Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25

Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

дипломная - налоги.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время принято выделять следующие уровни налогового воздействия на экономику.

1. Макроэкономический, при котором наличие совокупного спроса и предложения в экономике регулируется за счет изменений общего уровня налогового бремени и бюджетных средств государства.

2.      Функциональный, при котором осуществляется целевое выполнение определенных направлений государственной политики за счет налоговых норм и методов, а также бюджетных средств.

3.      Отраслевой,   при   котором   стимулируется   развитие   приоритетных
отраслей экономики за счет преференции и льготных условий.

4.      Микроэкономический,   при   котором   регулирование   направлено   на стимулирование отдельных организационных форм управления.

В мировой практике в процессе эволюции распределительных отношений можно выделить три модели налоговой системы, включающие подсистемы прямого и косвенного налогообложения:

•                  первая модель - в качестве объекта налогообложения используются
преимущественно доходы;

•                  вторая  модель -  в качестве объекта налогообложения  выступают
преимущественно расходы;

•                  третья модель - в качестве объекта налогообложения редполагается
использование и доходов, и расходов, соотношение которых обеспечивает относительное равновесие между налоговыми функциями.

Динамика развития налоговых систем показывает, что в странах с депрессивной экономикой, узкой налоговой базой в качестве налогообложения преимущественно используются расходы, в странах с развитой рыночной экономикой - доходы. Доходы предпринимательства или доходы населения облагаются прямыми налогами. Косвенные налоги ориентированы на обложение расходов и потребления. Третья модель наиболее соответствует теории устойчивого развития экономики

Своевременное внесение коррективов в систему налогообложения в соответствии со складывающейся социально-экономической ситуацией обеспечивает стабильное и устойчивое развитие экономики посредством установления максимально возможного равновесия между косвенными и прямыми налогами, что может привести к сочетанию интересов государства и налогоплательщиков в процессе формирования государственного бюджета. Очень трудно достичь соответствия интересов в условиях экономического кризиса, ведущего к сужению налоговой базы и уменьшению возможности маневра конкретных налоговых форм.

Существующая     рыночная     система     в    республике  и     имеющиеся экономические условия развития регионов определяют особенности состава и структуры налогообложения. В современном теоретическом обосновании устойчивое развитие рыночных отношений обусловлено взаимодействием неоклассических и кейнсианских методов регулирования экономики.

В Казахстане на протяжении многих лет действовала советская экономическая система с особым налоговым регулированием.

По мере перехода к новым рыночным условиям произошла либерализация хозяйственной деятельности, в процессе которой (начиная с 1991 г.) за счет приватизации освобождены от государственного вмешательства более 80,0 тыс. предприятий. Был взят курс на всемерное привлечение иностранного капитала и создание системы регулирования экономики на рыночной основе. Стал успешно осуществляться финансовый механизм, удалось создать наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный режим.

Налоговая система Республики Казахстан сформировалась в сложных условиях. Спад производства обострил проблемы мобилизации доходов в государственный бюджет, привел к значительной внутренней задолженности между хозяйствующими субъектами, снижению поддержки кредитного обмена, неравномерности приватизационного процесса, росту внешней задолженности, практически сделал невозможным принятие односторонних мер в налоговой политике для достижения фискальной цели. Вместе с тем увеличение налогового бремени по отношению к налогоплательщикам влекло за собой обратные последствия. Наметились тенденции сокращения налоговой базы за счет массового ухода их в теневую сторону. А это принуждало государство проводить очередную налоговую реформу и снижать налоговый пресс особенно в сфере малого и среднего бизнеса, в отраслях сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Максимальное приближение налоговой системы Республики Казахстан не к российским, а к западным образцам, т.е. расширение подоходного налога, снижение ставок на НДС и социальный налог, преференция инвестиций, введение нового Налогового кодекса и др. определили принципы налогообложения, ориентированные на обеспечение экономического подъема на местах.

Однако в наших условиях они дополнились многочисленными требованиями, такими, как стабильность, обеспеченность и подвижность налогов в различных сферах деятельности.

Важнейшим действующим фактором эффективности налогообложения является расширение налоговой базы. Проводимая сейчас в Казахстане налоговая политика на основании Налогового кодекса РК и законов «О республиканском бюджете» призвана решить задачу достижения оптимального соотношения между фискальной и стимулирующей функциями налогов, а также обеспечить подход к справедливым, оптимальным налоговым ставкам и упрощенному налоговому режиму для равномерного распределения налогового бремени.

Тенденция равномерного налогообложения в наших условиях характеризуется и осуществляется через механизмы администрирования налоговых льгот и преференции. Но введение дополнительных систем в виде экономических платежей, природопользования и целевых сборов усиливает фискальный характер налоговой системы. Вместе с тем введены льготные режимы по НДС (нулевая ставка по экспорту), для инвестиционной деятельности, налогооблагаемого минимума для покупателей с низкими доходами, введение облегченных специальных режимов для секторов малого и среднего бизнеса, сельхозтоваропроизводителей, высокая налогооблагаемость особо больших и спекулятивных доходов.

Стимулирующая роль налогов заметно усилилась, но преимущественность фискального характера наблюдается по-прежнему, о чем, в частности, свидетельствует рост доходов за счет налоговых поступлений.

Исследование зарубежного опыта позволяет отобрать для применения наиболее приемлемый в республике вариант налогового управления. При этом нельзя забывать, что готовых рецептов не бывает, необходимо в любом случае учитывать исторические, экономические, социально-политические особенности Казахстана. Слепое копирование зарубежного опыта, без учета национальных особенностей, подводило уже не раз. Так было, например, при введении, по опыту Германии и России, трехзвенной налоговой системы, которая присуща, прежде всего, государствам с федеративным устройством. Слепое копирование чужого опыта не позволило понять взаимосвязь между государственным устройством и системой управления - как финансами в целом, так и налогами в частности.

 

 

1.3     Проблемы распределения налогового бремени в экономике.

Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщик является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны. 

Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджета становятся невосполнимыми. Т.к. определенная часть налогоплательщиков или разорятся, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот плательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия, уже не будет платить налогов в полном объеме.

В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки  на налогоплательщика играет важную роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в государственную казну налогов еще в начале второй половины ХХ века вывел профессор А. Лаффер, построивший параболическую кривую, получившую в дальнейшем название «Кривая Лаффера» (см. рис. 3).

А. Лаффер утверждал, что более низкие ставки налогов способны не только уменьшить, но и увеличить налоговые поступления в бюджет. «Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой…., говорил он, - заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налогов доход определяет, работает ли данный человек или сидит на пляже».  

Согласно рис. 3, увеличение налоговой ставки до уровня ms (предельного налогового бремени к национальному доходу в точке М) будет обеспечивать увеличение налоговых поступлений до максимальной величины в точке mp. Дельнейший рост налоговой ставки приведет к снижению деловой активности, стимулов к производству и инвестированию. В результате величина национального дохода, облагаемого налогом, сократится до такого уровня, что сумма налоговых поступлений также начнет снижаться.

              Т.о., если экономика страны находится в некоторой точке, например N, когда ставки налогов столь высоки, что способствовали сдерживанию производства и массовому уклонению от уплаты налогов, а в результате налоговые поступления стали значительно ниже максимума  mp, то снижение ставки и бремени совокупного налога до точки L приведет к тому, что правительство будет собирать не меньше налогов, чем при ставке и бремени в точке N. Более того, низкие налоговые ставки должны создать дополнительные стимулы к производству и инвестированию, заставить «теневой» бизнес легализоваться, способствовать расширению национального производства, увеличению доходов и налогооблагаемой базы. Это позволит не только поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне, но и увеличить их при более низких ставках налогов.

 

Рис.3

 

100

                          N

             

      

     ставка   

налогов, %

 

         ms              М

          

 

 

              L

            0                                                                                mp               (максимальная величина налоговых поступлений)

налоговые поступления (сумма)

 

Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятия у налогоплательщика  до 30-40% дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня, или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного Валового внутреннего продукта.

 

Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Удельный вес налоговых поступлений в различных странах по отношению к ВВП (%)

Страна

Доля налогов и обязательных платежей

Австрия

Бельгия

Великобритания

Германия

Дания

Испания

Италия

Канада

Нидерланды

США

Франция

Швеция

Япония

Россия

Казахстан

45,5

46,4

33,9

42,9

52,8

35,5

42,9

36,3

44,8

31,8

46,3

54,2

28,6

30,7

20,1

Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны