Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в Казахстане.
Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола стороны исполнительной власти.
В последнее время появились также и смешанные президентско-парламентские республики, в которых правительство формируют совместно президент и парламент.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели.
18. Президентская республика и ее особенности.
Посмотри в предыдущем вопросе.
19. Парламентская республика и ее особенности.
Посмотри в предыдущем вопросе.
20. Территориальная организация государства: унитарные и федеративные государства, их особенности. Конфедерация.
Простое или унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-
В унитарном государстве существует единая система высших органов, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство и одноканальная система налогов.
Сложное государство – это такое государство, части которого обладают той или иной степенью самостоятельности. К сложным государствам относятся империи, конфедерации, федерации, содружества и сообщества.
Империи – это насильственно создаваемые сложные государства, составные части которых зависят от верховной власти. Империи отличались тем, что у их составных частей никогда не было единого государственно-правового статуса. Например, в истории существовала Римская империя, Британская империя и др.
Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей в пределах известного исторического периода. Цели могут быть разные,– и военная, и экономическая, и политическая. То есть, это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных и др.)– США в 1776–1787 гг., СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее время.
Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти, управления и правосудия.
Федерация – это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающими в той или иной степени суверенитетом. Федерация основана на принципе децентрализации.
В федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; в федерации используется двухканальная система налогов; одним из формальных признаков является наличие двойного гражданства. Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-государственному принципу.
Содружество – это организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки касаются экономики, права, языка, культуры, религии. Члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
Сообщество государств – это переходная форма к государственной организации общества. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор, который в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения.
21. Федерация как сложное гос-во. Устройство и особенности федеративного гос-ва.
Федерация – это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающими в той или иной степени суверенитетом. Федерация основана на принципе децентрализации.
В федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; в федерации используется двухканальная система налогов; одним из формальных признаков является наличие двойного гражданства. Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-государственному принципу.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Например, США состоят из 51 субъекта федераций-штатов, Россия – 89 субъектов федерации (республики, округа, края и др.), Германия – более десятка субъектов федерации – земель. При этом США и Германия представляют собой территориальную федерацию, Россия - национально-территориальная федерация.
22. Конфедерация как форма объединения государств.
Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей в пределах известного исторического периода. Цели могут быть разные,– и военная, и экономическая, и политическая. То есть, это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных и др.)– США в 1776–1787 гг., СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее время.
Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти, управления и правосудия.
Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе. Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Существует свободный въезд и выезд граждан стран конфедерации без визового режима.
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация, СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее время.
23. Понятие гос-политического режима: виды режимов (общая характеристика).
Под политическим режимом понимается степень политической свободы в обществе, состояние правового положения личности, а также те методы и приемы, с помощью которых осуществляется государственная власть. Политический режим имеет огромное значение в жизнедеятельности той или иной страны. Так как изменение политического режима может привести к резкому изменению внутренней и внешней политики государства (даже при том, что форма правления и форма государственного устройства остаются без изменения).
Содержание политического режима составляют способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической и иных областей деятельности государства. Политический режим характеризует не только государство, но и всю политическую систему: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, которые проявляются именно в сфере политической системы.
Политический режим отражает уровень и формы развития демократии, политическую обстановку в стране в определенный период. Политическая система любого общества зависит от многих факторов - экономических, нравственных, исторических.
Политический режим характеризуют следующие признаки.
1. политический режим зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда лидируют методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, то есть антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Бывает и такое, что в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
Политический режим бывает демократическим и антидемократическим.
При демократическом режиме права и свободы человека защищены и гарантированы. Власть реализуется в интересах личности и общества.
При антидемократическом режиме власть находится в руках реакции и осуществляется диктаторскими методами.
24. Признаки демократического режима.
Признаки демократического режима:
а) население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам собственной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);
б) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
в) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;
г) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;
д) во всех сферах общественной жизни доминирует закон;
е) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
ж) политический плюрализм, в т. ч. многопартийность;
з) разделение властей и т.д.
25. Антидемократические правовые режимы: виды и основные признаки.
Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, тоталитарный, авторитарный.
Антидемократическому режиму присущи следующие особенности или признаки:
а) господство одной политической партии;
б) наличие одной официальной идеологии;
в) как правило, господство одной формы собственности;
г) сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;
д) резкое расслоение общества по сословным, кастовым и другим признакам;
е) низкий экономический уровень сословных слоев народа;
ж) акцент на карательные меры и принуждение;
з) агрессивность во внешней политике и т.д.
26.Орган государства:понятие,признаки.
Основным структурным звеном механизма государства является государственный орган. Государственный орган – это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество.Орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:– в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты;– обеспечении исполнения актов органов государства различными методами.Государственные органы классифицируются по различным основаниям:1. По способу возникновения:а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы никакими другими органами не создаются;б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.2. По объему властных полномочий:а) высшие (правительство);б) местные (акимат).3. По широте компетенции:а) общей компетенции (правительство);б) специальной компетенции (МВД).4. По принципу разделения властей:а) законодательные (парламент);б) судебные (суды);в) исполнительные (министерство юстиции и др.).5. По порядку принятия решений:а) коллегиальные (парламент, правительство и др.);б) единоличные (президент, министерство юстиции и др.)
27.Понятие государственного аппарата ,структура,характеристика органов,составляющих гос.аппарат.
Существуют принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые едины для всех государственных органов. Принципы – это исходные идеи, требования, основы, которые определяют основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.К ним относятся:1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;3) принцип разделения властей, который создает механизмы, сводящие к минимуму произвол со стороны властных органов и должностных лиц;4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;5) принцип гласности, который обеспечивает информиро-ванность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;6) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;7) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;8) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;9) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"