Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25

Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

дипломная - налоги.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

Налоги непосредственно относятся к государственному финансо­вому хозяйству как централизованный финансовый ресурс и основа доходной базы бюджетной системы страны, но в не меньшей степени они влияют на состояние финансов частного хозяйства (предприятия, домохозяйства), доходы которого выступают источником уплаты на­логов. Такое двойственное положение последних отражает специфику сущности и функций финансовой категории налогов.

Таким образом, ни протоналоги, ни современные формы неде­нежного исполнения налоговых обязательств нельзя относить к нало­гам, представляющим собой исключительно денежные платежи в го­сударственную казну. Тем не менее следует обратить внимание на на­личие общих для налогов и государственных натуральных сборов ха­рактерных родовых признаков:

1)                      причина этих явлений — возникновение государства и необхо­димость удовлетворения общественных потребностей его надстроеч­ных институтов;

2)                      отчуждение части созданного национального продукта (богат­ства) в пользу государства;

3)                      принудительная форма изъятия продукта в доход государства.

Условием трансформации протоналогов (праналогов) в постоян­но действующую систему налогов — денежных платежей в государст­венную казну, взимаемых по установленным правилам и элементам налогообложения, помимо определенного уровня развития государст­венности и права товарно-денежных, рыночных отношений, является достаточный уровень развития. Современные формы неденежного исполнения налоговых обязательств порождаются неразвитостью ры­ночных отношений.

Переходными формами налоговых платежей, широко распростра­ненными в средневековой Европе, выступали домены и регалии.

Домены — это государственные земли, лесные угодья, имущество, предприятия, приносящие доход. Поскольку названные объекты соб­ственности являлись казенными, постольку все доходы от них посту­пали в распоряжение государства.

Регалии — это отдельные производства, виды деятельности, това­ры и т.д., на которые распространялась государственная монополия, дающая право на получение части доходов от них. Существовало не­сколько видов регалий: бесхозная, таможенная, судебная, монетная, производственная и др.

Домены и регалии, выраженные в форме денежных поступлений в государственную казну, по праву можно назвать и первыми налоговы­ми прототипами, принявшими современные формы косвенных нало­гов на производство и импорт. Например, налоги за пользование при­родными ресурсами (водой, землями, лесами, полезными ископаемы­ми, находящимися в собственности государства) представляют собой трансформацию средневековых доменов, а прототипами современ­ных акцизов, таможенных и государственных пошлин, лицензионных сборов являются феодальные регалии.

Если причиной, породившей протоналоги и собственно денежные налоги, явилось возникновение государства, то необходимым услови­ем генезиса налоговых отношений является достаточный уровень раз­вития товарно-денежных отношений. Несмотря на то, что первые упо­минания об отдельных денежных налоговых платежах относятся еще к временам Древнего Рима, они не могли стать основным источником государственных доходов ни в античные времена, ни в средние века, поскольку еще отсутствовали достаточный уровень развития товар­но-денежных отношений и рыночно ориентированные законодатель­но-правовые институты.

Лишь в эпоху утверждения капиталистического способа произ­водства (чуть более 200 лет назад), давшего простор развитию товар­но-денежных отношений, налоговые платежи в денежной форме за­няли главенствующее место в составе государственных доходов. Фор­мирование национальных рынков товаров и капиталов, денежных и финансовых систем дало импульс к формированию и развитию адек­ватных постоянно действующих налоговых систем. Государственное финансовое хозяйство стало включать в себя государственный бюд­жет, утверждаемый по доходам и расходам законодательными органа­ми власти, внебюджетные счета, государственные займы и доходы от государственной собственности. Налоги как основной источник госу­дарственных доходов превратились в важнейшее самостоятельное зве­но, движущий мотив и инструмент функционирования государствен­ных финансов, связав воедино все структурные элементы финансовой системы страны в целом.

Налогам как частной финансовой категории присущи общие с го­сударственными финансами отличительные признаки:

•    исключительно стоимостный, денежный характер отношений, лежащих в основе этих категорий;

•    отражают движение части стоимости валового и чистого продукта общества в форме финансовых ресурсов;

• связаны с образованием и использованием государственных до­ходов.

Налоги, так же как и финансы (государственные и частнохозяйст­венные) — категории воспроизводственные. Одновременно они явля­ются и активными элементами расширенного воспроизводства (про­изводства, обмена, распределения и потребления) валового внутрен­него продукта стран.

Схема взаимосвязи категорий финансов и нало­гов, а также их природа и место в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта (ВВП) представлена на рис. 1.

Итак, экономическая природа налогов заложена в их понимании как объективной финансовой категории. Государство — это перво­причина налогов, а определенный и достаточный уровень развития товарно-денежных отношений — их необходимое условие и экономи­ческая основа. Через налоги государство реализует свое финансовое право на получение доли валового и чистого продукта общества для обеспечения нормального функционирования всех его структур.

В отличие от других стоимостных категорий (цены, заработной платы, прибыли, амортизации и т.п.), в налогах, составляющих осно­ву государственных финансов, тесно переплетаются базисные (денеж­ные) и надстроечные (государственно-правовые) отношения. Специ­фика налоговых отношений - их объективность по содержанию и субъективность по форме. Важно, чтобы в понимании экономической сущности налогов формальный (надстроечный) подход не возобладал над содержанием налогов как объективной финансовой и воспроиз­водственной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 1. Финансы и налоги в общественном воспроизводственном процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Система                         финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

31

 



1.2     Роль налогов в экономической системе общества

Роль налогов как совокупного эквивалента стоимости государ­ственных услуг определяется созданием необходимых рыночных условий для максимально возможного использования фискально­го, регулирующего и контрольного потенциала налогов. Только при налоговом равновесии может быть достигнут наибольший фискаль­ный контрольно-регулирующий эффект. Чем полнее совокупный налог отражает в качестве эквивалента действительную стоимость предоставленных государством общественных благ (выгод), чем ближе бремя начисленных налогов к его равновесному значению, тем больше и стабильнее налоговые поступления в бюджетную сис­тему, действеннее стимулы к инвестированию в производство и ле­гализации доходов для налогообложения, меньше налоговых пра­вонарушений и т.д.

Налоги — это основа государственного финансового хозяйства. В развитых экономиках государственные доходы на 80-90% форми­руются за счет налоговых платежей. Масштабы распределения и пере­распределения ВВП и национального дохода через налоги настолько существенны в современной экономике, что их позитивное или нега­тивное воздействие становится решающим фактором при построении и реализации политики экономического роста. Налоги — это важней­ший инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов, а также антицикличного развития экономики.

В целом роль налогов будет результативной, если на практике ис­пользованы все фискальные, регулирующие и контрольные возмож­ности налогов на основе достижения необходимого ценового и функ­ционального равновесия (последнее означает сбалансированность всех функций налогов). Важнейшим условием такого равновесия яв­ляется установление оптимального уровня совокупного налогового бремени и ставок наиболее крупных налогов, несущих основную фис­кальную и регулирующую нагрузку в структуре действующей системы налогов. Результативность последней характеризует такую ценовую и функциональную сбалансированность налогов, которая обеспечивает надлежащее исполнение бюджетов всех уровней, рост налоговых по­ступлений, инвестиций и доходов налогоплательщиков, социальную защищенность населения.

Оценка роли налогов может быть негативной, если действующая их система не учитывает наиболее важные потребности экономики и предела преимущественно на решение фискальных задач без учета объективных экономических законов и налоговых закономерностей. В результате нарушения налогового равновесия не срабатывают долж­ным образом не только регулирующая и контрольная функции нало­гов, но и возникают серьезные затруднения в сборе налоговых пла­тежей.

На оценку роли налогов большое влияние оказывает субъектив­ный фактор. Роль налогов может оцениваться по-разному органами государственной власти (законодательной и исполнительной) и нало­гоплательщиками (организациями и физическими лицами), а также различными группами населения. Например, усиление налогового бремени для увеличения налоговых доходов в связи с ростом государ­ственных социальных расходов может быть поддержано органами власти и отдельными группами населения, получающими эти соци­альные блага, т.е. оценено ими положительно. Но эта же мера нега­тивно отразится на доходах налогоплательщиков, что вызовет у них отрицательную реакцию. Поэтому однозначно заявлять о позитивной или негативной роли налогов на каком-то конкретном этапе развития экономики только с точки зрения одного из субъектов налоговых от­ношений крайне сложно ввиду многовариантности решений и резуль­татов такой оценки.

Относительно независимую от субъективного фактора оценку роли налогов можно провести на основе анализа влияния действую­щей системы налогов на доходы и результаты деятельности двух ос­новных субъектов налоговых отношений — государства и совокупно­го налогоплательщика. Это позволит более объективно оценить фис­кальную и контрольную роль налогов.

Как результат использования государством функционального по­тенциала категории налогов и практических действий в области нало­гообложения, роль налогов проявляется в самых различных аспектах в процессе формирования централизованных доходов, а также налого­вого регулирования и контроля на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях.

Взаимосвязь функций и роли налогов, основ­ные направления их реализации наглядно представлены на рис.2.

Роль налогов как совокупного эквивалента стоимости государст­венных услуг и фискальная роль налогов закладываются еще на стадии формирования налоговой системы по составу, структуре, элементам налогообложения и уровню бремени начисленных налогов в стра­тегическом плане, а также на этапе формирования доходной базы бюджета страны, налогового планирования и налогового бюджетирования в тактическом аспекте. Государственное налоговое планирование и бюджетирование призвано обеспечить выполнение установлен­ных количественных и качественных показателей в ходе текущего ис­полнения бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти, а также среднесрочных параметров реализации фискальной политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией фис­кальной стратегии.

Влияние налогов на воспроизводственный процесс происходит по трем основным направлениям: воздействие на совокупные производст­во и распределение, накопление и потребление, спрос и предложение; регулирование доходов внутри бюджетной системы; влияние на приня­тие налогоплательщиками экономических решений и на их мотивы. Названные направления реализации регулирующей и контрольной ро­лей налогов предполагают использование и маневрирование такими налоговыми формами, методами и инструментами, как способы нало­гообложения и виды налогов, налоговые ставки и другие элементы на­логообложения, налоговые льготы и налоговые санкции, нормы и нор­мативы, камеральные и выездные налоговые проверки и т.д.

Деятельность государства по реализации регулирующей и кон­трольной роли налогов получила название государственного налогового регулирования и государственного налогового контроля. Такая деятель­ность органов государственного управления будет эффективной, если обеспечивает в текущем и долгосрочном плане необходимый фис­кальный эффект на базе общего экономического роста и роста дохо­дов налогоплательщиков.

Оценивая в целом роль налогов в Казахстане, говорить о ее позитивности не позволяют следующие основания:

•     высокое налоговое бремя не только не решает, но и усугубляет проблему острой нехватки средств бюджета для финансирования на должном уровне большинства социальных расходов, перевооружения
армии и других неотложных общественных потребностей;

•     планирование, утверждение и исполнение казахстанского бюдже­та от доходов, а не от расходов, как этого требует развитая рыночная экономика, делает профицит бюджета искусственным, получаемым
путем занижения объема предоставляемых общественных благ и со­циальных расходов;

•     низкая собираемость налогов при высокой налоговой нагрузке свидетельствует об излишней фискальности налоговой системы;

•     несмотря на достаточно жесткие штрафные налоговые санк­ции, не снижаются масштабы массовых уклонений налогоплательщи­ков от уплаты налогов, сокрытия доходов и объектов от налогообложения;

•     действующая система налогового льготирования не дает долж­ного регулирующего эффекта в виде существенного роста инвестици­онной активности отечественных товаропроизводителей, заметного
улучшения инвестиционного климата в отраслях обрабатывающей промышленности и превращения малого бизнеса в стабильную и на­дежную опору рыночной экономики, без чего невозможен долговременный общий экономический рост в стране;

31

 



Рис..2. Взаимосвязь функций и роли налогов, основные направления их практической реализации

Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны