Формы и методы налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
• Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
• Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 163.86 Кб (Скачать)

2. За счет занижения  цены в договоре купли-продажи  имущества по сравнению с ценой,  реально уплаченной по сделке (чтобы официальная цена сделки  соответствовала сумме, с которой НК РФ предусмотрены имущественные вычеты). Подобные схемы основываются на трудностях практического применения налоговыми органами норм ст. 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи для целей налогообложения применяется цена товаров, указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Данный способ ухода от налогообложения часто используется на практике, и бороться с этим явлением достаточно сложно.

3. Связанная с использованием  договора дарения (ст. 572 ГК РФ). Согласно п. 18 ст. 217 НК РФ доходы  в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц  в порядке дарения, не включаются  в целях налогообложения в  совокупный доход, полученный  физическими лицами в налоговом  периоде. Таким образом, наличные  деньги, получаемые в дар от  физического лица, не подпадают  под налогообложение. К этому  можно добавить, что дарение наличных  денег одним физическим лицом  другому физическому лицу, сопровождаемое  передачей их одаряемому, может  быть совершено в устной форме  (п. 1 ст. 574 ГК РФ).

4. Основанные на использовании  легального определения понятия  "налоговый резидент РФ", когда  физическому лицу предлагается  провести больше полугода за  пределами РФ (точнее, провести в  календарном году на территории  России менее 183 дней). Тогда такое  лицо в данном календарном  году не является налоговым  резидентом РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ) и,  следовательно, его расходы (произведенные  лично или через поверенных) в  России в течение всего года  независимо от их размеров  и назначения не подпадают  под налоговый контроль.

5. Связанная с оформлением  приобретения имущества на специально  созданное для этой цели юридическое  лицо, не имеющее, кроме данного  имущества, иных активов и не  занимающееся какой-либо финансово-хозяйственной  деятельностью.

Физическое лицо, являясь  единственным участником хозяйственного общества (п. 1 ст. 66 ГК РФ), полностью  контролирует это юридическое лицо (например, пользуется его имуществом по своему усмотрению). Сдача в налоговые  органы и государственные внебюджетные фонды так называемых нулевых  балансов и справок об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности юридического лица не составляет труда, налог на имущество невелик или  его можно "обойти". Такой способ является наиболее простым и практически  не дающим возможности налоговым  органам как-то "подкопаться" к  физическому лицу.

Анализ названных схем уклонения от уплаты налогов физическими  лицами дает нам право сказать, что  неэффективность института налогового контроля за расходами физических лиц  исходит:

из отсутствия налогового контроля за доходами физических лиц, оказывающих финансовое содействие другим лицам в приобретении дорогостоящего имущества, передающих наличные денежные средства по договору займа;

из лояльного отношения  государства к регистрации юридических  лиц;

из невозможности государства  на своей территории осуществлять полную налоговую юрисдикцию, используя  и территориальный, и резидентский принципы налогообложения.

Но хочется верить, что  в ближайшие годы в Российской Федерации будет введен налоговый  контроль за соответствием крупных  расходов фактическим доходам физических лиц, остается только надеяться, что  его эффективность будет повышаться по мере его практического применения налоговыми органами. А для этого  необходимо законодательно закрепить  право налоговых органов:

на осуществление налогового контроля за расходами в отношении  физических лиц, не только приобретающих  в собственность определенное дорогостоящее  имущество, но и оказывающих финансовое содействие другим лицам в его  приобретении;

на получение налоговыми органами от различного рода регистрирующих органов, организаций и лиц сведений о фактах приобретения физическими  лицами дорогостоящего имущества, что  должно являться основанием для проведения налогового контроля за крупными расходами  этих лиц. Единственным критерием должно стать то, что у физического  лица в связи с приобретением  определенного перечня имущества  возникали крупные расходы;

на проверку правомерности  получения доходов налогоплательщиком за последние 3 года, предшествующие году проведения проверки;

на составление акта об обнаруженном несоответствии расходов полученным доходам и направление  налогоплательщику требования о  представлении специальной декларации в случае, если расходы физического  лица превышают более чем на 10% доходы, заявленные им в налоговых  декларациях за 3 предшествующих года;

на пересчет налога на доходы физического лица в тех случаях, когда по результатам налогового контроля за его расходами очевидно, что налогоплательщиком не был уплачен  подоходный налог с этих сумм;

на направление налогоплательщику - физическому лицу письменного требования об уплате пересчитанной суммы налога (недоимки), а если по истечении срока, данного на добровольное исполнение требования налогового органа, оно  не было исполнено налогоплательщиком, - на обращение в суд.

3.2 Организация контроля  уплаты налогов в зарубежных  странах

Общая характеристика организации  налогового контроля       

Среди различных элементов, участвующих в составлении процедур налогового контроля, можно выделить следующие:

А. Более или менее благоприятная  общественная и административная среда:        

1.Сознание гражданского  долга населением.       

2.Идентификация налогоплательщиков. Налоговые ведомства располагают  одним национальным номером идентификации  налогоплательщиков:

а) Испания и Швеция: единственный национальный номер идентификации  для общего характера налогоплательщиков;

б) Канада - Нидерланды - Италия: номер, специфический для частных  лиц, и другой номер - для юридических  лиц;

в) США: использует номер, изначально созданный в общественных целях;

г) Франция: так же, как  и в США, - номер для частных  лиц и номер, специфический для  юридических лиц.       

Определение номера важно  для налоговых ведомств, так как  оно позволит, с одной стороны, благоприятствовать эффективности  услуг, предназначенных для потребителей, и, таким образом, улучшить отношения  между администрацией и налогоплательщиками. С другой стороны, способствовать улучшению  налоговой проверки только по документам налогоплательщика для подъема  неплатежеспособных, для управления информацией по проверке сведений.

3.Механизмы взимания налога  как средства предотвращения  подлога. Почти во всех европейских  странах применяются методы взимания  налога у источника дохода (в  основном на доходы с заработной  платы и на вложение капитала) так же, как механизмы периодических  платежей или предварительной  выплаты <3>.

4. Случайное общение и  сбор информации. По окладам и  зарплатам налоговые ведомства  собирают информацию, предоставленную  служащими и сообщенную работниками,  и это не зависит от способа  налогообложения, т.е. от удержания  налогов у источника доходов  или от спонтанных деклараций  налогоплательщиков.       

Налоговые ведомства хранят также информацию, предоставленную  спонтанно другими службами: финансовыми  органами, страховыми компаниями, социальными  органами.

Б. Организация контроля:

1. Административная централизация  как направление эффективности  контроля. В большинстве стран  тенденция к созданию центра  или делокализованного агентства  становится общепринятой, за исключением  Германии и Швеции. Канада приняла  эту систему в конце 1999 г. (ADCR), а       

Италия в 2002 г. (AE). Параллельно  сильная централизация существует именно в вопросе сбора деклараций и управления средствами платежа, принудительного  взыскания и контроля больших  предприятий.

2. Политика программирования  налоговой проверки. Именно главные  управления определяют политику  налоговой проверки на уровне  кабинетов министров и главных  управлений. На двухлетний или  трехлетний период политика налоговой  проверки указывает общие направления,  фиксируя первостепенные, количественные  и качественные цели.

3. Осуществление контроля. Обобщенно контроль осуществляется  структурами, имеющими различные  организационные территориальные  уровни (местные, департаментские  или региональные), как во Франции.

-----------------------------------------------------------------------------

<3> Эти методы гарантируют большую долю налоговых сборов. Таким образом, в Германии они представляют 34% налоговых сборов, 32% - в Ирландии, 42% - в Великобритании 

Их компетенция чаще всего  определяется географическими критериями и оборотом предприятий, которые  надо проверять. Существуют национальные или федеральные структуры контроля в некоторых странах, как, например, в Германии, Испании, Италии, Великобритании. Другие страны, такие как Канада, Нидерланды, США, Ирландия, имеют оперативные  управления, организованные по группам  налогоплательщиков в национальном масштабе, но внедренные на региональном уровне.

В. Полномочия органов контроля:

1. Право на получение  информации. Налоговая администрация  может потребовать от любого  лица, чтобы оно ей представило  любую справку или подготовило  любой документ, относящийся к  налоговому законодательству. Использование  права на получение информации  не должно позволить никоим  образом осуществлять критический  анализ бухгалтерского учета.  Операции сбора информации должны  иметь точечный характер и  ограничиваться выпиской бухгалтерских  бумаг или копией с документов. Такое определение права часто  неэквивалентно в различных странах.  В Германии, Испании, Великобритании  использование этого права ограничено.

Способы взимания налогов  и органы налогового контроля в Италии        

Налоговыми органами Италии применяются следующие основные типы контроля:

- аналитический контроль - налоговые управления вносят  корректировки в указанные в  декларации данные на основе  бухгалтерских записей, проводок. Его неотъемлемым условием является  правильное и точное ведение  бухгалтерского учета. Как правило,  данная форма контроля требует  проведения проверки бухгалтерских  записей и всей документации  предприятия;

- индуктивный контроль  проводится, если в декларации  не полностью указаны источники  доходов, отсутствует ряд бухгалтерских  записей, имеются серьезные нарушения  правил бухгалтерского учета;

- частичный контроль проводится  непосредственно по реестру налогоплательщиков. Примером частичного контроля  может служить практика контроля  доходов на основании предполагаемых  коэффициентов дохода;

- сокращенный контроль  заключается в том, что при  обнаружении у налогоплательщика  платежеспособности, превосходящей  ту, которая указана в декларации  о доходах, налоговые бюро обладают  полномочиями вносить необходимые  изменения в указанный совокупный  доход.       

Взаимоотношения между налоговыми ведомствами и предпринимателями  по прямым налогам берут начало с  момента заполнения годовой декларации о доходах. Имеется несколько  образцов таких деклараций, установленных  в налоговой системе. Один из них  представляет собой наиболее простую  форму декларации о доходах. Налогоплательщик (в данном случае работающий по найму  или находящийся на пенсионном обеспечении), имеющий еще и другие источники  доходов и желающий воспользоваться  преимуществами вычетов и скидок, заполняет этот образец и представляет его своему работодателю или в  автоматизированные центры по содействию в вопросах налогообложения. Дебет  и кредит на сумму налога будут  непосредственно компенсированы при  выдаче зарплаты, пенсии.       

Другой образец является распространенной формой заполнения декларации о доходах, которая охватывает доходы, полученные в результате производственной деятельности или от владения предметами, приносящими доход. Его субъектами выступают физические лица, предприниматели  и лица свободной профессии. Данный образец должен содержать сведения в четком и аналитическом порядке, например: о доходах предприятия, доходах домохозяев и землевладельцев, доходах лиц, работающих по найму  и имеющих собственное дело, доходах  от капитала. Здесь же указываются  и все затраты, понесенные в процессе получения доходов.       

Следующий образец используется применительно к доходам компаний, товариществ, которые затем будут  отнесены в соответствии с долями, квотами к отдельным акционерам, членам товарищества для уплаты налогов.        

Имеется и образец, который  должен быть заполнен и представлен  товариществами, объединяющими капиталы с ответственностью участников в  пределах стоимости их вкладов.       

И наконец, есть универсальный  образец для всех налогоплательщиков (предпринимателей, частных лиц, частных  фирм или товариществ с ограниченной ответственностью), которые перечислили  определенные денежные суммы третьим  лицам путем удержания налога при выплате сумм. В данном виде декларации должны быть указаны все  налогоплательщики, которым были выплачены  деньги, с указанием валовых сумм и сумм-нетто данных удержаний. Главной  функцией данной декларации является то, что она дает возможность налоговым  управлениям проводить "перекрестный" контроль между декларациями плательщиков, получающих и выдающих денежные средства.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства