Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по ТГП 1-51.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

Различают три разновидности социалистической формы гос правления: Парижскую коммуну, Советскую республику, народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как гос форма диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Кратковременный исторический опыт Парижской коммуны классики марксизма считали примером существенного правления, прообразом будущего социалистического гос-ва.

Республика Советов – разновидность социал.формы гос правления, возникшая в новых исторических условиях в России. Теоретические основы советской республики разработал В.И.Ленин. Она осуществлялась на строго классовой концепции.

Народно-демократическая республика как форма гос правления возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру власти она мало чем отличается от советской формы правления. За исключением того, что нар-дем респуплика представляет собой такое же тоталитарное гос-во, где все нити гос и общественной жизни находятся в руках партократии. Советская и нар-дем формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей.

10.             Понятие и классификация функций государства.

В любом государстве существуют две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная. Сущность государства проявляется через его функции.

Функции государства – это основные  направления его деятельности, выражающие сущность и социальное  назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства  не являются застывшими и неизменными, они динамичны, подвержены изменениям.

В зависимости от конкретно-исторических условий выделяются в качестве главных те или иные функции. Например, в восточно-азиатских государствах древнего периода главной функцией была функция организации общественных работ - строительство ирригационных сооружений. В кочевых государствах главной функцией была защита государства от внешней угрозы. В современных развитых демократических странах главной функцией является обеспечение прав и свобод граждан.

Отметим, что важнейшей функцией практически всех современных государств является экологическая функция. Это связано с глобальными масштабами деятельности человека, с его отрицательным воздействием на природу. Так, в мире опасный характер приобрела проблема загрязнения атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия.

В юридической литературе существуют и другие классификации функций государства. Так, в учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В.К.Лазарева (Москва, 1996, С.283)  выделяются четыре основные функции, которые осуществляются любым государством - экономическая, политическая, социальная, идеологическая. Другие же ученые выделяют три основные функции - законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная).

Учитывая, однако, что данные точки зрения не получили большого распространения, предлагаем следующую классификацию функций государства.

1. По причинам возникновения:Вытекающие из  классовых противоречий; Вытекающие из потребностей  общества.

2. По направленности:

1. Внутренние:

а) охрана прав и свобод человека и гражданина;

б) охрана форм собственности;

в) обеспечение правопорядка;

г) экологическая;

д) экономическая;

е) социальная;

ж) развитие научно-технического  прогресса;

з)  налогообложение.

2. Внешние:

а) ведение захватнических  войн;

б) защита страны от нападения извне, оборона страны;

в) поддержание  мира;

г) взаимовыгодная торговля;

д) решение совместно с другими  государствами мировых  проблем.

3. По продолжительности действия:

а) постоянные, осуществляющиеся на всех этапах развития  государства;

б) временные, т.е. функции государства, которые прекращают свое действие с решением определенной  задачи, как  правило, имеющей чрезвычайный характер.

4. По значению:а) основные;б) не основные.

11.             Основные внутренние функции государства и их содержание.

Внутренние:

а) охрана прав и свобод человека и гражданина;

б) охрана форм собственности;

в) обеспечение правопорядка;

г) экологическая;

д) экономическая;

е) социальная;

ж) развитие научно-технического  прогресса;

з)  налогообложение.

12.             Основные внешние функции государства и их содержание.

Внешние:

а) ведение захватнических  войн;

б) защита страны от нападения извне, оборона страны;

в) поддержание  мира;

г) взаимовыгодная торговля;

д) решение совместно с другими  государствами мировых  проблем.

На данный момент а) не является внешней функцией государства.

13.             Формы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства – это  однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и  организационные формы. К  правовым формам  относятся:

а) правотворческая – это  деятельность  по подготовке и изданию  нормативных актов;

б) правоприменительная – это деятельность по реализации  нормативных актов путем  принятия актов применения права,  повседневная работа по выполнению законов и по  разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

в) правоохранительная – это деятельность по защите   прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению  правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц  и т.д.

К организационным  формам  относят:

а) организационно-регламентирующую – это текущая  работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой  проектов документов,  организацией  выборов и  т.п.;

б) организационно-хозяйственную – это оперативно-техническая  и  хозяйственная  работа, связанная  с бухучетом,   статистикой,  снабжением и  т.п.;

в) организационно-идеологическую – это  повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению  выполнения различных функций государства,  связанная  с  разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием обществ. мнения  и  проч.

14.             Понятие формы государства. Элементы формы государства.

В теории государства и права часто употребляются категории «сущность» и «форма».

Сущность - это главное предназначение, основное свойство любого явления. Форма - это категория, выражающая устройство, структуру данного явления и его внешнее оформление, вид. Через форму проявляется сущность предмета или явления.

Категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное предназначение, цель, закономерное в государстве. Категория «форма государства» определяет кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политическое образования с государством в целом, с помощью каких методов и приемов осуществляется политическая власть, каково правовое положение личности в обществе, каков объем его прав и свобод. От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

На форму государства влияют различные факторы, такие как социально-экономические (главные факторы), природные, климатические, национально-исторические, религиозные, культурные и др.

Таким образом, форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие  между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Форма  государственного  устройства - это территориальная организация государства, соотношение государства как целого с его составными частями.

Форма политического режима. Под политическим режимом понимается степень политической свободы в обществе, состояние правового положения личности, а также те методы и приемы, с помощью которых осуществляется государственная власть.

15.             Факторы, влияющие на форму государства и определяющие его сущность.

На форму государства влияют различные факторы, такие как социально-экономические (главные факторы), природные, климатические, национально-исторические, религиозные, культурные и др.

16.             Монархия как форма правления: виды монархий.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. При этом монарх не несет юридической ответственности перед обществом. Первые государства на земле были по форме правления абсолютными монархиями.

Монархия бывает двух видов:

а) неограниченная (абсолютная) монархия. Монарх здесь единственный высший орган государства. Он держит в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. В настоящий момент такую форму правления имеет Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.

б) ограниченная или конституционная монархия. Здесь государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами, например, парламентом и судом.  Ограниченная монархия бывает разных видов - парламентарная, дуалистическая.

Конституционная или ограниченная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Парламентарная монархия является разновидностью конституционной монархии. Здесь власть монарха фактически отсутствует, является символической, законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Примером такой монархии служит Великобритания.

При  дуалистической монархии  государственная  власть  носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное  управление  страной.   Такие  монархи  носят  название теократические (Саудовская Аравия).

17.             Республика как наиболее распространенная форма гос-ти. Виды республик.

Республика - это форма правления, в которой высшая  государственная власть принадлежит выборным  органам,  избираемыми населением  на определенный срок. При этом эти выборные органы ответственны перед избирателями.

Республики делятся на парламентские и  президентские.

а) В парламентской республике парламент не только законодательный, но и контролирующий правительство орган. Здесь верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства, как правило, избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Глава государства - президент не является главой правительства.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности и остается до тех пор у власти, пока в парламенте партия обладает большинством голосов.     

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

б) В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Президент является центральной фигурой в государстве.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)   -   через коллегию выборщиков.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"