Формы и методы налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
• Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
• Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 163.86 Кб (Скачать)

К малым предприятиям с 1997 г. применяется процедура "Общая  проверка малых предприятий". Минимальный  срок проверки равен 2 - 3 дням. Контролеры стремятся его минимизировать, так  как их прибытие нарушает нормальный ход работы предприятия, кроме того, финансовые последствия проверок таких  предприятий не могут быть значительными. Ревизионный период для малых  предприятий составляет год. В том  случае, если нет нарушений или  они незначительны, проверка на этом заканчивается, в других случаях  разрешено проверить еще два  года. Единственное исключение касается частных лиц: срок их проверки не может  превышать 12 мес.

Ревизионный период, или  глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года. Обычно проверяются  все налоги предприятия за трехлетний период. Глубину проверки можно увеличить  в случае убыточности предприятия. При наличии убытка у французского предприятия за границей контролеры проверяют, не является ли причиной такого убытка скрытый перевод прибылей во Францию (трансфертное ценообразование).

Глубину проверки можно увеличить  также в том случае, если есть подозрения в злостном уклонении  от налогов. При наличии обоснованных подозрений налоговые органы могут  обратиться к двум более ранним годам, но для этого необходимо решение  суда. Более чем до пяти лет нельзя увеличивать глубину проверки. Период между двумя проверками составляет обычно 4 - 5 лет. Банки проверяются  раз в четыре года. Специальных  положений о частоте проверок в законе нет. За редчайшими исключениями повторные проверки в отношении  одного периода обычно не проводятся.

По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие  рекомендации по устранению выявленных в ходе проверки недостатков, что  требует ответных действий с его  стороны: в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом этих замечаний принимается окончательное  решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением налогоплательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем  при неудовлетворительном решении - в суд. При этом налоговая администрация  обязана в письменной форме отвечать на вопросы плательщика. Эти ответы он может использовать для своей  защиты в суде.

Налоговые проверки с выездом  на место подчиняются определенным строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быть предупрежден о ней как  минимум за восемь дней, для того чтобы иметь время на подготовку. При этом плательщик может обратиться за помощью к специалистам. Без  предупреждения внезапная проверка может быть проведена лишь при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов.

Кроме того, на всех предприятиях может проводиться точечная (тематическая) проверка, когда проверяется какой-либо один налог или один из конкретных вопросов, например применение налоговых  льгот. Проверку проводит, как правило, один человек, реже - два специалиста: один по бухгалтерскому учету, другой по информатике (на общенациональном уровне действуют семь бригад по информатике). Повторные проверки в отношении  того же периода или того же вопроса  не применяются, кроме случаев установления нарушений уголовного характера.

В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что  декларации небезупречны, в результате налоговые органы применяют различные  санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении  неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять до 80% от суммы  налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке с обращением взыскания  на счета налогоплательщика. При  выявлении особо изощренных способов уклонения от налогов, при противодействии  проверке со стороны плательщика  налоговая администрация помимо административного наказания может  выступить с предложением уголовного преследования. Уголовное наказание  носит символический характер, но к этой мере прибегают все чаще, при этом обвинение в уклонении  от уплаты налогов предъявляется  лично руководителю.

Иногда предприятия не могут заплатить налоги в связи  с финансовыми трудностями. При  этом, если речь идет об экономически здоровом предприятии, независимо от его размера, налоговые органы помогают преодолеть затруднения. Таким предприятиям предоставляется  отсрочка (на период от нескольких месяцев  до нескольких лет), рассрочка уплаты налога. Если же речь идет об экономически несостоятельном предприятии, никаких  льгот не предоставляется; предприятие  может быть ликвидировано.

Решение таких вопросов находится  в компетенции специального совета, который имеется в каждом департаменте.

Налоговая амнистия, по мнению специалистов Главного налогового управления, должна применяться очень редко, при этом должна быть обеспечена определенная выгода для государства.

Организация налогового контроля в Японии       

Система декларирования в  Японии внедрялась с большим трудом в послевоенные годы под влиянием налоговой системы США. По признанию  самих японцев, за прошедшее время  декларирование достаточно прочно внедрилось в сознание налогоплательщиков <4>.        

После проведения налоговой  реформы для Японии стало актуальным, чтобы налогоплательщики осознавали ответственность за наполнение бюджета, обладали знаниями налогового законодательства, а также навыками бухгалтерского учета.       

В Японии действует примерно такой же порядок подачи декларации и документальной проверки правильности исчисления и уплаты налогов, как  и

-----------------------------------------------------------------------------

<4> До 1947 г. в Японии  о самостоятельном отчете перед  государством и речи не было - применялась система официальной  оценки налоговых сумм.

в России. Так, физические лица в Японии, так же как и в России, отчитываются сразу по окончании  года (японцы - с 15 февраля по 15 марта, россияне - с 1 января по 1 апреля).       

В Японии сложилась система "синих" деклараций, которые, как  лакмусовая бумажка, отражают степень  доверия налоговых властей к  исправным плательщикам взносов  в бюджет. Обладание правом заполнять  синие бланки налагает на них особую ответственность, но, с другой стороны, дает определенные льготы по сравнению  с другими декларантами. Ответственность  заключается в ведении бухгалтерских  книг и постоянных бухгалтерских  счетов, соответствующих определенным стандартам. Таким видом доверия  у налоговых органов пользуются в настоящее время 50% налогоплательщиков - физических и юридических лиц.       

Методы проверки, имеющиеся  в арсенале налоговых органов  Японии, различны в зависимости от типа и масштаба контролируемого  бизнеса. Они могут проводиться  как по месту нахождения налогоплательщика, так и на территории налогового органа. Проверкам подвергаются, как правило, крупные корпорации или лица, ведущие  роскошный образ жизни, не соответствующий  их официальным доходам.

В случае возникновения обоснованных подозрений в уклонении от уплаты налога или сокрытии части дохода проводится проверочное расследование  обстоятельств нарушения налогового законодательства. При установлении фактов, указывающих на признаки налогового преступления, проводится уголовно-процессуальное расследование дела следователем налогового управления с разрешения суда. Налоговые  следователи работают в каждом налоговом  управлении и в своей деятельности подконтрольны и подотчетны руководителям  налоговых органов. Прокурор не наделен  правом процессуального контроля деятельности налоговых следователей. Наряду с  довольно жесткой системой налогового контроля, законодательством Японии созданы эффективные механизмы  защиты законных интересов налогоплательщиков. Установлены две формы обжалования  решений и действий налоговых  органов: служебный и судебный.

Первичное обращение налогоплательщика  с жалобой в налоговый орган  в порядке служебной защиты своих  прав называется требованием для  пересмотра. Срок подачи такого требования - два месяца после принятия первичного решения по делу. Проверку законности и обоснованности оспариваемого  решения (действия) обязано проводить  должностное лицо, не участвующее  в принятии первичного решения по делу, либо штатный проверяющий (есть такая должность в крупных  управлениях). Если налогоплательщика  не удовлетворяет решение, принятое по его требованию для пересмотра, он вправе обратиться в вышестоящий  налоговый орган или в суд  с требованием расследования, которое  может быть подано в вышестоящий  налоговый орган в течение  месяца после получения решения  по его требованию для пересмотра или в Национальный налоговый  суд в течение двух месяцев, считая с этой же даты. Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового суда в обычном гражданском суде.

Организация налогового контроля в Великобритании

В связи с повсеместным распространением компьютерной техники  в последние годы Министерство финансов Великобритании получило возможность  использовать специальные права  в области налогового контроля. Служащие управления таможенных пошлин и акцизов  имеют доступ к компьютерам, используемым клиентами, возможность работы на этих компьютерах с целью проверки информации и право использовать помощь сотрудников проверяемой  фирмы.

Налог на добавленную стоимость  в Великобритании входит в компетенцию  управления таможенных пошлин и акцизов  Министерства финансов. Предприниматель  должен ежеквартально заполнять  налоговую декларацию и переводить налог в управление или получать возмещение переплаченных сумм. В  конце соответствующего квартала налоговая  служба рассылает формы налоговых  деклараций для заполнения, которые  должны вернуться в соответствующее  управление в 30-дневный срок после  окончания квартала. Если возникает  налоговое обязательство, оно должно быть погашено одновременно.

Управление таможенных пошлин и акцизов допускает также  заполнение деклараций раз в год. В частности, такое предусмотрено  для предприятий мелкого бизнеса, ограниченных в персонале, для которых  заполнение ежеквартальных деклараций представляет большую сложность.

Предусматривается также  месячное заполнение налоговых деклараций. Это удобно в том случае, если зарегистрированное лицо вынуждено  часто обращаться в управление за возмещением уплаченного налога. Как правило, это происходит при  постоянных экспортных операциях.

Если же в каком-либо из кварталов вычитаемая сумма значительна  и превосходит налог, подлежащий переводу, управление выплачивает эту  разницу в 10-дневный срок после  получения декларации.

Поскольку налогообложение  осуществляется по принципу самообложения, служащие управления таможенных пошлин и акцизов осуществляют регулярные проверки с интервалами от года до девяти лет. Однако для крупных предпринимателей проверки могут производиться ежемесячно. Вся документация должна сохраняться  в течение шести лет. Специальных  форм для ведения учетных книг не существует. Единственным требованием, предъявляемым к торговцам, является простота оформления и доступность  проверки записей. Для их подтверждения  необходимо сохранять ваучеры (счета) и счета-фактуры.

Споры по налогу на добавленную  стоимость между торговцами и  налоговыми органами разрешаются по заявлению в трибунал, созданный  специально для этих целей и представляющий собой независимый орган.

Если решение спора  не найдено, то дело передается в верховный  суд. В случае споров, возникших между  законодательствами Великобритании и  ЕС, дело рассматривается в Европейском  суде в Страсбурге. Порядок обращения  в судебные инстанции подробно оговорен в законодательстве.

Законодательством предусмотрены  меры наказания за различные нарушения, в частности за определенные уголовные  преступления, обман и мошенничество, задержку регистрации, несанкционированные  выписки документов для целей  уплаты налога на добавленную стоимость (ранее срока регистрации), за нарушения, связанные с оформлением налоговых обязательств, нарушения установленных правил.

Наказание за уголовное преступление предусматривает трехкратное возмещение налога и заключение от шести месяцев  до семи лет в зависимости от обстоятельств  дела. Мошенничество наказывается возмещением  положенной суммы налога. За задержку регистрации предусмотрен штраф  в размере 30% налога. Такой же штраф  уплачивают виновные за несанкционированное  взимание налога. Для других видов  нарушений также существуют специальные  правила взимания штрафов.

В настоящее время законодательство Великобритании не содержит единого  и четкого определения понятия "уклонение от уплаты налогов", вследствие чего правительство вынуждено  вносить изменения в действующее  законодательство при рассмотрении каждого конкретного дела, зачастую при этом обращаясь в суд и  неся значительные судебные издержки <5>.

Налоговые органы в отношении  юридических лиц, особенно крупных  компаний, все чаще используют тактику  запугивания, чтобы убедиться в  том, что они в полной мере выполняют  обязательства перед Министерством  финансов.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------   

<5> По информации Financial Times, в результате уклонения от  уплаты налога на добавленную  стоимость бюджет Великобритании  теряет ежегодно до 3 млрд фунт. стерл., в то время как уклонение  от уплаты прямых налогов обходится  бюджету в 10 млрд. Ожидается, что  казначейство представит законопроект, направленный на борьбу с разнообразными  схемами уклонений от налогообложения

Они звонят руководству расположенных  в Великобритании международных  компаний, предупреждают о штрафах  на случай, если они решат завершить  проект и покинуть страну, и напоминают руководству об их личных налоговых  обязательствах.

Несколько компаний, находящихся  под общим контролем, могут регистрироваться в управлении как группа для целей  обложения налогом на добавленную  стоимость. В этом случае заполняется  единая декларация, а сделки между  членами группы не подлежат обложению.

Регистрация осуществляется по месту деятельности. Регистрации  подлежит лицо (физическое и юридическое), а не деятельность. Если это лицо ведет несколько видов деятельности, оно подлежит регистрации один раз. Когда компания представляет самостоятельную  единицу по отношению к лицам, владеющим ею, например лицо может  осуществлять деятельность, отличающуюся от той, которую ведет контролируемая им компания, то в этом случае регистрации  подлежат и компания, и лицо. Лицо, осуществляющее ту или иную деятельность, несет ответственность за своевременную  регистрацию. В отношении физических лиц осуществляются постоянные проверки налоговых деклараций, соответствия места жительства и фамилии.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства