда закрепляется статус сырьевой базы – страны с низкотехнологичным производством. Понятно, что далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла и продолжает играть действующая налоговая система.
В связи с вышеизложенным, при дальнейшем совершенствовании налоговой системы Республики Казахстан необходимо учитывать:
- региональную дифференциацию производства по ряду ключевых параметров, а также проблемы изъятия и перераспределения природной и географической ренты (подобная налоговая практика многие годы существует в США, Канаде, ФРГ и ряде других стран);
- необходимость поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы и транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок на транспорте.
Непременно должны присутствовать и стимулирующие факторы, ориентированные на создание будущего экономики страны. Это касается налоговых послаблений в вопросах кредитования экономики, создания условий для развития ипотечного кредитования и системы стройсбережений, лизинга, вексельного обращения, совершенствования пенсионной системы, развития страхового рынка, развития внутреннего рынка драгметаллов и других финансовых инструментов. Не говоря уже о стимулировании сбережений и инвестиционных процессов в республике.
Создав максимально благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности, дальнейшая цель налоговой политики - улучшение налоговой культуры, результатом которой должен стать переход от восприятия налоговых обязательств как тяжелого бремени к формированию нового отношения налогоплательщика к ответственному выполнению своего гражданского долга по уплате налогов и осознанию своего положения как партнера государства в вопросе формирования государственных доходов.
заключение
Перспектива развития экономики любого государства во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки, вернее, тем ее предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства.
Один из важнейших аспектов налоговой реформы – это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятий. Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30%, тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не приемлет ее, когда она зашкаливает за 50%. Чрезмерная налоговая нагрузка подрывает саму налоговую базу, снижает общую сумму налоговых поступлений.
Поиск «критической точки», оптимальной налоговой нагрузки может быть направлен на разработку отраслевых нормативов предельной налоговой нагрузки путем обоснования доли оплаты труда, амортизации и чистой прибыли в добавленной стоимости. Нормативы налоговой нагрузки могут иметь максимальное и минимальное значение в зависимости от наличных бюджетных резервов. Такие нормативы в известной степени ограничили бы налоготворчество в регионах и на местах. В случае их превышения имелись бы объективные основания для ходатайств об отсрочках или сложении платежей. Очевидно, показатели налоговой нагрузки должны найти место в отчетности предприятий.
Над проблемой налогового потенциала страны стали задумываться начиная с 1998 года. Этот год был сложный, так как отмечался пик экономического кризиса и исполнение доходной части бюджета шло на низком уровне по различным объективным и субъективным причинам. Анализ подобной ситуации показал, что основными причинами неисполнения явились:
• экономический кризис, вследствие чего ухудшилось финансовое состояние крупных налогоплательщиков;
• неудовлетворительная работа налоговых комитетов по планированию доходной части бюджета;
• отсутствие качественного налогового администрирования.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в Казахстане показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако государственные органы РК уяснили, что в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. Именно этим руководствовалось правительство РК при проведении налоговой реформы и принятии нового Налогового кодекса. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, каковой должен стать Налоговый кодекс.
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны