Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права"
Теория государства и права
Задание 1.
Методология ТГП. Система методов изучения ТГП.
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.
Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области – ТГП, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.
В ТГП познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий – практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мысленные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т.е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в своей исторической истинности в качестве установок на творческое преобразование существующих условий.
Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют общее методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновременно и логическими категориями.
ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое выражение они получают в исследуемой области.
ТГП, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений действительности.
ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует:
а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.п.);
б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);
в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т.п.).
Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки. Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все более глубокого изучения предмета исследования – государства и права, которые находятся в постоянном развитии.
Таким образом, методология ТГП – это применение обусловленной материалистической диолектикой совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования государственно-правовых явлений.
Предмет (что изучает)- закономерности возникновения функционирования и развития государственно-правовых явлений.
Отличие ТГиП от других наук состоит в том, что она изучает предмет как абстракцию (Не интересуют детали)
Прикладные науки -фиксирование данных окружающего мира.
Теоритические науки -объяснение явлений (формируют законы).
Все науки делятся на дискрептивные и прескрептивные.
Дискрептивные (описательные) науки занимаются предметами окружающей действительности такими, как они есть.
Прескрептивные (нормативные) формируют представление о том, каким этот мир должен быть. Естественные науки-прескрептивные.
Философский пазетиризм-направление философской мысли,заключается в том,чтобы перевести методологию познания естественных наук на изучение общественных процессов и явлений. Возник в 19 веке. Любое знание должно быть подвергнуто научной проверке (верификации). Если все знания поддаются проверке, то наука дискрептивная.
2 течения в изучении ТГиП:
Позитивистское (ТГиП должна заниматься гос-вом и правом такими как они есть)
Непозитивистское (должна формулировать некие представления о том,какими гос-во и право должны быть)
Методы научного познания.
Индукция -от частного к общему.(путем изучения отдельных предметов)
Дедукция -от общего к частному.
Метод компаративистики (сравнения). Существует в двух формах:
компаративный -несколько различных государств в одну эпоху.
Исторический метод-история гос-в в одно время.
Задание 2.
Тема: «Основные концепции происхождения гос-ва и права»
1.Теологическая теория. 13в. Августин,Аквинский.
Объясняет происхождение государства и Права божественной волей. Теорию нельзя доказать т.к. вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога.
2.Патриархальная теория. 3 в до н.э. Аристотель.Михайловский.
Гос-во возникает из разрастающейся семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Нет ни одного исторического свидетельства.
3.Органическая теория. 19в. Спенсер,Вормс.
Человечество возникло как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему.
4.Теория насилия. 19в. Гумплович.
Объясняли возникновения гос-ва факторами военно-политического характера. Завоеванием племенем другого. Подчинение слабого сильному.
5.Психологическая теория. 19в. Петражицкий.
Потребность человеческой психики подчиняться и руководить.
6.Теория общественного договора (естественного права). 17-18в. Руссо,Радищев. Государство-результат общественного договора. Народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.
7.Историко-материалистическая теория. Маркс,Энгельс.
Государство-результат экономического развития общества. Общественное разделение труда и появление частной собственности приводит к расколу общества на классы с разными экономическими интересами.
Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно–общественного строя, обменными. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество в цивилизацию.
По историческим типам государственно–правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытно–общинного строя:
1) деспотии, сложившиеся в древности на Востоке (Египет);
2) рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы Афины, Спарта);
3) феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь).
На смену им приходят развитые типы государственно–правовых систем капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистко–ленинская теория ХХ в. также добавляет сюда еще один исторический тип – "социалистическое государство".
В первых, известных истории цивилизованных обществах в Египте, Древнем Вавилоне Г. существовали уже к III тыс. до н.э.. Рабовладение в них не играло существенной роли, хотя развитию рабства (например, в Египте) способствовали многочисленные войны. Привилегированным положением в раннегосударственных образованиях пользовались, как правило, жреческое и воинское сословия. Земля в основном рассматривалась как государственная собственность.
В общественном строе многих ранних государственных образований (в частности городов–государств Древнего Вавилона) долгое время сохранялись пережитки родо–племенной организации, существенно ограничивавшие власть правителя: совет старейшин и народное собрание избирали главу государства, давали ему советы во всех важнейших делах, контролировали его деятельность, осуществляли суд и управление общественным имуществом. Такой способ организации государства в фактически бесклассовом обществе Маркс и Энгельс в свое время назвали "азиатским способом производства", рассматривая его как один из вариантов возникновения государства.
Процесс образования государства у многих народов был тесно связан с завоевательной политикой и объективной необходимостью спешного создания государственного аппарата для управления покоренными народами (Древний Китай, раннегерманское государство).
Складывание развитой рабовладельческой системы отождествляется прежде всего с государствами Древней Греции (X в. до н.э. – III в. н.э.) и Рима (c VIII в. до н.э.). Эпоха классической Греции приходится на VI–IV вв.до н.э., а Римское государство наибольшего расцвета достигло в период Империи (I в до н.э. – I в. н.э.).
Средневековая история государств Центральной Европы начинается фактически с VII–VIII вв н.э., поскольку главным образом в этот период здесь происходит формирование централизованных феодальных государств (Франция, Италия, германские королевства и др.) Складывание первого государственного образования у восточнославянских народов (Киевская Русь) – традиционно связывается с именами варяжского конунга Рюрика (IX в.) и его преемника князя Олега, хотя они по сути дела лишь завершили процессы, начавшиеся несколькими веками раньше. Образование русского централизованного государства приходится на XII в.
Эпоха нового времени в Европе открывается событиями Английской буржуазной революции 1640–1653 гг. В целом же складывание капиталистических отношений в передовых странах Западной Европы (Нидерланды, Великобритания) происходит главным образом в XVII–XVIII вв.
Исторический период, начавшийся после окончания первой мировой войны и продолжающийся по наше время, принято назвать эпохой новейшего времени.
В теории государства и права существует множество разнообразных концепций происхождения государства. Остановимся на некоторых из них.
Авторы естественно–правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.–Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно – результат юридического акта, своеобразного "общественного договора", положившего конец "войне всех против всех". Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума.
Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г. Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель – обеспечение благополучия всего народа.
Классовый подход в определение государства привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. "Самой чистой", классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось "непосредственно из классовых противоречий". Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально–экономической формации. Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим.
Марксистская теория выделяет четыре основных типа государства в зависимости от форм господствующей в них собственности: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают государство так называемого "азиатского способа производства", которые по своим признакам не соответствуют определению классового государства.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"