Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
45. Правотоворчество: понятие, принципы, стадии, формы. Правотворчество это деят гос-ва по изданию, изменению и отмене нпа. Все нормы права создаются гос-вом, последнее придает им статус общеобязат правил поведения. Это гос по своему характеру деят-ть, направл на регулир обществ отношений, совершенств действ законод-ва, установление новых порядков и вытеснение нежелат для общества отношений, связана с познанием, изучением, анализом явлений, выявлением потребности в прав урегулировании обществ отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом др. процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма. Имеет определ стадии, осуществляется в установл порядке. Нарушение процесса правотворч может привести к признанию принятого акта недействит. В ходе процесса правотворче происходит выявление общесоц интересов, согласование акта с заинтерес органами и лицами, с действ системой закон-ва и права, оформление принят решения, придание ему гос-властного хар-ра. Основана на определ принципах, т.е. руководящих началах, требованиях. Это: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. (6шт) Принцип законности предполагает: принятие нма только теми субъектами, которые наделены соотв полномочиями и в их пределах; оформление определ процедурой; выбор формы акта должен соотв содержанию принимаемого акта; новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепрм принципам и нормам междун права, а также действ закон-ву. В федерат гос-ве важно также соответствие актов субъектов федерации общегос актам. Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных норм прав актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в сми, существует возможность обращения в правотворч органы с предлож, замечаниями, пожеланиями. Т.е., население широко оповещается о работе правотворчх органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности. Принцип научности вкл в себя: разработку научно обоснов стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование соц последствий действия новых актов и норм; учет достижений юр науки как отечеств, так и мировой; учет научн рекомендаций. Принцип профессионализма относится к любой гос деят-ти, но особенно важен для правотворчества, т.к. этот вид гос деятельности требует спец знаний, навыков, умения и даже определенного таланта пример лаконичной и в то же время простой форме формулир правила поведения. Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения, кроме актов, содерж гос тайну. Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны"вписываться" в существ систему закон-ва, не противоречить действ актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использ средства регулир обществ отношений, присущие данной отрасли права. Правотворчество есть заверш этап процесса правообразования, рез-ат правообразования и его конечный рез-тат. В завис от субъекта правотворч принято выделять след виды этой деят-ти: законотворчество, подзаконное правотворч, правотворчо органов местн самоупр, непосредств правотворчество народа (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество, договорное правотворчество, чрезвычайное (7шт). Законотворчество-один из распростр и ведущих видов правотворчества. Им занимаются представит законодат органы гос-ва, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юр силы - законы. Законы составляют исходную базу прав системы, все др виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов. Подзаконное правот реализуется чаше всего органами исполнит власти и предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих операт реагирования. Процедура подзаконного правотворчества регулируется спец актами През, Правит и др исп органов власти. Каждый исп орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции. Непоср правотворчество (референдум) принято относить к самостоят виду правотворчества, поскольку референдум явл высшей формой прямого(непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных гос решений, а сам народ выступает самостоят субъектом правотворчества. Хар-ны след особенности: 1)решения референдума обладают высшей юр силой; 2)эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только др референдумом; 3)референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них; 4)организация и проведение референдума осуществл гос-вом. Оно же обеспечивает финансир и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме. Делегир правотв. Законы делегир хар-ра в РФ не принимались на общегос уровне. Но делегир правотворч можно считать правотворчество органов мест самоупр, т к эти органы не входят в гос систему, но вправе принимать норм акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им
в ГосДуме проголосовали 2/3 депутатов, а в Совете Фед – 3/4, при этом През РФ не имеет права вето, а обязан в теч 14 дней подписать прин закон и обнарод его. Стадия промульгации предполагает оф провозглаш закона, принятого парламентом. Она вкл подписание закона главой гос-ва в установл сроки и опублик его в оф источнике, после чего закон вступает в силу. Принятый фед закон в течение 5 дней направл Презид РФ. В теч 14 дней През подпис закон и обнародует его. Но През обладает правом вето в отношении фед законов (кроме фед конституц). В этом случае Гос Дума вновь рассматривает закон. Преодолеть през вето возможно посредством получения при голосовании в обеих палатах 2/3 голосов. При этом През подпис закон в течение 7 дней и обнародует его. Вступают в силу по истечен 10 дн после их оф опубликов. Источн оф опублик законов явл "Рос газета" и "Собрание закон-ва РФ". В оф издании воспрв-ся полный аутент текст закона и указ также срок вступления закона в действ.
46. Понятие НПА и их виды. НПА это акт компетен органа или должн лица принимаемый на основе закона и во исполнен закона и закону не противоречащий. Вида нпа. 1 Фед нпа. Органы общ компет. 2 Указы През, Потанов Правит РФ,органы спец компетенции. Приказы, инструкции Министерств и ведомств. 3 Подзак нпа субъектов РФ 4 Подзак нпа органов местного самоуправл. Постановл Мэрии г.Томска.
47. Систематизация нпа и ее виды. Для того, чтобы система законодат оставалась именно системой (обладала необх и достат совок-тью элементов, была внутр согласована, непротиворечива), норм функ-ла, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоян воздействии на нее спец процесса - систематизации. Систематизация - это деят-ть по упорядоч и совершенств нормат мат-ла путем его внешней и внутр обработки с целью поддержания системности закон-ва и обеспечения субъектов права необх нормат-правовой информацией. Необх-ть систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нпа, с течен времени некотор акты фактич утрачив силу, устаревают, накапливаются противоречия между юр предписаниями и т. п. Исп в осн 3 вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нпа подверг только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определ порядке - алфавитном, хронолог, систематич (предметном) в ед сборниках и др изданиях. Для инкорпорации хар-ны след черты: 1) она может носить как оф, так и неоф характер; 2) субъектами инкорпорации м б как органы гос-ва, так и обществ орг и частные лица; 3) инкорпорация не затрагивает норматив содержа акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации; 4) норм акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворч органом, так и подвергаться внешней обработке; 5) внеш обраб заключ в том, что: а) из текста удал отдельные статьи, пункты, абзацы, утрат силу, и вкл все послед (с момента издания акта) изменения; б) исключ части, которые не содержат нормат предписаний; в) в рез-те инкорпорации издается сборник законов, собрание закон-ва или иной нормат акт. Особой разновидностью собрания закон-ва явл свод законов, который представляет собой: а) инкорпорированное издание норм актов высших органов власти (законодат и исполнит); б) источник оф опублик-я; в) собрание всего действ закон-тва (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения. Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котор несколько близких по содержанию нормат актов сводятся в один, укрупненный нпа акт с целью преодоления множественности нормактов и обеспеч единства прав регулирования. Характерны: 1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет); 2) проводится только правотворч органами, и лишь в отнош принятых ими актов; 3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный норм акт, который имеет собственные оф реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица). Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворч характер и направлен на создание нового сводного нормат-правового акта (основ законод-ва, кодекса и др.) путем коренной переработки действ закон-ва с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной соц сферы. Хар-но: 1) она предст собой наиб сложную и совершенную форму систематизации; 2) по существу явл видом правотворчества, т.к. объектом кодификации выступают непосредств нормы права; 3) кодификацию всегда осуществл только компетентные гос органы на основании конституц или др законных полномочий; 4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоян характер, производится периодически, и ее рез-ты рассчитаны на длит срок; 5) кодификация всегда вносит элемент новизны в прав регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соц преобразованиями; 6) рез-том кодификации явл кодификац акт, который отличает юр и логич целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормат предписания), значит объем и сложное строение, широкий охват соц сферы и главенствующее положение среди др
50. Правовые отношения: понятие, признаки, виды.
Прав отношения - возникающие на основе норм права, волевые обществ отношения, участники которых имеют субъективные права и юр обязанности. Правоотношения это юр связь между его субъектами, основным содержанием которой явл субъективные права и юр обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой юр фактов. В основе выделения прав отношений из всей массы обществ отношений лежат след 3 критерия: соц необходимость, гос заинтересованность, возможность внешнего контроля. Осн признаки прав отношений: 1.Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе прав норм, которые непосредств порождают данные прав отношения и реализуются через них. 2. Субъекты прав отношений взаимно связаны между собой субъективными правами и юр обязанностями. Праву одной стороны прав отношения противостоит юр обязанность др стороны. 3. Они носят волевой характер, для возникнов правоотношения треб воля его участников. 4. Прав отношения охраняются гос-вом мерами принуждения, т к именно гос-во своими актами придает обществ отношениям юр хар-тер. 5. Предполагает индивидуализир связь между субъектами, т е субъекты или поименно указаны или по их соц роли (продавец покупатель наследодатель наследник кредитор должник). Виды прав отношений: а) по отраслям — гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и др.; б) в завис от выполняемых ф: общерегулятивные правоотношения — это отношения, которые выражают юр связи более высокого уровня между гос-вом и гражданами, между самими гражданами.Служат рез-том правомерного поведения субъектов, явл базовыми к ним принадлеж больщинство отношений; охранительные правоотношения — это отношения, которые направлены на охрану установленных субъект прав и юр обязанностей; в) по субъектному составу: абсолютные правоотношения — в таких отношениях точно определен только управомочный субъект, остальные считаются обязанными и относительные правоотношения — в таких отношениях точно определены все участники-управомочные и оябязанные; г) по хар-ру юр обязанностей: активные правоотношения — обязанность состоит в совершении положительных действий а право др стор состоит в требовании исполнения этой обяз-ти, пассивные правоотношения — обязанность выражается в воздержании от совершения опред действий, запрещенных законом; д) по кол-ву субъектов: простые правоотношения — складываются между 2 субъектами,сложные правоотношения — складываются между 3 и более субъектами; е) по продолжит — кратковрем и долговрем. В любом прав отношен выдел 3 вида содержания: фактич содержание — это сама сущность прав отношения, юр содержание- это сам субъект права и юр обяз, волевое содержание — это выраженная в прав отношении воля гос-ва и субъектов. В состав любого прав отношения должны входить след 4 элемента: субъекты, объект, субъект право и юр обязанность.
51. Содержание прав отношений. Субъект право и юр обязанность. Правоотношение состоит из: а) содержания, состоящего из взаимосвяз субъективных прав и юр обязанностей (регулятивные правоотношения) или из юр ответственности и правоохранительных полномочий (охранительные правоотношения); б) субъектов, обладающих праводееспособностью; в) объекта, определяющего, по поводу чего возникло правоотношение; г) юридических фактов, жизненных обстоятельств, которые порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения. Фактич содержание составляют реальные действия по осуществл субъект прав и выполнению юр обязанностей. Субъект право принадлежит субъекту правоотношения - управомоченному. В этом праве заключен интерес управомоченного лица - мат, личный, политич или иной. Субъект право предст собой поведение возможное, его реализация целиком зависит от усмотрения управомоченного лица, от его желания и воли. Рамки реализуемого интереса определяются нормами объективного права, поэтому для хар-ки субъективного права употребляют термин "мера возможного поведения",это мера свободы человека. Для хар-ки субъект- права важно также, что оно - гарантированная возможность поведения. При этом гарантируется оно формально, т.е. в том смысле, что лицо может лишь юр претендовать на определ блага или действия др лиц. Но эта возможность превращается в действит только после того, как она начинает практич реализовываться. Субъект право вкл в себя полномочия: а)на собственные фактич действия, например использов вещи, находящейся в собств-ти данного лица; б)на принятие юр решения продать, обменять, подарить, завещать определенное имущество; в)право требовать от др стороны правоотношения исполнения обязанности, например, возвратить долг, возвратить деньги за проданную некачественную вещь; г)правопритязание, т.е. принудит исполнение обязанностей др стороной правоотношения. Юр обязанность - это необходимое поведение субъекта правоотнош, установленное для обязанного лица и имеющее целью удовлетворение субъективного права. Без соответствующей обязанности субъективное право не может существовать, так как оно становится необеспеченным. Юр обязанность - это не только необходимое, но и должное поведение. От выполнения юр обязанности нельзя отказаться в одностороннем порядке. Она представляет собой меру должного поведения, т.е. сверх обусловленной
гос-вом. За рубежом распростр практика передачи парламентом права издания законов правительству по определ кругу вопросов, на конкр срок и под контролем парламента. При этом не допускается субделегация, т.е. передача правит делегир ему законодат полномочий др органам. Чрезв правотворч представл собой принятие законов и др нпа для регулир обществ отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения. "О защите населения и территорий от чрезв ситуаций природ и техноген хар-ра" и др. Выдел 3 вида ситуаций чрезвыч хар-ра: угроза посяг на внешн безопасность гос-ва (акты агрессии, вооруж конфликты); соц-политич и криминогенного (массбеспорядки, терракты, попытка насильств свержения конституц строя); техногенного, экологич (стих бедствия, аварии, катастрофы и др.). Собств правотворч органов мест самоупр можно отнести к делегир правотворчеству. Гос-во своим закон-вом наделило представит органы местн самоупри должн лиц муниц образований правом принимать нпа по вопросам местного значения. Они обязат для исполнения всеми субъектами, находящимися на террит муниц образования, но м б обжалованы в суд. Договорное правотворч образ дог нормат содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключ между различ гос органами на добров основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юр действий. Самостоят разновидность догов правотворч составл колл договоры и соглашения между работод и работниками для регулир соц-трудовых отношений. Дог правотворч относ к подзакон виду. Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нпа отд учреждениями, орг комм или иного характера. Этими актами регулир конкр произв и иные управленч задачи. Локакты издаются руководит орг и обязат только для данной орг, ее структподразд и работников. Это уставы, положения, правила, приказы, распоряжения и т.д. Для юр действия уставов и положений необходима их регистрация в соотв гос органе. Выделяют след стадии законодат процесса: а)законодат инициативы; б)обсуждение законопроекта в Гос Думе; в)принятие закона; г)промульгация и вступление закона в юр силу. Стадия законодат инициативы это офиц внесение в парламент (в Гос Думу) уполномоч субъектом законопроекта или законопредложения. Законоп есть текст будущ закона со всеми необх атрибутами - преамбулой, разделами, главами, формулировками статей и др., а законопредложение содержит лишь идею буд закона. Наличие у субъекта права законодат инициативы означает, что представит орган обязан рассмотреть внесен законопроект и принять его для дальн работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопр. В РФ правом законодат инициативы обладают: През РФ, Совет Фед, члены Совета Фед, депутаты Гос Думы, Правит РФ, Конституц Суд, Верх Суд, ВАС по вопросам своего ведения и субъекты Фед в лице их законодат представит органов. Как правило, закон принимается в 3 чтениях. На 1 чтен реш вопрос о целесообразности представл законопроекта, насколько необходимо его рассмотрение. Обычно заслушивается доклад инициатора законопроекта. Депутаты же оценивают осн его идею и делают замечания и предложения по усовершенств текста. Если законопроект считается принятым в 1 чтении, то он передается для дальн работы над ним в комитеты(комиссии). Во время 2 чтения законопроект обсуждается в целом, а по существу и постатейно - по докладу комитета, проводившего его доработку. На этом этапе обсуждаются принцип вопросы. Если законопроект отклонен, прекращ всякая работа над ним, если не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по поправкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во 2 чтении законопроект передается в комитет для редакц доработки. В 3 чтении законопроект обсуждается со всеми поправками, включая редакционные. Но и на этой стадии законопроект м б отклонен, если не набрал необх большинства голосов. Прекращение обсуждения законопр оформл-ся спец решением палаты, и тогда законодат процесс переходит на стадию принятия закона. Данная стадия проходит в форме голосования. В однопалат парламентах эта стадия служит завершением последнего чтения. В 2палатных парламентах законопроект подлежит одобрен верхней палатой. В РФ фед законы принима большинством голосов от общего числа депутатов Гос Думы и в течение 5 дней передаются на одобрение Совету Фед. Закон считается принятым, если в Совете Фед за него проголосовало большинство членов палаты от общего числа членов. Совет Фед должен в течение 14 дней хотя бы начать рассмотрение принятого Гос Думой закона и переданного для одобрения Советом Фед. При этом обязат одобрению подлежат законы по вопросам: а)фед бюджета, фед налогов и сборов, фин, вал, кредит, тамож регулир, ден эмиссии; б)ратификации и денонсации междунар договоров; в)статуса и защиты гос границы РФ; г)войны и мира. Если Совет Фед не одобрил принятый Гос Думой закон, то палаты для урегулир возникших разногласий могут создать согласит комиссию. После этого закон подлежит повтор рассмотр и голосованию с учетом поправок, сделанных согласит комиссией. Но ГосДума может преодолеть неодобрение Советом Фед закона, набрав при повторном голосовании 2/3 голосов от общего числа депутатов. При принятии федер конституц закона требуется, чтобы за него
отрасл актов. Кодификац акты -это прежде всего основы закон-ва и кодексы. К ним относ также уставы, положения, правила и др.
48. Коллизии в праве и способы их разрешения. Под юр коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отд нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общ отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления гос органами и должн лицами своих полномочий. Существ несколько способов разрешения юр коллизий и их устранения. Среди них первое место отводится принятию нового акта взамен коллизирующих или отмену одного из противореч др др актов. Др способ - разработка коллиз норм и принципов, устанавливающих юр приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменит органы. Еще один радик способ устранения коллизий - суд порядок рассмотрения споров в коллиз ситуациях, в т.ч. конституционное правосудие, арбитражное, третейское. Данный способ считается одним из эфф, т.к. суд решения носят императ характер, общеобязательны. Кроме того, в суд заседании спорящие стороны могут представить доказ-ва, изложить свои доводы, аргументировать позиции и др. Особенно эфф представляются решения Констит Суда РФ, которые вступают в действие немедленно после оглашения и не подлежат обжалованию. Важное средство разрешения коллизий – суд толкования. Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д. Толкования конституц норм со стороны КонститСуда РФ имеют прецедентное значение как для самого Суда, так и других гос органов и должн лиц. Важное значение имеют также толкования действующего закон-ва Верх Судом и ВАС РФ. В качестве средств разрешения юр коллизий называют законодат закрепление возможности обжаловать те или иные акты или действия в суд или администр порядке. Целям устранения коллизий служит и опротестование актов органами прокуратуры в установл порядке. К средствам разрешения коллизий относятся и согласит-примирит процедуры. Они наиболее эфф при разрешении коллизий компетенции, при различн позициях спорящих сторон и др. Предлагают также в качестве средства разрешения коллизий вводить временные или спец режимы. Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отд органа или должн лица. В междунар практике таким спец режимом явл экономич санкции, экономич блокады, режим чрезвыч положения и др. К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести: действие субъектов строго в рамках конституц установлений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетенции; предварит юр экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в закон-ве; систематизацию действ закон-ва, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии; периодич инвентаризацию правотворч органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и др коллизий; анализ эфф-ти нпа, что способно установить коллизии в праве; предвидение конфл ситуации в нормат материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"