Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:52, курсовая работа
Цель работы: выявить знания методологических основ статистики, умение применять эти знания в анализе социально-экономических явлений, производить статистические расчеты, получить навыки самостоятельной исследовательской работы с применением статистических методов.
Основные результаты работы: изучены основные статистические методы исследования занятости и безработицы населения, рассчитаны статистические показатели, выполнены задания расчетной части с применением изученных статистических методов, произведен анализ динамики численности безработного населения РФ в период 2000 – 2009 гг. на основе вычисления показателей ряда динамики с помощью ППП Excel.
Введение 4
1. Теоретическая часть 5
1. 1 Сущность занятости и безработицы 5
1. 2 Статистические показатели занятости и безработицы 8
1. 3. Статистические методы анализа занятости и безработицы 11
2. Расчетная часть 17
Задача 1 17
Задача 2 23
Задача 3 25
Задача 4 29
3. Аналитическая часть. 33
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Источник:
Труд и занятость в России. – М.: Росстат,
2009.
Занятость характеризуется коэффициентом (уровнем) занятости, который рассчитывается по формуле:
(1. 2)
где Sзан – численность занятого населения страны, Sэк. ак. – численность экономически активного населения.
В статистике накоплен большой опыт изучения отраслевого состава занятых. Для его изучения общая численность занятых в экономике принимается за 100% и определяется удельный вес численности занятых в соответствующих отраслях.
Изменения
в отраслевом составе занятых
за рассматриваемый период достаточно
заметны. Интенсивность структурных
сдвигов может быть измерена, например,
с помощью квадратического
(1. 3)
где W1 и W0 − удельные веса численности занятых в отдельных отраслях народного хозяйства за отчетный и базисный периоды, k – число групп, принятых в отраслевой классификации. [3]
Показатель, характеризующий безработицу, называется коэффициентом безработицы. В Российской Федерации применяется методика расчета общей численности безработных, уровня общей и зарегистрированной безработицы, которая разработана и утверждена Госкомстатом России 4 октября 1995 г. На ее основе применяются два способа расчета уровня безработицы по состоянию на определенную дату.
Коэффициент (уровень) безработицы определяется отношением общей численности безработных к численности экономически активного населения.
(1. 4)
где Б – численность безработных.
Коэффициент (уровень) зарегистрированной безработицы – отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения:
(1. 5)
где Бзар – численность зарегистрированных безработных.
Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службы занятости по полу, возрасту и образованию. Пример представлен в Таблице 1. 2. В общей численности обратившихся чуть менее половины составляют женщины. Наиболее высока доля безработных лиц, имеющих среднее (полное) общее образование. Среди лиц, имеющих высшее образование, но не имеющих работы, преобладают женщины. Уровни безработицы говорят о преобладании безработных в возрастных группах до 30 лет. Причем начиная с 20 лет уровень безработных женщин ниже уровня безработицы среди мужского населения (см. таблицу 1. 3).
Информация о нуждающихся в работе людей предусматривается в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать предложения рабочей силы: межотраслевое и межсекторное. Среди секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности.
Таблица 1. 2
Численность безработных по уровню образования в 2008 г. (тыс. чел.)
Всего | в том числе имеют образование | |||||||
высшее профессиональное | неполное высшее професси-ональное | среднее профессиональное | начальное профессиональное | среднее (полное)
общее |
основное общее | не имеют основного общего | ||
Безработные | ||||||||
всего | 5289 | 651 | 176 | 1018 | 1090 | 1702 | 579 | 72 |
Мужчины | 2901 | 276 | 86 | 452 | 694 | 971 | 376 | 46 |
Женщины | 2388 | 375 | 91 | 567 | 396 | 731 | 203 | 26 |
Источник: Труд и занятость в России. – М.: Росстат, 2009. |
Таблица 1. 3
Уровень безработицы по возрастным группам 2008 г.
(в процентах
от экономически активного
Всего | в том числе в возрасте, лет | ||||||||||
до 20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60 и более | ||
Всего | 7,0 | 30,9 | 12,9 | 6,5 | 6,6 | 5,8 | 5,4 | 5,1 | 5,4 | 4,6 | 4,7 |
Мужчины | 7,5 | 30,9 | 13,1 | 6,8 | 7,6 | 5,9 | 5,4 | 5,4 | 6,2 | 4,9 | 5,1 |
Женщины | 6,4 | 31,0 | 12,7 | 6,2 | 5,5 | 5,8 | 5,3 | 4,8 | 4,8 | 4,3 | 4,2 |
Источник:
Труд и занятость в России. –
М.: Росстат, 2009.
Продолжительность безработицы определяется длительностью периода, в течение которого человек, будучи безработным, ищет работу. Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с начала поиска работы до трудоустройства, и продолжительность незавершенной (т.е. не прекратившейся) безработицы — время с начала поиска работы до момента опроса (фиксации) безработицы.
Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике – это число незанятых в экономике, приходящееся на одного занятого:
(1. 6)
Количественные
изменения численности трудовых
ресурсов (в том числе занятых
и безработных) характеризуется
такими общими для теории статистики
показателями, как абсолютный прирост,
темпы роста и прироста, среднегодовые
темпы роста и прироста трудовых ресурсов.
1. 3 Статистические методы анализа занятости и безработицы
Международная статистика труда использует в своей практической деятельности методы, разрабатываемые общей теорией статистики. Прежде всего, следует подчеркнуть, что все явления и процессы в области трудовых отношений рассматриваются в динамике и во взаимосвязи и взаимозависимости.
Статистика разработала множество методов изучения связей, выбор которых зависит от целей исследования и от поставленных задач. Связи между признаками и явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований. Признаки по их значению для изучения взаимосвязи делятся на 2 класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными. Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.
Для исследования связей широко используется метод сопоставления двух параллельных рядов, метод аналитических группировок, метод корреляционной таблицы, метод выборочных средних, корреляционный анализ, регрессионный анализ, индексный метод и т.д.
Для сбора необходимой информации международная статистика труда использует метод статистического наблюдения, которое позволяет в определенные сроки получить необходимую информацию по заранее разработанной программе. Для получения этой информации используются все виды сплошного и выборочного наблюдения.
Преимущества учета безработицы на основе данных регистрации заключаются в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчетность имеет сплошной и непрерывный характер. Сплошная статистика дает возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение занятых и безработных по отдельным категориям.
Однако недостатком регистрационного метода является то, что собираемая информация неизбежно является неполной, так как она представляет собой лишь побочный продукт органа социальной защиты, ориентированного на помощь определенному контингенту населения, в первую очередь безработным. При использовании данного метода не учитываются лица по тем или иным причинам незарегистрированные в службах занятости. Кроме того, критерии постановки на учет в службу занятости различаются по странам, поэтому национальные данные несопоставимы.
Выборочный метод – это основной способ сбора информации в условиях развитой рыночной экономики.
Выборка – разновидность несплошного наблюдения, позволяющего определить показатели всей совокупности (генеральной совокупности) на основе изучения ее части. При этом отобранная часть формируется с учетом положений теории вероятности и математической статистики.
Например, в Российской Федерации с 1999г. и по сей день обследование населения по проблемам занятости проводится с квартальной периодичностью по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала: февраля, мая, августа, ноября. Обследование охватывает за квартал около 70 тысяч человек в возрасте от 15 до 72 лет (0,06% от численности населения этого возраста), в расчете на год около 280 тысяч человек (0,25%). Выборка строится таким образом, что в каждом квартале все единицы наблюдения заменяются новыми.
Преимуществами выборочного исследования является то, что оно позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения служб занятости. Кроме того, данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений. Однако и у данного метода есть недостатки: во-первых, для регулярного и качественного проведения опросов на основе репрезентативной (в том числе по регионам) выборки и оперативной обработки их результатов требуются соответствующее технологическое обеспечение, квалифицированные кадры и немалые финансовые затраты, во-вторых, любое выборочное обследование объективно предполагает наличие статистической ошибки. В процессе дробления выборки ошибка выборки становится все более значимой и на определенном этапе выборка может потерять репрезентативность.
Сводка статистических данных заключается в получении групповых и общих итогов по заранее составленной программе (например, по странам, континентам и для мирового уровня).
Группировка заключается в расчленении изучаемой совокупности единиц на однородные группы в соответствии с изучаемым признаком, который может быть как количественным, так и качественным. Таким образом, количественные группировки основаны на признаках (показателях), имеющих количественное выражение (например, группировка по численности занятых в экономике, численности безработных и т.д.), а в основе качественных группировок лежат показатели, которые не могут иметь количественного выражения (например, группировка численности трудоспособного населения по полу, по социально-профессиональным группам и т.д.).
Информация о работе Статистические методы анализа занятости и безработицы