Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:09, курс лекций
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТАТИСТИКЕ. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статистика и её роль в познании общественных явлений и процессов.
Статистические данные как информационный ресурс общества.
Статистическая деятельность, принципы её организации в РФ. Международные статистические службы.
Статистика как наука и учебная дисциплина.
Роль статистики в сфере управления.
Становление статистики как науки.
Ранняя статистика.
Зарождение и развитие статистической науки.
Развитие статистики в России.
Предмет и особенности статистической науки.
Объект и предмет статистики.
Специфические черты и особенности статистической науки.
Структура и задачи статистической науки.
Система научных дисциплин статистики.
Задачи современной статистики.
Количественные характеристики явлений устанавливаются в статистике с обязательным указанием конкретного времени и конкретного места, в границах которых наблюдается и измеряется данное явление. Так, табл.1.2. отражает состояние изучаемого явления (производство автомобилей) в конкретных условиях места (Российская Федерация.) и времени (за период 2000-2003 г.г).
Таблица 1.2.
Производство легковых автомобилей в РФ в 2000-2005 г.г.
Годы |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Объем производства на конец года, тыс. штук. | 969,0 | 1022,0 | 981,0 | 1011,0 | 1110 | 1069 |
Изменение объема производства по сравнению с 2000 г., % | 100,0 | 105,5 | 101,2 | 104,4 | 114,6 | 110,3 |
Источник: Российский статистический ежегодник: Стат. сб.- М.: Госкомстат России, 2006 г.
Цели количественного анализа могут быть самыми разнообразными - оценка выраженности у явления тех или иных качественных свойств; получение числовых характеристик внутренней структуры явления; выявление и количественное выражение закономерностей и особенностей развития явления; изучение меры влияния одних явлений на другие. Конечной целью любого статистического исследования являются те статистические заключения и содержательные выводы о состоянии и закономерностях развития изучаемых общественных явлений, которые вытекают из результатов анализа собранных и обработанных данных. Так, данные табл. 1.1 позволяют сделать аргументированное заключение о двукратном увеличении численности населения России за последнее столетие при пятикратном росте доли городского населения и трехкратном снижении доли сельского. Данные табл. 1.2 свидетельствуют о том, что рост в РФ производства автомобилей в указанный период не носит систематического характера.
Таким образом, круг вопросов, составляющих содержание статистики, связан с изучением количественных характеристик массовых общественных явлений в неразрывной связи с качественным содержанием этих явлений, их проявлением и развитием в определенных временных и пространственных границах.
Иными словами, предметом статистики как общественной науки является количественная сторона качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, закономерностей их взаимосвязей и развития в конкретных условиях места и времени.
3.2. Специфические черты и особенности статистической науки
Предмет познания статистики обусловливает её специфические черты и особенности. Основные из них заключаются в следующем.
Статистику интересуют только такие сведения об индивидуальных (единичных) фактах, на основе которых много получить сводные данные. На основе обобщения большого числа наблюдаемых единичных фактов статистика должна обнаружить и количественно выразить свойства и закономерности, присущие массовому явлению в целом.
4. В отличие от математики, оперирующей с абстрактными величинами, конкретное содержание которых не имеет значения (2х2 всегда 4), для статистики цифры без их качественного содержания, без указания конкретного места и времени, к которым они относятся, лишены всякого смысла. Любой статистический показатель всегда выражает количественно-качественную характеристику явления, поэтому наряду с числовой величиной показателя в нем должно быть отражено:
Например, число 10,5 млн. само по себе для статистики не несет никакого смысла. Однако, если указать его качественную основу – численность населения, обстоятельство места – г. Москва, обстоятельство времени – 9.10.2002 г., единицу измерения – млн. человек, то это число становится количественно-качественной характеристикой явления, т.е. статистическим показателем, выражающим численность населения Москвы на конкретную дату.
Таким образом, в любом статистическом показателе проявляется единство качественной и количественной сторон изучаемого явления. Если не определена качественная сторона явления, то нельзя определить и ее количественную сторону.
Явления и процессы общественной жизни находятся в состоянии непрерывного движения, постоянного количественного и качественного изменения, развития. Изменяются их размеры, структура, свойства, сущность, формы проявления, закономерности развития. Эти изменения проявляются как во времени (т.е. в динамике), так и в пространстве (т.е. в статике).
Для анализа динамики развития явления, статистика исследует его уровни и структуру в различные периоды или моменты времени (например, табл. 1.1 отражает динамику численности населения РФ за столетие, а также изменение за этот период соотношения долей городского и сельского населения; табл. 1.2 характеризует динамику производства автомобилей за 6 лет).
Изменение явления в пространстве изучается в статистике путем сравнительного анализа статистических характеристик явления, установленных в разных обстоятельствах места (т.е. для разных объектов, разных отраслей экономики, разных регионов и т.п.) или же в сравнении с заданными показателями – плановыми, нормативными и пр. Пример изменения явления в пространстве дает табл. 1.3, данные которой характеризуют различие в численности занятых и заработной платы работников предприятий и организаций России по федеральным округам в 2002 г.
Таблица 1.3
Численность занятых и среднемесячная номинальная заработная плата работников предприятий и организаций России по федеральным округам в 2002 г.
Федеральный округ | Численность занятых,
млн чел. |
Средний размер заработной платы, тыс. руб. |
Центральный
Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
17,508
7,091 8,505 14,624 5,795 9,147 3,401 |
4,433
5,068 2,974 3,142 6,589 4,310 5,97 |
Итого: | 66,071 |
Источник: Труд и занятость в России: Стат.сб.–М.: Госкомстат России, 2003. – С. 109-126.
Наиболее важное значение имеет статистический анализ причинно-следственных связей, чтобы воздействуя на социальные или экономические явления изменять их в интересах общества.
Статистические показатели, непосредственно отражая количественную сторону явлений, в конечном итоге выражают и качественную, сущностную сторону этих явлений. Так, экзаменационные оценки студентов отражают качество их знаний. Количественные изменения в структуре экспорта и импорта товаров свидетельствуют о качественных изменениях в экономике. Различия в объемах продаж однородных товаров в магазинах торговой фирмы отражают качественные особенности работы этих магазинов. Числовая характеристика группировки населения по возрасту раскрывает качественное различие между его различными контингентами – дошкольниками, школьниками, лицами трудоспособного возраста, пенсионерами.