Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:09, курс лекций
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТАТИСТИКЕ. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статистика и её роль в познании общественных явлений и процессов.
Статистические данные как информационный ресурс общества.
Статистическая деятельность, принципы её организации в РФ. Международные статистические службы.
Статистика как наука и учебная дисциплина.
Роль статистики в сфере управления.
Становление статистики как науки.
Ранняя статистика.
Зарождение и развитие статистической науки.
Развитие статистики в России.
Предмет и особенности статистической науки.
Объект и предмет статистики.
Специфические черты и особенности статистической науки.
Структура и задачи статистической науки.
Система научных дисциплин статистики.
Задачи современной статистики.
В школе политической арифметики выделялись два основных направления:
Появление школы «политической арифметики» знаменует качественно новый этап развития статистической науки – переход от описания явлений к их измерению, анализу и прогнозированию.
Таким образом, статистика как наука сформировалась в результате синтеза государствоведения и политической арифметики. Если от государствоведения она унаследовала систему статистического описания социально-экономических явлений жизни государства, то от политической арифметики – количественный подход к анализу общественных явлений с целью познания их закономерностей.
Дальнейшее
развитие статистической науки характеризовалось
совершенствованием методов и способов
сбора и обработки
В первой половине ХIХ в. возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое, которое оказало существенное влияние на современную статистику. У его истоков стоял бельгийский статистик А. Кетле (1796-1874), который внес значительный вклад в теорию устойчивости статистических показателей, выдвинул идею использования в анализе общественных явлений закономерностей, выявленных из массы отдельных случаев. Английские математики Ф. Гальтон (1822-1911), К. Пирсон (1857-1936), В. Госсет (1876-1937), более известный под псевдонимом Стьюдент, Р. Фишер (1890-1962), М. Митчел (1874-1948) и др., считавшие теоретической основой статистики теорию вероятностей, обогатили статистическую науку такими новыми методами исследования, как корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, анализ временных рядов, построение и анализ статистических распределений, анализ малой выборки и др.
2.3 Развитие статистики в России
В развитие российской статистической науки нашли проявление различные научные школы и направления.
Яркими
представителями русской
описательной школы
были
И.К. Кириллов (1689-1737), В.Н.
Татищев (1686-1750), М.В.
Ломоносов (1711-1765), П.П.
Семенов-Тянь-Шанский
(1827-1914), И.И. Голиков
(1735-1801),
Так,
И.К. Кириллов в своей работе «Цветущее
состояние Всероссийского
государства» (1727г.) дал первое систематизированное
экономико-географическое описание России,
положив начало российской научной статистики.
В.Н. Татищев разработал детальную анкету
для сбора сведений, относящихся к истории,
географии, этнографии, экономике России.
Под руководством
Видными представителями русской школы политической арифметики были Д. Бернулли (1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815), К.И. Арсентьев (1789-1865), Д.П. Журавский (1810-1856). Д. Бернулли принадлежат теоретические труды, посвященные анализу смертности и браков. И.Ф. Герман написал первые учебные пособия по статистике. В его научных работах присутствуют элементы анализа, группировки, динамические сопоставления. К.И. Арсентьевым построены первые группировки народонаселения России (по национальности, вероисповеданию, принадлежности к городскому или сельскому, производительному или непроизводительному населению), выведены определенные количественные соотношения между различными группами. Д.П. Журавский уделял большое внимание проблеме достоверности данных, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа. В его работе «Статистическое описание Киевской губернии» (1852 г.) впервые в территориальном разрезе дан глубокий социальный анализ хозяйственных процессов, вскрыто имущественное неравенство отдельных слоев населения. Д.П. Журавскому принадлежит одно из первых системных изложений основ теории статистики.
На развитие статистической теории немалую роль оказала русская земская статистика, вызванная к жизни прогрессивными реформами 60-х годов XIX столетия. Она дала обширный статистический материал об экономике пореформенной России. На ее основе были разработаны многие важные положения теории статистического наблюдения, группировок, таблиц.
Вторая половина XIX – начало XX в.в. были периодом бурного развития русской академической школы статистики, к которой принадлежали профессора университетов, преподававшие математику и статистику, авторы научных трудов по различным проблемам статистической науки, а также учебников по статистике. Это Ю.Э. Янсон (1835-1893), А.И. Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков (1849-1919), А.А. Кауфман (1864-1919) и др.
Всемирную известность получили труды представителей математического направления в академической статистике – профессоров математики Петербургского университета П.Л. Чебышева (1821-1894), сформулировавшего закон больших чисел; А.А. Маркова (1856-1922) – создателя математической теории для описания сложных явлений (цепи Маркова): А.М. Ляпунова (1857-1918), обобщившего идеи Чебышева и Маркова и заложившего теоретические основы в практику выборочного наблюдения в статистике.
Академическая статистика и ее представители оказали большое влияние на развитие статистической науки в России и на работу государственных статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли.
В советский период, в условиях плановой экономики, статистика играла ключевую роль при составлении пятилетних планов социально-экономического развития страны. Обширные статистические данные были одним из главных критериев, по которым оценивалось развитие общества, отраслей народного хозяйства, регионов, экономики в целом.
Опыт советской статистической практики был обобщен в научных трудах В.И. Хотимского (1892-1937), В.С. Немчинова (1894-1964), В.Н. Старовского (1905-1975), А.Я. Боярского (1906-1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некраша (1886-1949), С.Г. Струмилина (1877-1974), Т.В. Рябушкина и других ученых.
Крупным шагом вперед в развитии статистической науки явилось применение в статистическом анализе экономико-математических методов и компьютерной техники.
В
настоящее время в
3. ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Каждая наука имеет свой объект, предмет и методологию познания реального мира. Объект науки – это явления реального мира, на которые наука распространяет свое познание. Предмет науки составляет тот специфический для данной науки круг вопросов, которые подлежат исследованию при изучении наукой своего объекта познания. Принципы, методы и приемы изучения предмета науки образуют методологию этой науки.
3.1. Объект и предмет статистики
Объектом изучения статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. В этом отношении статистика является общественной наукой. От других наук, изучающих общество и протекающие в нем процессы (таких как история, экономическая теория, социология, демография и пр.), статистика отличается своим специфическим предметом познания и методологией его изучения.
Круг вопросов, составляющих предмет статистики, связан с изучением количественной стороны общественных явлений и процессов.
Социально-экономическая жизнь общества проявляется в различного рода массовых явлениях, как, например, производство и потребление разнообразных видов продукции, её экспорт и импорт, оказание транспортных, торговых, туристических услуг, формирование и движение финансовых потоков, инфляция, естественное движение и миграция населения, занятость и безработица и т.д.. Количественные характеристики таких массовых явлений и процессов, закономерностей их изменения, взаимосвязей меду ними и составляют предмет познания статистики.
Каждое массовое общественное явление имеет определенное качественное содержание, качественную основу – принадлежит определенному типу явлений; обладает специфическими чертами и свойствами, отражающими его внутреннюю особенность (отличающую его от других явлений); протекает в конкретных границах времени и пространства; характеризуется определенной динамикой развития, взаимосвязями с другими явлениями.
Вместе с тем, наряду с качественной определенностью социально-экономических явлений им присуща и количественная определенность, т.к. в каждый данный исторический момент социально-экономические явления имеют определенные размеры, уровни, между ними существуют определенные количественные соотношения.
Изучая количественную сторону общественных явлений, статистика всегда исходит из анализа их качественного содержания, используя для этой цели научные категории и теоретические положения экономической теории, отраслевых экономик, демографии, социологии, иных сопряженных со статистикой наук. Теоретический анализ явления раскрывает его социально-экономическую сущность, придает изучаемому статистикой явлению качественную определенность, что является необходимым условием для правильной организации статистического исследования и правильного толкования его результатов.
Пример 1. Изучая розничный товарооборот, статистика выявляет его качественные отличия от других видов торговли, основываясь при этом на экономическом понятии розничного товарооборота и его определении как продажи товаров населению в обмен на его денежные доходы. Исходя из этого определения, статистика не учитывает в показателях розничного товарооборота объем мелкооптовой торговли за безналичный расчет, т.к. это привело бы к искусственному завышению объема продажи товаров населению.
Пример 2. При изучении регионального рынка труда статистика опирается на такие научные категории экономики труда, как трудовые ресурсы, экономически активное и экономически неактивное население, трудоспособное и занятое население, безработица и др. Использование этих экономических категорий позволяет правильно выделять соответствующие контингенты населения региона при количественной оценке состояния и развития рынка труда региона, спроса и предложения на рынке труда.
Пример 3. Изучая влияние отдельных факторов на объем выпускаемой промышленной продукции, статистика уясняет качественную сторону этого явления путем решения ряда вопросов: какие виды деятельности относятся к промышленной; что считать продукцией промышленного предприятия; в каких единицах ее учитывать; включать ли в общий объем всей продукции ту, которая выработана в одном цехе предприятия и потреблена в другом; какие факторы влияют на объем выпуска продукции; каков характер влияния каждого отдельного фактора; имеются ли между ними причинно-следственные связи и др. Решение всех этих вопросов требует применения соответствующих экономических знаний.
Таким образом, при проведении любого статистического исследования требуется прежде всего уяснить качественную основу изучаемого общественного явления. Лишь после того, как выяснена социально-экономическая сущность явления, статистика изучает его с количественной стороны, используя для этой цели различного рода числовые характеристики: