Правовое регулирование обращения акций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:32, реферат

Описание работы

Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имела цель выявить особенности правового регулирования обращения акций в Российской Федерации.
Задачи моего дипломного исследования можно сформулировать в соответствии с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АКЦИЙ 5
1.1. СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОБРАЩЕНИЕ АКЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АКЦИИ 16
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» И «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» 30
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 30
2.2. ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 42
ГЛАВА 3. НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ И МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ 58
3.1. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 58
3.2. РЕАГИРОВАНИЕ ПРОКУРОРА НА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ АКЦИЙ 77
ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА 77
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 79
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ В ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИ ВЫПУСКЕ АКЦИЙ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Например, проверкой прокуратуры  в АООТ «Автоколонна» было установлено, что обществом еще в октябре 2000 г. был заключен договор на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг со специализированным регистратором ООО «Экономика», однако на момент проверки (март 2001 г.) передача необходимых документов осуществлена не была. Реестр ведется начальником планово-экономического отдела, не имеющим квалификационного аттестата. Как следствие, отсутствуют паспортные данные и банковские реквизиты акционеров; нет данных о документах, на основании которых внесены записи в реестр; лицевые счета на каждое зарегистрированное лицо одновременно с внесением записи в регистрационный журнал не ведутся.

Нарушения требований к проведению эмиссии ценных бумаг  при учреждении акционерных обществ, при выпуске и размещении акций акционерными обществами.

Нарушение установленного законодательством 30-дневного срока размещения акций.

Незаконное размещение акционерными обществами акций среди учредителей без принятия соответствующих решений и государственной регистрации их выпуска в РО ФКЦБ (до государственной регистрации) в нарушение ст.ст. 18, 19, ч.1 ст. 24 ФЗ «О рынке ценных бумаг», постановлению ФКЦБ РФ от 17.09.96 «Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий».

Нарушение ст.ст. 19, 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 10.8 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 17.09.96 № 1925 – не регистрируется выпуск ценных бумаг, ст. 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг» – не предоставляется отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Так, не прошел государственную  регистрацию выпуск акций ЗАО «Торг». На требование прокурора об устранении нарушений законодательства реакции не последовало, в связи с чем прокурор обратился с иском в суд о ликвидации юридического лица за неоднократное и грубое нарушение законодательства по основаниям ст. 61 ГК РФ. После направления ответчику исковых требований ЗАО «Торг» представило в региональное отделение ФКЦБ всю необходимую документацию.

В субъекте Федерации  прокурором установлено, что ОАО  «Кропоткин» не произведена государственная  регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг; лицо, осуществлявшее ведение реестра в акционерном обществе, не имело квалификационного аттестата, нарушались правила ведения реестра акционеров; список аффилированных лиц велся с нарушением требования ФКЦБ от 30.09.99 № 7 и не был опубликован в средствах массовой информации. После внесения прокурором представления, нарушения законодательства о ценных бумагах устранены.

ОАО «Инрос», размещая акции  при учреждении Общества 11.03.99, не приняло  мер к государственной регистрации  выпуска ценных бумаг, отчета об итогах их выпуска. В связи с этим прокурор возбудил производство об административном правонарушении Общества в соответствии со ст. 12 ФЗ от 5.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Решение о размещении акций путем подписки не содержит всей необходимой информации в нарушение п. 3 ст. 28 ФЗ «Об акционерных обществах», п. 4.2 Стандартов эмиссии акций, облигаций и их проспектов эмиссии при учреждении коммерческих организаций, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47.

Нарушение сроков регистрации выпусков ценных бумаг, установленных Стандартами эмиссии  акций при учреждении акционерных  обществ, дополнительных акций, облигаций  и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 17.09.96 № 1926, сроков предоставления отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, установленных ст. 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Нарушения эмитентами сроков предоставления отчета об итогах выпуска  эмиссионных ценных бумаг, установленных ст. 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (30 дней).

Нарушение эмитентами требований п. 10.8 Стандартов эмиссии акций, согласно которым документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.

Нарушение требований по раскрытию информации.

Нарушение требований ст.ст. 23, 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст.ст. 92,93 ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 16 ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 11.08.98 № 31, Постановления Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 08.05.96 № 9 «О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в СМИ», предусматривающих порядок раскрытия информации о ценных бумагах и устанавливающих перечень документов, которые открытые общества обязаны ежегодно опубликовывать в СМИ.

Например, ОАО «Общемаш»  не раскрыло для всеобщего сведения информацию, предусмотренную ГК РФ (ст. 97), ФЗ «Об акционерных обществах» (ст.ст. 92, 93), «О бухгалтерском учете» (ст. 16), Постановлением ФКЦБ России от 30.09.99 № 7 «О порядке ведения учета аффилированных лиц и предоставления информации об аффилированных лицах акционерных обществ» (годовой отчет общества, счет прибылей и убытков и др.), в связи с чем прокурор возбудил производство об административном правонарушении на основании ст. 12 ФЗ от 05.03.99 «О защите прав инвесторов...».

Нарушение требований ст.ст. 23, 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг», Положения  о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 12.08.98 № 32, предусматривающих необходимость направления эмитентом сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента в порядке раскрытия в регистрирующий орган для обеспечения доступности в срок не более пяти рабочих дней с момента появления соответствующего факта.

Нарушение требований п.п. 9, 10 Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, обязывающих эмитентов в случае прекращения действия договора на ведение реестра опубликовать уведомление в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тыс. экземпляров и (или) письменно уведомить зарегистрированных лиц о прекращении действия договора на ведение реестра в срок не позднее, чем за 25 дней до даты прекращения действия договора.

Нарушение требований ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг», согласно которым о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированных в Российской Федерации, сторонам по сделке надлежит уведомлять ФКЦБ России.

Так, ОАО «NnGaHK», заключив сделки купли-продажи акций ОАО «Север» с нерезидентами, не направил уведомление в ФКЦБ России. Прокурором было внесено представление в адрес руководителя исполнительного органа ОАО «Мпбанк».

Несоблюдение требований ст. 93 ФЗ «Об акционерных обществах», Постановления ФКЦБ России от 30.09.99 № 7 «О порядке ведения учета аффилированных лиц и предоставления информации об аффилированных лицах акционерных обществ», в соответствии с которыми акционерное общество обязано вести учет аффилированных лиц, составлять и вести их списки.

Нарушения требований ст. 7ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положения о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 11.08.98 №31.

В частности, допускаются факты нарушения требований о порядке, оформлении, содержании, сроках предоставления ежеквартальных отчетов по ценным бумагам.

Незаконные  сделки, нарушения в процессе совершения сделок с ценными бумагами.

Так, прокурором при проверке деятельности АООТ «Молочный завод» установлены факты совершения незаконных сделок с ценными бумагами. Между АООТ и генеральным директором Общества был заключен договор купли-продажи 2000 акций АООТ на сумму 50 тыс. руб. Аналогично заключен договор купли-продажи размещенных акций Общества с членом Совета Директоров Общества. Несмотря на то что в соответствии со ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах» эти лица являются заинтересованными в совершении Обществом сделки, требования, предъявляемые к такой сделке ст. 83 Закона, не соблюдены. По иску прокурора указанные договора купли-продажи признаны судом недействительными.

Согласно распоряжению Главы субъекта Федерации Мингосимуществу данного субъекта было поручено передать акции ОАО «Геология», находящиеся в собственности субъекта Федерации, в качестве его вклада в уставный капитал ОАО «Фонд» (далее – Фонд) после внесения изменений в план приватизации ГГП «Геология». Между тем фактически изменения в план приватизации предприятия не вносились. Кроме того, в нарушение ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при заключении сделки Мингосимуществом региона не была определена рыночная стоимость акций ОАО «Геология», находящихся в государственной собственности субъекта. Вопреки нормам ст. 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не было получено предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение Фондом более чем 20% акций ОАО «Геология». Проверкой было установлено, что совершенная сделка является ничтожной, поскольку по существу было произведено безвозмездное отчуждение пакета акций, находящегося в государственной собственности, ввиду невыполнения Фондом условий договора мены о передаче в собственность Мингосимущества собственных акций. После внесения прокурором представления в адрес сторон с требованием расторгнуть незаконную сделку, Фонд добровольно оформил передаточное распоряжение о перерегистрации прав собственности в отношении данного пакета акций ОАО «Геология» на Мингосимущество региона. По представлению прокурора антимонопольный орган привлек Фонд к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в виде наложения штрафа.

Прокурором было возбуждено уголовное дело по заявлению президента АК «Нефть» о нарушениях законности при совершении сделок купли-продажи акций ОАО «Нефтепроводы» по признакам преступления, предусмотренного ст. 173 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено, что ГУП «Магистраль», в оплату уставного капитала которого был внесен принадлежащий пакет акций ОАО «Нефтепроводы», было создано без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, т. е. именно с целью продажи данного пакета акций. Отделом по расследованию особо важных дел прокуратуры проверяются обстоятельства незаконной продажи акций иностранным компаниям, правильность оценки акций, причина их продажи и т. д.

Нарушения, допускаемые при совершении сделок с ценными бумагами приватизированных предприятий.

Например, прокуратурой была проведена проверка законности отчуждения 9% обыкновенных акций ОАО «Шахта» в количестве 20745 штук из Фонда акционирования работников предприятия, находившихся в собственности Республики N. В связи с тем, что данные акции были размещены и реализованы без ведома собственника - Мингосимущества и без надлежащего письменного оформления, органами прокуратуры было предъявлено 23 исковых заявления в соответствующий федеральный суд о признании сделок купли-продажи акций недействительными и о возврате акций из незаконного владения в собственность государства. В соответствии с судебными решениями 9% акций ОАО «Шахта» были возвращены в собственность Республики N. Решения суда приведены в исполнение.

Нарушения ФЗ «О рынке  ценных бумаг», ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ...», согласно которым запрещается совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска.

По иску прокурора  признана недействительной сделка по конвертации акций ОАО «Лизинг», не прошедших государственную регистрацию, на доли в уставном капитале ООО «Лизинг», правопреемника акционерного общества, возникшего в ходе реорганизации последнего.

В нарушение ст. 72 ФЗ «Об  акционерных обществах» акционерными обществами производится незаконная скупка своих обыкновенных именных акций (без решения общего Собрания или Совета директоров, акционеры о начале приобретения обществом ценных бумаг не уведомляются).

Нарушение эмитентом  порядка приобретения размещенных им акций.

Нарушения при  выплате дивидендов.

Нарушения прав акционеров и вкладчиков

Нарушение преимущественного  права приобретения акций предприятий.

Так, решением наблюдательного  совета ЗАО «Славянка» 23.03.99 принято  предложение ЗАО «Содружество»  об инвестициях в основные фонды ЗАО «Славянка», чем было нарушено действующее законодательство и Устав самого общества, согласно которым акционеры закрытого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Вопреки закону и несмотря на обращение акционера Ивановой Н. В. о продаже пакета акций ей, акции 95-ти акционеров были проданы третьему лицу – инвестору ЗАО «Содружество».

Прокурором внесено  представление, по результатам рассмотрения которого ЗАО были приняты меры по приведению решения о продаже акций в соответствие с законом.

Нарушения прав акционеров в части получения  дивидендов по акциям и получения  информации о деятельности акционерных  обществ.

Нарушения исполнительными  органами акционерных обществ требований ст. 35 ФЗ «Об акционерных обществах» о создании резервных фондов, предназначенных для покрытия убытков общества, а также выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Нарушения ст. 78 ФЗ «Об акционерных обществах» в части совершения крупных сделок без согласия на то общего собрания акционеров.

Нарушения в  ходе подготовки и проведения собраний акционеров, заседаний советов директоров.

Нарушения в  деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Информация о работе Правовое регулирование обращения акций