Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, курсовая работа
В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Эту функцию выполняет налоговый контроль.
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля…..4
Необходимость и содержание налогового контроля……………………4
Органы, осуществляющие налоговый контроль………………………...8
Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………………………….9
Глава 2. Формы и методы налогового контроля…………................................17
2.1 Методы налогового контроля……………….....……….................…….17
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения………….....….23
• Камеральная налоговая проверка…….................................….............…28
• Выездная налоговая проверка………...............................................…….44
2.3 Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов……………………….....................................................……..64
Глава 3. Совершенствование практики осуществления налогового контроля.................................................................................................................78
3.1 Разрешения органами налогового контроля проблемы уклонения от уплаты налогов…………………….................................................................78
3.2 Организация контроля уплаты налогов в зарубежных странах….........96
Заключение………………………………………………..................………….118
Список использованной литературы……................................................…….121
В соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ) налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
При этом, как установлено
в п. 5 ст. 88 НК РФ, лицо, проводящее камеральную
налоговую проверку, обязано рассмотреть
представленные налогоплательщиком пояснения
и документы. Если после рассмотрения
представленных пояснений и документов
либо при отсутствии пояснений налогоплательщика
налоговый орган установит факт
совершения налогового правонарушения
или иного нарушения
Очевидно, что такой порядок служит выявлению всех обстоятельств, повлекших внесение ошибочных сведений в налоговые декларации, в том числе в результате совершенных случайно технических и арифметических ошибок, а также устранению данных ошибок посредством согласованных действий налогоплательщика и налогового органа на стадии проведения камеральной налоговой проверки.
Таким образом, предъявление указанного требования является обязательным условием полного и всестороннего проведения камеральной налоговой проверки и необходимым для принятия обоснованного решения по результатам такой проверки, т.к. призвано обеспечить дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
Дополнительные полномочия
налоговых органов при
В некоторых сложных ситуациях,
например при проведении камеральных
налоговых проверок основных или
крупнейших налогоплательщиков или
при отсутствии пояснений налогоплательщика
относительно выявленных ошибок в налоговой
декларации (расчете) и (или) противоречий
между сведениями, содержащимися
в документах, имеющихся у налогового
органа, и полученным им в ходе налогового
контроля, сотрудники налогового органа,
проводящие камеральную налоговую
проверку, вправе использовать установленные
ст. 31 НК РФ и иными законодательными
актами полномочия, осуществление которых
допускается в ходе камеральных
налоговых проверок и способствует
сбору и надлежащему
- вызывать на основании
письменного уведомления
- привлечение экспертов, специалистов и переводчиков (подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. ст. 95 - 97 НК РФ);
- привлечение свидетелей (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. 90 НК РФ);
- другие полномочия, предоставленные
НК РФ налоговым органам и
отвечающие требованиям
К тому же, если при проведении
камеральной налоговой проверки
у налогового органа возникает необходимость
получения информации о деятельности
налогоплательщика, имеющейся у
иных лиц, налоговый орган до 1 января
2007 года вправе был назначить встречную
проверку в соответствии со ст. 87 НК
РФ (в старой редакции), а теперь просто
истребует все необходимые
В НК РФ не содержится запрета
реализовывать все
Следовательно, даже при
наличии только подозрений у налогового
органа о наличии обстоятельств,
свидетельствующих о допущенных
нарушениях налогового законодательства
<2>, сотрудники налогового органа в
сроки, предусмотренные для проведения
камеральной налоговой
Если подозрения по результатам
проведенных мероприятий
В случае если в установленные сроки для проведения камеральной налоговой проверки запланированные мероприятия налогового контроля не были окончены или не дали результатов, то камеральная налоговая проверка считается завершенной и не требующей специального оформления, а полученные материалы могут в дальнейшем быть использованы при проведении выездной налоговой проверки в качестве дополнительной информации.
Особенности процедуры истребования
у проверяемого лица документов в
ходе камеральной налоговой
По общему правилу, действовавшему до 1 января 2007 года, которого
------------------------------
<2> Законодательство о
налогах и сборах отдельно
не выделяет, какие налоговые
правонарушения могут быть
придерживались сотрудники
налоговых органов, считалось, что
при проведении камеральной налоговой
проверки налоговые органы имели
право истребовать у
На деле это приводило
к тому, что запрашивалось
Поправки, внесенные Федеральным
законом N 137-ФЗ в ст. 88 НК РФ, решили эту
задачу, существенным образом изменив
подход к этой процедуре, - согласно
общему правилу, закрепленному в
п. 7 ст. 88 НК РФ (в новой редакции),
при проведении камеральной налоговой
проверки налоговый орган не вправе
истребовать у
Таким образом, если руководствоваться
данными изменениями, по общему правилу
у налогоплательщика нет
Исключения составляют следующие случаи:
- выявление ошибок в
налоговой декларации (расчете) и
(или) противоречия между
- использование
- заявление налогоплательщиком
права на применение
- проведение камеральной
проверки по налогам,
Помимо этого, необходимо
отметить, что в настоящее время,
в отличие от ранее действующего
порядка, представление документов,
подтверждающих достоверность данных,
внесенных в налоговую
В соответствии п. 2.7.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, по истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы.
По результатам указанной сверки отдел камеральных проверок в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывает на основании письменного уведомления в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также указывается на необходимость их представления.
По истечении двух недель с момента истечения срока представления соответствующей декларации налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также проекты решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в соответствии со ст. 76 НК РФ.
В п. 4 ст. 88 НК РФ закреплено положение, согласно которому налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Таким образом, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Оформление результатов проверки налоговой декларации. В п. 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
В случае выявления нарушений
законодательства о налогах и
сборах в ходе проведения камеральной
налоговой проверки должностными лицами
налогового органа, проводящими указанную
проверку, должен быть составлен акт
налоговой проверки по установленной
форме в течение 10 дней после окончания
камеральной налоговой
Такие требования установлены
с 01.01.2007. Ранее положения данной
статьи не обязывали налоговые органы
составлять акты камеральных налоговых
проверок, но и не запрещали этого.
С указанной даты одним из основных
нововведений в процедуру камеральной
проверки явилось установление требования
к должностным лицам налогового
органа составить акт камеральной
проверки. При этом судебная практика
подтверждала положение о том, что
НК РФ не обязывал налоговый орган
составлять акты камеральных налоговых
проверок. Так, в Постановлении ФАС
Дальневосточного округа от 29.03.2006 N Ф03-А80/06-2/431
суд указывал, что ст. 100 НК РФ предусмотрено
оформление акта только по результатам
выездной налоговой проверки. Налоговый
кодекс РФ не устанавливает обязанностей
налогового органа составлять акт по
результатам камеральной
Форма и требования к составлению
акта налоговой проверки устанавливаются
федеральным органом