Лекции по "Статистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:09, курс лекций

Описание работы

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТАТИСТИКЕ. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статистика и её роль в познании общественных явлений и процессов.
Статистические данные как информационный ресурс общества.
Статистическая деятельность, принципы её организации в РФ. Международные статистические службы.
Статистика как наука и учебная дисциплина.
Роль статистики в сфере управления.
Становление статистики как науки.
Ранняя статистика.
Зарождение и развитие статистической науки.
Развитие статистики в России.
Предмет и особенности статистической науки.
Объект и предмет статистики.
Специфические черты и особенности статистической науки.
Структура и задачи статистической науки.
Система научных дисциплин статистики.
Задачи современной статистики.

Работа содержит 1 файл

obs_sati.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

  и др. В региональных статистических изданиях системы ООН дается более подробная и детализированная информация, посвященная определенным регионам или           какой-либо отрасли (например, Статистический ежегодник для стран Азии и Тихого океана, Ежегодный бюллетень европейской статистики транспорта).

     Международные службы статистики существуют, помимо ООН, в Европейском Союзе (Евростат), СНГ (Межгосударственный статистический комитет), Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) и других межгосударственных организациях.

 1.3. Статистика как наука и учебная дисциплина

     В системе современных научных знаний под статистикой понимают науку, изучающую количественные методы сбора, обобщения и анализа данных, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям окружающего мира.

    Изучая с количественной стороны происходящие в обществе массовые социально-экономические явления и процессы, статистика ставит своей целью раскрытие их внутренних особенностей и свойств, выявление и количественное выражение присущих им закономерностей и тенденций развития.

    Статистика  как наука носит одновременно и методологический, и прикладной характер.

    Научно-методологический фундамент статистики составляет система научных категорий, теоретических положений и методов статистического исследования экономики и социальной сферы. Разработанные в статистике научные методы сбора, обобщения и анализа массовых  данных являются мощным инструментом для решения широкого круга задач, связанных с социально-экономическими потребностями общества.

    Познавательное  значение статистических методов в  том, что они служат надежным и  порой единственным способом количественного выражения закономерностей общественной жизни. С их помощью можно обосновать и доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить, пополнить и скорректировать существующие оценки, представить изучаемые явления в полном объеме накопленных знаний.

    Нет другой отрасли современных знаний, которая решала бы эти вопросы более квалифицировано, полно и объективно, чем статистика.

    Как прикладная наука, статистика рассматривает вопросы приложения всей совокупности статистических методов к конкретному объекту исследования. Она изучает производство и потребление материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения; экономические и социальные условия жизни людей; явления и процессы, происходящие в народонаселении. При помощи системы количественных показателей статистика дает конкретную цифровую характеристику состояния и динамики национальной экономики  и всех ее звеньев (отраслей, секторов, отдельных хозяйствующих субъектов), анализирует структуру общества, уровень и качество жизни людей.

    Таким образом, будучи как методологической, так и прикладной наукой, статистика является конструктивной, доступной и гибкой формой отражения и познания окружающего нас мира.

    Изучению  статистической науки посвящена учебная дисциплина «Статистика».

    В сфере экономического образования статистика занимает важное место как базовая учебная дисциплина, формирующая профессиональный уровень современного экономиста, финансиста, менеджера, маркетолога и других специалистов.

    В базовый курс статистики входят «Общая теория статистики» и «Социально-экономическая статистика».

    В общей теории статистики излагаются основополагающие знания теории статистической науки, методы организации и проведения статистического наблюдения, методы обобщения статистических данных и анализа статистических показателей, методы прогнозирования.

    Социально-экономическая статистика относится к числу дисциплин прикладного характера. Она раскрывает сущность и методологию исчисления показателей, используемых при статистическом изучении явлений и процессов, протекающих в экономике и социальной сфере.

    Эта дисциплина включает в себя такие разделы как статистика населения, рынка труда, национального богатства, производства товаров и услуг, финансов, уровня и качества жизни населения и др.

    В результате изучения социально-экономической  статистики формируется целостное представление об экономике и социальной сфере как объекте системного статистического изучения.

    Наряду  с базовым курсом статистики в ряде вузов страны преподаются специальные учебные дисциплины, посвященные углубленному изучению различных разделов статистики: демографическая статистика, финансовая статистика, региональная статистика, статистика правонарушений и пр., а также целый ряд отраслевых статистик – промышленности, транспорта, строительства и др.

    Учебные дисциплины статистики выполняют одну из важнейших функций в  формировании специалистов экономического профиля – обеспечивают подготовку в области прикладного экономико-статистического анализа, прививают навыки использования статистической информации для принятия решений в экономике, социальной сфере, политике и других видах деятельности.

1.4. Роль статистики в сфере управления

    Говоря  о роли статистики в управленческих процессах, следует прежде всего подчеркнуть, что независимо от уровня и стадии развития общества, характера политической системы статистика всегда являлась необходимым и эффективным инструментом управления жизнедеятельностью государства.

    На  любом уровне управления (от общегосударственного и регионального вплоть  до уровня отдельных корпораций и небольших  фирм) для  принятия объективно обусловленных управленческих решений необходима полная и достоверная статистическая информация. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, статистика играет роль главного поставщика точных и бесспорных фактов для управленческих нужд.

    Благодаря статистическим данным управляющие  органы получают всестороннюю характеристику как управляемого объекта, так и  сложившейся экономической конъюнктуры, характеристику состояния социальной сферы. Именно статистические данные позволяют оценить уровень и качество жизни населения,  определить объемы валового и регионального продукта, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, конкурентоспособность предприятий, продукции и услуг, правильно оценить результаты производственно-финансовой деятельности корпораций и фирм, выявить внутрипроизводственные резервы.

    Следовательно, значение статистики для управления экономикой и социальными процессами состоит в том, что она выступает как источник формирования информационной базы менеджмента, дает важнейшие критерии состояния дел в самых разных сферах социальной и экономической жизни общества.

    Не  менее важна роль статистики и как методологической основы анализа социально-экономических процессов. Особо велика эта роль в условиях рыночной экономики.

    С развитием рыночных отношений (когда все более усложняются связи субъектов рынка, обостряется конкуренция между ними) возникает постоянная потребность в изучении влияния тех или иных факторов на  результаты финансово-экономической деятельности, необходимость прогнозирования и обобщения на макро- и микроуровнях, предвидения социальных последствий принимаемых решений. В этих условиях методология статистического анализа заняла прочные позиции в экономических исследованиях. Методы статистики широко применяются в экономическом и финансовом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке бизнеса и недвижимости, техническом анализе рынка ценных бумаг, антикризисном управлении и других областях практической и исследовательской деятельности.

       Таким образом, выполняя функции как методологического, так и информационного обеспечения  анализа социально-экономических явлений и процессов, статистика, наряду с другими науками, создает научный фундамент, на котором базируется принятие объективно обусловленных решений в самых разных сферах управления.

       2. СТАНОВЛЕНИЕ СТАТИСТИКИ КАК НАУКИ

       Как и всякая наука, статистика возникла из практических потребностей людей и прошла многовековую историю развития, в которой можно выделить два основных периода – раннюю статистику и научную статистику.

       2.1. Ранняя статистика 

       Ранняя  статистика охватывает период с древних времен до середины XVII в., когда она использовалась лишь для первичного хозяйственного учета в целях налогообложения и военных нужд.

       Уже в глубокой древности, с образованием государств возникла необходимость  в учете населения, численности  войск, имущества граждан, земельных наделов, поголовья скота и т.д.. Такие сведения еще за несколько тысячелетий до н.э.  собирались в Китае, Египте, Древнем Риме. В Средние века эпизодически проводились переписи населения, домашнего имущества, земельных угодий; велся учет лиц, пригодных к военной службе. С развитием торговли и международных товаро-денежных отношений все более расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений. Стали собираться данные о ввозимой продукции, ценах на товары и т.д.

       На  Руси уже в IХ-ХI в.в. осуществлялся сбор различного рода сведений, связанных с налогообложением и военной службой. В летописях тех времен, наряду с историческими повествованиями, упоминаются учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, о наличии в них жилых строений, храмов, монастырей и пр.  В XVII в., во времена Петровских реформ, затронувших все стороны общественной жизни, потребовалось значительное расширение сферы учетно-статистических работ: вводится учет цен на хлеб, внешнеторговых операций,  городов и городского населения, регистрация новых заводов и фабрик; зарождается  текущий учет рождений, смертей, браков.

       Для ранней статистики были характерны примитивность  учетных операций, их нерегулярность и бессистемность, отсутствие обобщения  собираемых данных. Вместе с тем, в ходе учетных работ постепенно накапливался опыт их проведения, складывались определенные правила сбора статистической информации.

       2.2. Зарождение и развитие  статистической науки

       По  мере развития общества учетно-статистические работы становились глубже по содержанию, шире по кругу обследуемых объектов и совершеннее по применяемым правилам.

       В период становления капитализма  значительно возросла потребность  в статистической информации о размерах и размещении промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объемах производства и рынках сбыта товаров, рынках труда, сырьевых ресурсов и т.д.

       Расширение  и усложнение учетно-статистических работ, охватывавших массовые явления  на обширных территориях, требовало  установления общих правил обработки и анализа массовых числовых данных. Созревала необходимость в теоретическом осмыслении и обобщении статистической практики. Накопленные фактические материалы служили хорошей исходной базой для создания статистической теории. Все это в комплексе привело к зарождению во второй половине XVII в. научной  статистики, которая стала развиваться по двум направлениям.

       Первое  направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа статистики. Основоположник этого направления –  Г. Конринг (1606-1661), его последователи Г. Ахенваль (1719-1772), предложивший для курса «Государствоведение» термин «Статистика»,         А. Бюшинг (1724-1793), А. Шлецер (1735-1809) и др. – основной своей задачей считали систематизацию описания государств, их политического устройства и достопримечательностей: территории, населения, климата, религии, армии, финансов, ведения хозяйства, торговли, благосостояния граждан и т.п.. Эти описания представляли собой развернутые  и определенном образом систематизированные сведения, носившие повествовательный характер. Они не содержали цифровой информации, не ставили своей целью поиск закономерностей в изучаемых явлениях и взаимосвязей между ними.

       Второе  направление развития статистической науки возникло в Англии и известно как школа политической  арифметики.. Основоположники данной школы Д. Граунт (1620-1674), У. Петти (1623-1687), Э. Галлей (1656-1742) и их последователи стремились дать общественным явлениям и процессам числовые характеристики, считали своей главной задачей выявление различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений, понимали необходимость использования для этой цели массовых данных, полученных на основе большого числа наблюдений.

Информация о работе Лекции по "Статистике"