Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа
В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
• Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
• Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121
Следует учитывать, что Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31.12.2006, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (Приложения 4, 5), а также Требования к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6).
Ранее Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 была утверждена только Инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с Приказом N САЭ-3-06/892@ вводная часть акта камеральной проверки должна содержать:
- номер акта проверки
(присваивается акту при его
регистрации в налоговом
- наименование места
- дату акта проверки; под
указанной датой понимается
- должность, фамилия, имя,
отчество лица, проводившего проверку,
его классный чин (при наличии)
- сведения о налоговой
декларации (расчете), на основе которой
проведена камеральная
- полное и сокращенное
наименование либо фамилию,
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- код причины постановки на учет (КПП);
- указание на то, что
проверка проведена в
- даты начала и окончания проверки;
- место нахождения организации
(ее филиала,
- перечень документов, представленных
проверяемым лицом, а также
других документов о
- сведения о мероприятиях
налогового контроля, проведенных
при осуществлении камеральной
налоговой проверки: об истребовании
документов (информации) и иных действиях,
произведенных при
- иные необходимые сведения.
Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается проверенному лицу.
При подготовке акта камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа обязано руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Пункт 3 ст. 93 НК РФ устанавливает
сроки представления документов
по требованию налогового органа. Такой
срок составляет 10 дней. Так, п. 3 ст. 93 НК
РФ установлено, что в случае, если
проверяемое лицо не имеет возможности
представить истребуемые
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
В п. 4 ст. 93 НК РФ прямо прописано,
что отказ проверяемого лица от представления
запрашиваемых при проведении налоговой
проверки документов или непредставление
их в установленные сроки
Стадия проведения камеральной
налоговой проверки завершается
после окончания всех необходимых
мероприятий налогового контроля, характерных
для данной стадии, подведением ее
итогов. Сотрудник налогового органа,
проводивший камеральную
Если проверяющий сотрудник налогового органа на основе собранных доказательств (в том числе если представленные налогоплательщиком дополнительные документы подтверждают наличие обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, или если налогоплательщик не представил пояснения по требованию налогового органа), а также имеющихся у него документов, придет к выводу о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, то он должен перейти к следующей стадии камеральной налоговой проверки - оформлению ее результатов в порядке ст. 100 НК РФ, которая, начиная с 1 января 2007 года, распространяется и на камеральные налоговые проверки, начатые после этой даты.
Хочется отметить, что в
НК РФ нет нормы, регламентирующей порядок
оформления окончания камеральной
налоговой проверки, в отличие
от выездной налоговой проверки, по
окончании которой составляется
справка о проведенной
Точное определение данного момента имеет значение для отсчета предусмотренного п. 1 ст. 100 НК РФ (в новой редакции) срока для составления акта налоговой проверки - не зная этой даты, налогоплательщик не сможет проконтролировать действия сотрудников налоговых органов, проводящих камеральную налоговую проверку, он не сможет проверить, соблюдаются ли сроки на составление акта налоговой проверки, не нарушены ли его права и законные интересы.
В связи с изложенным очевидно,
что процедуру оформления результатов
камеральных налоговых
Когда по итогам проведенной
камеральной налоговой проверки
полученная от налогоплательщика и
имеющаяся у налогового органа информация
не свидетельствует о факте
В некоторых случаях, когда у налоговых органов есть основания полагать, что налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) совершено налоговое правонарушение, а собрать доказательства этого во время проведения камеральной налоговой проверки не представляется возможным, по результатам проведения камеральной налоговой проверки в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности указанных лиц может быть принято решение о назначении выездной налоговой проверки.
Таким образом, грамотно проведенная камеральная налоговая проверка способствует правильному выбору объекта для проведения выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка
Особое место в системе налогового контроля занимает выездная налоговая проверка. В результате их проведения налоговые органы должны одновременно решить несколько задач:
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- предупреждение налоговых правонарушений.
При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных действий налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка
стимулирует налогоплательщиков (плательщиков
сборов, налоговых агентов) изначально
более аккуратно вести
Спецификой и основной отличительной чертой выездной налоговой проверки от другого вида налоговой проверкой - камеральной является место проведения выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения о проведении проверки, которое выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
С 01.01.2007г. п. 1 ст. 89 НК РФ устанавливается общее правило, согласно которому выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Этот пункт был дополнен нормой, в которой содержалось одно исключение из общего правила, когда выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, - в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
Раньше такая возможность специально на законодательном уровне не предусматривалась, но нередко на практике по договоренности между проверяющими и проверяемыми происходило именно так, поскольку это отвечало интересам обеих сторон. Проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа должно осуществляться по правилам проведения выездных налоговых проверок.
В отношении срока проведения
выездной налоговой проверки и порядка
его исчисления необходимо отметить,
что ст. 89 НК РФ, действующей до вступления
в силу Федерального закона N 137-ФЗ, содержала
положение, согласно которому выездная
налоговая проверка не могла продолжаться
более двух месяцев. В исключительных
случаях вышестоящий налоговый
орган мог увеличить
Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, изложенной в новой редакции, выездная налоговая проверка также не может продолжаться более двух месяцев, но указанный срок может быть продлен теперь до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки в соответствии с Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ могут являться:
1) проведение проверок
налогоплательщика,
2) получение в ходе
проведения выездной (повторной
выездной) налоговой проверки информации
от правоохранительных, контролирующих
органов либо из иных
3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок
организаций, имеющих в своем
составе несколько
четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;
менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;
десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;
5) непредставление
6) иные обстоятельства. При
этом в данном случае
При этом выделяется, что решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:
- при продлении срока
повторной выездной налоговой
проверки, проводимой управлением
ФНС России по субъекту