Лекции по "Статистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:45, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Предмет, метод и организация статистики
Понятие «статистика»
Предмет статистики
Методология статистики
Организация статистики, ее основные задачи и принципы в РФ

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 Предмет и метод.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

 

Лекция 1. Предмет, метод и организация статистики

 

  1. Понятие «статистика»
  2. Предмет статистики
  3. Методология статистики
  4. Организация статистики, ее основные задачи и принципы в РФ
  5. Понятие «статистика»

Статистика — одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Понятие «статистика» происходит от латинского слова «status» - положение, состояние явлений, процессов, вещей, дел. От этого корня происходит слово stato – государство. Соответственно statusta – статистик – знаток государства; statustika - статистика – определенная сумма знаний. До середины XVIII в. под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях. И именно в таком понимании с 1666 г. в университетах Германии стал преподаваться курс «Государствоведение».

В научный обиход термин был введен профессором Геттингенского университета Готфрид Ахенвалем в 1743 г. для обозначения суммы знаний о государстве, характеризующих границы, население, благосостояние, достопримечательности, экономику и другие объекты, процессы, явления. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Итак, что же означает термин «статистика»? В настоящее время понятие «статистика» употребляется в нескольких значениях и насчитывается около тысячи определений статистики. Первое из них относится к 1749 г. Затем на протяжении 250 лет определение уточнялось и дополнялось. Оставаясь на протяжении многих лет, статистика постепенно отходила от описания достопримечательностей (их текстового изложения).

В настоящее  время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

1. Статистикой  часто называют совокупность сведений (фактов) о разных явлениях в той или иной стране или ее регионах, например:

сведения  о численности и составе населения, о рождаемости, смертности, миграции и прочем (статистика населения);

сведения  о доходах и расходах населения, о среднемесячной номинальной заработной плате, о размерах пенсий, потреблении различных продуктов питания на душу населения, величине прожиточного минимума и прочем (статистика уровня жизни);

сведения  о числе промышленных предприятий, их отраслевой структуре и распределении по формам собственности, об объеме производимой продукции и прибыли, о численности занятых и прочем (статистика промышленности) и т.д.

Такие сведения обычно публикуются в специальных  изданиях, справочниках. В России в настоящее время основным официальным изданием является «Российский статистический ежегодник» (в сокращенном варианте «Россия в цифрах»). Кроме того, издается целый ряд специализированных тематических статистических сборников: «Демографический ежегодник России», «Промышленность России», «Цены в России», «Социальное положение и уровень жизни населения России» и др.

Статистика  как совокупность сведений о той  или иной стране наиболее близка к понятию «государствоведение». Вместе с тем современная статистика существенно отличается от «государствоведения» прошлых лет как полнотой и разносторонностью содержащихся в ней сведений, так и характером последних.

В частности, к статистике относят сведения только о том, что имеет количественное выражение. Например, к статистике не относят сведения о государственном устройстве страны или о том, какой язык в ней признан государственным; но сведения о том, сколько в мире государств с тем или иным политическим устройством, формой правления (монархий, республик разного типа и пр.), относят к статистике, так же как и сведения о том, сколько жителей страны пользуется тем или иным языком в качестве разговорного.

2. Статистика – это  и отрасль деятельности людей,  занимающихся сбором, обработкой  и анализом социальных и экономических  данных. (Специалисты-статистики измеряют инфляцию, вычисляют индекс физического объема промышленной продукции, определяют численность населения и его состав и т.д.).

Сбор сведений в целях  обобщения можно вести в разных масштабах. Например, врач может вести статистику своих пациентов, чтобы обобщить опыт лечения; учитель может вести статистику своих учеников (их успеваемости), чтобы определить, какова результативность того или иного метода обучения, и т.д. Однако сбор сведений или статистической информации, касающейся всего государства или отдельных его регионов, возлагается на специальные органы — органы государственной статистики и органы ведомственной статистики, которые в совокупности можно назвать статистической службой.

Наконец, под  статистикой в широком смысле понимают науку, изучающую с количественной стороны массовые явления и их закономерности.

Статистика  как наука содержит теоретические  положения о методах изучения массовых явлений.

Статистики пользуются специфическим языком, включающим ряд  понятий и категорий. Наиболее употребительными и простыми из них являются:

  • признак,
  • вариация,
  • статистическая совокупность,
  • статистическая закономерность,
  • показатель.

Статистика, как правило, оперирует числовыми данными, которые обусловлены влиянием множества различных факторов, причин, одни из которых являются главными, существенными, а другие - случайными.

Абстрагироваться от случайного и выявить типичное, закономерное — основная задача статистики, и эту задачу можно решить только на основе массовых данных. По единичному факту нельзя судить о закономерности, поскольку единичное явление несет на себе влияние случайного фактора. Только исследуя массу явлений, путем обобщения, можно выявить, измерить и познать те или иные закономерности, например закономерность в распределении единиц совокупности по какому-то признаку (доля мальчиков и девочек в общей численности родившихся за год), или определить средний уровень какого-либо количественного показателя (среднюю заработную плату в той или иной отрасли, среднюю производительность труда, среднюю рентабельность продукции в отдельных отраслях и т.п.).

Закономерность, выявленная на основе массового наблюдения, т.е. проявившаяся в большой массе данных через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, называется статистической закономерностью.

 

2. Предмет статистики

Статистика как наука  имеет свой предмет исследования.

Предметом статистики как  науки является количественное отображение  массовых социально-экономических  процессов и явлений в условиях конкретного места и времени.

В ходе исторического развития в составе статистики обособился целый ряд самостоятельных статистических дисциплин. Это связано с особенностями предмета исследования и особой системой показателей различных сторон жизнедеятельности человека.

 

 

 

Рисунок 1 – Структурная  схема статистики

 

В составе статистики выделяются: общая теория статистики, экономическая статистика и ее отраслевые науки, социальная статистика и ее отраслевые науки.

Общая теория статистики разрабатывает систему категорий, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, формулирует правила и принципы статистического исследования.

Экономическая статистика изучает количественные стороны  воспроизводства как в целом  по экономике страны, так и по отдельным ее отраслям. В целом  по экономике – это национальное богатство: земельные фонды, лесные ресурсы, объемы речного стока и запасы воды в крупных озерах и водохранилищах, разведанные запасы полезных ископаемых, основные фонды, материальные оборотные средства, домашнее имущество; система национальных счетов; баланс народного хозяйства; валовой внутренний продукт и целый ряд других показателей.

Отраслевые статистики делятся по отраслям экономики в  соответствии с единым государственным  регистром предприятий и организаций  всех форм собственности и хозяйствования: статистика сельского хозяйства; статистика промышленности, транспорта, торговли, связи и т.д.

Социальная статистика изучает социальные процессы и явления: демографические, уровень жизни  и благосостояния населения, его  образовательный и культурный уровень, здравоохранение, мораль, политику, общественное мнение и т.п.

Рассмотрим основные черты и особенности предмета статистической науки.

  1. Статистика как наука исследует массовые социально-экономические явления и процессы.

Задача данного исследования состоит в том, чтобы получить обобщающий показатель и выявить закономерность общественной жизни в конкретных условиях места и времени. Объект статистического исследования называют статистической совокупностью.

Статистическая совокупность – это множество процессов, явлений, объектов, объединенных общей связью и обладающих как общими, так и отличительными признаками.

Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц по каким-либо существенным признакам, но различие по каким-либо другим признакам. Например, коммерческие банки наряду с качественной определенностью (принадлежат к разряду кредитных учреждений) обладает различиями по размеру объявленных уставных фондов, численности работающих, сумме активов и т.д.

Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками также обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков. Она обусловлена различным сочетанием условий, которые определяют развитие элементов множества. Например, уровень производительности труда работников банка определяется его возрастом, квалификацией, отношением к труду и т.д.  Именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики.

  1. Статистика, прежде всего, изучает количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития. Например, статистика изучает экономические характеристики производства, распределения и потребления, уровень материального благосостояния населения, явления культурной жизни, численность населения земного шара и т.д.

Количественную характеристику статистика выражает через определенного  рода числа, которые называются статистическими  показателями. Статистический показатель отражает результат измерения единиц совокупности и совокупности в целом. Статистический показатель имеет три обязательных атрибута: количественную определенность, место и время.

Показатели в статистике делятся на два основных вида:

- учетно-оценочные

- аналитические.

Учетно-оценочные –  это количественная оценка качественно  однородных явлений в конкретных условиях места и времени. Например численность населения Росс составила  на начало 2008 г. ______ млн. чел.

Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления. В качестве аналитических показателей в статистике применяются относительные и средние величины, показатели вариации и динамики и т.д.

  1. Статистика характеризует структуру общественных явлений. Структура – это внутреннее строение массовых явлений, т.е. внутреннее строение статистического множества. Статистика должна эту структуру обнаружить, выразить и отразить с помощью статистических показателей.
  2. Четвертая особенность заключается в том, что каждому явлению свойственны изменения в пространстве и времени. Изменения в пространстве, т.е. в статистике, выявляются анализом структуры общественного явления, а изменения во времени, т.е. в динамике, - исследованием уровня и структуры явления.
  3. Одной из важных категорий статистической науки является понятие признака.

Признаком в статистике называют свойство, характерную черту  объекта, явления, процесса, которое  можно наблюдать и измерить. При  статистическом изучении признак получает количественную и качественную оценку.

Признаки в статистике делят на количественные и атрибутивные (качественные).

Количественными называют признаки предмета, процесса, явления, которые можно выразить числом. Например, урожайность сельскохозяйственных культур, возраст человека, зарплата и т.д.

Атрибутивные признаки прямо не поддаются числовому  измерению. Например, профессии работников и т.д.

Если атрибутивные признаки принимают только два противоположных  значения, то их называют альтернативными. Например, пол: мужской – женский, студент: успевающий – неуспевающий, изделие: годное – негодное, семена: всхожие – невсхожие и т.д.

Информация о работе Лекции по "Статистике"