Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа
В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
• Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
• Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121
Согласно ст. 57 Конституции
РФ каждый обязан платить законно
установленные налоги. Однако продолжает
иметь место серьезная
Ужесточение налогового контроля зачастую заставляет даже вполне законопослушных предпринимателей приложить немало усилий, доказывая правомерность своих действий в сфере исчисления и уплаты налогов в бюджет. Тем не менее и сегодня встречаются налогоплательщики, которые как будто навсегда остались на начальном этапе развития бизнеса в России. В попытке "оптимизировать" налогообложение они настолько отрываются от реальности, что не осознают, насколько налоговикам будет легко поймать их за руку...
До сих пор в налоговом
законодательстве не дано четкого разделения
понятий оптимизации налогов
плательщиками и уклонения от
уплаты налогов, влекущего за собой
налоговую и уголовную
Итак, налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов - два разных понятия, грань между которыми до настоящего времени законодательно не определена.
Налоговая оптимизация - это организация деятельности экономического субъекта, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства.
Использование незаконных приемов
оптимизации считается
Уклонение от уплаты налогов осуществляется налогоплательщиком, как правило, путем сокращения дохода или иного объекта налогообложения, непредставления или неполного представления документов, необходимых для исчисления налога или представления некачественных документов, незаконного получения налоговых льгот и других преференций и осуществления других противоречащих закону действий.
Незаконное уменьшение налогов приводит к неправомерному занижению налоговой базы по тому или иному налогу (НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и др.). В данном случае сумма начисленных организацией налогов будет гораздо ниже, чем должна быть на самом деле. В конечном итоге организация подает в инспекцию декларации с заведомо искаженными данными. За такие деяния предусматривается налоговая, административная и уголовная ответственность.
Так как налоги являются
источником государственных финансов,
государство постоянно
Как уже ранее говорилось, в действующем законодательстве до сих пор не закреплены правила, которые бы четко проводили грань между законным уменьшением налогов (налоговая оптимизация) и уклонением от налогообложения.
В связи с этим в первую
очередь возникает проблема, когда
налогоплательщик, применяя "серые
схемы", формально не нарушает ни
одну статью налогового законодательства,
но в итоге существенно уменьшает
свои налоговые обязательства по
сравнению с другими
Основным контролирующим органом в сфере налоговых отношений являются налоговые органы. Поскольку налоговые органы являются основными из фискальных органов государства, то они обладают самыми широкими полномочиями в сфере осуществления налогового контроля, в ходе которого и должны выявляться недобросовестные налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов путем применения так называемых серых схем.
Однако в налоговом
законодательстве РФ существуют пробелы,
которые позволяют
Однако в отличие от других стран в России "дыры" в налоговых законах часто латаются не поправками в Налоговый кодекс, а решениями судов.
В связи с тем что
в настоящее время отсутствуют
законодательные меры общего плана
против уклонения от налогообложения,
до изменения порядка
Поскольку критерии принятия расходов каждый понимает по-своему, то правомерность учета расходов частенько становится предметом судебного спора с налоговиками.
В ситуации, рассмотренной
ФАС Волго-Вятского округа (Постановление
от 14.05.2007 N А31-9242/2005-15), на первый взгляд
не было оснований для "придирок"
налогового органа. Общество с ограниченной
ответственностью закупило у физических
лиц грибы для заготовки и
переработки с целью их дальнейшей
реализации и учло понесенные затраты
в составе расходов, уменьшающих
прибыль для целей
Кроме того, суду удалось установить, что названные в закупочных актах физические лица сдачей грибов в ООО в тот период вообще не занимались.
В результате налоговый инспектор посчитал затраты ООО в сумме 1 594 165 руб. документально не подтвержденными и исключил их из состава расходов, учтенных при налогообложении прибыли. Обществу пришлось заплатить недоимку по налогу на прибыль, пени и штраф за нарушение налогового законодательства.
Действия налогоплательщика именуются получением "необоснованной налоговой выгоды". Такого понятия в НК РФ нет, однако это не препятствует оперировать им в суде, так же как и ранее - понятием "недобросовестность" налогоплательщика.
В качестве характерного примера "недобросовестности" можно привести рассмотренную ФАС Московского округа ситуацию, когда организация "продала" (по документам) 4700 комплектов постельного белья, которые были произведены силами всего одного сотрудника (Постановление от 01.08.2005 N КА-А40/6573-05).
Термин "налоговая выгода" был введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и сам по себе не означает ничего противозаконного.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Главное - чтобы налоговая выгода была обоснованна.
Пункт 1 названного Постановления
гласит, что "представление
В упомянутом выше "грибном деле" налогоплательщик избавил налоговиков от этой обязанности. Недостоверность сведений, указанных в представленных им документах, была настолько очевидна для суда, что налоговикам и доказывать ничего особенно не потребовалось.
В экономике России действовало
и продолжает действовать огромное
количество "схем", позволяющих
налогоплательщику
Приведем пример "схемы", выявленной налоговым органом, решение о правомерности применения которой принималось в судебном порядке.
Пример. Налоговые органы в суде первой инстанции доказали незаконность применения компанией снижения единого социального налога (Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-1863/2006). Речь идет о так называемом обратном аутстаффинге, при котором компания выводит персонал в другие организации, переведенные на упрощенную систему налогообложения, а затем берет его в аренду.
Суть дела. Должностные лица ОАО, в котором трудились 479 человек, зарегистрировали на свое имя четыре общества с ограниченной ответственностью. В эти ООО были переведены 396 сотрудников компании (не более 100 в каждое общество). Одновременно с переводом работников компания заключила с обществом, применяющим упрощенную систему налогообложения, договоры о предоставлении персонала. В ОАО остались числиться 83 человека, что позволило компании также перейти на упрощенную систему налогообложения и тем самым свести платежи по ЕСН к нулю.
Проведя выездную налоговую
проверку ОАО, Межрайонная ИФНС России
N 10 по Тверской области доначислила
компании почти 6 млн руб. ЕСН и
около 5 млн руб. пеней и штрафов.
Причем штраф рассчитывался по ставке
40% от суммы неуплаченного налога
- за умышленную неуплату (п. 3 ст. 122 НК РФ).
По мнению инспекторов, ОАО с целью
уклонения от уплаты ЕСН создало
"схему по выплате заработной
платы через специальные
Однако суд не согласился с доводами компании, обратив внимание на следующие факты. Кадровый состав всех вновь образованных ООО формировался из работников компании. Трудовые функции и фактическое место работы сотрудников при переходе из ОАО в ООО не изменились. Сама компания и общества, у которых она арендует персонал, находятся по одному адресу и взаимодействуют исключительно друг с другом. Вывод: сделки по найму персонала не имеют иной деловой цели, кроме возможности перейти на упрощенную систему налогообложения и необоснованно получить освобождение от уплаты ЕСН. По этой причине суд сделал вывод о недобросовестности заявителя и подтвердил, что налоговые органы правомерно оштрафовали компанию.
Имеющаяся арбитражная практика свидетельствует, что компаниям, применяющим аутстаффинг, уже не раз удавалось доказывать необоснованность претензий налоговых органов. Но хотелось бы отметить, что до вышеупомянутого прецедента налоговые органы не пытались в судебном порядке признать аутстаффинг схемой уклонения от уплаты налогов. Раньше налоговые органы в основном оспаривали расходы по таким договорам или применение вычетов по НДС, при этом используя другие основания - как традиционные (признать расходы экономически необоснованными), так и нестандартные.
Существует также и
множество других, по формальным признакам
не выходящих за рамки закона, "схем",
позволяющих существенно
Недостаточная теоретическая
проработка вопросов, связанных с
действиями налогоплательщиков по уклонению
от налогообложения, привела к тому,
что в Российской Федерации на
практике используется формальная интерпретация
фактов хозяйственной деятельности
для целей налогообложения
Незаконное уменьшение налогов в виде уклонения от уплаты налогов, в том числе с использованием "серых схем", должно вызывать активное и жесткое противодействие государства в лице его фискальных и правоохранительных органов.