Статистические методы анализа занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема занятости – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости.
В странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные позволяют осуществлять регулирование рынка труда, обеспечивать населению социальную защиту, организовывать своевременную профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3

2Теоретическая часть


2.1Сущность занятости и безработицы………………………..………….4

•2.2Статистика занятости и безработицы……………………..…………...6

•2.3Статистические методы анализа занятости и безработицы ….…..…11

3.Расчетная часть………………………………………..…………………16

4.Аналитическая часть……………………………………..……………...32

5.Заключение……………………………………………..………………..38

6.Список использованной литературы…………………………………...39

Работа содержит 1 файл

статистика+.doc

— 645.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО

ВСЕРОСИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА  СТАТИСТИКИ  
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «СТАТИСТИКА»

на тему: 

«СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ» 
 
 
 
 
 
 

                                                               Исполнитель: Буглак С. И.

                                                                 специальность: Финансы и кредит

                                                                 группа: день

                                                               № зачетной книжки: 09ффб00925

                                                                 Проверил: Корецкий  Г. А. 

                                                             
 
 
 
 
 
 

Владимир 2011 

Оглавление 

    1.Введение………………………………………………………………….3

    2Теоретическая часть

  • 2.1Сущность занятости  и безработицы………………………..………….4

  • 2.2Статистика  занятости и безработицы……………………..…………...6
  • 2.3Статистические  методы анализа занятости и  безработицы ….…..…11
    • 3.Расчетная часть………………………………………..…………………16

      4.Аналитическая часть……………………………………..……………...32

      5.Заключение……………………………………………..………………..38

      6.Список использованной литературы…………………………………...39 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    Введение 

         Проблема  занятости – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости.

         В странах с рыночной экономикой занятость  и безработица изучаются систематически. Статистические данные позволяют осуществлять регулирование рынка труда, обеспечивать населению социальную защиту, организовывать своевременную профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

         Улучшение использования трудового потенциала — основной источник социально - экономического роста. Отсюда очевидно значение статистического  изучения занятости и безработицы.

             Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

         Целью данной курсовой работы является рассмотрение показателей изучения занятости  и безработицы и изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.

            Задача настоящей работы –  практическое освоение статистических  методов изучения занятости и безработицы на конкретных примерах.

             

           
     
     
     
     
     
     
     

    2.Теоретическая  часть 

    2.1.Сущность занятости и безработицы 

         Проблема  занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.

           Занятость – это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход.

         К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

    1. выполняли  работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

    2. временно  отсутствовали на работе из-за  болезни, травмы, по случаю отпуска  и другим причинам;

         3. выполняли работу без оплаты  на семейном предприятии.

         Безработица- это наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.   
     

         К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

    -  не  имели работы (доходного занятия);

    - занимались  поиском работы (обращались в  службу занятости, к администрации  предприятия, использовали личные  связи, помещали объявления в  печати и др.) или предпринимали  шаги к организации собственного дела;

    - были  готовы приступить к работе.

            В аналитических целях различаются следующие типы безработицы:

      Фрикционная безработица - связана с переходом работников с одной работы на другую. В результате перехода эти люди оказываются как бы между работами.

      - Структурная безработица, при которой наличие незанятых лиц соседствует с наличием вакансий из-за профессионального и географического несоответствия безработных и рабочих мест, а также из-за недостаточного уровня профессиональной подготовки.

      - Циклическая безработица – обусловлена спадом экономического цикла, когда занятость сокращается, а безработица растёт.

      - Сезонная безработица. Этот  вид безработицы касается лиц, которые имеют работу только в определённые периоды (например, в разгар сельскохозяйственных работ), а в остальное время года не заняты.

      - Классическая безработица – возникает при высвобождении рабочей силы в целях повышения заработной платы.

      - Технологическая безработица является следствием вытеснения рабочей силы из производства в связи с его автоматизацией и внедрением новых технологий.  
       
       
       
       

    2.2 Статистика занятости и безработицы 

           Первым в 1991 – 1992 гг. и практически  единственным источником информации  о безработице в России стала  система её регистрации службами занятости. Она многократно модифицировалась в целях улучшения контроля за состоянием на регистрируемом рынке труда и в целом успешно использовалась для текущего наблюдения за трудоустройством и уровнем официальной безработицы.

          Сбор и разработка данных службами занятости осуществляются на основе ведомственного  государственного статистического наблюдениям по формам, утверждённым Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью.

         Для количественной характеристики занятости используют систему различных показателей.

         Под экономически активным населением (рабочей  силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных. (таблица 1)

                             Таблица 1

    Численность экономически активного населения  РФ, тыс. чел.

    Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007г.
    Экономически  активное население – всего 71919 72835 72909 72919 72930
    в том числе:          
    занятые в экономике 65766 67152 67134 67400 67454
    Безработные 6153 5683 5775 5519 5476
     
     
     
     

          В международной статистике исходными  показателями для анализа занятых  является коэффициент (уровень) экономической активности населения. Коэффициент экономической активности населения определяется как соотношение между численностью экономически активного населения и численностью всего населения страны:

    *100,  (1)

    где Sэ. ак – численность экономически активного населения на t-ю дату;

           Рt – численность всего населения на t–ю дату.

          Уровень занятости чаще всего оценивают  через коэффициент занятости  , который определяется как отношение численности занятого населения к общей численности экономически активного населения :

      (2)

         Коэффициент (уровень) безработицы определяется отношением общей численности безработных  к численности экономически активного населения:

       (3)

    Б –  численность безработицы

         Коэффициент (уровень) зарегистрированной безработицы  – отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения:

      (4) 

         Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике  – это число незанятых в  экономике, приходящееся на одного занятого:

      (5)

         Ситуация  на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность  занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода:

     (6)

       (7)

         Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую занятость.

         Полная  занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию и др.).  

         Полная  занятость достигается, когда спрос  на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.

         Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости.

         Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных.

         Экономически  не активное население  в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не входит в состав рабочей силы — это:

    учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы,

    лица, занятые  ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и  т. п.;

    лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но они могут и готовы работать;

    лица, которым нет необходимости работать независимо от ис- точника их дохода.

         По  методологии Международной организации труда (МОТ) экономически не активное население включает еще две категории лиц, не входящие в состав трудовых ресурсов:

    лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;

    инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.  
     

         Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:

      (8)

    где коэффициент роста численности экономически активного населения;

    — коэффициенты роста численности  занятых и безработных;

    - уровни занятости и безработицы  в базисном периоде. 

         В службах занятости среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, выделяются три группы:

    работающие, но желающие переменить место работы или трудится

    по совместительству в свободное от основной работы время;

    студенты, учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать в свободное от учебы время;

    не занятые на момент обращения с просьбой о трудоустройстве.

         Для регулирования в регионе уровня безработицы наибольший интерес  представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая  часть из них учитывается как  официально признанные законодательным путем безработные.  
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.3. Статистические методы анализа занятости и безработицы 

         Международная статистика труда использует в своей практической деятельности методы, разрабатываемые общей теорией статистики. Прежде всего, следует подчеркнуть, что все явления и процессы в области трудовых отношений рассматриваются в динамике и во взаимосвязи и взаимозависимости.

         Статистика  разработала множество методов  изучения связей, выбор которых зависит  от целей исследования и от поставленных задач. Связи между признаками и явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований. Признаки по их значению для изучения взаимосвязи делятся на 2 класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными. Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.

         Для исследования связей широко используется метод сопоставления двух параллельных рядов, метод аналитических группировок, метод корреляционной таблицы, метод  выборочных средних, корреляционный анализ, регрессионный анализ, индексный  метод и т.д.

         Для сбора необходимой информации международная статистика труда использует метод статистического наблюдения, которое позволяет в определенные сроки получить необходимую информацию по заранее разработанной программе. Для получения этой информации используются все виды сплошного и выборочного наблюдения. Выбор метода наблюдения зависит от множества фактов: цели исследования, программы исследования, наличия материальных, финансовых и трудовых ресурсов и т.д.

          После получения информации осуществляется ее контроль. При этом международная статистика труда использует следующие виды контроля:

    • синтаксический, при котором проверяется полнота охвата объектов наблюдения, полнота заполнения всех необходимых граф и строк, наличие необходимых реквизитов: адреса, даты, подписей, печатей;
    • арифметический, который основан на количественных взаимосвязях показателей;
    • логический, который базируется не на количественных, а на качественных взаимосвязях.

        После проверки качества полученной статистической информации

    осуществляется  ее сводка и группировка.

      Сводка статистических данных заключается в получении групповых и общих итогов по заранее составленной программе (например, по странам, континентам и для мирового уровня).

         Группировка заключается в расчленении изучаемой совокупности единиц на однородные группы в соответствии с изучаемым признаком, который может быть как количественным, так и качественным. Таким образом, количественные группировки основаны на признаках (показателях), имеющих количественное выражение (например, группировка по численности занятых в экономике, численности безработных и т.д.), а в основе качественных группировок лежат показатели, которые не могут иметь количественного выражения (например, группировка численности трудоспособного населения по полу, по социально-профессиональным группам и т.д.).

          Сводка  и группировка информации по статистике труда позволяет получить определенную систему показателей, которая служит исходным материалом для дальнейшего  анализа. При этом также используются методы, разрабатываемые общей теорией статистики. 

         Метод сопоставления двух параллельных рядов  является одним из простейших методов. Для этого факторы, характеризующие результативный признак располагают в возрастающем или убывающем порядке (в зависимости от эволюции процесса и цели исследования), а затем прослеживают изменение величины результативного признака. Сопоставление и анализ расположенных таким образом рядов значений изучаемых величин позволяют установить наличие связи и ее направление. Зависимость между факторами и показателями может прослеживаться во времени (параллельные динамические ряды). 

         Метод выборочных средних и относительных  величин проводится в целях распространения  выводов, полученных по данным выборки, на генеральную совокупность. Основная задача – на основе характеристик выборочной совокупности (средней и доли) получить достоверные суждения о показателях средней и доли в

    генеральной совокупности. Метод средних и  относительных величин используется для характеристики интервального  ряда распределения. Пример рассмотрен в Расчетной части (задание 1). К относительным величинам относятся:

    • относительные величины  динамики, характеризующие направление изменения явления во времени и измеряющие скорость этого изменения (например, темпы роста и прироста численности трудовых мигрантов);
    • относительные величины структуры, характеризующие долю или удельный вес каждого компонента в общем объеме изучаемого показателя (например, доля занятых в экономике в численности экономически активного населения);
    • относительные величины сравнения, показывающие соотношение двух или более одноименных величин за один и тот же период , относящихся к разным объектам (например, численность безработных по странам мира);
    • относительные величины координации, характеризующие соотношение различных элементов одной и той же совокупности (например, соотношение численности занятых в экономике мужчин и женщин в данной стане);
    • относительные величины интенсивности, отражающие степень распространения данного явления в определенной среде (например, показатель плотности населения).

         В общем виде задача статистики в области  изучения взаимосвязей состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и силы связи, но и  в определении формы (аналитического выражения) влияния факторных признаков  на результативный. Для ее решения применяют методы корреляционного и регрессионного анализа. Тесноту взаимосвязи показателей труда с другими экономическими показателями изучают, главным образом, при помощи проведения корреляционно-регрессионного анализа. Показатели корреляции позволяют дать количественную оценку тесноты связи показателей занятости и безработицы с другими экономическими показателями (валовым внутренним продуктом, основным капиталом, инвестициями, экспортом и импортом товаров и услуг и т.д.). Показатели регрессии дают возможность получить количественную оценку зависимости результативного показателя от факторного (например, прирост заработной платы при увеличении производительности труда на 1%).  Пример рассмотрен в Расчетной части  (Задание 2).

         Для изучения связи между явлениями и их признаками строят корреляционную таблицу. Корреляционная таблица – специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам: факторному и результативному.  
     

         Для уточнения формы связи между рассматриваемыми признаками, а также для наглядного анализа и обобщения данных используется графический метод.

          В международной статистике труда  широко применяется индексный метод. С одной стороны, он позволяет изучать динамику показателей статистики труда (индексы производительности труда, заработной платы, номинальных и реальных доходов населения, индексы потребительских цен), а с другой стороны, индексный факторный анализ дает возможность определить количественное влияние факторного признака на показатель результата (например, прирост валового внутреннего продукта за счет численности занятых и за счет производительности труда).

          При осуществлении классификации единиц совокупности по нескольким признакам  международная статистика труда  использует кластерный анализ, который позволяет объединить эти единицы (например, страны или экономические регионы) в относительно однородные группы (кластеры), каждая единица которых имеет показатели, близкие к среднегрупповым (например, группировка регионов по уровню занятости, оплаты труда и доходов населения).

          Особое  место в статистике труда занимает балансовый метод, который дает возможность получить промежуточные показатели в период между единовременными обследованиями (например, между переписями населения). Кроме того, он характеризует наличие, движение и использование трудового потенциала (в частности, баланс занятого населения и его использования по отраслям и секторам экономики). Балансовый метод позволяет увязать наличие трудоспособного населения с его использованием и определить избыток или недостаток рабочей силы в экономике. 
     
     
     

    3. Расчетная часть

    Задание 1

        Для оценки возраста безработных в районе проведена 2%-ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные о распределении безработных по возрасту:

    Возраст безработных, число полных исполнившихся  лет Число безработных, чел.
    16-19 16
    20-24 28
    25-29 40
    30-34 76
    35-39 72
    40-44 56
    45-49 48
    50-54 40
    55-59 12
    60-64 8
    65 и выше 4

    Определите:

    1. Возрастную структуру численности безработных.
    2. Обобщающие показатели ряда распределения: средний возраст безработных, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Оцените однородность совокупности.
    3. Моду, медиану, квартили.
    4. Постройте графики ряда распределения и укажите на них среднюю, моду, медиану.
    5. С вероятностью 0,954:

      а) предельную ошибку выборочной средней и возможные  границы среднего возраста безработных  в районе;

      б) возможные  границы доли безработных в районе в возрасте до 40 лет.

      Решение:                                                                                      Таблица 1.

    1.                        Структура численности безработных в районе
    Возраст безработных, число  полных исполнившихся  лет Число безработных, чел. Структура численности безработных, %
    16-19 16
    20-24 28
    25-29 40
    30-34 76
    35-39 72
    40-44 56
    45-49 48
    50-54 40
    55-59 12
    60-64 8
    65 и  выше 4
    Итого: 400  
     

    Рис.1. Возрастная структура численность безработных.

      Как  видно из диаграммы, большую  часть безработных составляет  население от 30 до 45 лет. Молодёжь  и люди преклонного возраста  занимают небольшую часть распределения. 

    2. Вычислим  шаг:

    K =

    -
    = 4.

      Для  того чтобы найти средний возраст  безработных, необходимо вычислить  . Средний возраст безработных будет вычисляться благодаря функции «суммпроизв». Для поиска дисперсии, вычисляем промежуточные значения по каждой группе, используя функцию «степень», подводим под ними итог. Среднее квадратическое отклонение будет равно корню из дисперсии. Коэффициент вариации – это частное от деления среднего квадратического отклонения на средний возраст безработных, умноженное всё на 100.

      Расчёты  приведены в таблицах:

    Таблица 2

    Расчётные данные

    Возраст безработных Число безработных Xi Значение K Накопленные частоты Промежуточные значения
    16 - 19 16 17,5 4,5 16 5715,36
    20 - 24 28 22,0   44 5806,08
    25 - 29 40 26,5   84 3920,4
    30 - 34 76 31,0   160 2216,16
    35 - 39 72 35,5   232 58,32
    40 - 44 56 40,0   288 725,76
    45 - 49 48 44,5   336 3149,28
    50 - 54 40 49,0   376 6350,4
    55 - 59 12 53,5   388 3508,92
    60 - 64 8 58,0   396 3732,48
    65 - 69 4 62,5   400 2724,84
    Итого 400 - Сумма - 37908
     
     
     
     
     

    Таблица 3

    Расчётные данные в виде формул

    Возраст безработных Число безработных Xi Значение K Накопленные частоты Промежуточные значения
    16 - 19 16 17,5 4,5 =B2 =(СТЕПЕНЬ(C2-H2;2))*B2
    20 - 24 28 =C2+$D$2   =B3+E2 =(СТЕПЕНЬ(C3-$H$2;2))*B3
    25 - 29 40 =C3+$D$2   =B4+E3 =(СТЕПЕНЬ(C4-$H$2;2))*B4
    30 - 34 76 =C4+$D$2   =B5+E4 =(СТЕПЕНЬ(C5-$H$2;2))*B5
    35 - 39 72 =C5+$D$2   =B6+E5 =(СТЕПЕНЬ(C6-$H$2;2))*B6
    40 - 44 56 =C6+$D$2   =B7+E6 =(СТЕПЕНЬ(C7-$H$2;2))*B7
    45 - 49 48 =C7+$D$2   =B8+E7 =(СТЕПЕНЬ(C8-$H$2;2))*B8
    50 - 54 40 =C8+$D$2   =B9+E8 =(СТЕПЕНЬ(C9-$H$2;2))*B9
    55 - 59 12 =C9+$D$2   =B10+E9 =(СТЕПЕНЬ(C10-$H$2;2))*B10
    60 - 64 8 =C10+$D$2   =B11+E10 =(СТЕПЕНЬ(C11-$H$2;2))*B11
    65 и выше 4 =C11+$D$2   =B12+E11 =(СТЕПЕНЬ(C12-$H$2;2))*B12
    Итого =СУММ(B2:B12) - Сумма - =СУММ(F2:F12)
     

    Таблица 4

    Итоговые  данные

    Средний возраст безработных  Дисперсия Ср. квадрат. откл Коэфф. вариации
    36,4 94,77 9,735 26,744
     

    Таблица 5

    Итоговые  данные в виде формул

    Средний возраст безработных  Дисперсия Ср. квадрат. откл Коэфф. вариации
    =(СУММПРОИЗВ(C2:C12;B2:B12))/B13 =F13/B13 =КОРЕНЬ(I2) =(J2/H2)*100
     

    Коэффициент вариации < 30%, значит, совокупность однородна, средняя типична.

    1. Найдем моду с помощью функции «мода», медиану с помощью функции «медиана», квартили с помощью функции «квартиль».
     
     
     
     
     

    Таблица 6

    Итоговые  данные

    Мода Медиана Квартили
    40 40 62,5

    Таблица 7

    Итоговые  данные в виде формул

    Мода Медиана Квартили
    =МОДА(C2:C12) =МЕДИАНА(C2:C12) =КВАРТИЛЬ(C2:C12;4)

       Мо = 40. Это говорит о том, что чаще всего встречающийся возраст безработных – 40 лет.  Me = 40. Медиана показывает, что 50% безработных моложе 40 лет и 50% - старше. 

    4. Построим  графики ряда распределения и  укажем на них среднюю, моду, медиану.

    Рис.2 Гистограмма  ряда распределения по возрасту безработных

    Рис.3 Кумулята ряда распределения по возрасту безработных

    5. а)n/N=0,02 или 2% (по условию была проведена 2% механическая выборка). Из представленных значений Ф(t) (см. с. 111 списка литературы [1]) для вероятности P=0,954, находим t=2.

      Предельная  ошибка выборки вычисляется по  формуле:

    хср. = t*√²/n*(1-(n/N))

     

    хср.=2*√94,77/400*(1-0,02)=0,964.

      Генеральная  средняя будет равна ср ±∆хср, а доверительные интервала (пределы) генеральной средней исчисляем, исходя из двойного неравенства:

    хср -∆хср<=

    <= хср +∆ср.;

    36,4 - 0,964<= 

    <= 36,4 + 0,964;

    35,436<= 

    <=37,364.

    Данные  расчёты в табличной форме: 

    Таблица 8

    Итоговые  данные

    Значение t Отношение n/N Предельная ошибка выборки Первый предел Второй предел
    2 0,02 0,964 35,436 37,364
     
     

    Таблица 9

    Данные  в виде формул

    Значение t Отношение n/N Предельная ошибка выборки Первый предел Второй предел
    2 0,02 =2*КОРЕНЬ((I2/B13)*(1-B50)) =H2-C50 =H2+C50

     Таким  образом, с вероятностью 0,954 можно  утверждать, что средняя возраст  безработных, колеблется в пределах  от 35,436 лет до 37,364 лет.

    б) Чтобы  найти число безработных, возраст  которых до 40 лет, необходимо сложить  количество безработных, входящих в  этот интервал:

    n=16+28+40+76+72=232;

      Выборочная  доля (доля безработных в районе  в возрасте до 40 лет) равна:

    ω=232/400=0,58; n/N=0,02 или 2% (по условию);

      t=2 (см. п.а). Предельную ошибку доли определяем по формуле бесповторного отбора (механическая выборка всегда является бесповторной):

    ω=t*√ ω*(1- ω)/n*(1-n/N);

    ω=2*√0,58*(1-0,58)/400*(1-0,02)=0,032;

      Генеральная  доля p= ω±∆ω, а доверительные пределы генеральной доли исчисляем, исходя из двойного неравенства:

    ω-∆ω<=p<= ω+∆ω;

    0,58-0,032<=p<=0,58+0,032;

    0,548<=p<=0,612 или 54,8%<=p<=61,2%;

      Таким  образом, с вероятностью 0,954 можно  утверждать, что доля безработных  в районе в возрасте до 40 лет, колеблется от 54,8% до 61,2%.

    Данные  в табличном виде:

    Таблица 10

    Итоговые  данные

    Число безработных ω Предельная ошибка доли Первый предел Второй предел
    232 0,58 0,032 0,548 0,612
     
     
     

    Данные  в виде формул:

    Таблица 11

    Итоговые  данные в виде формул

    Число безработных ω Предельная ошибка доли Первый предел Второй предел
    =СУММ(B2:B6) =A53/B13 =2*КОРЕНЬ(B53*(1-B53)/B13*(1-B53)) =B53-C53 =B53+C53
     
     

    Задание 2

    По материалам выборочного обследования населения  по проблемам занятости, проведенного в регионе на конец марта отчетного года, получены следующие данные:

    Возраст безработных, лет Обследовано, чел. Время поиска работы, мес. Ср.квадр.откл. поиска работы, мес.
    до 30 20 8,2 2,0
    30 - 40 36 9,5 1,9
    40 - 50 30 9,8 3,2
    свыше 50 14 10,0 3,3
    Итого 100 37,5 -

    Для оценки тесноты связи между возрастом  и временем поиска работы безработными определите:

    а) коэффициент  детерминации;

    б) эмпирическое корреляционное отношение.

    Поясните  полученные показатели.

    Решение:

    Найдем  среднюю из групповых дисперсий, межгрупповую дисперсию и общую дисперсию.

    Общая дисперсия = средняя из групповых  дисперсий + межгрупповая

    дисперсия.                                                                                               
     
     
     
     

     Таблица 12

    Итоговые  данные

    Середина  интервала Xi * f Средняя Дисперсия Средняя из групповых дисперсий Хi – Хср (Хi – Хср)²
    25,0 205,0 40,76 4,00 32,800 -15,760 248,3776
    35,0 332,5   3,61 34,295 -5,760 33,1776
    45,0 441,0   10,24 100,352 4,240 17,9776
    55,0 550,0   10,89 108,900 14,240 202,7776
    - 1528,5   - 7,3693 - -
    (Хi  – Хср)² * f Межгрупповая  дисперсия Общая дисперсия Коэффициент детерминации Эмпир.коррел. отношение
    2036,6963 121,4891 128,8583 0,943 0,971
    315,1872        
    176,1805        
    2027,776        
    4555,84        

    Таблица 13

    Итоговые  данные в виде формул

    Середина  интервала Xi * f Средняя Дисперсия Средняя из групповых  дисперсий
    25 =E2*C2 =F6/C6 =СТЕПЕНЬ(D2;2) =H2*C2
    35 =E3*C3   =СТЕПЕНЬ(D3;2) =H3*C3
    45 =E4*C4   =СТЕПЕНЬ(D4;2) =H4*C4
    55 =E5*C5   =СТЕПЕНЬ(D5;2) =H5*C5
    - =СУММ(F2:F5)   - =(СУММ(I2:I5))/C6
    Хi – Хср (Хi - Хср)² (Хi - Хср)² * f Межгрупповая  дисперсия Общая дисперсия
    =E2-$G$2 =СТЕПЕНЬ(J2;2) =K2*C2 =L6/C6 =M2+I6
    =E3-$G$2 =СТЕПЕНЬ(J3;2) =K3*C3    
    =E4-$G$2 =СТЕПЕНЬ(J4;2) =K4*C4    
    =E5-$G$2 =СТЕПЕНЬ(J5;2) =K5*C5    
    - - =СУММ(L2:L5)    
    Коэффициент детерминации Эмпир.коррел. отношение
    =M2/N2 =КОРЕНЬ(O2)

    Эмпирическое  корреляционное отношение равно 0,971 или 97,1%. По таблице Чэддока (список литературы [1] стр.95.), это свидетельствует  о весьма тесной связи. Значит, связь между возрастом и временем поиска работы безработными весьма тесная.

      Это  означает, что на 97,1% вариация времени  поиска работы обусловлена возрастом,  и на 2,9% - влиянием прочих факторов.  

    Задание 3

    Имеются следующие статистические данные по региону, тыс. человек:

    Показатели Базисный

    период

    Отчетный

    период

    Среднегодовая численность населения 500 490
    Численность экономически активного населения 240 218
    Занято  в экономике региона – всего 220 210
    В том  числе:    
    На  предприятиях и организациях

    государственного  сектора

    185 110
    В негосударственном  секторе 30 60
    В общественных организациях, фондах 2,7 4,0
    На  совместных предприятиях 0,3 1,5
    На  предприятиях и организациях со смешанной

    формой  собственности

    9,0 36,0

    Определить  за каждый период:

    1. Численность безработных.
    2. Уровень экономической активности населения.
    3. Уровень занятости населения.
    4. Уровень безработицы.
    5. Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике.
    6. Структуру численности занятого населения по формам собственности, оформив результаты в таблице.

    Постройте диаграммы.

    Сделайте  выводы. 
     

    Решение:

    1. Численность  безработных:  = , где - занято в экономике всего;  - численность экономически активного населения.

    2. Уровень  экономической активности населения:  = / *100, где - среднегодовая численность населения.

    3. Уровень  занятости населения: = / *100

    4. Уровень  безработицы:  = / *100

    5. Коэффициент  нагрузки на одного занятого  в экономике: 

    = / *100

    Таблица 14

    Результаты  расчетов

    Год Численность безработных, тыс. чел. Уровень экономической  активности населения Уровень занятости  населения Уровень безработицы Коэффициент нагрузки
    Базисный 20 48 91,7 8,3 44
    Отчётный 8 44,5 96,3 3,7 42,9

    Таблица 15

    Результаты  расчетов в виде формул

    Год Численность безработных, тыс. чел. Уровень экономической  активности населения Уровень занятости  населения Уровень безработицы Коэффициент нагрузки
    Базисный =240-220 =240/500*100 =220/240*100 =20/240*100 =220/500*100
    Отчётный =218-210 =218/490*100 =210/218*100 =8/218*100 =210/490*100

    Численность безработных в отчетном периоде  уменьшилась на 12 тыс. человек по сравнению с базисным периодом. Уровень экономической активности населения также снизился на 3,5%; уровень занятости населения увеличился на 4,6%; уровень безработицы снизился на 4,6%; коэффициент нагрузки также уменьшился на 1,1%.

    1. Структура численности занятого населения по формам собственности.
     
     
     

    Таблица 16

    Структура численности занятого населения  по формам собственности

    Показатели Базисный период Отчётный период
    Всего занято в экономике 220,0 210,0
    Госсектор 185,0 110,0
    Негосударственный сектор 30,0 60,0
    Общественные  организации 2,7 4,0
    Совместные  предприятия 0,3 1,5
    Смешанная форма собственности 9,0 36,0
    Итого 447,0 421,5
     

    Рис.4 Структура  численности занятого населения  по формам собственности в отчетном периоде

    Рис.5 Структура  численности занятого населения  по формам собственности в базисном периоде

    Задание 4

    По данным статистического наблюдения получены следующие данные о динамике занятого населения в области, тыс. человек:

    Год Занятое население
    1999 590
    2000 579
    2001 570
    2002 548
    2003 530

    По данным ряда динамики определите:

    1. Среднегодовую численность занятого населения.
    2. Абсолютные приросты – цепные и базисные.
    3. Темпы роста и прироста – цепные и базисные.
    4. Среднегодовой темп роста и прироста.

    Постройте график динамики занятого населения.

    Дайте анализ исчисленных показателей и сделайте выводы.

    Результаты  расчетов по п.п.2 и 3 представьте в  табличном виде.

    Решение:

    1. Среднегодовая  численность занятого населения  находится для интервального  ряда по формуле средней арифметической  простой:

                                  где у1,2,3,4,5 - уровни ряда; n  – число уровней.

    у = 590+579+570+548+530/5=2817/5=563 тыс. чел.

    2. Абсолютный  прирост (цепной):

    = - i-1;

    Абсолютный  прирост (базисный):

    = - , где - уровень сравниваемого периода; i-1 – уровень предшествующего периода; - уровень базисного периода.

    Цепные  и базисные абсолютные приросты представлены в таблице 20. Они показывают сокращение занятого населения по годам и абсолютное изменение по сравнению с 1999 годом. 

    Таблица 17

    Цепные  и базисные абсолютные приросты

    Год Занятое население Абсолютный  прирост, тыс. чел.
    Цепной Базисный
    1 2
    1999 590 - -
    2000 579 -11 -11
    2001 570 -9 -20
    2002 548 -22 -42
    2003 530 -18 -60
    Итого 2817 -60 -
     

    Таблица 18

    Цепные  и базисные абсолютные приросты в  виде формул

    Год Занятое население Абсолютный  прирост, тыс. чел.
    Цепной Базисный
    1 2
    1999 590 - -
    2000 579 =B5-B4 =B5-$B$4
    2001 570 =B6-B5 =B6-$B$4
    2002 548 =B7-B6 =B7-$B$4
    2003 530 =B8-B7 =B8-$B$4
    Итого =СУММ(B4:B8) =СУММ(C4:C8) -

    Цепные  и базисные абсолютные приросты связаны  между собой: сумма последовательных цепных абсолютных приростов равна базисному, т.е. общему приросту за весь промежуток времени ( = ∆ ).

    3. Коэффициент  роста (цепной):             Коэффициент роста (базисный):

            = / i-1;                                                 = ;

    Темп  роста (цепной):                                       Темп роста (базисный):

    = *100;                                                 = *100;

    Цепные  и базисные коэффициенты роста характеризуют  интенсивность изменения занятого населения по годам и за весь период.

    Темп  прироста (цепной):                                Темп прироста (цепной):

    = - 100;                                             = - 100. 
     

    Таблица 19

    Результаты  расчетов

    Год Занятое население Коэффициенты  роста Темпы роста, % Темпы прироста, %
    Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный
    1 2 1 2 1 2
    1999 590 - - - - - -
    2000 579 0,981 0,981 98,136 98,136 -1,864 -1,864
    2001 570 0,984 0,966 98,446 96,610 -1,554 -3,390
    2002 548 0,961 0,929 96,140 92,881 -3,860 -7,119
    2003 530 0,967 0,898 96,715 89,831 -3,285 -10,169
    Итого 2817 0,898 - - - - -
     

    Таблица 20

    Результаты  расчетов в виде формул

    Год Занятое население Коэффициенты  роста Темпы роста, % Темпы прироста, %
    Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный
    1 2 1 2 1 2
    1999 590 - - - - - -
    2000 579 =B5/B4 =B5/$B$4 =C5*100 =D5*100 =E5-100 =F5-100
    2001 570 =B6/B5 =B6/$B$4 =C6*100 =D6*100 =E6-100 =F6-100
    2002 548 =B7/B6 =B7/$B$4 =C7*100 =D7*100 =E7-100 =F7-100
    2003 530 =B8/B7 =B8/$B$4 =C8*100 =D8*100 =E8-100 =F8-100
    Итого =СУММ(B4:B8) =ПРОИЗВЕД(C4:C8) - - - - -

    4. Среднегодовой  темп роста:

    Средний темп роста представляет собой средний  коэффициент роста, выраженный в  процентах. Для равностоящих рядов динамики расчеты по средней геометрической сводятся к исчислению средних коэффициентов роста из цепных коэффициентов роста (по «цепному способу»):

    = , где N – число цепных коэффициентов роста.

    = = 0,973;

    = *100 = 0,973*100 = 97,3%.

    Следовательно, 1999 по 2003 года занятое население  снижалось в среднем на 2,7% в  год, т.е. (0,973*100) – 100.

    Среднегодовой темп прироста:

    = - 100;

    = 97,3 – 100 = - 2,7%.

    Среднегодовой темп прироста занятого населения характеризуется  отрицательным значением (- 2,7%), что  свидетельствует о ежегодном  сокращении занятого населения.

    Рис.6 График динамики занятого населения 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    4. Аналитическая часть 

    1. Постановка задачи

         Статистический  анализ безработицы предполагает определение  численности безработных, уровня безработицы, а также оценку их динамики. При изучении динамики общественных явлений возникает проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики. Анализ интенсивности изменения во времени осуществляется с помощью показателей, получаемых в результате сравнения уровней.

         Для расчета показателей анализа динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. Исчисляемые при этом показатели называются базисными.

         Для расчета показателей анализа  динамики на переменной базе каждый последующий  уровень ряда сравнивается с предыдущим. Вычисленные таким образом показатели анализа динамики называются цепными.

         Важнейшим статистическим показателем анализа  ряда динамики является абсолютный прирост (сокращение), т.е. абсолютное изменение, характеризующее увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени.

         Для оценки интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического  ряда за какой-либо период времени исчисляют  темпы роста (снижения). Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятого за базу сравнения.

         При анализе динамики развития следует  знать, какие абсолютные значения скрываются за темпами роста и прироста. Сравнение абсолютного прироста и темпа прироста за одни и те же периоды времени показывает, что при снижении (замедлении) темпов прироста абсолютный прирост не всегда уменьшается, в отдельных случаях он может возрастать. Поэтому, чтобы правильно оценить значение полученного темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста.

    По данным, представленным в таблице 1.1, необходимо определить:

              Таблица 1.1.

    Численность безработных РФ, тыс.чел.

    Год Численность безработных
    2001 6999
    2002 6303
    2003 6154
    2004 5683
    2005 5775
     
    1. Абсолютные  приросты – цепные и базисные.
    2. Темпы роста и прироста – цепные и базисные.

    2. Методика решения задачи

       В статистическом исследовании динамики численности безработных используется индексный метод, на основе которого могут быть определены указанные показатели.

    Абсолютный  прирост:

    - цепной 

    - базисный 

    Темпы роста:

    ,

    Темпы прироста

     

    3. Технология выполнения компьютерных расчетов

       Статистические  расчёты динамики численности безработного населения, т.е. расчёт абсолютных приростов (цепных и базисных), темпов роста (цепных и базисных), темпов прироста (цепных и базисных), выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

       Расположение  на рабочем листе Excel исходных данных (табл.1.1), расчётных формул (в формате Excel) представлено в табл. 1.2 и результаты расчётов приведены в табл. 1.3. На рис.1 представлено графическое изображение динамики численности безработного населения.

     
     
     

     
     
     
     
     
     

     
     
     
     
     
     

    Рис.1 Динамика численности безработного населения  в РФ. 

    4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

    В результате расчетов мы получили:

    - Отрицательные  абсолютные приросты (абсолютные  сокращения) уровня безработного  населения: цепные: в 2002 году -696 тыс.чел., в 2003 г. -149 тыс.чел., в 2004 г. -471 тыс.чел., в 2005 г.    92 тыс.чел.; базисные: 2002 году -696 тыс.чел., в 2003 г. -845 тыс.чел., в 2004 г. -1316 тыс.чел., в 2005 г. -1224 тыс.чел. 

    - Темпы  роста < 100%: цепные: в 2002 году 90,06%, в 2003 г. 97,64%, в 2004 г. 92,35%, в 2005 г. 101,62%; базисные: в 2002 году 90,06%, в 2003 г. 87,93%, в 2004 г. 81,20%, в 2005 г. 82,51%

    - Отрицательные  темпы прироста: цепные: в 2002 году -9,94%, в 2003 г. -2,36%, в 2004 г. -7,65%, в 2005 г. 1,62%; базисные: в 2002 году -9,94%, в 2003 г. -12,07%, в 2004 г. -18,80%, в 2005 г. -17,49%.  Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в период 2001-2005 гг. в РФ наблюдалось снижение уровня численности безработного населения.

      Заключение

          Проблема  занятости  - одна из важнейших социально-экономических  проблем рыночной экономики. Одной из центральных задач международной статистики труда является характеристика использования трудового потенциала (показатели занятости и безработицы).      Статистическое изучение трудового потенциала, его структуры, динамики и использования на современном этапе приобретает особое значение.    Основной целью международной статистики труда является количественная характеристика предпосылок формирования трудового потенциала разных стран, изучение его структуры по различным признакам (по полу и возрасту, уровню образования и квалификации, распределению по территории, по социально-профессиональным группам и т.д.), характеристика международного рынка рабочей силы, изучение социальной, профессиональной и территориальной мобильности трудоспособного населения, исследование динамики уровня затрат на рабочую силу.

         Перед статистикой занятости и безработицы  стоят следующие задачи:

    сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;

    измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;

    изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;

    изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;

    измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.  
     
     

    Список  использованной литературы 

          
    1. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебн. пособие для  вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 247с.
    2. Ефимова М.Р., Петрова, Румянцев В.Н. Общая теория статистики. Москва ИНФРА-М 1998.
      1. Елисеева И.И. Статистика: Учебник – М: Проспект, 2005. – 443с.
    1. Практикум по статистике: Учеб. Пособие для вузов (Под ред. В.М. Симчеры). ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ»
    2. Салин В.Н., Шпаковская  Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристь, 2001.
    3. Экономическая статистика. 2-е изд., доп,: Учебник (под ред. Ю.Н. Иванова). – М.,: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.

    Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 24214

    Информация о работе Статистические методы анализа занятости и безработицы