Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
Налоги непосредственно относятся к государственному финансовому хозяйству как централизованный финансовый ресурс и основа доходной базы бюджетной системы страны, но в не меньшей степени они влияют на состояние финансов частного хозяйства (предприятия, домохозяйства), доходы которого выступают источником уплаты налогов. Такое двойственное положение последних отражает специфику сущности и функций финансовой категории налогов.
Таким образом, ни протоналоги, ни современные формы неденежного исполнения налоговых обязательств нельзя относить к налогам, представляющим собой исключительно денежные платежи в государственную казну. Тем не менее следует обратить внимание на наличие общих для налогов и государственных натуральных сборов характерных родовых признаков:
1) причина этих явлений — возникновение государства и необходимость удовлетворения общественных потребностей его надстроечных институтов;
2) отчуждение части созданного национального продукта (богатства) в пользу государства;
3) принудительная форма изъятия продукта в доход государства.
Условием трансформации протоналогов (праналогов) в постоянно действующую систему налогов — денежных платежей в государственную казну, взимаемых по установленным правилам и элементам налогообложения, помимо определенного уровня развития государственности и права товарно-денежных, рыночных отношений, является достаточный уровень развития. Современные формы неденежного исполнения налоговых обязательств порождаются неразвитостью рыночных отношений.
Переходными формами налоговых платежей, широко распространенными в средневековой Европе, выступали домены и регалии.
Домены — это государственные земли, лесные угодья, имущество, предприятия, приносящие доход. Поскольку названные объекты собственности являлись казенными, постольку все доходы от них поступали в распоряжение государства.
Регалии — это отдельные производства, виды деятельности, товары и т.д., на которые распространялась государственная монополия, дающая право на получение части доходов от них. Существовало несколько видов регалий: бесхозная, таможенная, судебная, монетная, производственная и др.
Домены и регалии, выраженные в форме денежных поступлений в государственную казну, по праву можно назвать и первыми налоговыми прототипами, принявшими современные формы косвенных налогов на производство и импорт. Например, налоги за пользование природными ресурсами (водой, землями, лесами, полезными ископаемыми, находящимися в собственности государства) представляют собой трансформацию средневековых доменов, а прототипами современных акцизов, таможенных и государственных пошлин, лицензионных сборов являются феодальные регалии.
Если причиной, породившей протоналоги и собственно денежные налоги, явилось возникновение государства, то необходимым условием генезиса налоговых отношений является достаточный уровень развития товарно-денежных отношений. Несмотря на то, что первые упоминания об отдельных денежных налоговых платежах относятся еще к временам Древнего Рима, они не могли стать основным источником государственных доходов ни в античные времена, ни в средние века, поскольку еще отсутствовали достаточный уровень развития товарно-денежных отношений и рыночно ориентированные законодательно-правовые институты.
Лишь в эпоху утверждения капиталистического способа производства (чуть более 200 лет назад), давшего простор развитию товарно-денежных отношений, налоговые платежи в денежной форме заняли главенствующее место в составе государственных доходов. Формирование национальных рынков товаров и капиталов, денежных и финансовых систем дало импульс к формированию и развитию адекватных постоянно действующих налоговых систем. Государственное финансовое хозяйство стало включать в себя государственный бюджет, утверждаемый по доходам и расходам законодательными органами власти, внебюджетные счета, государственные займы и доходы от государственной собственности. Налоги как основной источник государственных доходов превратились в важнейшее самостоятельное звено, движущий мотив и инструмент функционирования государственных финансов, связав воедино все структурные элементы финансовой системы страны в целом.
Налогам как частной финансовой категории присущи общие с государственными финансами отличительные признаки:
• исключительно стоимостный, денежный характер отношений, лежащих в основе этих категорий;
• отражают движение части стоимости валового и чистого продукта общества в форме финансовых ресурсов;
• связаны с образованием и использованием государственных доходов.
Налоги, так же как и финансы (государственные и частнохозяйственные) — категории воспроизводственные. Одновременно они являются и активными элементами расширенного воспроизводства (производства, обмена, распределения и потребления) валового внутреннего продукта стран.
Схема взаимосвязи категорий финансов и налогов, а также их природа и место в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта (ВВП) представлена на рис. 1.
Итак, экономическая природа налогов заложена в их понимании как объективной финансовой категории. Государство — это первопричина налогов, а определенный и достаточный уровень развития товарно-денежных отношений — их необходимое условие и экономическая основа. Через налоги государство реализует свое финансовое право на получение доли валового и чистого продукта общества для обеспечения нормального функционирования всех его структур.
В отличие от других стоимостных категорий (цены, заработной платы, прибыли, амортизации и т.п.), в налогах, составляющих основу государственных финансов, тесно переплетаются базисные (денежные) и надстроечные (государственно-правовые) отношения. Специфика налоговых отношений - их объективность по содержанию и субъективность по форме. Важно, чтобы в понимании экономической сущности налогов формальный (надстроечный) подход не возобладал над содержанием налогов как объективной финансовой и воспроизводственной категории.
31
1.2 Роль налогов в экономической системе общества
Роль налогов как совокупного эквивалента стоимости государственных услуг определяется созданием необходимых рыночных условий для максимально возможного использования фискального, регулирующего и контрольного потенциала налогов. Только при налоговом равновесии может быть достигнут наибольший фискальный контрольно-регулирующий эффект. Чем полнее совокупный налог отражает в качестве эквивалента действительную стоимость предоставленных государством общественных благ (выгод), чем ближе бремя начисленных налогов к его равновесному значению, тем больше и стабильнее налоговые поступления в бюджетную систему, действеннее стимулы к инвестированию в производство и легализации доходов для налогообложения, меньше налоговых правонарушений и т.д.
Налоги — это основа государственного финансового хозяйства. В развитых экономиках государственные доходы на 80-90% формируются за счет налоговых платежей. Масштабы распределения и перераспределения ВВП и национального дохода через налоги настолько существенны в современной экономике, что их позитивное или негативное воздействие становится решающим фактором при построении и реализации политики экономического роста. Налоги — это важнейший инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов, а также антицикличного развития экономики.
В целом роль налогов будет результативной, если на практике использованы все фискальные, регулирующие и контрольные возможности налогов на основе достижения необходимого ценового и функционального равновесия (последнее означает сбалансированность всех функций налогов). Важнейшим условием такого равновесия является установление оптимального уровня совокупного налогового бремени и ставок наиболее крупных налогов, несущих основную фискальную и регулирующую нагрузку в структуре действующей системы налогов. Результативность последней характеризует такую ценовую и функциональную сбалансированность налогов, которая обеспечивает надлежащее исполнение бюджетов всех уровней, рост налоговых поступлений, инвестиций и доходов налогоплательщиков, социальную защищенность населения.
Оценка роли налогов может быть негативной, если действующая их система не учитывает наиболее важные потребности экономики и предела преимущественно на решение фискальных задач без учета объективных экономических законов и налоговых закономерностей. В результате нарушения налогового равновесия не срабатывают должным образом не только регулирующая и контрольная функции налогов, но и возникают серьезные затруднения в сборе налоговых платежей.
На оценку роли налогов большое влияние оказывает субъективный фактор. Роль налогов может оцениваться по-разному органами государственной власти (законодательной и исполнительной) и налогоплательщиками (организациями и физическими лицами), а также различными группами населения. Например, усиление налогового бремени для увеличения налоговых доходов в связи с ростом государственных социальных расходов может быть поддержано органами власти и отдельными группами населения, получающими эти социальные блага, т.е. оценено ими положительно. Но эта же мера негативно отразится на доходах налогоплательщиков, что вызовет у них отрицательную реакцию. Поэтому однозначно заявлять о позитивной или негативной роли налогов на каком-то конкретном этапе развития экономики только с точки зрения одного из субъектов налоговых отношений крайне сложно ввиду многовариантности решений и результатов такой оценки.
Относительно независимую от субъективного фактора оценку роли налогов можно провести на основе анализа влияния действующей системы налогов на доходы и результаты деятельности двух основных субъектов налоговых отношений — государства и совокупного налогоплательщика. Это позволит более объективно оценить фискальную и контрольную роль налогов.
Как результат использования государством функционального потенциала категории налогов и практических действий в области налогообложения, роль налогов проявляется в самых различных аспектах в процессе формирования централизованных доходов, а также налогового регулирования и контроля на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях.
Взаимосвязь функций и роли налогов, основные направления их реализации наглядно представлены на рис.2.
Роль налогов как совокупного эквивалента стоимости государственных услуг и фискальная роль налогов закладываются еще на стадии формирования налоговой системы по составу, структуре, элементам налогообложения и уровню бремени начисленных налогов в стратегическом плане, а также на этапе формирования доходной базы бюджета страны, налогового планирования и налогового бюджетирования в тактическом аспекте. Государственное налоговое планирование и бюджетирование призвано обеспечить выполнение установленных количественных и качественных показателей в ходе текущего исполнения бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти, а также среднесрочных параметров реализации фискальной политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией фискальной стратегии.
Влияние налогов на воспроизводственный процесс происходит по трем основным направлениям: воздействие на совокупные производство и распределение, накопление и потребление, спрос и предложение; регулирование доходов внутри бюджетной системы; влияние на принятие налогоплательщиками экономических решений и на их мотивы. Названные направления реализации регулирующей и контрольной ролей налогов предполагают использование и маневрирование такими налоговыми формами, методами и инструментами, как способы налогообложения и виды налогов, налоговые ставки и другие элементы налогообложения, налоговые льготы и налоговые санкции, нормы и нормативы, камеральные и выездные налоговые проверки и т.д.
Деятельность государства по реализации регулирующей и контрольной роли налогов получила название государственного налогового регулирования и государственного налогового контроля. Такая деятельность органов государственного управления будет эффективной, если обеспечивает в текущем и долгосрочном плане необходимый фискальный эффект на базе общего экономического роста и роста доходов налогоплательщиков.
Оценивая в целом роль налогов в Казахстане, говорить о ее позитивности не позволяют следующие основания:
• высокое налоговое бремя не только не решает, но и усугубляет проблему острой нехватки средств бюджета для финансирования на должном уровне большинства социальных расходов, перевооружения
армии и других неотложных общественных потребностей;
• планирование, утверждение и исполнение казахстанского бюджета от доходов, а не от расходов, как этого требует развитая рыночная экономика, делает профицит бюджета искусственным, получаемым
путем занижения объема предоставляемых общественных благ и социальных расходов;
• низкая собираемость налогов при высокой налоговой нагрузке свидетельствует об излишней фискальности налоговой системы;
• несмотря на достаточно жесткие штрафные налоговые санкции, не снижаются масштабы массовых уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов, сокрытия доходов и объектов от налогообложения;
• действующая система налогового льготирования не дает должного регулирующего эффекта в виде существенного роста инвестиционной активности отечественных товаропроизводителей, заметного
улучшения инвестиционного климата в отраслях обрабатывающей промышленности и превращения малого бизнеса в стабильную и надежную опору рыночной экономики, без чего невозможен долговременный общий экономический рост в стране;
31
Рис..2. Взаимосвязь функций и роли налогов, основные направления их практической реализации
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны