Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа
В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
• Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
• Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121
Даже несмотря на то, что
законодательные органы периодически
принимают поправки, направленные на
ликвидацию пробелов в законах, а
также формируется арбитражная
практика, связанная с решением спорных
вопросов в области налогообложения,
проблема, связанная с разграничением
налоговой оптимизации и
Однако нельзя не заметить
попытки, направленные на решение данной
проблемы. Так, налоговое законодательство
периода становления новых
Поскольку уклонения приобрели значительные масштабы, а законодатель не спешил предложить соответствующие способы предотвращения и преследования данных явлений, правоприменители стали предлагать свои методы борьбы с уклонениями.
12 октября 2006 г. Пленум
ВАС РФ принял Постановление
"Об оценке арбитражными
Однако, думается, что и
принятое Постановление ВАС РФ не
поможет найти ответы на все вопросы,
возникающие при разграничении
налогового уклонения от налогообложения
и правомерной оптимизации
Выборочная ответственность налогоплательщиков перед законом создает опасность разрушения единого налогового пространства в России и требует в связи с этим внесения соответствующих изменений в часть первую Налогового кодекса РФ.
Это необходимо сделать также
и в связи с тем, что Налоговый
кодекс РФ должен являться законом
прямого действия и не должен в
части налоговых отношений
Для решения проблемы возможно применение конкретных запретов к отдельным главам налогов, но более эффективным может быть включенная в первую часть НК РФ норма, касающаяся общего запрета, по примеру законодательства других стран. В НК РФ должны быть прописаны и определенные информационные права налогоплательщика, который в случае использования схемы (налоговой оптимизации) должен потребовать от налогового органа дать оценку этой схемы. Эта оценка могла бы иметь преюдициальное значение после применения этой схемы на практике.
С 1 января 2008 г. вступила в
силу новая редакция п. 6 ст. 46 БК РФ,
согласно которой суммы конфискаций,
компенсаций и иные средства, в
принудительном порядке изымаемые
в доход Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, поселений, муниципальных
районов, городских округов, внутригородских
муниципальных образований
До вступления в силу общей части ГК РФ в соответствии со ст. 49 ГК РСФСР все причитающееся или полученное по антисоциальной сделке подлежало взысканию "в доход государства". При этом судебно-арбитражная практика в рамках действующей Конституции Российской Федерации допускала распределение соответствующих сумм, подлежащих взысканию "в доход государства", между бюджетами разных уровней. Так, Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.05. - 02.06.1994 N 254/5 (оставлено без изменения Постановлением ВАС РФ от 10.10.1994 N К4-Н-7/1995) конфискационные взыскания были распределены между бюджетом РСФСР и местным бюджетом.
Как выявить необоснованную налоговую выгоду
Обстоятельства, свидетельствующие
о необоснованности налоговой выгоды,
приведены в декабрьском
Налоговая выгода может быть
признана необоснованной, если операции
не обусловлены разумными
Эти аргументы должны быть
подкреплены объяснениями и опросами
физических лиц, учредителей и директоров
фирм-контрагентов. Например, производитель
в целях увеличения затрат закупает
сырье или комплектующие
Аналогичный вопрос возникает,
если поставка продукции между покупателем
и продавцом, находящимися в одном
городе и на одной улице, осуществляется
с участием посредников в разных
регионах страны. И, несмотря на территориальную
удаленность участников сделки, все
документы оформляются и
Приведу пример из практики налогового контроля. Энергетическая компания, расположенная в Сибири, закупает уголь для производственных нужд у добывающей организации и у московского посредника. По прямому договору поставки с добывающей организацией цена угля составляет 201 руб. за тонну, а по договору с посредником - 410 руб. В ходе проведения контрольных мероприятий также установлено, что столичный посредник:
-является аффилированным
лицом по отношению к
-представляет нулевую отчетность и не располагается по адресу, заявленному в учредительных документах.
Налоговый орган доказал, что в результате согласованных действий юридических лиц, связанных корпоративными отношениями, была осуществлена сделка, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды энергетической компанией. Выгода выразилась в завышении расходов на закупку угля. Такое построение бизнеса однозначно должно вызывать вопросы у налоговиков, а налогоплательщик, ведущий бизнес по схожей схеме, в обязательном порядке должен быть включен в план проверок.
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
Налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок используют следующие критерии.
1. Налоговая нагрузка
у данного налогоплательщика
ниже ее среднего уровня по
хозяйствующим субъектам в
2. Отражение в бухгалтерской
и налоговой отчетности
3. Отражение в налоговой
отчетности значительных сумм
вычетов за определенный
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной
заработной платы на одного
работника ниже среднего
6. Неоднократное приближение
к предельному значению
7. Отражение индивидуальным
предпринимателем суммы
8. Построение финансово-
9. Непредставление
10. Неоднократное снятие
с учета и постановка на
учет в налоговых органах
11. Значительное отклонение
уровня рентабельности по
Еще один критерий риска - ведение
финансово-хозяйственной
Убыточность финансовой деятельности в нескольких налоговых периодах наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности. Чаще всего убыток возникает из-за неполного отражения в отчетности результатов коммерческой деятельности.
В настоящее время, несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению убыточных предприятий, их доля в общем количестве юридических лиц достаточно велика (по данным ФНС России, около 21%).
В случае получения налогового
убытка организация по итогам отчетного
периода не имеет налоговой базы,
а значит, и обязательств по уплате
налога на прибыль. Налогоплательщик также
получает право в будущем уменьшить
налоговую базу на сумму такого убытка.
И если ранее уменьшение убытка было
ограничено законодательно, то теперь
организации вправе уменьшать налоговую
базу вплоть до нуля на протяжении 10 лет.
Задача налоговых органов в таких
условиях - обеспечить достоверность
суммы убытка, декларируемой
Для повышения эффективности
работы по данному направлению
Налоговое законодательство
в части контроля за расходами
физических лиц должно строиться
исходя из того, что истинной целью
такого контроля должно являться выявление
доходов физических лиц, с которых
не был уплачен налог на доходы
физических лиц. А это возможно при
наличии совершенного налогового законодательства
в этой области. В первую очередь
оно должно быть направлено на воспрепятствование
использования
Проанализируем самые распространенные схемы уклонения от уплаты налогов физическими лицами:
1. Основанная на договоре
займа (ст. 807 Гражданского кодекса
РФ). Это связано с тем, что
по НК РФ налоговые органы
не имели права требовать от
физического лица - заимодавца подтверждения
того, что он действительно дал
деньги тому лицу, которое ссылается
на заем как источник своих
расходов, подпадавших под налоговый
контроль. Тем более что налоговые
органы, имея возможность налогового
контроля за расходами