Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.
3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах Суверенитет государственной власти заключается в следующем:
а) верховенство власти, которое выражается в том, что государственная власть является единственной властью, распространяющейся на всю территорию государства и его населения. Государственная власть может отменить и признать вне закона любую другую власть. Она должна обладать средствами и методами принуждения;
б) единство государственной власти, которое выражается в том, что существует единая система государственных органов;
в) независимость власти, которая выражается в исключительном праве государственной власти решать свои дела самостоятельно.
4. Наличие права, законов. Неразрывная связь государства и права. Любое государство проводит свою государственную политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само государство, но и его политику. Таким образом, формируется демократическое правовое государство.
5. Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы – это часть доходов населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше налогов, – чем меньше государственный аппарат, тем меньше налогов.
Рассмотрев данные признаки, можно дать следующее определение государства. Государство – это политическая организация суверенной публичной власти, издающая общеобязательные законы и иные акты, управляющая обществом на определенной территории, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики.
6. Дуализм в соц. назначении гос-ва. Классовое и общечел. в сущности гос-ва.
Сущность государства – это главное назначение государства, главный стержень в этом явлении. Сущность государства определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть в государстве и ее принадлежность.
В любом государстве существует две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная.
Классовая сущность государства. Государство как публичная власть возникает тогда, когда прежние органы самоуправления в родовом строе перестают исполнять управленческие функции. Общество социально расслаивается, а власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобретает политический характер и осуществляется прежде всего в интересах привелегированных социальных групп, классов. Таким образом классовая сущность государства выражается в том, что оно всегда осуществляет власть в интересах привелегированной части общества.
Однако государство заботиться не только об имущем классе, но и вынуждено заботиться о всем обществе в целом. Поскольку общество это единый организм, соответственно имущие классы не могут существовать без неимущих классов, без эксплуатируемых групп. Значит, любое государство должно осуществлять и всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества. Это, так называемая, общесоциальная сущность государства.
Любое государство является не только орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.
Соотношение этих двух сущностных сторон в государстве в различных исторических условиях неодинаково, усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.
В наибольшой степени классовая сущность государства проявляется в рабовладельческом государстве, где раб являлся не субъектам права, а объектом права, вещью, собственностью рабовладельца.
По мере развития общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму большую роль стала играть общесоциальная сторона государства. Особенно явственно общесоциальная сущность государства проявляется в современном западном обществе в виде высоких налогов на прибыль предпринимателей, государственного регулирования условий труда, широкого развития разнообразных социальных программ и т.д.
Увеличение общесоциальная роль государства приводит в значительной степени к смягчению социальных противоречий, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, повышается стабильность общества.
Современные развитые государства стремятся к увеличению общесоциальной стороны поскольку они заинтересованы прежде всего, в стабильности общества.
7. Формационный подход в типологии государства.
Типологией государств называется научная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев.
Существует два основных подхода к типологии государств: формац и цивилизационный.
Формационный подход использует в качестве критерия категорию общественно-экономической формации, то есть исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства.
Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства: рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое.
В настоящее время рассматривается такой тип государства как восточное, которое предшествовало рабовладельческому государству. Рассмотрим типы государств подробнее:
1. Восточное государство (Египет, Вавилон). Географические условия и природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.
Функции восточного государства:
а) организация общественных работ;
б) взимание податей;
в) оборону своей территории или захват чужой;
г) подавление сопротивления общинников и рабов.
Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного бюрократического аппарата.
2. Рабовладельческое государство (Древняя Греция, Древний Рим).
Экономический базис составляла собственность не только на орудия и средства производства, но и на работников (рабов). Основные классы – рабовладельцы и рабы. Существовала социальная прослойка – ремесленники и др.
Функции государства:
а) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации работников;
б) подавление сопротивления рабов;
в) идеологическое воздействие с целью поддержания дисциплины и порядка.
Форма организации государственной власти – унитарные монархии и республики.
3. Феодальное государство.
Экономическая основа – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян.
Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Существовал и промежуточный класс – ремесленники и др.
Функции государства:
а) охрана феодальной собственности;
б) подавление сопротивления эксплуатируемых;
в) защита от внешних нападений и ведение захватнических войн.
Форма организации государственной власти – монархия различных видов. Республиканская форма правления была лишь в городах-республиках (Генуя, Псков).
4. Буржуазное (капиталистическое) государство.
Экономическая основа – частная собственность на средства производства. Основные классы – буржуазия и рабочие. Существует также социальная прослойка – люмпен-пролетариат.
Функции государства:
а) экономическая, то есть государственное регулирование экономики путем активного вмешательства;
б) социальная (поддержка неимущих слоев населения и др.).
Форма организации государственной власти разнообразна (от республики до монархии).
5. Социалистическое государство.
Экономическая основа – общественная собственность на землю и др. Основной класс – рабочие и крестьяне. В качестве социальной прослойки выступает интеллигенция и др.
Функции государства:
а) охрана интересов государства, общества и трудящихся;
б) экономическая;
в) социальная.
Форма организации государственной власти – республика, федерация.
В зависимости от политического режима государства делятся на следующие виды:
1. Тоталитарное государство. В данном государстве власть в руках диктатора или правящей элиты, человек ничто перед государством. В этом государстве запрещено все, что не дозволено законом.
2. Авторитарное государство отличается от тоталитарного большей демократичностью, хотя и ограниченной.
3. Либеральное государство создает условия для раскрытия правового потенциала личности. Здесь действует принцип “Разрешено все, что не запрещено законом”.
4. Демократическое государство. В этом государстве граждане участвуют в делах государства, все важные государственные органы подконтрольны народу. Граждане обладают реальными правами и свободами. Государство служит личности и обществу.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.
В юридической науке существует другой подход к типологии государства, основанный на понятии “цивилизации”. Цивилизация понимается как уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, зависящий от религиозных, национальных, географических и других признаков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индийская, эгейская и др.);
второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
третий – современная цивилизация, с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Существуют различные основания для типологии цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные.
При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. А.Дж.Тойнби в книге «Цивилизация перед судом истории» (СПб, 1996, С.14) пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и «движущих сил цивилизации».
Понятие цивилизации он сформировал как относительно и замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21 цивилизации, считает А.Дж.Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду, развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
При цивилизационном подходе типология государств крайне затруднена. Поэтому наиболее общепринятым является выделение типов государства по формационному критерию.
9. Марксистская типология государства.
Социалистическая республика – особая форма гос-ого правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.
Советская юридическая наука выделяла следующие основные особенности социалистической республики:
Ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу аппарата гос власти.
Социалист. республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином гос механизме, что позволяло бы гос власти суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ.
В социалист. республиках высшие и местные органы объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократич. централизма.
В условиях социалист. гос правления законодательная, исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений.
Социалист. республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти.
Социал. республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения рук-щей роли рабочего класса и его партии в общественной и гос жизни.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"