Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.
28.Принципы организации и деятельности госаппарата в демократическом государстве.
При демократическом режиме права и свободы человека защищены и гарантированы. Власть реализуется в интересах личности и общества.Признаки демократического режима:а) население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам собственной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);б) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;в) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;г) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;д) во всех сферах общественной жизни доминирует закон;е) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;ж) политический плюрализм, в т. ч. многопартийность;з) разделение властей и т.д.Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, тоталитарный, авторитарный. Антидемократическому режиму присущи следующие особенности или признаки:а) господство одной политической партии;б) наличие одной официальной идеологии;в) как правило, господство одной формы собственности;г) сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;д) резкое расслоение общества по сословным, кастовым и другим признакам;е) низкий экономический уровень сословных слоев народа;ж) акцент на карательные меры и принуждение;з) агрессивность во внешней политике и т.д.
29.Принцип разделения власти в устройстве государственной власти
Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”.Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.
З0.Парламент Республики Казахстан: структура, функции, способ формирования (в соответствии с Конституцией РК.)
Согласно Конституции РК, ее высшим представительным органом, осущ.законодательные функции,явл.Парламент РК.В Конституции,особо выделен принцип представительности.Этот принцип означает,что в РК реализуется демократическое самоопределение народа, в рез-те которого Парламент приобретает характер легитимированного собрания представителей народа.Данный принцип базируется на народном суверенитете.Конституция РК характеризует Парламент как орган,осущ.законодательные функции.По Конституции единственным источник гос.власти явл. Народ РК.Будучи законодательным органом,Парламент РК исполняет и некоторые ограниченные контрольные функции за исполн.властью.Такой контроль осущ.путем утверждения гос.бюджета,проверкой его исполнения,а также в использовании права отказывать в доверии Правительству.Согласно,
31.Органы исполнительной власти РК, способы формирования и компетенция.
Исполнительная власть представляет собой относительно-самостоятельную ветвь РК.Они явл. Органами гос.управления. Исполнительная власть внешне представлена системой органом гос.управления,к которым относятся:Правительство РК,Министерство,гос.комитеты,
32.Судебная власть. Способ формирования и полномочия.
Одно из ветвей гос.власти явл.судебная власть, призванная осущ.правосудие. Правосудие осущ.с целью рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, в основе которых лежит действительная или предполагаемое нарушение прав субъектов. Правосудие осуществляется от имени гос-ва специальными гос.органами – судами. Суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела в процессуальных формах, установленных законом. КРК закрепила принципы осуществления правосудия. Согласно КРК, судьями могут быть граждане республики, достигшие 25 лет, имеющие высш.юр.образование, имеющие стаж работы по юр.профессии, не менее 2-х лет. Дополнительные требования к судьям установлены Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «Судах и статусе судей в РК». Судами РК являются: Верховный Суд, местные суды. Учреждения специальных судов и чрезвычайных судов не допускается на территории РК образуется военный суд РК, военные суды объединений (армии соединений гарнизонов). Общее число военных судов устанавливается Президентом РК. Кол-во судей для каждого военного суда устанавливается министром юстиции.
33.Понятие политической системы общества.,структура и функции
Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Такими институтами являются: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в той сфере общественной жизни, ядром которой являются завоевание, удержание и использование власти. Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы социальных слоев. Ее характер определяется главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.Основными субъектами политической системы общества выступают государство, политические партии и общественные движения.Государство занимает решающую роль в политической системе, поскольку государство обладает присущими ему специфическими признаками;– во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов;– во-вторых, государство – это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений;– в-третьих, правотворческая функция государства в обществе; – в-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми;– в-пятых, специфичность и четкость границ полити-ческого пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ореол – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.
34.характеристика основных субъектов (элементов) политической системы.Эволюция политической системы РК
Основным субъектом политической системы также являются политические партии.Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой ее модификации, заключается:– в осуществлении функции представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;– в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;– в снятии ее внутренних противоречий.Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.Партии могут быть:– классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские);– национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии; ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партия исламского возрождения, Союз русского народа и т.д.);– проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа (экономическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.);– государственно-
35.Правовое государство:понятие,основные черты и признаки,разделение властей,как основной признак правового государства.
Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:а) приоритета права;б) правовой защищенности человека и гражданина;в) разделения властей;г) верховенства закона;д) единства права и закона;е) взаимной ответственности государства и личности;ж) наличии гражданского общества;и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;д) независимости судов;е) существование антимонополистических структур.Цель правового государства – создание условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию.Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”.Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"