Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа
В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
• Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
• Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121
- при продлении срока
выездной (повторной выездной) налоговой
проверки, проводимой межрегиональной
инспекцией ФНС России по
- при продлении срока
выездной (повторной выездной) налоговой
проверки, проводимой ФНС России.
В этом случае мотивированный
запрос о продлении срока
В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
Новая редакция п. 2 ст. 89 НК РФ
определяет сведения, которые должны
содержаться в решении о
- полное и сокращенное
наименования либо фамилия,
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и
инициалы сотрудников
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Еще одной новеллой налогового
законодательства является п. 9 ст. 89 НК
РФ, в соответствии с которым руководителю
(заместителю руководителя) налогового
органа предоставлено право
1)истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
2)получения информации
от иностранных
3)проведения экспертиз;
4)перевода на русский
язык документов, представленных
налогоплательщиком на
Применяя процедуру
1. Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
2. Общий срок приостановления
проведения выездной налоговой
проверки не может превышать
шесть месяцев. В случае если
проверка была приостановлена
по основанию, указанному в
подп. 2 п. 9 ст. 89 НК РФ, и в течение
шести месяцев налоговый орган
не смог получить
3. На период действия
срока приостановления
До 1 января 2007 года право
налоговых органов
В зависимости от статуса лиц, подлежащих выездной налоговой проверке, выездные налоговые проверки могут быть следующих видов:
-выездные налоговые проверки налогоплательщика-организации;
-выездные налоговые проверки
филиала и (или)
-выездные налоговые проверки
индивидуальных
-выездные налоговые проверки
физических лиц, не являющихся
индивидуальными
В качестве еще одного основания для классификации выездных налоговых проверок можно указать проверяющий состав:
1. Выездные налоговые проверки, проводимые силами налоговых органов.
2. Совместные выездные
налоговые проверки, к проведению
которых привлекаются помимо
сотрудников налоговых органов
представители иных
Кроме того, в зависимости от выбранного метода проведения выездной налоговой проверки принято выделять:
1. Выездные налоговые
проверки, проводимые сплошным методом,
при котором проверяется вся
документация проверяемого
2. Выездные налоговые
проверки, проводимые выборочным
методом, при котором
Представленная выше классификация выездных налоговых проверок на виды по различным основаниям отражена в схеме 2.
Первой стадией выездной налоговой проверки является стадия назначения выездной налоговой проверки, однако ей предшествует предварительная стадия планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Необходимая информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников.
Информация из внутренних источников - это сведения, полученные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности, лицевых счетов и т.п., а информацией из внешних источников является информация, полученная налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц. Наличие максимально полной информации о налогоплательщике помогает обеспечить наиболее оптимальный выбор подлежащих проверке лиц, что является основной задачей стадии планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
В мае 2007 г. Служба утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщика по 11 критериям риска. Данные критерии опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы.
Принципиально важный момент
заключается в том, что сам
по себе факт соответствия налогоплательщика
критериям еще не означает, что
у него есть нарушения налогового
законодательства, и что при выездной
налоговой проверке ему обязательно
будут предъявлены налоговые
претензии. Решение о предъявлении
налоговых претензий за нарушение
налогового законодательства принимается
только на основании всестороннего
анализа финансово-
Критерии - это своего рода
сигналы о том, что деятельность
налогоплательщика и его
Перечень подлежащих выездной налоговой проверке налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа (его заместителем) ежеквартально в составе плана выездных налоговых проверок, и непременно должен содержать помимо налогоплательщиков, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, также налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов.
Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки, в которой решаются вопросы о виде предстоящей выездной налоговой проверки, о предмете выездной налоговой проверки, о периоде, подлежащем выездной налоговой проверке, о проверяющем составе и некоторые другие вопросы.
Вся имеющаяся в налоговой инспекции информация о налогоплательщике, включенном в план выездных налоговых проверок, обобщается, тщательно изучается и анализируется теми сотрудниками налоговой инспекции, которым поручается ее проведение.
Помимо этого, на стадии планирования
и подготовки выездной налоговой
проверки решаются необходимые организационные
вопросы, связанные с непосредственным
проведением проверки, определяется
объем недостающей информации о
налогоплательщике и о его
деятельности, решается вопрос о необходимости
привлечения сотрудников
В целом, процедура проведения выездной налоговой проверки осталась неизменной, лишь только некоторые положения, уточняющие и дополняющие ранее действующий порядок, были внесены Федеральным законом N 137-ФЗ.
Основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика посредством анализа документов и изучения фактического состояния объектов налогообложения.
Непосредственное проведение
выездной налоговой проверки характеризуется
совершением определенных мероприятий,
направленных на сбор информации и
фиксацию доказательств совершения
налогового правонарушения, если у
сотрудников налоговых органов
есть достаточные основания
К таким мероприятиям, в частности, можно отнести в том числе действия по истребованию у налогоплательщика документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, истребованию документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках согласно ст. 93.1 НК РФ, проведению выемки (ст. 94 НК РФ), осмотру территории, помещений, документов и предметов (ст. 92 НК РФ), по проведению инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ), по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), опросу свидетелей (ст. 90 НК РФ), привлечению экспертов (ст. 95 НК РФ), специалистов (ст. 96 НК РФ) и переводчиков (ст. 97 НК РФ) и по использованию других прав, предоставленных НК РФ.
Итак, прежде всего, в соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Данная возможность обеспечивается полномочиями должностных лиц налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку по истребованию документов непосредственно у проверяемого налогоплательщика, по выемке документов и предметов, по основаниям, указанным в НК РФ, и по истребованию документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках.
Начиная с 1 января 2007 года порядок истребования документов при проведении налоговой проверки стал в значительной степени более урегулированным по сравнению с ранее действующими положениями.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ (в
редакции Федерального закона N 137-ФЗ) должностное
лицо налогового органа, проводящее налоговую
проверку, вправе истребовать у проверяемого
лица необходимые для проверки документы
посредством вручения этому лицу
(его представителю) требования о
представлении документов.
По требованию налогового
органа для проведения выездной налоговой
проверки могут быть запрошены в
том числе следующие документы:
документы бухгалтерской и
В ходе выездной налоговой проверки могут запрашиваться и, соответственно, проверятся все документы, относящиеся к проверяемому периоду, тогда в этом случае будет проводиться выездная налоговая проверка с использованием сплошного метода. Но чаще всего запрашиваются типовые документы, подтверждающие некоторые хозяйственные операции, осуществляемые постоянно и, например, связанные с движением крупных сумм денежных средств, только за несколько произвольно выбранных периодов, а по другим периодам учитывается только сумма. Это значит, что в отношении проверяемого проводится выездная налоговая проверка выборочным методом.
Как установлено в п. 2
ст. 93 НК РФ (в новой редакции), истребуемые
документы представляются в виде
заверенных проверяемым лицом копий.
Копии документов организации заверяются
подписью ее руководителя (заместителя
руководителя) и (или) иного уполномоченного
лица и печатью этой организации,
если иное не предусмотрено