Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.
Структура правовой системы состоит из 3 групп правовых явлений:
а) юридические нормы, принципы, институты (норма-тивная сторона);
б) совокупность правовых учреждений (организационная сторона);
в) совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура (идеологическая сторона).
Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т. е. специфические особенности.
На развитие правовой системы воздействует вся духовная культура общества; религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую культуру большое воздействие оказывают политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органично взаимосвязаны с религией.
В развитии правовых систем наблюдается преемственность. Так, традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем.
Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, “правовые семьи”.
Критерием выделения и классификации правовых семей является:
1) идеология, включая религию, философию, экономические и социальные структуры;
2) юридическая техника, основой которого являются источники права (См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1998).
Основываясь на этих критериях выделяются следующие виды правовых семей – романо-германская, англо-саксонская, социалистическая, религиозная и традиционная.
47.Романо-германская правовая система:
Относят правовые системы,возникшие в континен.Европе на основе римских,кононических и местных правовых традиций.РГПС сложилась на основе изучения римского права ительян.,фр.,герман.
48.Англосаксонская и мусульманская правовые системы.
На определенных этапах истории человеческого общества оелигиозное право играло сущ-ую роль,особенно в тех странах,где религия признав.гос.интститут.В настоящее время рапср.источн.права в арабских и нектороых др.странах остаются мусульм.религиозн.воззрения,
Сунна-сборник традиционных правил,содержащий высказывания Мухаммада,воспроизв.рядом посредников;Иджма-
49.Понятие формы права.Действующие право РК.
под формой понимается внешнее выражение предмета или явления, отражающее его внутреннюю сущность.
Сущность – это основное назначение предмета или явления, показатель того, для чего оно необходимо, чему оно служит.Функция – это основные направления деятельности данного явления или предмета, основные его назначения.Содержание – это внутреннее содержимое предмета или явления, которое находится в рамках данной формы.Право как общественное явление имеет внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма права – это его структура, система элементов, составляющих содержание данного явления.Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых норм ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.В науке теории государства и права под источниками права понимается в основном “внешняя форма“ права. Надо отметить, что проблема источников права сложна и многогранна.Источником права является внешняя форма объективизации правовой нормы. Причем только объективизированная норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права над внутригосударственным, в том числе и в Казахстане. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни. Практически создается надгосударственное право Европейского сообщества, именуемое комунитарным, формируется единое правовое пространство Западной Европы. Такие тенденции обозначились и в некоторых других регионах мира.
50.НПА как основная форма современного права,основные признаки,отличающие их от правоприменительных актов.
Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права.Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.Признаки НПА:НА есть результат правотворч.деятельности компетен.органов и должностных лиц гос-ва,а также уполномочия на то общ-х объединений и организ.2)НПА содержит в себе общеобяз.правила поведения3)содержащиеся в НПА предписания,явл.выражением гос.воли4)НПА приним.и реализ.в особом процессуальном порядке5)НПА имеют строго определен.документ.форму6)НПА направлены на регулирование наиболее типчных,массивных отношений 7)НПА рассчитаны на постоян.либо длительные действия 8)НПА не персонофицированы,адрес.либо ко всем,либо к определенному числу субъектов.
51. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.
2. К основному виду нормативных правовых актов относятся:
1)Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;
2)указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу
конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
3)нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
4)нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
6)нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;
7)нормативные правовые постановления центральных государственных органов;
7-1) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
3.К производному виду нормативных правовых актов относятся:
1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений;
2) положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения;
3) правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности;
4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.
4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.
6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами.
52. Понятие и виды законов. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
В соответствии с Конституцией все законы, международные договоры, участников которых является Республика, публикуются. Законы Республики Казахстан, постановления и другие акты, принятые Парламентом РК, публикуются в издаваемых на казахском и русском языках ''Егемен Казакстан'', ''Зан'', ''Казахстанская правда'', ''Юридическая газета''. Законы РК публикуются в указанных газетах или официальных приложениях к ним в семидневный срок после их подписания Президентом РК, но не позднее семидневного срока после их принятия. Опубликование законов РК в ''Ведомостях Парламента'', в газетах ''Егемен Казахстан'' и 'Казахстанская правда'' является официальным.
Все указанные акты могут быть также опубликованы в иных органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по телеграфу, направлены соответствующим органам и организациям.
Законы РК, другие акты Парламента нормативного характера вступают в силу на всей территории Республики одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в газетах ''Егемен Казахстан'' и ''Казахстанская правда'' или официальным приложениям к ним. Указанные сроки вступления законов в силу не применяются в тех случаях, когда Парламентом Республики при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.
Вступившие в силу для Республики Казахстан межгосударственные и межправительственные договоры, не подлежащие ратификации, а также межправительственные договоры, присоединение к которым Республикой Казахстан осуществлено в порядке, установленным приведенном Указом Президента, публикуются в сборнике ''Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан''. Вступившие в силу для РК международные договоры, включая межведомственные, а также договоры, присоединение к которым Республикой Казахстан осуществлено в установленном указом Президента порядке, публикуются в сборнике ''Бюллетень международных договоров, соглашений и отдельных законодательных актов Республики Казахстан''.
Международные договоры РК, аутентичные тексты которых составлены на иностранных языках, публикуются на одном из этих языков с официальным переводом на казахский и русский языки.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, также должны быть опубликована официально, то есть от имени тех государственных органов, которые их принимали. Только в этом случае они могут применяться к конкретным случаям. В данном случае речь идет о нормативных указах Президента, постановлениях Правительства, Конституционного Совета, Верховного Суда, нормативных актах центральных и местных государственных органов.
53.Стадии законодательного процесса.
Процесс принятия каждого отдельного нормативно-правового акта подчиняется
определенным правилам, отход от которых недопустим – законодательной
процедуре. Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохожденияпроектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде
она строго закрепляется и регулируется с помощью конституции, текущих
законов, а также – специальных положений и регламентов, устанавливающих
порядок правотворческой деятельность государственных органов.
Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап
подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов
в свою очередь делится на стадии.
Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма
условно.
1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом
государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект
может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим
государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании контракта.
2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются
возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется
законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается
аналогичное иностранное законодательство.
3. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым
экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах
массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения. Эта
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"