Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Семеновой Оксаны
На тему: «Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны»
Допущена к защите Научный руководитель:
зав. кафедрой ст. преподаватель
д.э.н., профессор Дальке А.Ю. ___________
Иманбердиев Б.Д.______________
Алматы, 2009 г.
Введение ……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов…………….. …………………………7
1.2. Роль налогов в экономической системе общества………..…………..12
1.3. Проблемы распределения налогового бремени в экономике………...18
1.4. Зарубежный опыт реформирования налоговой системы……………..25
Глава 2. Анализ состояния налоговой системы Республики Казахстан в контексте устойчивого развития страны
2.1 Становление и развитие национальной налоговой системы Республики Казахстан ……………….
2.2. Налоги и другие обязательные платежи, действующие на территории Казахстана ………… ….
2.3. Анализ налоговых поступлений Республики Казахстан ………………..
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Казахстана
3.1. Уклонение от налогообложения как основная проблема обеспечения устойчивого развития страны………………………………………………..…
3.2. Пути совершенствования налоговой системы Казахстана.………..…….
Заключение …………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда закладываются основы государства, первостепенное значение имеет создание нормальной саморегулирующейся экономики, в основе которой лежит увеличение налогооблагаемой базы за счет повышения эффективности имеющегося потенциала.
Общеизвестно, что страна пережила экономический кризис, когда основные предприятия практически приостановили свою деятельность.
В этих чрезвычайных условиях, благодаря принятому комплексу мер, удалось приостановить спад производства и создать условия для постепенного возрождения работы предприятий и в целом добиться экономического роста. Отмечается заметный прирост производимой продукции. На базе перепрофилированных предприятий стройиндустрии введены новые современные мощности по производству спирта и ликероводочной продукции. Ведутся работы по реанимации горнодобывающих предприятий, легкой и пищевой промышленности. Стабилизируется положение в сельском хозяйстве.
Важнейшим фактором экономического роста является состояние финансовой системы страны, которую условно можно подразделить на 2 блока: финансово-кредитный и налогово-бюджетный.
Функционирование первого блока описывается совокупностью ограничений по финансовым ресурсам (собственный капитал банков, депозиты, остатки на счетах юридических лиц, займы и др.), а также набором операций и условиями их реализации (эмиссия, образование валютных резервов, кредитование реального сектора и др.).
Налогово-бюджетный блок отражает формирование доходной и расходной части, и в этом качестве выступают объемы налоговых поступлений, дефицит (профицит бюджета), объемы привлеченных средств по внутренним и внешним займам, структура доходов и расходов и др.
Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней - государственного, республиканского, местного - осуществляется за счет разных видов государственных доходов. Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, поскольку именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.
Долгое время в экономике Республики Казахстан, как и во всей экономике в целом, существовала общественная собственность. Произошло огосударствление всей общественной жизни, которое означало, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства. В переходный период у государства появляется новая роль в экономике. Прямое вмешательство государства в экономическую сферу постепенно дополняется и заменяется косвенным регулированием. Развитие экономического суверенитета и переход к рыночной экономике положили начало становлению новой налоговой системы.
Рыночная экономика - далеко не идеальный механизм - автомат, не требующий вмешательства государства. В этих условиях налоговая система кроме выполнения фискальных функций становится фактором радикальных общественных преобразований, принимая на себя и функции регулирования производства, обеспечение социальных гарантий, создание материальной основы суверенитета Республики Казахстан и местного самоуправления.
Налоговая система является важнейшим инструментом регулирования экономики и рыночных отношений. Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать развитие отраслей, создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения, что, в конечном итоге, может привести к росту конкурентоспособности на мировом рынке казахстанских товаров.
Налоговая система, прежде всего, должна создавать благоприятные условия для развития сферы материального производства. Государство проводит налоговую политику - систему мероприятий в области налогов - в соответствии с выработанной финансовой политикой в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.
В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является отход от не оправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов населения через централизованные общественные фонды потребления. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.
Таким образом, в условиях перехода к рынку одной из главных задач экономической реформы в Казахстане стало формирование эффективного налогового механизма, позволяющего решать как проблему увеличения бюджетов различных уровней, так и содействующего поступательному развитию отдельных хозяйствующих субъектов и всей экономики в целом.
В качестве основных целей при создании эффективного налогового механизма в Республике Казахстан были выдвинуты:
• стимулирование рыночных отношений, а именно:
• активная поддержка предпринимательства;
• удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;
• стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность;
• подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
• создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения;
• достижение определенной справедливости в налогообложении, а именно:
• обеспечение социальной защиты малоимущих;
• создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
• учет национальных и территориальных интересов государства;
• стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения. В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.
В настоящее время Республика Казахстан обладает устойчивым законодательством в области налогообложения, реально поддерживающим и стимулирующим развитие предпринимательской деятельности в Казахстане. Таким образом, актуальность темы дипломной работы определяется тем, что проведение государством эффективной политики в области налогообложения прямо влияет на повышение доходов государства, от чего в первую очередь зависит возможность выполнения государством своих функций.
Основной целью настоящей дипломной работы является исследование налогово-бюджетного блока как фактора экономического роста, отражающего формирование доходной и расходной части бюджета Республики Казахстан, а именно объемы налоговых поступлений, дефицит (профицит бюджета), структура доходов и расходов и др.
Исходя из целей дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть виды налогов, действующих на территории Республики Казахстан;
• проанализировать этапы становления и развития национальной налоговой системы Казахстана;
• проанализировать основные проблемы обеспечения устойчивого развития страны;
• сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Казахстана.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экономики
1.1. Экономическая природа налогов
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы философов, экономистов, социологов. Основоположник теории налогообложения А.Смит говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют.
Налоги, как особый механизм регулирования экономики, являются своеобразным кровеносным сосудом всего бюджетно-финансового механизма. Эффективность экономики зависит от оптимизации налогообложения. Видный американский ученый Дж.Ю. Стиглиц по поводу этого дает заключение следующего характера: "Реальная налоговая система не будет идеальной с точки зрения какого-либо отдельного критерия, рассматриваемого изолированно, может приближаться к оптимуму с позиции баланса требований в рамках имеющихся возможностей"
Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.
Исторически налоги появились в связи и по причине возникновения государства. Однако этот факт сам по себе не является основанием для придания налогам субъективного, надстроечного характера. Это - специфика налогов как финансовой категории, но не ее глубинное содержание. Надстроечные отношения - лишь форма выражения экономического базиса, денежных отношений, лежащих в основе данной категории. Причинно-следственная связь такова: не было бы государства, не было бы налогов, но сами налоги составляют экономическую базу существования государства. Не бывает налогов вне государства, так же как не существует государства без налогов.
Налоги обслуживают не всю совокупность производственных, экономических и денежных отношений, а только ту их часть, которая связана с образованием и использованием государственных доходов в денежной форме на принудительной (законодательно-правовой) основе. Такое уточнение сферы действия налогов позволяет более точно определить их место и специфику в системе не только экономических, но и денежных отношений как объективной финансовой категории. Придание налогам статуса экономической категории неоправданно расширяет границы налоговых отношений. Например, при рассмотрении истории возникновения и развития налогообложения к налогам обычно относят любые натуральные повинности (дани, сборы, подати и т.п., поступающие в государственную казну). Понимание налогов как финансовой категории позволяет отделить налоговые (денежные) платежи государству, коими они на самом деле являются, от натуральных податей и сборов (повинностей). Последние правильнее называть протоналогами или праналогами в силу общности первопричины — государства и некоторых формальных признаков.
Еще при разложении первобытно-общинного строя и появлении первых государственных образований возникла необходимость концентрации в руках властной верхушки части общественного богатства (в дополнение к ее собственным доходам) для экономического утверждения этой власти, содержания двора и чиновников, для поддержания в повиновении своих подданных, других народов, охраны территорий и расширения их границ. Эта часть национального богатства собственного и соседних народов поступала в государственную казну первоначально в виде натуральных податей, сборов и даней, ас развитием товарного обмена и в форме денежных платежей (золотом, серебром).
Называя государственные натуральные сборы и подати налогами, имеется в виду их внешнее сходство с денежными платежами налогового типа, выражающееся в принудительном характере изъятия и присвоении централизованной властью.
Информация о работе Налоги как регулятор обеспечения устойчивого развития страны