Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.
-взаимопроникновение состоит в том, что право основывается на морали. -взаимовлияние проявляется в том, что мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает требования морали юридическими санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.
59. Норма права: понятие, признаки. Юридическая норма - первичная "клеточка" права, первичный "кирпичик", из которого состоит здание права. Также можно сказать, что норма права есть частица содержания права, исходный структурный элемент его системы. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная правовая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности. Отдельно взятая правовая норма или группа норм еще не есть право. Право - это система правовых норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему. В то же время норма права относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями.
Признаки правовой нормы:
1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.
2. Формальная определенность нормы права, которая проявляется в том, что правовая норма издается и санкционируется государством и выражается в определенной, строго установленной форме (письменной).
Формальная определенность связана также со структурой нормы права - специфическим внутренним строением и ее представительно-обязывающим характером.
3. Норма права охраняется от нарушений принудительной силой государства. Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушения - специфический признак правовой нормы.
4. Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:
1) правил поведения;
2) исходных (отправных, учредительных) норм.
Правила поведения - это непосредственно регулятивные нормы. Они устанавливают вид и меру возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.
Исходные (отправные, учредительные) нормы - это нормы-принципы, нормы-дефиниции и т.д. Они представ-ляют собой нормы опосредованного регулирования. Они устанавливают общие начала, исходные положения и направления правового регулирования.
5. Норма права является государственным регулятором общественных отношений.
Норма права - предписание общего характера и рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на конкретных лиц, а на множество сходных отношений и на множество неперсонифицированных адресатов, подпадающих под условия ее действия.
Правовая норма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство. Например, отношения по поводу собственности, политической власти, управления, правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации труда, борьбы с преступностью.
6. Норма права - выступает и как модель, эталон, мера, масштаб должного или возможного, разрешаемого или запрещенного поведения людей, и как критерий оценки правомерного и неправомерного, законного и противо-законного поведения.
Таким образом, можно дать следующее определение нормы права.
Норма права - это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.
60. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.
Норма права состоит из:
гипотезы, которая определяет условия и обстоятельства, при которых применяется данная правовая норма. Гипотеза отвечает на вопросы - кто, где, когда, при каких условиях. Гипотеза может быть абсолютно определенной, относительно определенной и недостаточно определенной;
диспозиции, которая содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы - что делать, чего не надо делать. Диспозиция может быть абсолютно определенной, относительно определенной и недостаточно определенной;
санкции, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель. Санкция отвечает на вопрос - какие последствия могут наступить в случае нарушения правовой нормы (т.е. гипотезы или диспозиции). Санкции бывают абсолютно определенные, относительно определенные, простые, альтернативные, кумулятивные. Таким образом, гипотеза - это указание на условия, при которых возникают права и обязанности; диспозиция - это указание на права и обязанности, санкции - это указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы.
61. Виды гипотез правовой нормы и их характеристика. Гипотеза может быть выражена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуистической) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая - частными, специальными. Будучи исторически первичной, казуистическая гипотеза в настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недостатки очевидны: ее употребление ведет к чрезмерному увеличению числа юридических норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических определений. Сколько бы ни предусматривалось отдельных случаев, всегда найдется еще один, казуистической гипотезой не предусмотренный. Абстрактная же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Гипотезы могут различаться и по степени их определенности. С абсолютно определенной гипотезой мы сталкиваемся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, устанавливается, что договор займа на сумму свыше пятидесяти рублей должен быть заключен в письменной форме. Абсолютно неопределенная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фактов, обусловливающих ее применение. Она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это самому "в необходимых случаях". В чем заключаются названные "необходимые случаи", никоим образом не раскрывается. Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо условием. Например, целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвычайного положения и т.д.
Иногда, гипотезы подразделяют на односторонние и двусторонние. Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства. Например, все нормы особенной части УК РСФСР имеют односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера тех обстоятельств, которые заставили "работать" тот или иной нормативный акт. Так, ч.2 ст. 158 ГПК РСФСР устанавливает, что при неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову, суд оставляет иск без рассмотрения. Следовательно, если стороны не явились по уважительным причинам, дело производством не прекращается, но лишь откладывается его разбирательство.
62. Диспозиция правовой нормы. Виды диспозиций.
диспозиции, которая содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы - что делать, чего не надо делать. Диспозиция может быть абсолютно определенной, относительно определенной и недостаточно определенной; Виды диспозиции: Простая диспозиция - лишь называет преступное деяние, но не определяет его признаков . - Описательная диспозиция - не только называет определенное преступление, но и раскрывает его признаки. - Ссылочная диспозиция - содержит указания на признаки соответствующего преступного деяния, а также отсылает к другой статье уголовного закона. - Ссылочная диспозиция применяется для того, чтобы избежать повторений. - Бланкетная диспозиция - в уголовном законе не определяет признаки преступного деяния, а отсылает к другим законам или нормативным актам другой отрасли права (трудового, гражданского, административного и т.д.). Как правило, в бланкетных диспозициях указываются и определенные последствия, которые должны наступить в результате нарушения нормативных актов или правил. - Смешанная (комбинированная) диспозиция - наделена признаками двух видов диспозиций.
63. Санкция правовой нормы. Виды юридических санкций в различных отраслях права. Санкция, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель. Санкция отвечает на вопрос - какие последствия могут наступить в случае нарушения правовой нормы (т.е. гипотезы или диспозиции). Санкции бывают абсолютно определенные, относительно определенные, простые, альтернативные, кумулятивные. Таким образом, гипотеза - это указание на условия, при которых возникают права и обязанности; диспозиция - это указание на права и обязанности, санкции - это указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы. Теория государства и права делит санкции правовых норм на абсолютно-определенные и относительно-определенные. Санкции первого вида точно определяют меру государственного принуждения, которая должна быть применена государственным органом к правонарушителю. Относительно-определенные санкции предоставляют правоприменительному органу возможность самому определить меру (размер, срок или вид) государственного принуждения с учетом тяжести совершенного правонарушения, личности правонарушителя и т.п. В зависимости от характера предусмотренных последствий санкции могут быть простыми (устанавливают один вид неблагоприятных последствий), сложными (применяют несколько мер воздействия одновременно) и альтернативными (правоприменительному органу предоставлена возможность выбора одной из нескольких мер воздействия, указанных в норме). По способу охраны правопорядка санкции делятся на правовосстановительные (направлены на принудительное исполнение обязанностей и восстановление нарушенных прав) и карательные (предусматривают ограничение каких-либо прав нарушителя требований нормы, возложение на него специальных обязанностей или его официальное порицание). Особой разновидностью карательных санкций являются штрафные санкции.
64.Санкции. Классификация санкций по характеру последствий и от степени определенности. Теперь, о санкции, то есть той части нормы, которая указывает на неблагоприятные (физические, психические, моральные и иные) последствия, возникающие у адресата нормы в результате нарушения им диспозиции, применение адресатом нормы диспозиции в противоречии с гипотезой и т. п. нарушениях. Теория права выделяет следующие характеристики санкции. Это всегда неодобрительное отношение государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Неодобрительное отношение может выражаться в порицании нарушителя, его наказании. До тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым - средством укрепления законности и правопорядка. По назначению различают карательные/штрафные санкции - их назначение состоит в наказании правонарушителя (лишение свободы, в т. ч. условное, дисциплинарные взыскания, штрафы и т.п.). Правовосстановительные / компенсационные санкции направлены на восстановление нарушенного права потерпевшей стороны, на возмещение ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда. Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий - по степени определенности, выделив три группы. Абсолютно-определенной в теории называется санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции
административного права, устанавливающие точную величину штрафа,
который должен уплатить правонарушитель. Например: ч. 1 ст. 116 Налогового
кодекса РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей». Относительно-определенной является санкция, в которой точно установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство санкций уголовного права, многие санкции административного права.
Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции
практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является
полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.22 Например: п.1.
ст.281 УК РФ «Диверсия - совершение взрыва, поджога или иных действий,
направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений,
путей сообщения и средств сообщения, средств связи... в целях подрыва
экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет».
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"