Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа
В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
• Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
• Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121
- истребовании документов
при проведении налоговой
- истребовании документов
(информации) о налогоплательщике,
плательщике сборов и
- выемке документов и предметов;
- экспертизе;
- иных мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки.
Содержание описательной части акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям:
а) объективность и
По каждому отраженному
в акте факту нарушения
- вид нарушения
- оценка количественного
и суммового расхождения между
заявленными в налоговых
- ссылки на первичные
бухгалтерские документы (с
- квалификация совершенного
правонарушения со ссылками на
соответствующие нормы НК РФ,
законодательных и иных
- ссылки на заключения
экспертов (в случае
При этом акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.
б) полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.
Каждый установленный
в ходе проверки факт нарушения законодательства
о налогах и сборах должен быть
проверен полно и всесторонне. Изложение
в акте обстоятельств допущенного
проверяемым лицом нарушения
должно основываться на результатах
проверки всех документов, которые
могут иметь отношение к
В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе:
- сведений о не представленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах);
- о правильности и полноте
отражения финансово-
- об источниках оплаты произведенных затрат;
- об обстоятельствах,
исключающих применение мер
В случае если проверяемое
лицо внесло в установленном порядке
изменения в налоговую
в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета;
г) системность изложения.
Выявленные в процессе проверки нарушения
должны быть сгруппированы в акте
по разделам, пунктам и подпунктам
в соответствии с характером нарушений
и видами налогов (сборов), на неуплату
(неполную уплату (удержание, перечисление)
которых данные нарушения повлияли,
в разрезе соответствующих
Выявленные факты однородных
массовых нарушений могут быть сгруппированы
в ведомости, таблицы и другие
материалы, прилагаемые к акту (приложения).
В данном случае в тексте акта приводится
изложение существа этих нарушений
со ссылкой на конкретные нормы Кодекса
или иных нормативных правовых актов,
нарушенные проверенным лицом, а
также общее количественное (суммовое)
выражение последствий
Итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать:
1. Сведения о выявленных
при проведении проверки
- сведения об общих
суммах неуплаченных, не полностью
уплаченных (неудержанных и
- об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам;
- сведения о других
установленных проверкой
2. Предложения проверяющих
по устранению выявленных
3. Выводы проверяющих
о наличии в деяниях
Кроме того, итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать указание:
- на количество листов приложений;
- на право представления
возражений по результатам
Требования по порядку вручения акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений.
До вручения лицу, в отношении
которого проводилась проверка (его
представителю), акт выездной (повторной
выездной) налоговой проверки подлежит
регистрации в налоговом
В случае уклонения от получения экземпляра акта, акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, индивидуального предпринимателя. Датой вручения акта в соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ считается шестой рабочий день, считая с даты отправки заказного письма.
К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются:
- решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
- решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- требование о представлении документов;
- решение о продлении
(об отказе в продлении)
- акт инвентаризации (в
случае проведения
- разделы актов проверок филиалов (представительств);
- документы (информация), истребованные в ходе проверки;
- заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
- протоколы допроса свидетелей,
осмотра (обследования) производственных,
складских и торговых и иных
помещений, используемых
- справка о проведенной проверке;
- документы, подтверждающие
факт вручения либо
- копии первичных документов,
регистров налогового и
- иные материалы, имеющие
значение для подтверждения
Все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования.
Требования к составлению акта камеральной налоговой проверки "прописаны" в Приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ не столь детально, поскольку согласно документу при подготовке акта камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа обязано руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки, указанными в разд. 1 Требований к составлению акта налоговой проверки, за исключением вводной части.
Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается проверенному лицу.
Вручение акта камеральной налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) должностным лицом налогового органа производится аналогично вручению акта выездной налоговой проверки.
Сроки для представления
возражений. Возражения на акты проверок,
согласно нововведениям, могут быть
представлены налогоплательщиком в
течение 15 рабочих дней с момента
получения акта. Возражения могут
быть представлены как по отдельным
положениям акта налоговой проверки,
так и на весь акт в целом. В
обоснование своих возражений налогоплательщик
вправе приложить к письменным возражениям
или в согласованный срок передать
в налоговый орган документы (их
заверенные копии). Отметим, что срок
для представления возражений увеличен
по сравнению с прежней редакцией
НК РФ (ранее этот срок составлял
две недели). Безусловно, увеличение
срока для подготовки мотивированных
возражений улучшает положение налогоплательщика,
позволяет серьезнее
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов
Незаконное уменьшение налогов
(уклонение от уплаты налогов) влечет
негативные последствия, как для
экономики государства, так и
для государства в целом. При
этом государственный бюджет недополучает
причитающиеся ему средства, и, следовательно,
ему приходится ограничивать себя в
расходах. Следствием этого выступают
приостановка реализации некоторых
государственных программ, невыплата
заработной платы работникам бюджетной
сферы и т.д. Кроме того, уклонение
от уплаты налогов может иметь
серьезные экономические