Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа
Проблема занятости – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости.
В странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные позволяют осуществлять регулирование рынка труда, обеспечивать населению социальную защиту, организовывать своевременную профессиональную подготовку и переподготовку кадров.
1.Введение………………………………………………………………….3
2Теоретическая часть
•
2.1Сущность занятости и безработицы………………………..………….4
•2.2Статистика занятости и безработицы……………………..…………...6
•2.3Статистические методы анализа занятости и безработицы ….…..…11
3.Расчетная часть………………………………………..…………………16
4.Аналитическая часть……………………………………..……………...32
5.Заключение……………………………………………..………………..38
6.Список использованной литературы…………………………………...39
ГОУ ВПО
ВСЕРОСИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КАФЕДРА
СТАТИСТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «СТАТИСТИКА»
на тему:
«СТАТИСТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТОСТИ
И БЕЗРАБОТИЦЫ»
Исполнитель: Буглак С. И.
№ зачетной книжки: 09ффб00925
Владимир
2011
Оглавление
1.Введение……………………………………………………
2Теоретическая часть
2.1Сущность занятости и безработицы………………………..………….4
3.Расчетная часть………………………………………..…………………
4.Аналитическая
часть……………………………………..……………...
5.Заключение…………………………………………….
6.Список использованной
литературы…………………………………...39
Введение
Проблема занятости – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости.
В
странах с рыночной экономикой занятость
и безработица изучаются
Улучшение
использования трудового
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение показателей изучения занятости и безработицы и изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.
Задача настоящей работы –
практическое освоение
2.Теоретическая
часть
2.1.Сущность
занятости и безработицы
Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
Занятость – это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
1. выполняли
работу по найму за
2. временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;
3. выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Безработица-
это наличие в стране людей, которые способны
и желают трудиться при сложившемся уровне
оплаты труда, но не могут найти работу
по своей специальности или трудоустроиться
вообще.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались
поиском работы (обращались в
службу занятости, к
- были готовы приступить к работе.
В аналитических целях различаются следующие типы безработицы:
- Фрикционная безработица - связана с переходом работников с одной работы на другую. В результате перехода эти люди оказываются как бы между работами.
- Структурная безработица, при которой наличие незанятых лиц соседствует с наличием вакансий из-за профессионального и географического несоответствия безработных и рабочих мест, а также из-за недостаточного уровня профессиональной подготовки.
- Циклическая безработица – обусловлена спадом экономического цикла, когда занятость сокращается, а безработица растёт.
- Сезонная безработица. Этот вид безработицы касается лиц, которые имеют работу только в определённые периоды (например, в разгар сельскохозяйственных работ), а в остальное время года не заняты.
- Классическая безработица – возникает при высвобождении рабочей силы в целях повышения заработной платы.
-
Технологическая безработица
является следствием вытеснения рабочей
силы из производства в связи с его автоматизацией
и внедрением новых технологий.
2.2 Статистика
занятости и безработицы
Первым в 1991 – 1992 гг. и практически
единственным источником
Сбор и разработка данных службами занятости осуществляются на основе ведомственного государственного статистического наблюдениям по формам, утверждённым Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью.
Для количественной характеристики занятости используют систему различных показателей.
Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных. (таблица 1)
Таблица 1
Численность экономически активного населения РФ, тыс. чел.
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007г. |
Экономически активное население – всего | 71919 | 72835 | 72909 | 72919 | 72930 |
в том числе: | |||||
занятые в экономике | 65766 | 67152 | 67134 | 67400 | 67454 |
Безработные | 6153 | 5683 | 5775 | 5519 | 5476 |
В международной статистике исходными показателями для анализа занятых является коэффициент (уровень) экономической активности населения. Коэффициент экономической активности населения определяется как соотношение между численностью экономически активного населения и численностью всего населения страны:
*100, (1)
где Sэ. ак – численность экономически активного населения на t-ю дату;
Рt – численность всего населения на t–ю дату.
Уровень занятости чаще всего оценивают через коэффициент занятости , который определяется как отношение численности занятого населения к общей численности экономически активного населения :
(2)
Коэффициент (уровень) безработицы определяется отношением общей численности безработных к численности экономически активного населения:
(3)
Б – численность безработицы
Коэффициент
(уровень) зарегистрированной безработицы
– отношение численности
(4)
Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике – это число незанятых в экономике, приходящееся на одного занятого:
(5)
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода:
(6)
(7)
Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую занятость.
Полная
занятость предполагает создание
таких условий жизни, при которых каждому
трудоспособному человеку предоставляется
возможность при его желании быть занятым
или незанятым. Полная занятость не означает,
что все трудоспособное население в трудоспособном
возрасте должно быть обязательно занятым.
В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные
лица могут и не участвовать в процессе
труда (женщины, ухаживающие за детьми;
люди, не работающие потому, что желают
сменить профессию и др.).
Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.
Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости.
Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных.
Экономически не активное население в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не входит в состав рабочей силы — это:
• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы,
лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.;
• лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но они могут и готовы работать;
• лица, которым нет необходимости работать независимо от ис- точника их дохода.
По методологии Международной организации труда (МОТ) экономически не активное население включает еще две категории лиц, не входящие в состав трудовых ресурсов:
• лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
•
инвалиды, получающие пенсии и не занятые
никакой деятельностью.
Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:
(8)
где — коэффициент роста численности экономически активного населения;
— коэффициенты роста численности занятых и безработных;
- уровни занятости и
В
службах занятости среди
• работающие, но желающие переменить место работы или трудится
по совместительству в свободное от основной работы время;
• студенты, учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать в свободное от учебы время;
• не занятые на момент обращения с просьбой о трудоустройстве.
Для
регулирования в регионе уровня
безработицы наибольший интерес
представляет третья группа граждан, обратившихся
с просьбой о трудоустройстве. Большая
часть из них учитывается как
официально признанные законодательным
путем безработные.
2.3. Статистические
методы анализа занятости
и безработицы
Международная статистика труда использует в своей практической деятельности методы, разрабатываемые общей теорией статистики. Прежде всего, следует подчеркнуть, что все явления и процессы в области трудовых отношений рассматриваются в динамике и во взаимосвязи и взаимозависимости.
Статистика разработала множество методов изучения связей, выбор которых зависит от целей исследования и от поставленных задач. Связи между признаками и явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований. Признаки по их значению для изучения взаимосвязи делятся на 2 класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными. Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.
Для
исследования связей широко используется
метод сопоставления двух параллельных
рядов, метод аналитических
Для сбора необходимой информации международная статистика труда использует метод статистического наблюдения, которое позволяет в определенные сроки получить необходимую информацию по заранее разработанной программе. Для получения этой информации используются все виды сплошного и выборочного наблюдения. Выбор метода наблюдения зависит от множества фактов: цели исследования, программы исследования, наличия материальных, финансовых и трудовых ресурсов и т.д.
После получения информации осуществляется ее контроль. При этом международная статистика труда использует следующие виды контроля:
После проверки качества полученной статистической информации
осуществляется ее сводка и группировка.
Сводка статистических данных заключается в получении групповых и общих итогов по заранее составленной программе (например, по странам, континентам и для мирового уровня).
Группировка заключается в расчленении изучаемой совокупности единиц на однородные группы в соответствии с изучаемым признаком, который может быть как количественным, так и качественным. Таким образом, количественные группировки основаны на признаках (показателях), имеющих количественное выражение (например, группировка по численности занятых в экономике, численности безработных и т.д.), а в основе качественных группировок лежат показатели, которые не могут иметь количественного выражения (например, группировка численности трудоспособного населения по полу, по социально-профессиональным группам и т.д.).
Сводка
и группировка информации по статистике
труда позволяет получить определенную
систему показателей, которая служит
исходным материалом для дальнейшего
анализа. При этом также используются
методы, разрабатываемые общей теорией
статистики.
Метод сопоставления двух параллельных рядов является одним из простейших методов. Для этого факторы, характеризующие результативный признак располагают в возрастающем или убывающем порядке (в зависимости от эволюции процесса и цели исследования), а затем прослеживают изменение величины результативного признака. Сопоставление и анализ расположенных таким образом рядов значений изучаемых величин позволяют установить наличие связи и ее направление. Зависимость между факторами и показателями может прослеживаться во времени (параллельные динамические ряды).
Метод выборочных средних и относительных величин проводится в целях распространения выводов, полученных по данным выборки, на генеральную совокупность. Основная задача – на основе характеристик выборочной совокупности (средней и доли) получить достоверные суждения о показателях средней и доли в
генеральной
совокупности. Метод средних и
относительных величин
В общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и силы связи, но и в определении формы (аналитического выражения) влияния факторных признаков на результативный. Для ее решения применяют методы корреляционного и регрессионного анализа. Тесноту взаимосвязи показателей труда с другими экономическими показателями изучают, главным образом, при помощи проведения корреляционно-регрессионного анализа. Показатели корреляции позволяют дать количественную оценку тесноты связи показателей занятости и безработицы с другими экономическими показателями (валовым внутренним продуктом, основным капиталом, инвестициями, экспортом и импортом товаров и услуг и т.д.). Показатели регрессии дают возможность получить количественную оценку зависимости результативного показателя от факторного (например, прирост заработной платы при увеличении производительности труда на 1%). Пример рассмотрен в Расчетной части (Задание 2).
Для
изучения связи между явлениями и их
признаками строят корреляционную
таблицу. Корреляционная таблица –
специальная комбинационная таблица,
в которой представлена группировка по
двум взаимосвязанным признакам: факторному
и результативному.
Для уточнения формы связи между рассматриваемыми признаками, а также для наглядного анализа и обобщения данных используется графический метод.
В международной статистике труда широко применяется индексный метод. С одной стороны, он позволяет изучать динамику показателей статистики труда (индексы производительности труда, заработной платы, номинальных и реальных доходов населения, индексы потребительских цен), а с другой стороны, индексный факторный анализ дает возможность определить количественное влияние факторного признака на показатель результата (например, прирост валового внутреннего продукта за счет численности занятых и за счет производительности труда).
При
осуществлении классификации
Особое
место в статистике труда занимает
балансовый метод, который дает возможность
получить промежуточные показатели в
период между единовременными обследованиями
(например, между переписями населения).
Кроме того, он характеризует наличие,
движение и использование трудового потенциала
(в частности, баланс занятого населения
и его использования по отраслям и секторам
экономики). Балансовый метод позволяет
увязать наличие трудоспособного населения
с его использованием и определить избыток
или недостаток рабочей силы в экономике.
3. Расчетная часть
Задание 1
Для оценки возраста безработных в районе проведена 2%-ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные о распределении безработных по возрасту:
Возраст безработных, число полных исполнившихся лет | Число безработных, чел. |
16-19 | 16 |
20-24 | 28 |
25-29 | 40 |
30-34 | 76 |
35-39 | 72 |
40-44 | 56 |
45-49 | 48 |
50-54 | 40 |
55-59 | 12 |
60-64 | 8 |
65 и выше | 4 |
Определите:
а) предельную ошибку выборочной средней и возможные границы среднего возраста безработных в районе;
б) возможные границы доли безработных в районе в возрасте до 40 лет.
Решение:
Возраст безработных, число полных исполнившихся лет | Число безработных, чел. | Структура численности безработных, % |
16-19 | 16 | |
20-24 | 28 | |
25-29 | 40 | |
30-34 | 76 | |
35-39 | 72 | |
40-44 | 56 | |
45-49 | 48 | |
50-54 | 40 | |
55-59 | 12 | |
60-64 | 8 | |
65 и выше | 4 | |
Итого: | 400 |
Рис.1. Возрастная
структура численность
Как
видно из диаграммы, большую
часть безработных составляет
население от 30 до 45 лет. Молодёжь
и люди преклонного возраста
занимают небольшую часть распределения.
2. Вычислим шаг:
K =
Для
того чтобы найти средний
Расчёты приведены в таблицах:
Таблица 2
Расчётные данные
Возраст безработных | Число безработных | Xi | Значение K | Накопленные частоты | Промежуточные значения |
16 - 19 | 16 | 17,5 | 4,5 | 16 | 5715,36 |
20 - 24 | 28 | 22,0 | 44 | 5806,08 | |
25 - 29 | 40 | 26,5 | 84 | 3920,4 | |
30 - 34 | 76 | 31,0 | 160 | 2216,16 | |
35 - 39 | 72 | 35,5 | 232 | 58,32 | |
40 - 44 | 56 | 40,0 | 288 | 725,76 | |
45 - 49 | 48 | 44,5 | 336 | 3149,28 | |
50 - 54 | 40 | 49,0 | 376 | 6350,4 | |
55 - 59 | 12 | 53,5 | 388 | 3508,92 | |
60 - 64 | 8 | 58,0 | 396 | 3732,48 | |
65 - 69 | 4 | 62,5 | 400 | 2724,84 | |
Итого | 400 | - | Сумма | - | 37908 |
Таблица 3
Расчётные данные в виде формул
Возраст безработных | Число безработных | Xi | Значение K | Накопленные частоты | Промежуточные значения |
16 - 19 | 16 | 17,5 | 4,5 | =B2 | =(СТЕПЕНЬ(C2-H2;2))*B2 |
20 - 24 | 28 | =C2+$D$2 | =B3+E2 | =(СТЕПЕНЬ(C3-$H$2;2))*B3 | |
25 - 29 | 40 | =C3+$D$2 | =B4+E3 | =(СТЕПЕНЬ(C4-$H$2;2))*B4 | |
30 - 34 | 76 | =C4+$D$2 | =B5+E4 | =(СТЕПЕНЬ(C5-$H$2;2))*B5 | |
35 - 39 | 72 | =C5+$D$2 | =B6+E5 | =(СТЕПЕНЬ(C6-$H$2;2))*B6 | |
40 - 44 | 56 | =C6+$D$2 | =B7+E6 | =(СТЕПЕНЬ(C7-$H$2;2))*B7 | |
45 - 49 | 48 | =C7+$D$2 | =B8+E7 | =(СТЕПЕНЬ(C8-$H$2;2))*B8 | |
50 - 54 | 40 | =C8+$D$2 | =B9+E8 | =(СТЕПЕНЬ(C9-$H$2;2))*B9 | |
55 - 59 | 12 | =C9+$D$2 | =B10+E9 | =(СТЕПЕНЬ(C10-$H$2;2))*B10 | |
60 - 64 | 8 | =C10+$D$2 | =B11+E10 | =(СТЕПЕНЬ(C11-$H$2;2))*B11 | |
65 и выше | 4 | =C11+$D$2 | =B12+E11 | =(СТЕПЕНЬ(C12-$H$2;2))*B12 | |
Итого | =СУММ(B2:B12) | - | Сумма | - | =СУММ(F2:F12) |
Таблица 4
Итоговые данные
Средний возраст безработных | Дисперсия | Ср. квадрат. откл | Коэфф. вариации |
36,4 | 94,77 | 9,735 | 26,744 |
Таблица 5
Итоговые данные в виде формул
Средний возраст безработных | Дисперсия | Ср. квадрат. откл | Коэфф. вариации |
=(СУММПРОИЗВ(C2:C12;B2:B12))/ |
=F13/B13 | =КОРЕНЬ(I2) | =(J2/H2)*100 |
Коэффициент вариации < 30%, значит, совокупность однородна, средняя типична.
Таблица 6
Итоговые данные
Мода | Медиана | Квартили |
40 | 40 | 62,5 |
Таблица 7
Итоговые данные в виде формул
Мода | Медиана | Квартили |
=МОДА(C2:C12) | =МЕДИАНА(C2:C12) | =КВАРТИЛЬ(C2:C12;4) |
Мо = 40. Это говорит о том, что чаще всего встречающийся возраст безработных – 40 лет. Me = 40. Медиана показывает, что 50% безработных моложе 40 лет и 50% - старше.
4. Построим графики ряда распределения и укажем на них среднюю, моду, медиану.
Рис.2 Гистограмма ряда распределения по возрасту безработных
Рис.3 Кумулята ряда распределения по возрасту безработных
5. а)n/N=0,02 или 2% (по условию была проведена 2% механическая выборка). Из представленных значений Ф(t) (см. с. 111 списка литературы [1]) для вероятности P=0,954, находим t=2.
Предельная ошибка выборки вычисляется по формуле:
∆хср. = t*√²/n*(1-(n/N))
∆хср.=2*√94,77/400*(1-0,02)=0,
Генеральная средняя будет равна =хср ±∆хср, а доверительные интервала (пределы) генеральной средней исчисляем, исходя из двойного неравенства:
хср
-∆хср<=
36,4 - 0,964<=
35,436<=
Данные
расчёты в табличной форме:
Таблица 8
Итоговые данные
Значение t | Отношение n/N | Предельная ошибка выборки | Первый предел | Второй предел |
2 | 0,02 | 0,964 | 35,436 | 37,364 |
Таблица 9
Данные в виде формул
Значение t | Отношение n/N | Предельная ошибка выборки | Первый предел | Второй предел |
2 | 0,02 | =2*КОРЕНЬ((I2/B13)*(1-B50)) | =H2-C50 | =H2+C50 |
Таким
образом, с вероятностью 0,954 можно
утверждать, что средняя возраст
безработных, колеблется в
б) Чтобы найти число безработных, возраст которых до 40 лет, необходимо сложить количество безработных, входящих в этот интервал:
n=16+28+40+76+72=232;
Выборочная доля (доля безработных в районе в возрасте до 40 лет) равна:
ω=232/400=0,58; n/N=0,02 или 2% (по условию);
t=2 (см. п.а). Предельную ошибку доли определяем по формуле бесповторного отбора (механическая выборка всегда является бесповторной):
∆ω=t*√ ω*(1- ω)/n*(1-n/N);
∆ω=2*√0,58*(1-0,58)/400*(1-0,
Генеральная доля p= ω±∆ω, а доверительные пределы генеральной доли исчисляем, исходя из двойного неравенства:
ω-∆ω<=p<= ω+∆ω;
0,58-0,032<=p<=0,58+0,032;
0,548<=p<=0,612 или 54,8%<=p<=61,2%;
Таким образом, с вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля безработных в районе в возрасте до 40 лет, колеблется от 54,8% до 61,2%.
Данные в табличном виде:
Таблица 10
Итоговые данные
Число безработных | ω | Предельная ошибка доли | Первый предел | Второй предел |
232 | 0,58 | 0,032 | 0,548 | 0,612 |
Данные в виде формул:
Таблица 11
Итоговые данные в виде формул
Число безработных | ω | Предельная ошибка доли | Первый предел | Второй предел |
=СУММ(B2:B6) | =A53/B13 | =2*КОРЕНЬ(B53*(1-B53)/B13*(1- |
=B53-C53 | =B53+C53 |
Задание 2
По материалам выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного в регионе на конец марта отчетного года, получены следующие данные:
Возраст безработных, лет | Обследовано, чел. | Время поиска работы, мес. | Ср.квадр.откл. поиска работы, мес. |
до 30 | 20 | 8,2 | 2,0 |
30 - 40 | 36 | 9,5 | 1,9 |
40 - 50 | 30 | 9,8 | 3,2 |
свыше 50 | 14 | 10,0 | 3,3 |
Итого | 100 | 37,5 | - |
Для оценки тесноты связи между возрастом и временем поиска работы безработными определите:
а) коэффициент детерминации;
б) эмпирическое корреляционное отношение.
Поясните полученные показатели.
Решение:
Найдем среднюю из групповых дисперсий, межгрупповую дисперсию и общую дисперсию.
Общая дисперсия = средняя из групповых дисперсий + межгрупповая
дисперсия.
Таблица 12
Итоговые данные
Середина интервала | Xi * f | Средняя | Дисперсия | Средняя из групповых дисперсий | Хi – Хср | (Хi – Хср)² | |||||
25,0 | 205,0 | 40,76 | 4,00 | 32,800 | -15,760 | 248,3776 | |||||
35,0 | 332,5 | 3,61 | 34,295 | -5,760 | 33,1776 | ||||||
45,0 | 441,0 | 10,24 | 100,352 | 4,240 | 17,9776 | ||||||
55,0 | 550,0 | 10,89 | 108,900 | 14,240 | 202,7776 | ||||||
- | 1528,5 | - | 7,3693 | - | - | ||||||
(Хi – Хср)² * f | Межгрупповая дисперсия | Общая дисперсия | Коэффициент детерминации | Эмпир.коррел. отношение | |||||||
2036,6963 | 121,4891 | 128,8583 | 0,943 | 0,971 | |||||||
315,1872 | |||||||||||
176,1805 | |||||||||||
2027,776 | |||||||||||
4555,84 |
Таблица 13
Итоговые данные в виде формул
Середина интервала | Xi * f | Средняя | Дисперсия | Средняя из групповых дисперсий | ||
25 | =E2*C2 | =F6/C6 | =СТЕПЕНЬ(D2;2) | =H2*C2 | ||
35 | =E3*C3 | =СТЕПЕНЬ(D3;2) | =H3*C3 | |||
45 | =E4*C4 | =СТЕПЕНЬ(D4;2) | =H4*C4 | |||
55 | =E5*C5 | =СТЕПЕНЬ(D5;2) | =H5*C5 | |||
- | =СУММ(F2:F5) | - | =(СУММ(I2:I5))/C6 | |||
Хi – Хср | (Хi - Хср)² | (Хi - Хср)² * f | Межгрупповая дисперсия | Общая дисперсия | ||
=E2-$G$2 | =СТЕПЕНЬ(J2;2) | =K2*C2 | =L6/C6 | =M2+I6 | ||
=E3-$G$2 | =СТЕПЕНЬ(J3;2) | =K3*C3 | ||||
=E4-$G$2 | =СТЕПЕНЬ(J4;2) | =K4*C4 | ||||
=E5-$G$2 | =СТЕПЕНЬ(J5;2) | =K5*C5 | ||||
- | - | =СУММ(L2:L5) | ||||
Коэффициент детерминации | Эмпир.коррел. отношение | |||||
=M2/N2 | =КОРЕНЬ(O2) |
Эмпирическое корреляционное отношение равно 0,971 или 97,1%. По таблице Чэддока (список литературы [1] стр.95.), это свидетельствует о весьма тесной связи. Значит, связь между возрастом и временем поиска работы безработными весьма тесная.
Это
означает, что на 97,1% вариация времени
поиска работы обусловлена
Задание 3
Имеются следующие статистические данные по региону, тыс. человек:
Показатели | Базисный
период |
Отчетный
период |
Среднегодовая численность населения | 500 | 490 |
Численность экономически активного населения | 240 | 218 |
Занято в экономике региона – всего | 220 | 210 |
В том числе: | ||
На
предприятиях и организациях
государственного сектора |
185 | 110 |
В негосударственном секторе | 30 | 60 |
В общественных организациях, фондах | 2,7 | 4,0 |
На совместных предприятиях | 0,3 | 1,5 |
На
предприятиях и организациях со смешанной
формой собственности |
9,0 | 36,0 |
Определить за каждый период:
Постройте диаграммы.
Сделайте
выводы.
Решение:
1. Численность безработных: = – , где - занято в экономике всего; - численность экономически активного населения.
2. Уровень
экономической активности
3. Уровень занятости населения: = / *100
4. Уровень безработицы: = / *100
5. Коэффициент нагрузки на одного занятого в экономике:
= / *100
Таблица 14
Результаты расчетов
Год | Численность безработных, тыс. чел. | Уровень экономической активности населения | Уровень занятости населения | Уровень безработицы | Коэффициент нагрузки |
Базисный | 20 | 48 | 91,7 | 8,3 | 44 |
Отчётный | 8 | 44,5 | 96,3 | 3,7 | 42,9 |
Таблица 15
Результаты расчетов в виде формул
Год | Численность безработных, тыс. чел. | Уровень экономической активности населения | Уровень занятости населения | Уровень безработицы | Коэффициент нагрузки |
Базисный | =240-220 | =240/500*100 | =220/240*100 | =20/240*100 | =220/500*100 |
Отчётный | =218-210 | =218/490*100 | =210/218*100 | =8/218*100 | =210/490*100 |
Численность безработных в отчетном периоде уменьшилась на 12 тыс. человек по сравнению с базисным периодом. Уровень экономической активности населения также снизился на 3,5%; уровень занятости населения увеличился на 4,6%; уровень безработицы снизился на 4,6%; коэффициент нагрузки также уменьшился на 1,1%.
Таблица 16
Структура численности занятого населения по формам собственности
Показатели | Базисный период | Отчётный период |
Всего занято в экономике | 220,0 | 210,0 |
Госсектор | 185,0 | 110,0 |
Негосударственный сектор | 30,0 | 60,0 |
Общественные организации | 2,7 | 4,0 |
Совместные предприятия | 0,3 | 1,5 |
Смешанная форма собственности | 9,0 | 36,0 |
Итого | 447,0 | 421,5 |
Рис.4 Структура численности занятого населения по формам собственности в отчетном периоде
Рис.5 Структура численности занятого населения по формам собственности в базисном периоде
Задание 4
По данным статистического наблюдения получены следующие данные о динамике занятого населения в области, тыс. человек:
Год | Занятое население |
1999 | 590 |
2000 | 579 |
2001 | 570 |
2002 | 548 |
2003 | 530 |
По данным ряда динамики определите:
Постройте график динамики занятого населения.
Дайте анализ исчисленных показателей и сделайте выводы.
Результаты расчетов по п.п.2 и 3 представьте в табличном виде.
Решение:
1. Среднегодовая
численность занятого
где у1,2,3,4,5 - уровни ряда; n – число уровней.
у = 590+579+570+548+530/5=2817/5=
2. Абсолютный прирост (цепной):
∆ = - i-1;
Абсолютный прирост (базисный):
∆ = - , где - уровень сравниваемого периода; i-1 – уровень предшествующего периода; - уровень базисного периода.
Цепные
и базисные абсолютные приросты представлены
в таблице 20. Они показывают сокращение
занятого населения по годам и абсолютное
изменение по сравнению с 1999 годом.
Таблица 17
Цепные и базисные абсолютные приросты
Год | Занятое население | Абсолютный прирост, тыс. чел. | |
Цепной | Базисный | ||
1 | 2 | ||
1999 | 590 | - | - |
2000 | 579 | -11 | -11 |
2001 | 570 | -9 | -20 |
2002 | 548 | -22 | -42 |
2003 | 530 | -18 | -60 |
Итого | 2817 | -60 | - |
Таблица 18
Цепные и базисные абсолютные приросты в виде формул
Год | Занятое население | Абсолютный прирост, тыс. чел. | |
Цепной | Базисный | ||
1 | 2 | ||
1999 | 590 | - | - |
2000 | 579 | =B5-B4 | =B5-$B$4 |
2001 | 570 | =B6-B5 | =B6-$B$4 |
2002 | 548 | =B7-B6 | =B7-$B$4 |
2003 | 530 | =B8-B7 | =B8-$B$4 |
Итого | =СУММ(B4:B8) | =СУММ(C4:C8) | - |
Цепные и базисные абсолютные приросты связаны между собой: сумма последовательных цепных абсолютных приростов равна базисному, т.е. общему приросту за весь промежуток времени ( = ∆ ).
3. Коэффициент роста (цепной): Коэффициент роста (базисный):
=
/
i-1;
Темп
роста (цепной):
=
*100;
Цепные
и базисные коэффициенты роста характеризуют
интенсивность изменения
Темп
прироста (цепной):
=
- 100;
Таблица 19
Результаты расчетов
Год | Занятое население | Коэффициенты роста | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | |||
Цепной | Базисный | Цепной | Базисный | Цепной | Базисный | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1999 | 590 | - | - | - | - | - | - |
2000 | 579 | 0,981 | 0,981 | 98,136 | 98,136 | -1,864 | -1,864 |
2001 | 570 | 0,984 | 0,966 | 98,446 | 96,610 | -1,554 | -3,390 |
2002 | 548 | 0,961 | 0,929 | 96,140 | 92,881 | -3,860 | -7,119 |
2003 | 530 | 0,967 | 0,898 | 96,715 | 89,831 | -3,285 | -10,169 |
Итого | 2817 | 0,898 | - | - | - | - | - |
Таблица 20
Результаты расчетов в виде формул
Год | Занятое население | Коэффициенты роста | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | |||
Цепной | Базисный | Цепной | Базисный | Цепной | Базисный | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1999 | 590 | - | - | - | - | - | - |
2000 | 579 | =B5/B4 | =B5/$B$4 | =C5*100 | =D5*100 | =E5-100 | =F5-100 |
2001 | 570 | =B6/B5 | =B6/$B$4 | =C6*100 | =D6*100 | =E6-100 | =F6-100 |
2002 | 548 | =B7/B6 | =B7/$B$4 | =C7*100 | =D7*100 | =E7-100 | =F7-100 |
2003 | 530 | =B8/B7 | =B8/$B$4 | =C8*100 | =D8*100 | =E8-100 | =F8-100 |
Итого | =СУММ(B4:B8) | =ПРОИЗВЕД(C4:C8) | - | - | - | - | - |
4. Среднегодовой темп роста:
Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах. Для равностоящих рядов динамики расчеты по средней геометрической сводятся к исчислению средних коэффициентов роста из цепных коэффициентов роста (по «цепному способу»):
= , где N – число цепных коэффициентов роста.
= = 0,973;
= *100 = 0,973*100 = 97,3%.
Следовательно, 1999 по 2003 года занятое население снижалось в среднем на 2,7% в год, т.е. (0,973*100) – 100.
Среднегодовой темп прироста:
= - 100;
= 97,3 – 100 = - 2,7%.
Среднегодовой темп прироста занятого населения характеризуется отрицательным значением (- 2,7%), что свидетельствует о ежегодном сокращении занятого населения.
Рис.6 График
динамики занятого населения
4.
Аналитическая часть
1. Постановка задачи
Статистический анализ безработицы предполагает определение численности безработных, уровня безработицы, а также оценку их динамики. При изучении динамики общественных явлений возникает проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики. Анализ интенсивности изменения во времени осуществляется с помощью показателей, получаемых в результате сравнения уровней.
Для расчета показателей анализа динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. Исчисляемые при этом показатели называются базисными.
Для расчета показателей анализа динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Вычисленные таким образом показатели анализа динамики называются цепными.
Важнейшим статистическим показателем анализа ряда динамики является абсолютный прирост (сокращение), т.е. абсолютное изменение, характеризующее увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени.
Для оценки интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой-либо период времени исчисляют темпы роста (снижения). Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятого за базу сравнения.
При анализе динамики развития следует знать, какие абсолютные значения скрываются за темпами роста и прироста. Сравнение абсолютного прироста и темпа прироста за одни и те же периоды времени показывает, что при снижении (замедлении) темпов прироста абсолютный прирост не всегда уменьшается, в отдельных случаях он может возрастать. Поэтому, чтобы правильно оценить значение полученного темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста.
По данным, представленным в таблице 1.1, необходимо определить:
Таблица 1.1.
Численность безработных РФ, тыс.чел.
Год | Численность безработных |
2001 | 6999 |
2002 | 6303 |
2003 | 6154 |
2004 | 5683 |
2005 | 5775 |
2. Методика решения задачи
В статистическом исследовании динамики численности безработных используется индексный метод, на основе которого могут быть определены указанные показатели.
Абсолютный прирост:
- цепной
- базисный
Темпы роста:
,
Темпы прироста
3. Технология выполнения компьютерных расчетов
Статистические расчёты динамики численности безработного населения, т.е. расчёт абсолютных приростов (цепных и базисных), темпов роста (цепных и базисных), темпов прироста (цепных и базисных), выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл.1.1), расчётных формул (в формате Excel) представлено в табл. 1.2 и результаты расчётов приведены в табл. 1.3. На рис.1 представлено графическое изображение динамики численности безработного населения.
Рис.1 Динамика
численности безработного населения
в РФ.
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов
В результате расчетов мы получили:
- Отрицательные абсолютные приросты (абсолютные сокращения) уровня безработного населения: цепные: в 2002 году -696 тыс.чел., в 2003 г. -149 тыс.чел., в 2004 г. -471 тыс.чел., в 2005 г. 92 тыс.чел.; базисные: 2002 году -696 тыс.чел., в 2003 г. -845 тыс.чел., в 2004 г. -1316 тыс.чел., в 2005 г. -1224 тыс.чел.
- Темпы роста < 100%: цепные: в 2002 году 90,06%, в 2003 г. 97,64%, в 2004 г. 92,35%, в 2005 г. 101,62%; базисные: в 2002 году 90,06%, в 2003 г. 87,93%, в 2004 г. 81,20%, в 2005 г. 82,51%
- Отрицательные темпы прироста: цепные: в 2002 году -9,94%, в 2003 г. -2,36%, в 2004 г. -7,65%, в 2005 г. 1,62%; базисные: в 2002 году -9,94%, в 2003 г. -12,07%, в 2004 г. -18,80%, в 2005 г. -17,49%. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в период 2001-2005 гг. в РФ наблюдалось снижение уровня численности безработного населения.
Заключение
Проблема
занятости - одна из важнейших социально-
Перед
статистикой занятости и
• сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
• измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
• изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
• изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
•
измерение взаимосвязи между занятостью,
доходом, содержанием и другими мотивациями
труда с целью разработки программы занятости.
Список
использованной литературы
Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 24214
Информация о работе Статистические методы анализа занятости и безработицы