Лекции по "Статистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:09, курс лекций

Описание работы

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТАТИСТИКЕ. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статистика и её роль в познании общественных явлений и процессов.
Статистические данные как информационный ресурс общества.
Статистическая деятельность, принципы её организации в РФ. Международные статистические службы.
Статистика как наука и учебная дисциплина.
Роль статистики в сфере управления.
Становление статистики как науки.
Ранняя статистика.
Зарождение и развитие статистической науки.
Развитие статистики в России.
Предмет и особенности статистической науки.
Объект и предмет статистики.
Специфические черты и особенности статистической науки.
Структура и задачи статистической науки.
Система научных дисциплин статистики.
Задачи современной статистики.

Работа содержит 1 файл

obs_sati.doc

— 242.50 Кб (Скачать)
  • размер явления – численность населения, объем выпуска и реализации продукции, цены на товары, объемы кредитных вложений и сумма прибыли коммерческих банков и т.д.;
  • соотношения и пропорции отдельных частей явления – числовые характеристики состава населения по возрасту, полу, национальности, образованию; доли производства товаров и услуг во внутреннем валовом продукте региона; число браков и разводов на 1000 человек; потребление на душу населения отдельных видов продовольственной продукции и пр.;
  • достигнутый уровень и интенсивность развития явления – средний уровень заработной платы, уровень рентабельности предприятий, темпы роста цен на потребительские товары и т.п.;
  • количественные параметры и оценочные функции зависимостей между явлениями – мера влияния объема выпуска продукции на размер прибыли, аналитические выражения зависимостей между уровнями доходов и расходов домашних хозяйств, размером площади и стоимостью квартир, величиной страховых выплат и стоимостью автомобилей и др.

      Количественные характеристики явлений устанавливаются в статистике с обязательным указанием конкретного времени и конкретного места, в границах которых наблюдается и измеряется данное явление. Так, табл.1.2. отражает состояние изучаемого явления (производство автомобилей) в конкретных условиях места (Российская Федерация.) и времени (за период 2000-2003 г.г).

      Таблица 1.2.

Производство  легковых автомобилей в РФ в 2000-2005 г.г.

Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005
Объем производства на конец года, тыс. штук. 969,0 1022,0 981,0 1011,0 1110 1069
Изменение объема производства по сравнению с 2000 г., % 100,0 105,5 101,2 104,4 114,6 110,3

    Источник: Российский  статистический ежегодник: Стат. сб.- М.: Госкомстат России,            2006 г.

    Цели  количественного  анализа могут быть самыми разнообразными - оценка выраженности у явления тех или иных качественных свойств; получение числовых характеристик внутренней структуры явления; выявление и количественное выражение закономерностей и особенностей развития явления; изучение меры влияния одних явлений на другие. Конечной целью любого статистического исследования являются те статистические заключения и содержательные выводы о состоянии и закономерностях развития изучаемых общественных явлений, которые вытекают из результатов анализа собранных и обработанных данных. Так, данные табл. 1.1 позволяют сделать аргументированное заключение о двукратном увеличении численности населения России за последнее столетие при пятикратном росте доли городского населения и трехкратном снижении доли сельского. Данные табл. 1.2 свидетельствуют о том, что рост в РФ производства автомобилей в указанный период не носит систематического характера.

    Таким образом, круг вопросов, составляющих содержание статистики, связан с изучением количественных характеристик массовых общественных явлений в неразрывной связи с качественным содержанием этих явлений, их проявлением и развитием в определенных временных и пространственных границах.

    Иными словами, предметом статистики как общественной науки является количественная сторона качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, закономерностей их взаимосвязей и развития в конкретных условиях места и времени.

3.2. Специфические черты и особенности статистической науки

         Предмет познания статистики  обусловливает её специфические черты и особенности. Основные из них заключаются в следующем.

  1. Статистика изучает только социально-экономические явления и процессы имеющие количественное выражение (население, труд, производство, распределение и потребление материальных благ, финансовые потоки, инфляцию и т.д.). Сведения нечислового характера (например, государственное устройство, религия, природно климатические особенности страны) предметом статистики не являются.
  2. Статистика исследует не отдельные, а массовые общественные явления и процессы, рассматривая их как совокупности, состоящие из множества единичных элементов или фактов. Так, статистика изучает изменение производительности труда не одного конкретного работника, а совокупности работников на совокупности предприятий.

      Статистику  интересуют только такие сведения об индивидуальных (единичных) фактах, на основе которых много получить сводные данные. На основе обобщения большого числа наблюдаемых единичных фактов статистика должна обнаружить и количественно выразить свойства и закономерности, присущие массовому явлению в целом.

  1. Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой с количественной стороны и отражаются в различных по виду и форме выражения числовых величинах, называемых статистическими показателями. Так, в         табл. 1.2. представлены два вида статистических показателей – абсолютные и относительные. Абсолютные показатели (в натуральном выражении) характеризуют размеры изучаемого явлений, относительные показатели (измеряемые в %)  позволяют выразить характер изменения явления – отсутствие систематической тенденции к росту. На основе этих показателей могут быть получены и другие статистические показатели изучаемого явления – средний уровень производства автомобилей за 4 года, темпы роста и прироста производства, средние темпы роста и прироста.

      4. В отличие от математики, оперирующей с абстрактными величинами,  конкретное содержание которых не имеет значения (2х2 всегда 4), для статистики цифры без их качественного содержания, без указания конкретного места и времени, к которым они относятся, лишены всякого смысла. Любой статистический показатель всегда выражает количественно-качественную характеристику явления, поэтому наряду с числовой величиной показателя в нем должно быть отражено:

    • какое именно явление измеряется показателем,
    • время, в границах которого оно наблюдается, - момент времени (на определенную дату, на начало месяца, квартала, года и т.п.), либо интервал времени (за сутки, за месяц, квартал, год и т.п.),
    • обстоятельство места проявления явления – отнесение показателя к конкретному объекту, отрасли экономики, территории и т.д.
    • единицы измерения, в которых выражается  величина явления.

       Например, число 10,5 млн. само по себе для статистики не несет никакого смысла. Однако, если указать его качественную основу – численность населения, обстоятельство места – г. Москва, обстоятельство времени – 9.10.2002 г., единицу измерения – млн. человек, то это число становится количественно-качественной характеристикой явления, т.е. статистическим показателем, выражающим численность населения Москвы на конкретную дату.

       Таким образом, в любом статистическом показателе проявляется единство качественной и количественной сторон изучаемого явления. Если не определена качественная сторона явления, то нельзя определить и ее количественную сторону.

  1. Изучая явления, статистика прежде всего характеризует его структуру, т.е. внутреннее строение, внутренние связи в объекте исследования – его составные части, их соотношение с объектом в целом и между собой. Статистические исследования должны эту структуру обнаружить и выразить с помощью числовых показателей. Например, изучая промышленные предприятия, анализируют их отраслевую структуру, распределение по формам собственности, размеру прибыли и другие структурные характеристики. Структура населения анализируется на основе его разделения по возрасту, полу, национальности, образованию, роду занятия, источнику доходов и другим признакам.
  2. Важным направлением статистики является изучение закономерностей изменения явлений.

         Явления и процессы общественной жизни находятся в состоянии непрерывного движения, постоянного количественного и качественного изменения, развития. Изменяются их размеры, структура, свойства, сущность, формы проявления, закономерности развития. Эти изменения проявляются как во времени (т.е. в динамике), так и в пространстве (т.е. в статике).

      Для анализа динамики развития явления, статистика исследует его уровни и структуру в различные периоды или моменты времени (например, табл. 1.1 отражает динамику численности населения РФ за столетие, а также изменение за этот период соотношения долей городского и сельского населения; табл. 1.2 характеризует динамику производства автомобилей за 6 лет).

      Изменение явления в пространстве изучается в статистике путем сравнительного анализа статистических характеристик явления, установленных в разных обстоятельствах места (т.е. для разных объектов, разных отраслей экономики, разных регионов и т.п.) или же в сравнении с заданными показателями – плановыми, нормативными и пр. Пример изменения явления в пространстве дает табл. 1.3, данные которой характеризуют различие в численности занятых и заработной платы работников предприятий и организаций России по федеральным округам в 2002 г.

Таблица 1.3

Численность занятых и среднемесячная номинальная  заработная плата работников предприятий и организаций России по федеральным округам в 2002 г.

Федеральный округ Численность занятых,

млн чел.

Средний размер заработной платы,       тыс. руб.
Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

17,508

7,091

8,505

14,624

5,795

9,147

3,401

4,433

5,068

2,974

3,142

6,589

4,310

5,97

Итого: 66,071  

     Источник: Труд и занятость в России: Стат.сб.–М.: Госкомстат России,  2003. –                 С. 109-126.

  1. Явления общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены: изменение одних явлений предопределяет изменение других. Статистика, изучая связи между общественными явлениями, устанавливает круг основных факторов, влияющих на явление, измеряет силу влияния этих факторов (например, оценивает, в какой мере снижение затрат на сырье и материалы приводит к снижению себестоимости продукции; как влияют на число детей в семье уровень доходов и жилищные условия семьи; как сказываются затраты на рекламу туристического агентства на число его клиентов и объемы реализованных услуг).

        Наиболее важное значение имеет статистический анализ причинно-следственных связей, чтобы воздействуя на социальные или экономические явления изменять их в интересах общества.

  1. Статистика изучает количественные характеристики общественных явлений и процессов для того, чтобы  на количественной основе познать качественное содержание, сущность явлений.

    Статистические  показатели, непосредственно отражая  количественную сторону явлений, в  конечном итоге выражают и качественную, сущностную сторону этих явлений. Так, экзаменационные оценки студентов отражают качество их знаний. Количественные изменения в структуре экспорта и импорта товаров свидетельствуют о качественных изменениях в экономике. Различия в объемах продаж однородных товаров в магазинах торговой фирмы отражают качественные особенности работы этих магазинов. Числовая характеристика группировки населения по возрасту раскрывает качественное различие между его различными контингентами – дошкольниками, школьниками, лицами трудоспособного возраста, пенсионерами.

Информация о работе Лекции по "Статистике"