Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
Ответы на экзамен
1. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.
Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.
Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.
С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления.
Система местного управления: 1 января 1864 года выходит «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Население уезда делили на три курии: 1) землевладельцы; 2) городские обыватели (6 тыс. годового оборота); 3) сельские обыватели. Они избирали на 3 года Уездное земское собрание, которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган – Уездная земская управа – работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Деятельность земств делилась на: 1)обязательную – содержание тюрем, содержание квартир полицейских и мировых судей, дорог, этапная повинность; 2) остальную – медицина (строились больницы, доплаты врачам), образование (строились школы, поддержка одаренных детей), поддержка крестьян, прокатных пунктов, распространение передового опыта.
Бюджет Земств: источники – налог с предприятий, % с земских капиталов, сборы с земель, с жилых зданий, за оформление документов. Земские сборы – меценатство, сборы с переправ, судебные сборы.
Контрреформы: 1) 1866г. Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий; 2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.
1890г. – Новый избирательный закон по выборам в земства (для землевладельцев ценз 150 десятин земли), городским обывателям – 12 тысяч годового оборота; сельские обыватели могли избирать только кандидатов и сам Губернатор из них выбирал депутатов. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870г. – «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа», которую контролирует Губернатор. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 года. Суд стал всеобщий, гласный, состязательный, открытый. Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. Контрреформы: 1. Разрешили проводить закрытые заседания. 2. Запретили посещать суды студентам и военнослужащим. 3. Разрешено менять судью Окружного суда. 4. Передали политические дела из окружного суда в Судебные Палаты. В 1889г. Мирового судью ликвидировали – его заменил Земский начальник (из бывших военных).
2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.
В результате распада Киевской Руси появились различные СГУ (системы госуправления). Интересная система установилась в Новгороде и Пскове – феодальная республика.
Отдаленность от Киева способствовала тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей и сумел освободиться от их влияния. Существовало несколько предпосылок, способствовавших возникновению и существованию на протяжении более 3-х веков феодально-боярской республики. Неплодородные почвы, суровость климата сдерживали развитие традиционных феодальных структур. Необычайно высок был удельный вес ремесла, город издревле был крупнейшим ремесленным центром. В экономике города огромное значение имела торговля. Социальной основой политической системы в Новгороде были бояре – представители богатейших купцов и ростовщиков. Следующая группа – житьи люди – социальная категория, стоящая между боярством и купечеством. Гости (купцы), объединенные в корпорации (сотни). Богатейшая часть новгородских гостей объединялась в складничество – Иванское сто. Дети боярские – потомки бояр, составлявших городское ополчение. Все остальное городское население называлось меньшими людьми
Высшим органом власти было Вече. Оно решало вопросы войны и мира, «призывало» князя, избирало и смещало посадников и воевод, тысяцких, владык, осуществляло контроль деятельности должностных лиц, внешние сношения, устанавливало торговые правила и льготы, повинности населения, осуществляло контроль исполнения судебных решений. Согласно Новгородской судной грамоте оно было носителем абсолютной власти. С 1136г. формально установился политический строй в виде боярской республики. У вече была своя канцелярия – ларь, печать – ответственный за хранение – вечевой дьяк. Формально в вечевом собрании могли участвовать все свободные мужчины-домохозяева. Вел собрание посадник. Второй по важности орган – Совет господ. Его главной задачей была подготовка проектов решения веча, он определял внутренюю и внешнюю политику, хотя юридически не обладал этими полномочиями. В 1136г. впервые вече избрало посадника – высшее должностное лицо государства. Вновь избранный посадник назывался степенным (вначале посадника избирали пожизненно, затем на 1 год). Он руководил работой вече, ему подчинялась вся городская администрация, он отвечал за внешние сношения, вместе с князем осуществлял судебные функции. С 12в. избирался владыка – епископ (архиепископ) – глава церкви. Он управлял делами белого духовенства, возглавлял осподу, следил за деятельностью веча. Особое место занимал в системе управления князь, которого призывало на престол вече. С 1136г. привилегия новгородцев избирать князя была принята другими русскими князьями (но только из дома Рюриков). Он был военачальником, но его дружина составляла малую часть войска. Он вместе с посадником осуществлял судебные функции.
В Псковской феодально-боярской республике (1348-1510г.г.) были те же политические органы, что и в Новгороде, но вместо тысяцкого было 2 посадника
«+» вечевой республики: 1. Каждый принимал участие в решении; 2. Минимум бюрократии; 3. Защита личности.
«–» вечевой республики: 1. Анархия; 2. Длительность принятия решения.
Тысяцкий – помощник посадника, отвечал за народное ополчение, за сбор налогов, контролировал торговлю и торг, суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок, для решения хозяйственных и торговых дел (в Пскове вместо него избиралось 2 посадника). У посадника и тысяцкого существовал штат чиновников.
Эти города не стали центрами объединения России: земледелием, Золотая Орда и война с ней требовали сильного лидера, а не демократии, расслоение общества.
3. Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. на формирование российской государственности.
В 1547г. Иван IV принял титул царя и стал обладать всеми полномочиями государственной власти: законодательной, судебной, исполнительной и военной. Важнейшим органом гос. управления была Боярская Дума. С 1550г. все законы утверждались ею. При царе существовала Рада, куда входили приближенные к царю бояре и дворяне. Также был сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор (1549-1653), куда входили представители боярской аристократии и администрация. Собор созывался по решению царя и имел определенный состав. Окончательно сложилась система Приказов, они функционировали как органы центрального государственного управления с самостоятельными структурными подразделениями и административным аппаратом. Так, по Разрядному Приказу служилый получал оклад в зависимости от продолжительности и исправности службы. Поместный Приказ рассматривал составление всех учетных документов, выдачу жалованных грамот, тяжбы по земельным вопросам. Стрелецкий приказ руководил стрелецкими войсками, Посольский – занимался чужестранными делами, Хлебный – собирал хлеб с царских пашен и т. д. Важнейшим принципом получения чинов было местничество. 1565-1572г.г. опричнина – это репрессивная политика самодержавия, средство укрепления института самодержавия, это форсированный скачок в централизацию без объективных на то причин. Страна делилась на две части: опричнину и земщину. В 16в. система кормлений стала вызывать все больше нареканий. В Судебнике 1550г. осуждалась система взяток и даже была предусмотрена группа должностных преступлений, за которые наказывали. Для повышения эффективности управления в 1539-1541г.г. была проведена губная реформа, которая охватывала посад или весь уезд. Возглавляли новые органы губные старосты, которым помогали целовальники, выбираемые тягловым населением. В 1555г. издан указ о ликвидации кормлений и введении земского самоуправления. Земства создавались в станах, волостях, городах, слободах. Во главе их избирался излюбленный голова, позже земской староста. Их обязанностью было судопроизводство и сбор податей. В городах назначались царем городские приказчики, которые исполнял обязанности своевременного военного коменданта города.
Характерной особенностью Российского абсолютизма 17 века было прекращение деятельности органов сословного представительства – Земских соборов, губных и земских старост, а также ликвидация патриаршества и превращение церкви в часть государственного аппарата. По указу 1566г. жалованные земли разрешалось менять, сдавать внаем, передавать в приданное. В 1613г. в России установилась новая правящая династия Романовых. При Алексее Михайловиче (1645 – 1676гг.) появляется новый титул – самодержец. Меняются регалии царской власти. Появляется скипетр и держава, гос. знамя, была принята новая гос. печать. Утверждается герб Российского государства в виде двуглавого орла. В управлении страной царь, прежде всего, опирался на Боярскую думу, которая занималась законотворческой деятельностью, вопросами внешней политики, контролем Приказов, назначением должностных лиц. Из состава думы выделяется Расправная палата – высший орган судопроизводств России. В 1699г. была учреждена Ближняя канцелярия. Постепенно, со второй половины 17в., теряют свое значение Земские соборы. 17 век был периодом оформления приказной системы и началом её кризиса. В 17 веке существовало от 80 до 90 приказов, в которых к концу века было 4650 человек. Царь пытался навести порядок в их работе, принимались меры к их объединению, сосредоточению власти в одних руках, но это результата не дало. Крупные приказы делились на столы, а столы на повытья. Основной фигурой приказа был дьяк, затем подьячие (старшие, средние, младшие).
Важнейшим изменением системы местного управления было создание института воевод, которые назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись приказу, ведавшему данным городом и уездом. В ведении воевод находилась охрана правопорядка, борьба и пожарами, незаконным производством спиртных напитков, остальные уголовные преступления находились в ведении губных старост. В 1669-1684г.г. губные учреждения были ликвидированы временно, в 1702г. окончательно. В1699г. из воеводского управления было изъято посадское население и передано бурмистрам. В 17в. была сделана попытка формирования укрупненных территориально-
4. Механизмы принятия решений в органах государственной власти: специфика исполнительной власти.
Механизм принятия УР – четкая последовательность действий, стадий, результатом прохождения которых имеем управленческое решение.
УР – результат процесса сознательного выбора на основе имеющейся инфо и в соответствии с выбранными критериями отбора одного из возможных вариантов (альтернатив), разрешение конкретных проблемных ситуаций.
Гос. упр. решение – властная воля гос-ва, которая закреплена в существующих гос. актах, издаваемых гос. органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий.
Особенность принятия решений в органах ГМУ:
1. особенности предмета, целей – общ. значение принятого решения, масштабность результата => высокий уровень ответственности, но при этом трудность в установлении конечных ответственных (специфика госаппарата - величина, смешение функций между госорганами). Цели формулируются не через результат, а через направление => неконкретность. Бюрократия в этом заинтересована. Конкретизация возможна за счет специализации функций исп-их органов и установления колич. показателей.
Необ-мы механизмы миним-ции ошибок, негативных последствий: дробление процесса принятия УР по иерархии - иерархический контроль, привлечение узких специалистов, правовые ограничения полномочий отдельных ДЛ, но и узость полномочий. Отриц. последствия: решение получается «мозаикой» из-за прохождения по иерархии, кто ответственный?
2. бюрократизация процесса принятия. Бюрократия враг как коллегиальных, так и единоличных решений, все строится на процессе согласования (сверху-вниз и обратно, горизонтально)=>длительность, несвоевременность, но и обезличенность УР, в идеале – непредвзятость.
3. проблема ограниченной рациональности. Нет возможности максимально реализовать общ. потребности из-за бюрократических и финансовых ограничений, невозможности одновременного учета интересов всех заинтересованных.
4. ОГВ минимизируют транзакционные издержки – однотипность решений, «списывание» с ранее принятых. Желание изначально завысить финан. затраты реализации решений, чтобы выделили как можно больше денег, так как при прохождении всех стадий финансирование от запланированного все равно урежут, непредсказуемость финансового обеспечения.
5. решения односторонние. Содержание принимаемых решений определяется спецификой ресурсов принуждения у гос-ва: решения направлены на установление норм и санкций за их нарушение (монополия гос-ва на правовой и физический методы). Использование принуждения ведет к сопротивлению как со стороны исполнителей, так и объекта (общество).
6. решения всегда вынуждены, вторичны и заранее ограничены, даже на уровне През-та (политические ограничения). Трудность в получении огромного массива инфо. Сбор за счет спец. служб (различные аналитические центры при ДЛ, органах власти).
Решение проблем: в гос-ве нет целенаправленной политики, но:
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"